Чего ждать от визита Лаврова в Кавказский регион? - эксперты

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Как известно, министр иностранных дел России Сергей Лавров 2-6 апреля совершает ряд визитов, а именно - в Ереван, Баку, Бишкек и Астану. Визиты в Армению и Азербайджан приурочены к 20-летию дипломатических отношений России с этими странами. Визит в Киргизию также приурочен к 20-летию дипотношений. Между тем предполагается, что в Казахстане Лавров примет участие в заседаниях СМИД ОДКБ и СНГ.
Чего ждать от визита Лаврова в Кавказский регион? - эксперты


Чего ждать от визита Лаврова в Кавказский регион? - эксперты Как известно, министр иностранных дел России Сергей Лавров 2-6 апреля совершает ряд визитов, а именно - в Ереван, Баку, Бишкек и Астану. Визиты в Армению и Азербайджан приурочены к 20-летию дипломатических отношений России с этими странами. Визит в Киргизию также приурочен к 20-летию дипотношений. Между тем предполагается, что вКазахстане Лавров примет участие в заседаниях СМИД ОДКБ и СНГ.

Своими мыслями о перспективах посещения Сергеем Лавровым Кавказского региона с "Вестником Кавказа" поделился директор института Востоковедения НАН Армении Рубен Сафрастян. "Я думаю, что нужно исходитьиз того, что прошли президентские выборы в России, а также на носу парламентские выборы в Армении и другие выборы в регионе, и каких-то серьёзных предложений со стороны Лаврова ожидать не приходится". Однако,по словам эксперта, сам по себе визит министра иностранных дел России врегион, конечно, важное событие, исходя из того, какую важную роль играет Россия на Кавказе.

Подобного мнения придерживается директор аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев: "Там формально-протокольного визита точно не будет, потому что Россия вовлечена непосредственно, даже как лидер в Минской группе ОБСЕ, в урегулирование нагорно-карабахского конфликта".

По словам эксперта, Медведев делал очень серьёзные усилия, собирал азербайджанского и армянского президентов за столом переговоров, пыталсянайти между ними какую-то среднюю линию, компромисс. Андрей Казанцев отметил, что президент прилагал к этому достаточно большие усилия, и никто из других сопредседателей Минской группы ОБСЕ таких усилий, как Россия и президент Медведев, не затрачивал на это дело. "Где-то там позиции сторон удавалось сблизить, хотя до конца вопрос так и не решён, -добавил он, - но с другой стороны, и войны не произошло, а мы знаем, что в регионе есть горячие головы и угроза конфликта очень серьёзная".

Эксперт отметил, что озабоченность и в Армении, и в Азербайджане по поводу того, что будет после того, как в России появится новый президент, будет ли он по-прежнему заинтересован в том, чтобы, как Медведев в своё время, много времени тратить на то, что, хотя бы, свестистороны вместе, не дать начаться войне, либо у него будут другие приоритеты, вполне оправдана.

Заместитель генерального директора Фонда стратегической культуры Андрей Арешев в интервью "Вестнику Кавказа" отметил, что, очевидно, визит Сергея Лаврова в Баку и Ереван связан с определенными новыми предложениями, возможно, некоторыми поправками к мадридским принципам, которые по-прежнему лежат на столе переговоров. "Это - так называемая "челночная дипломатия", которая традиционно осуществляется главой российского МИД, и осуществляется, на мой взгляд, достаточно эффективно сучетом нынешних условий", отметил он.

Несмотря на то, что официально визиты приурочены к 20-летию установлениядипотношений между Россией и кавказскими странами, Андрей Арешев считает, что в их ходе будут рассмотрены и некоторые рабочие моменты, связанные с приданием нового импульса переговорам. При этом от этих визитов Сергея Лаврова не ожидается каких-то прорывов. Вместе с тем они будут, по мнению эксперта, достаточно полезны, но носить в целом рабочийхарактер. В целом же, отметил Андрей Арешев, визиты министра иностранных дел России в Ереван и Баку - это "очень хорошо с учетом того, что власти Азербайджана и Армении очень сложно идут на контакт друг с другом, и тут глава российской дипломатии делает очень нужное и полезное дело".

Как ранее сообщал "Вестник Кавказа", Сергей Лавров, выступая в понедельник в Государственном университете в столице Армении, сделал несколько заявлений касательно политики России в решении ряда животрепещущих вопросов в кавказском регионе и мире. В частности, он отметил, что Россия считает неприемлемым принятие решения по статусу Каспия без учета мнения каспийских государств. "Решение, которое принимается без учета мнения всех каспийских государств о том, как использовать Каспийское море, да еще и с участием объединения, в данном случае Евросоюза, который далеко расположен от этих мест - это неприемлемо", - сказал Лавров.

По словам министра, Россия считает, что в решении вопроса по статусу Каспия "есть все основания для того, чтобы пять каспийских государств решали без чьей-либо подсказки, без чьих-либо достаточно провоцирующих действий".

Коснувшись проблемы иранской ядерной программы, Сергей Лавров отметил, что санкции против Ирана необходимо снимать после того, как это страна убедит всех в мирном характере своей ядерной программы. "Подход "шестерки", выдвинутый несколько лет назад, подразумевает, что как только Иран убедит всех через верификацию МАГАТЭ в исключительно мирном характере его ядерной программы, он будет обладать всеми правами ядерного члена МАГАТЭ", - сказал Лавров. Министр добавил, что если такоепонимание есть, в этом случае все санкции с Ирана должны быть сняты.

В решении сирийской проблемы Лавров высказался в том ключе, что власти Сирии должны отдать приказ о выводе войск из населенных пунктов, однако это должно подкрепляться ответными шагами со стороны оппозиции. "Мы согласны с тем, что правительство Сирии должно сделать первый шаг и датьприказ о начале отвода сил безопасности, армейских подразделений из населенных пунктов, но завершение этого отвода невозможно без встречных шагов со стороны тех, кто воюет с правительством, иначе это будет нереалистичный расчет", - сказал Лавров.

Кроме того, затронув проблему нагорно-карабахского конфликта, Сергей Лавров отметил, что "посредники (в нагорно-карабахском урегулировании) выполняли и выполняют свои функции честно, не отступая от принципов Хельсинкского заключительного акта, а именно: отказ от применения силы иугрозы ее применения, соблюдение территориальной целостности и право народов на самоопределение. Позиция сопредседателей не менялась".

Поделиться: