Алмат Даумов: Уровень коррупции в Казахстане ниже, чем в России.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Уровень коррупции, как мне кажется, в Казахстане ниже, чем в России. Проблемы рейдерства и криминалитета тоже менее актуальны. Все-таки у нас поспокойнее в этом плане.Судебные разбирательства в России часто затягиваются и мешают нормальному ведению бизнеса задействованных сторон. Потому что существует очень длинная иерархия судебных инстанций и каждый, кто проигрывает дело, требует его пересмотра на более высоком уровне. Так что даже если высший арбитражный суд принял решение в вашу пользу, это еще не значит, что вы победили. Наверняка тяжба продолжится в Конституционном суде и далее, независимо от масштаба вопроса. В Казахстане напротив, явно обозначена тенденция к тому, чтобы в разумной мере сокращать сроки и стадии судебного процесса.
Алмат Даумов: Уровень коррупции  в Казахстане ниже, чем в России.


Создание единого экономического пространствасоздало условия не только для сотрудничества трех стран, но и для ростаконкуренции между ними. В том числе за собственный бизнес, который теперь можеткочевать по просторам ЕЭП и останавливаться там, где ему больше нравится.

«Мы проигрываем в конкуренции юрисдикций —работающий в России бизнес часто предпочитает регистрировать собственность исделки за границей», посетовал недавно Владимир Путин в своей статье «Где взятькапитал?». И добавил «Показателен пример соседнего Казахстана, с которым мы с1 января этого года находимся в режиме единого экономическогопространства. Сейчас эта страна в целом по условиям для бизнеса, согласнооценкам Всемирного банка, занимает 47-е место, тогда как Россия — 120-е.Предлагаю поставить задачу за несколько лет приблизиться к лучшим показателямсопоставимых с нами стран по всем показателям, определяющим комфортностьведения бизнеса». Что это за лучшие показатели и в чем заключается конкуренцияюрисдикций мы попытались выяснить в беседе с партнером казахстанским юридической фирмы «Grata»АлматомДаумовым.

-Термин «конкуренция юрисдикций» давно вошел в обиход. Но, мне кажется, мысейчас впервые начинаем использовать его по отношению к своей стране и соседямтеперь уже по ЕЭП. Поэтому хотелось бы более четко понимать, что это такое.Алмат, расскажите, пожалуйста, в чем обычно соревнуются юрисдикции в мировойпрактике?

- Критерии, покоторым оцениваются юрисдикции, можно разделить на два основных блока. Первыйих них – юридический. Как законодательство, судебная и правовая система странызащищают инвестора, есть ли гарантии от национализации частных инвестиций и т.д. Второй блок – экономический. Здесь речь идет о том, сколько налогов и прочихобязательных платежей инвестор должен перечислять государству, есть ли у негокакие-либо льготы и преференции. Дополнительно учитывается, конечно, иполитическая стабильность, и уровень коррупции и развитость инфраструктуры, ноэто уже второстепенные моменты.

Очень сложно отделить конкурентоспособность страны от конкурентоспособностиюрисдикции. Эти два понятия тесно взаимосвязаны. Но я бы сказал так: юрисдикциювыбирают для оформления сделок, а страну – для того, чтобы делать бизнес.

- Какие преимущества имеет Казахстан вконкуренции юрисдикций с Россией и Беларусью?

- Я думаю, в отношении налогов наше преимущество очевидно.Ставка корпоративного налога на прибыль (КПН) у нас такая же, как в России –20%. До недавнего времени она была ниже, чем в Беларуси. Но с 2012 годаБеларусь снизила КПН с 24% до 18%. По заявлению правительства Беларуси это былосделано именно для того, чтобы достойно конкурировать с двумя другими странамиТаможенного союза. Сегодня у белорусов самая низкая ставка КПН в ТС и одна изсамых низких в странах Восточной Европы.

Если говорить об индивидуальном подоходном налоге дляфизических лиц, то здесь Казахстан опережает Россию. У нас ставка этого налогасоставляет 10%, в России – 13%. Налог на добавленную стоимость (НДС) у нас тожениже, чем в странах-партнерах. В Казахстане он установлен на уровне 12%, вРоссии – 18%, в Беларуси – 20%. При этом, насколько я знаю, в ходе предвыборнойгонки в РФ, кандидаты дают много обещаний по увеличению социальных и другихрасходов бюджета. Поэтому минфин рассматривает вопрос о возможном увеличенииНДС до 20 – 22%, чтобы обеспечить наполнение бюджета, адекватное предстоящимрасходам.

Если в целом рассматривать коэффициент налоговой нагрузки вРК, то он примерно на одном уровне с белорусским и ниже, чем в России. Чтокасается других критериев, то явных различий по ним между нашими тремя странамине наблюдается. Хотя, на мой взгляд, в том, что касается работы государственныхорганов, судебной системы, налогового администрирования, у нас ситуация лучше.

- Этокак раз те сферы, которые у нас часто подвергаются критике. В чем же они лучше,чем в других странах ТС?

- Уровень коррупции, как мне кажется, в Казахстане ниже, чемв России. Проблемы рейдерства и криминалитета тоже менее актуальны. Все-таки унас поспокойнее в этом плане.

Судебные разбирательства в России часто затягиваются имешают нормальному ведению бизнеса задействованных сторон. Потому чтосуществует очень длинная иерархия судебных инстанций и каждый, кто проигрываетдело, требует его пересмотра на более высоком уровне. Так что даже если высшийарбитражный суд принял решение в вашу пользу, это еще не значит, что выпобедили. Наверняка тяжба продолжится в Конституционном суде и далее,независимо от масштаба вопроса. В Казахстане напротив, явнообозначена тенденция к тому, чтобы в разумной мере сокращать сроки истадии судебного процесса. Надзорная коллегия Верховного суда принимаетокончательное решение, которое не подлежит пересмотру. Со второй половины2012 года окончательное решение будет выноситься на уровне областногосуда. Проигравшую сторону такой расклад, может быть, и не радует, нов целом, оперативность разрешения споров это очень хороший показатель.

Также в Казахстане лучше ситуация с электронной формойсдачи налоговой отчетности. У нас более либеральный валютныйконтроль - меньше ограничений по лицензированию и получению регистрациипри проведении валютных операций.

- А какая из трех стран, по Вашему мнению,наиболее привлекательна с точки зрения инвестиционного законодательства?

- Во всех трех странах действуют похожие законы о защитеинвестиций. Созданы так называемые специальные экономические зоны, где бизнесможет получить дополнительные льготы. Все страны сохранили за собой правозаключать инвестиционные контракты на проведение отдельных видов экономическойдеятельности и предоставлять льготы по таможенным и налоговым платежам в рамкахтаких контрактов.

Правда в России есть один нюанс, который дает ейопределенное преимущество. Там ставка подоходного налога состоит из двух частей– федеральной и региональной. Регионы, являясь субъектами федерации, имеютправо сокращать свою часть ставки для того, чтобы повысить собственнуюинвестиционную привлекательность. То есть конкурентная борьба за инвестиции вРоссии ведется и между отдельными субъектами федерации. Конечно, значительно снизитьрегиональный налог им сложно, поскольку в этом случае пострадает доходная частьместного бюджета. Но все же, у регионов есть некоторое поле для маневра.

В Казахстане действует единая ставка налога на всейтерритории страны. Исключение составляют только специальные экономические зоны.Но регионы могут повышать свою конкурентоспособность за счет активной работыСПК, предоставления со стороны акиматов натурных грантов в виде земли и т.д.Только это уже вопрос не юридических основ, а эффективной работы на местах.

- Впоследнее время в СМИ часто встречается информация о том, что российскиекомпании предпочитают регистрироваться в Казахстане. Правда при этом неприводится ни статистика, ни конкретные примеры. А вам известны такие случаи?

- Да, в последние 2-3 года мы видим активизацию российскогобизнеса в разных отраслях казахстанской экономики, в том числе внедропользовании, в сервисе. Сегодня российская компания может, например,зарегистрировать юридическое лицо в Казахстане с филиалами в России и Беларуси.Между ними не будет никаких ограничений по переводу валюты, при этом налогибудут выплачиваться в Казахстане по низким ставкам.

Если раньше подавляющее большинство наших клиентов(иностранных инвесторов, работающих в Казахстане) были европейские, американскиеи китайские компании, то сейчас все больше и больше российских. Они серьезнозадумываются о том, как правильно и в какие проекты инвестировать деньги в РК.Возможно, плоды этого сотрудничества через 1-2 года еще не будут видны, ночерез 5 лет уже однозначно можно будет делать выводы.

Новые возможности появились и для иностранных инвесторов.Открывая бизнес в Казахстане, они сразу получают свободный доступ на рынок ЕЭП,географически выгодное положение для сотрудничества с Китаем и все преимуществаказахстанской юрисдикции.

Поделиться: