Жанна Кыдыралина. Этничность и национализм: восприятия и интерпретации. Взгляд из Казахстана.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
За почти 17 лет своей независимости Казахстан реализовал собственную модель обеспечения общественной стабильности, межэтнического согласия, формирования казахстанской идентичности. Для Казахстана как страны с ярко выраженным полиэтничным и поликонфессиональным составом населения достижение и укрепление социально-политической стабильности, гармонизации интересов личности, отдельных социальных групп и общества тесно связано с задачей поиска оптимальных форм взаимодействия этнических общностей, профилактики экстремизма и ксенофобии. В стране проживают представители более 130 этносов, 45 конфессий. Это культурное многообразие, являясь неиссякаемым источником духовно-нравственных ценностей, вместе с тем порождает проблемы.
Жанна Кыдыралина. Этничность и национализм: восприятия и интерпретации. Взгляд из Казахстана.

Историческая и современная практика показывают, что феномены этничности и национализма не утратили ни актуальности, ни остроты. Все чаще они ассоциируются с национальным сознанием, идейно-политической и духовной жизнью вообще, в т.ч. с патриотизмом, идеями и практикой национальной солидарности и нациестроительства, укрепления государственности.

Нельзя не замечать заметную роль и относительную самостоятельность национального (этнического) фактора, который проявляется, например, в существовании национальных интересов, специфическом для каждого народа видении своей судьбы в истории, огромном значении в общественной жизни национального языка, традиций, национальной культуры, национального сознания, самосознания и психологии. В национальных чувствах, стремлении народов к национальному самоутверждению заключена огромная мобилизующая сила. Направить эти устремления в конструктивное русло созидательных дел - значит найти верный путь преобразований в обществе.

«Этничность», «этническая идентичность» и «национализм» относятся к числу многогранных и сложных понятий, не имеющих единых, общепризнанных определений. Под этничностью принято понимать форму социальной организации культурных различий, совокупность культурных черт, характерных для той или иной этнической общности. Иногда вместо понятия «этничность» используется синоним «этническая идентичность». Под этнической идентичностью, как известно, понимается осознание своей принадлежности к определенной этнической общности, переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения себя от других. Иными словами это выражено в другом определении: «...это самоопределение индивида, вырабатываемое в ходе когнитивно-эмоционального процесса, в ходе производимой им идентификации/дифференциации в социальном пространстве относительно множества представленных этносов» [1].

Термин «национализм» называется некоторыми авторами символом, и как символ он неоднозначен, не определен. Этот термин принадлежит к числу слов, по поводу значения которых еще идет острая борьба. Одни авторы пишут о национализме с явной симпатией, другие - со столь же явной антипатией. По-видимому, удержаться от проявления личных эмоций, когда затрагиваются такие деликатные вопросы, как этническая (национальная) идентичность и солидарность, вообще невозможно. Та или иная языковая традиция употребления данного термина также накладывает отпечаток на его восприятие и интерпретации. К примеру, в англо-американской литературе распространено нормативно-нейтральное понимание национализма, не содержащее оттенка ни неодобрения, ни одобрения. Как известно, Э. Геллнер дал блестящие идеи и суждения о естественной природе национализма, формах его проявлений. Он рассматривал национализм и как политическую идеологию и практику массовых движений, и социально-психологическую характеристику масс, и индивидуальное сознание [2].

Эволюция национализма на протяжении двух последних столетий в бывшем СССР и на постсоветском пространстве показывает историческую изменчивость его смыслового содержания. Особый подход коммунистическая идеология выработала не только к термину «национализм», но и в целом к национальному (этническому) вопросу. Приоритетными для нее, как известно, являлись не права личности, а сфера классовых отношений и политика пролетарского интернационализма. Несмотря на свою «коллективистскую» основу, фактор этничности (национальности), в силу присущего ему «надклассового» характера, оценивался в теории строительства социализма негативно.

Такой же строго отрицательный смысл имело в советский период понятие «национализм». Национализм в СССР был враждебной социализму силой. С национализмом как буржуазным явлением, политикой и идеологией велась самая беспощадная война. Тоталитарным режимом в корне пресекались любые проявления национальных чувств, если они были направлены на защиту национальных традиций, языка, культуры, требовали полного учета национальных интересов. Все это расценивалось как «национализм», «националистические проявления».

Характеризуя современный уровень знаний о национализме, следует отметить, что существуют различные подходы и оценки его различных проявлений и свойств. Выявлено множество граней национализма: как психологии, политики, идеологии, социальной практики и др. Восприятие его зависит и от того, живем мы в бывшей метрополии или бывшей колонии, принадлежим этнокультурному большинству или меньшинству и т.д. К примеру, в казахском языке для выражения естественного чувства уважения к национальному, любви к своему народу и его культуре есть несколько терминов («ултшыл», «ултжан» и др.), в которых нет ничего отрицательного. В этих понятиях нет выражения этнического эгоизма и исключительности, пренебрежения к другим этносам и противопоставления своей культуры иным культурам.

Однозначно лишь, что центральное место в восприятии данной категории как политической идеологии и практики занимают интересы нации. Национализм отражает устремления нации.

Многолетний теоретический дискурс по проблемам национализма, так же как и по проблемам нации, этничности между примордиалистами и конструктивистами, все еще продолжается. Некоторые серьезные авторы уверены в невозможности построения единой универсальной теории национализма, ибо, по их мнению, существуют разные национализмы.

Таким образом, сегодня признается многозначность понятия «национализм», употребляемого и как синоним «национального». Предлагаются и различные типологии национализма: политический, этнический, государственный, культурный, лингвистический, бытовой и др. Но всякое деление в «чистом виде», понятно, существует только в воображении теоретиков и потому условно, в действительности же все эти «формы» взаимосвязаны и проникают друг в друга. Это можно сказать и о часто выделяемых в исследовательской литературе двух основных типах национализма - государственном, или гражданском, и этническом, или этнокультурном. Принято их различать, исходя из разного понимания категории «нация». Так, если агенты социального действия исходят из политической модели нации, перед нами государственный или гражданский национализм. Когда же социальные акторы понимают под нацией этнокультурное сообщество, то имеем дело с этническим национализмом. К сожалению, оптимальное состояние массового и индивидуального сознания встречается крайне редко в силу действительно неравного положения ряда народов и народностей в большинстве государств мира. Почти повсеместно права народов на разные формы самоопределения ущемляются. Существование объективного неравенства между титульными и нетитульными этносами (большинством и меньшинством) в составе полиэтнических государств служит предпосылкой для государственного и этнического национализма. Поэтому государственный и этнический национализм в полиэтничном государстве являются двумя сторонами одной «националистической» медали: они взаимно обусловливают друг друга.

Нельзя смешивать национализм как естественную заботу о национальном с национальным экстремизмом. Такой воинствующий национализм представляет особую опасность. Не менее вредны «территориальный», а также «бытовой» национализм, основанный на чувстве национальной исключительности, пренебрежении национальным достоинством других народов.

И сегодня часто «национализм» отождествляется с «шовинизмом», «этническим экстремизмом», «этноцентризмом», «этнократией» и т.п. Потому становится насущной потребностью выявление тех едва уловимых граней и критериев отличия национализма как проявления естественной заботы о национальном от национального экстремизма. Так, М.О. Мнацаканян подчеркивает необходимость обоснованного отделения национального от националистического. «Всегда, - подчеркивает он, - даже в самом его [национализме - Ж.К.] скрытом проявлении можно уловить тонкие, подвижные, но явственно видимые грани, отделяющие национализм от национального. Национальное - комплекс языковых, культурно-психологических, духовных признаков людей, которые отличают одну человеческую общность от другой, которые становятся основой осознания принадлежности к данной общности» [3]. Он противопоставляет национализму национальное самосознание - «действительную квинтэссенцию национального, основу не только самоидентификации. Национальное сознание есть выражение всего национального в умах, представлениях и чувствах людей. Такое национальное самосознание формирует реалистичные суждения и представления о будущности нации, о ее судьбе и о реальных источниках процветания» [4]. Следует заметить, что Мнацаканян, противопоставляя категории «национализм» и «национальное», отводит национализму однозначно отрицательную роль: «национализм есть форма деградации, извращенности национального в сознании и подсознании индивида, ее концептуализированное и идеологизированное выражение, в котором нормальные и неискоренимые чувства любви и гордости гипертрофируются и деформируются» [5].

Другие же авторы считают, что национализм не «плох» и не «хорош», неоднозначен и контекстуален. Таким образом, разработка теории национализма, дальнейший поиск и выявление методологических оснований данного феномена продолжаются.

В современных условиях наблюдается значительное повышение роли этнического фактора в общественных процессах, расширение спектра проявлений национализма. Одним из проявлений национализма можно отметить его воплощение в идеологии политизированной идентичности. Речь идет об идеологии различных движений, связанных с отстаиванием культурной, языковой, этнической, религиозной идентичности, но не выдвигающих требований политического суверенитета. Источником этого является стремление сохранить или развивать собственную самобытность и отличительность от окружения. Политические требования при этом ограничены какой-либо сферой общественной жизни. Их требованиями могут быть, например, изменения в сфере языковой политики, этнический паритет в представительных органах власти. Полиэтническая среда всегда накладывает отпечаток на этническую самоидентификацию личности, которая в таких условиях может зависеть от принадлежности личности к группе большинства или меньшинства.

Как и в целом этнический фактор играет заметную роль во всех сферах жизни общества, так и актуализация этнической идентичности является как данностью, так и потенциальным источником конфликтогенности. Современный мир полон социальных и политических конфликтов по этническим линиям. Отсюда очевиден в целях обеспечения безопасности и стабильности на постсоветском пространстве постоянный учет властью и обществом данного фактора и извлечение уроков из прошлого.

И на наднациональном уровне, в условиях глобализации, мы наблюдаем противоречивые тенденции. С одной стороны, национальное государство как институт утрачивает контроль над самоидентификацией индивидов. Глобализация ведет к умножению сообществ идентичности, как к стиранию различий (культурной унификации), так и появлению «воображаемых сообществ», основанных на идеологии, религии, знании. Для некоторых индивидов принадлежность к таким сообществам - субнациональному или наднациональному - может быть важнее их принадлежности нации-государству. В то же время новый импульс придается национальной (этнической) идентичности. Сегодня в мире мы наблюдаем особое продвижение идеологии национализма, возрастание его мобилизующей роли и потенциала.

По справедливому замечанию А.М. Кузнецова, «несмотря на признаки всеобщей унификации, реальное этническое многообразие человечества сохраняется, что не позволяет согласиться с утверждением о скором появлении единой глобальной нации» [6]. Думается, без национального невозможно современное развитие. Русский философ И.А. Ильин предостерегал в свое время: «...всё великое может быть сказано человеком и народом только по-своему, и всё гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада; ...национальное обезличение есть великая беда и опасность в жизни человека и народа». Он утверждал также, что «...настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, потому что он видит их духовную силу и их духовные достижения» [7].

Примечательно, что многие государства, появившиеся в ХХ в. все еще находятся в начале процесса нациестроительства. В таких государствах этнические общности по-прежнему имеют большое значение. В любом случае этнические процессы и нациестроительство получили сегодня новый импульс, последствия которого еще трудно оценить. Это актуально и для постсоветских государств.

Сегодня в постсоветских государствах не прекращаются дискуссии, а с еще большей остротой обсуждаются проблемы национально-государственного строительства, государственного языка, модернизации политической системы, совершенствования межэтнических отношений, продолжается борьба на идейно-духовном фронте. Вновь встают вопросы взаимосвязи и преемственности поколений, национальной идеи. Это означает, что в изменившихся условиях поиск оптимальных моделей развития продолжается. На следующем витке истории национальный вопрос ищет себе решение в рамках общецивилизационного развития народов, наций, государств.

История и современность доказывают, насколько важен постоянный учет этнического фактора в повседневной жизни. Способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки кризисов и эффективно бороться с ними становится одной из ключевых задач современных правительств. Комментируя и перефразируя известную фразу, И.А. Ильин писал в свое время: «Каждый народ заслуживает своего правительства»... Нет, наоборот: каждый народ заслуживает, - и морально, и политически, - лучшего правительства..., ибо именно лучшее правительство сделает и его самого лучшим. Каждое правительство призвано действовать, руководствуясь инстинктом самосохранения, присущим его народу, каждое призвано видеть далее своего народа, быть мудрее его и подсказывать ему верные пути жизни» [8].

Идеалом этнонациональной политики признается политическое и социальное равенство всех граждан без этнических различий и право каждого этноса на культурное самоопределение.

За почти 17 лет своей независимости Казахстан реализовал собственную модель обеспечения общественной стабильности, межэтнического согласия, формирования казахстанской идентичности. Для Казахстана как страны с ярко выраженным полиэтничным и поликонфессиональным составом населения достижение и укрепление социально-политической стабильности, гармонизации интересов личности, отдельных социальных групп и общества тесно связано с задачей поиска оптимальных форм взаимодействия этнических общностей, профилактики экстремизма и ксенофобии. В стране проживают представители более 130 этносов, 45 конфессий. Это культурное многообразие, являясь неиссякаемым источником духовно-нравственных ценностей, вместе с тем порождает определенные проблемы. Развитие гармоничных межэтнических взаимоотношений требует комплексного подхода и эффективных механизмов государственного и общественного прогнозирования и регулирования. Это подчеркивается в ежегодных Посланиях Главы государства народу. В стране реализуется Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия. Введение выборов девяти депутатов в нижнюю палату Парламента республики от Ассамблеи народа Казахстана, повышение в рамках конституционной реформы статуса и полномочий этого уникального общественного органа призваны подчеркнуть этническое многообразие Казахстана и одновременно способствовать развитию общеказахстанских ценностей. Главным условием дальнейшего успешного развития страны продолжает оставаться обеспечение внутриполитической стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия.

Список использованной литературы

1. Зверев А.Л. Этническая идентичность в условиях политической трансформации постсоветского периода: политико-психологический анализ // Вестник Московского университета. Серия Политические науки. 2006. № 1. С. 29.

2. Геллнер Э. Нации и национализм // Вопросы философии. - 1989. - № 7. С. 123.

3. Мнацаканян М.О. Национализм: идеальный тип и формы проявлений // Полис. 2007. № 6. С. 34.

4. Там же. С. 33, 34.

5. Там же. С. 34.

6. Кузнецов А.М. Этническое и национальное в политологическом дискурсе // Полис. 2007. № 6. С. 20.

7. Ильин И.А. О русском национализме. Сборник статей. М.: Российский Фонд Культуры, 2006. С. 34.

8. Там же. С. 108.

Теги: Казахстан

Поделиться: