Вопросы без ответа в атомном проекте Литвы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В Литве парафирован концессионный договор со стратегическим инвестором новой АЭС — японским концерном Hitachi. Однако столь значимое, на первый взгляд, событие не дает ответы на главные вопросы проекта ВАЭС. Наиболее серьезные проблемы сейчас лежат не в плоскости отношений правительства Литвы со стратегическим инвестором строительства электростанции: литовским политикам необходимо еще договориться со своими региональными партнерами и, собственно, с самими литовцами.
Вопросы без ответа в атомном проекте Литвы

В Литве парафированконцессионный договор со стратегическиминвестором новой АЭС — японским концерномHitachi. Однако столь значимое, на первыйвзгляд, событие не дает ответы на главныевопросы проекта ВАЭС.

Договор определяетобязательства сторон: Литва создаетопределенные условия и предоставляетправо на реализацию проекта сооруженияновой АЭС на конкретной площадке, астратегический инвестор — обязуетсяв установленные сроки и на определенныхусловиях построить АЭС. После парафированиядоговор, как полагается, будет переданкабинету министров и парламенту. Однакоо том, что концессионный договор будетскорее всего подписан летом этого годабыло известно давно, и, пожалуй, малокто сомневался в реальности такойперспективы: намерения как литовскогоправительства, так и японского инвестора,более чем серьезны. Между тем желаниесторон имеет достаточно отвлеченноеотношение к главным проблемам строительстваВисагинской АЭС: необходимо ещедоговориться со своими региональнымипартнерами и, собственно, с самимилитовцами.

Проблемаформирования единой энергетическойполитики государствами региона таит всебе вполне реальную угрозу для проекта.Во-первых, в странах-партнерах зачастуюимеются расхождения относительноперспектив строительства электростанциимежду политиками и представителямибизнеса. Наиболее ярко это, конечно,проявилось в Польше, когда после выходакомпании PGE из литовского проекта былснят с должности генеральный директорконтролируемой государством энергетическойкомпании Томаш Задрога.

Во-вторых, и вЛатвии с Эстонией нет уверенности внеобходимости участия в проекте (хотясовсем недавно лидеры трех балтийскихстран и подтвердили свое участие всоздании АЭС). Наиболее прагматичнуюпозицию здесь занимает последняя.Эстония на данный момент в состоянииобеспечить себя электричеством и даженемного экспортировать за рубеж, поэтомувопрос об энергозависимости от Россиив этой республике не стоит. Это с однойстороны. С другой же, в Эстонии не намереныостанавливаться на достигнутом инамерены сами развивать атомнуюэнергетику, построив свою АЭС. Даннаяидея, правда, еще далека от реализации.

От того, удастсяли Вильнюсу удержать на своей сторонеРигу и Таллин, во многом зависит будущееВисагины, по крайне мере цена электричестваВАЭС, которая, по заверению политиков,должна быть конкурентоспособной. Ещеодним препятствием на пути строительствановой атомной электростанции в Литвеможет стать мнение граждан страны. Всейме страны уже инициирован сборподписей за проведение референдума остроительстве Висагинской АЭС. Конечноже, данный референдум будет иметь лишьконсультативный характер и обязательнымк исполнению его решение не будет. Темне менее в случае отрицательногорезультата народного волеизъявленияигнорировать общественное мнениеполитикам будет проблематично.

Таким образом,на данный момент вопрос «быть или небыть?» в проекте Висагинской АЭС остроуже не стоит — ответ на него обеспечиваетсяполитической волей руководства страны.Наиболее серьезные проблемы вообщесейчас лежат не в плоскости отношенийправительства Литвы со стратегическиминвестором ВАЭС. Основная проблемазаключается в том, чтобы сделать новуюэлектростанцию действительно эффективной,востребованной, а саму реализациюпроекта - посильной для литовскогообщества. Достойные ответы на эти вопросыполитикам лишь предстоит найти.

Поделиться: