Национализм примеряет галстук

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В скором времени в России может появиться сразу несколько партий националистического толка. Эксперты довольно высоко оценивают их электоральные шансы, прогнозируя минимальный результат на выборах в 5-10% голосов избирателей. Между тем, из-за действующего запрета на создание партий по национальному признаку перспективы их регистрации в Минюсте по-прежнему выглядят туманно.
Национализм примеряет галстук

| Мария Шувалова

В скором времени в России может появиться сразу несколько партий националистического толка. Эксперты довольно высоко оценивают их электоральные шансы, прогнозируя минимальный результат на выборах в 5-10% голосов избирателей. Между тем, из-за действующего запрета на создание партий по национальному признаку перспективы их регистрации в Минюсте по-прежнему выглядят туманно.

Шансы на легализацию появились у националистов в конце 2011 года, когда по всей стране прокатилась волна массовых акций протеста против фальсификаций на выборах в Госдуму. Тогда националисты всех мастей, невзирая на идеологическое противоборство, вышли на улицу вместе с левыми и либералами. Принятый вслед за этим Госдумой новый закон о партиях вселил в них надежду на исполнение давней мечты — заполнить националистическую нишу, опустевшую со времен скандальной ликвидации партии "Родина".

Если верить соцопросам, националистический тренд востребован в обществе. Так, по данным "Левада-центра", лозунг "Россия для русских" поддерживают до 60% россиян. Да и события на Манежной площади зимой 2010 года, поводом для которых стало убийство футбольного фаната Егора Свиридова, заставили власти, наконец, обратить внимание на неурегулированные проблемы в сфере межнациональных отношений.

Впрочем, вряд ли стоит рассчитывать на то, что русские националисты смогут объединиться на базе одной партии по образцу европейских ультраправых, многие из которых, к слову сказать, сейчас располагают представительством в парламентах. Дело в том, что с момента своего зарождения в постсоветской России, националистическое движение то и дело переживало внутренний разлад и, по сути, носило маргинальный характер. Последний серьезный раскол в среде русских националистов спровоцировало дело одного из основателей движения "Русский образ" Никиты Тихонова, получившего пожизненный срок за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой.

По этой причине не удивительно, что о своем намерении создать партию уже заявили с десяток различных националистических движений — от умеренных националистов до ультраправых радикалов. В их числе Национально-демократическая партия (НДП) Константина Крылова, "Новая сила" Валерия Соловья, "Народный союз" Сергея Бабурина, "Русские" Дмитрия Демушкина и Александра Белова (Поткина), "Великая Россия" Андрея Савельева и т.д.

При этом шансы на их регистрацию в Минюсте выглядят весьма туманно. Дело в том, что действующий закон содержит запрет на создание в России партий по признаку национальной принадлежности, под которым понимается "указание в уставе и программе партии целей защиты (...) национальных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании партии".

"Я уверен, что ни одна партия националистического толка зарегистрирована не будет, и принятие нового закона о партиях на ситуацию с этой точки зрения никак не повлияет. Поэтому говорить на эту тему всерьез просто не нужно", — заявил корреспонденту "Росбалта" заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов. Депутат убежден, что попытки националистов заняться партстроительством преследуют лишь одну цель — "лишний раз "пропиариться".

Между тем, председатель оргкомитета НДП Константин Крылов считает, что на его будущую партию этот запрет не распространяется. "Мы не партия по национальному признаку, а партия национального большинства, и готовы это доказать", — говорит политик. Для пущей убедительности Крылов заявил, что национал-демократы не собираются проповедовать идеи национальной исключительности и тоталитарных ценностей. Мало того, вступить в эту партию смогут все желающие независимо от национальной принадлежности. "Русским стать нельзя, а русским националистом можно", — утверждает Крылов.

Другое дело, что даже в случае регистрации любая из националистических партий рискует тут же почить в бозе из-за заявлений или конкретных действий, расцененных властью как экстремизм. "Национализм в галстуке" может оказаться невостребованным среди широкого избирателя, который просто не увидит принципиальной разницы между новоиспеченной националистической партией умеренного толка и, например, ЛДПР.



"Чтобы достучаться до простого избирателя, новым партиям потребуются, прежде всего, яркие разноплановые лица, способные обращаться к разной аудитории либо один мощный харизматик, который способен выстроить эту линию", — согласился в беседе с корреспондентом "Росбалта" политолог Михаил Ремизов.

Директор центра "Сова" Александр Верховский считает, что помимо проблемы публичного позиционирования, националисты столкнуться и с организационными трудностями. "Недостаточно просто зарегистрировать новую структуру, нужно еще подтянуть туда актив, чтобы партия могла участвовать, скажем, в региональных выборах. Главная же проблема у националистов – это недостаток активистов, которые склонны не к каким-то насильственным операциям, а к обычной политической жизни", — считает эксперт.

Несмотря на это ряд экспертов достаточно высоко оценивают электоральные перспективы будущих националистических партий, прогнозируя им, как минимум, преодоление пятипроцентного барьера на выборах в Госдуму.

Пока же националистам предстоит пройти проверку на прочность в ходе предстоящих осенних региональных выборах. Как ожидается, с этой целью они создадут координационный совет, который и будет решать, какая из организаций выставит свой список кандидатов в конкретном регионе.

источник: ИА Росбалт

Поделиться: