Азербайджан в политике Турции

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Попытка примирения Турции и Армении не увенчалась успехом – зато экономическое и политическое сотрудничество между Турцией и Азербайджаном укрепляется день ото дня. В последнее время турецкие министры все чаще посещают Азербайджан, выражая поддержку официальному Баку, наращивающему усилия по возвращению Нагорного Карабаха, армянское население которого еще в 1988 году заявило о выходе из состава Азербайджана, что привело к вооруженному конфликту Арменией и Азербайджаном, который унес 35 тысяч жизней. В 1994 году было подписано соглашение о прекращении огня, однако неоднократные международные усилия по достижению мирного соглашения не достигли цели.
Азербайджан в политике Турции

| Дориан Джоунз

Попытка примирения Турции и Армении не увенчалась успехом – зато экономическое и политическое сотрудничество между Турцией и Азербайджаном укрепляется день ото дня.

В последнее время турецкие министры все чаще посещают Азербайджан, выражая поддержку официальному Баку, наращивающему усилия по возвращению Нагорного Карабаха, армянское население которого еще в 1988 году заявило о выходе из состава Азербайджана, что привело к вооруженному конфликту Арменией и Азербайджаном, который унес 35 тысяч жизней. В 1994 году было подписано соглашение о прекращении огня, однако неоднократные международные усилия по достижению мирного соглашения не достигли цели.

В минувшем месяце в Стамбуле состоялся митинг, посвященный памяти шестисот трех азербайджанцев, убитых в 1992 году в городе Ходжалы. На митинге выступил с речью министр внутренних дел Турции Идрис Наим Шахин. По словам министра, турецкая нация жива, и пролитая кровь будет отомщена.

В митинге приняли участие несколько тысяч турецких националистов и азербайджанцев, многие из которых держали в руках плакаты с лозунгом «один народ, два государства». Звучали яростные антиармянские призывы.

По словам Ченгиза Актара – политолога из стамбульского Университета Бахчешекир, и самый факт участия в мероприятии министра внутренних дел Турции, и его высказывания, указывают на серьезные изменения турецкой внешней политики. «Я не помню ничего подобного за последние десять лет, – подчеркивает аналитик. – Азербайджан полностью вернулся в политическую жизнь Турции. Турция полностью передала свою политику в отношении Армении в ведение Азербайджана, и, похоже, теперь ее определяет эта страна».

В октябре 2009 году Анкара вызвала недовольство официального Баку, подписав протокол о восстановлении дипломатических отношений с Арменией, а в перспективе – о снятии турецкого экономического эмбарго по отношению к Армении.

По словам Синана Ульгена – бывшего высокопоставленного турецкого дипломата, сегодня возглавляющего стамбульский Центр по изучению экономики и внешней политики, Анкара рассчитывала, что улучшение отношений с Ереваном даст Турции возможность принять участие в разрешении армяно-азербайджанского конфликта.

Вместе с тем Ульген отмечает, что недовольств азербайджанской стороны побудило турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана приостановить усилия по сближению с Арменией: «Премьер-министр предпочел Баку главным образом из-за сильных националистических настроений среди турецких избирателей, поскольку патриотизм в Турции по-прежнему силен. Националисты сильны, они – опора правящей партии, и не ее одной. Вот Азербайджан и разыгрывает эту карту».

Обнародованный уже в нынешнем году доклад Госдепартамента США содержит острую критику в адрес Эрдогана за то, что турецко-армянские отношения зашли в тупик. Впрочем, Анкару с лихвой вознаградил официальный Баку. В последние несколько месяцев Азербайджан подписал ряд чрезвычайно прибыльных соглашений по поставке газа в Турцию, ощущающую нехватку энергоресурсов. Подписано и соглашение о предоставлении Турции статуса дистрибьютора азербайджанских энергоносителей в регионе. Анкара стремится превратить Турцию в региональный энергетический узел. Существенно и другое: соглашения помогут Анкаре избавиться от энергетической зависимости от Ирана, которому грозит усиление международных экономических санкций.

Правда, бывший руководитель отдела стратегического планирования Министерства иностранных дел Турции Мурат Бильхан констатирует, что, несмотря на укрепление двусторонних связей, Баку по-прежнему с некоторым подозрением относится к Анкаре. «Отношения не основаны на доверии, и не только из-за армянского вопроса. Азербайджанцы с подозрением относятся к Турции, потому что в этой стране распространен суннитский ислам, а азербайджанцы – главным образом шииты. У двух стран есть общие интересы – преимущественно в газовой сфере. Стоит отметить и проект железнодорожного сообщения в обход Армении; он по-прежнему открыт для обсуждения».

Однако Азербайджану предстоит осознать, что у Турции есть серьезные причины для примирения с Арменией. Анкара видит в нормализации отношений с Ереваном ключ к устранению настойчивых призывов к Турции о признании массовых убийств ее армянского меньшинства в ходе Первой мировой войны геноцидом. Анкара резко отвергает эти обвинения, настаивая на том, что речь должна идти не о геноциде, но о гражданской войне.

По мнению Ульгена, разногласия будут обостряться: «Мы приближаемся к 2015 году, когда с момента этих трагических событий исполнится сто лет. Турции необходимо критически оценить этот аспект и определить свои приоритеты. Однако в действительности мы видим, что Азербайджан продолжает сдерживать, если попросту не блокировать турецкую политику в этом вопросе».

Вот один из последних примеров: в минувшем месяце турецко-французские разногласия по вопросу о геноциде вызвали настоящую дипломатическую бурю. Случилось это после того, как французский парламент принял закон, приравнивающий отрицание геноцида армян к преступлению. Другая буря назревает в связи с возобновлением попыток признания массового убийства армян геноцидом в Сенате США. Как наладить отношения с Ереваном, не отторгнув при этом Баку? Этот вопрос остается центральным для турецкой дипломатии.

источник: Русская служба "Голоса Америки"

Поделиться: