Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Эхо белорусских санкций

23.03.2012

Автор:

Теги:

23 марта министрыЕС рассмотрят возможность введениясанкций в отношении Белоруссии. Решениеполитиков в итоге повлияет не толькона состояние белорусской экономики, нои может отозваться эхом в других странахпостсоветского пространства, которыев настоящее время сами являются членамиЕвросоюза, а именно в странах Балтии.


В настоящеевремя въезд на территорию ЕС невозможенболее чем для 200 белорусских чиновников.Большая часть из них лишилась правапосещать Евросоюз чуть более года назад,в январе 2011 года. Это было ответом наподавление акций протеста оппозициипосле президентских выборов декабря2010 года. Спустя года отношения Белоруссиии Евросоюза вновь обострились: СоветЕС по общим делам добавил в «черныйсписок» еще 21 человека, «ответственныхза подавление гражданского общества идемократической оппозиции в Беларуси».


Недавняя казньДмитрия Коновалова и Владислава Ковалева,признанных виновными в организациитеракта в минском метро, получила широкийрезонанс в Европе и вновь актуализировалавопрос введения санкций в отношенииБеларуси. Министр иностранных дел ЕСКэтрин Эштон выступила с осуждениемказни, глава Европарламента МартинШульц «был потрясен» случившимся, аглава МИД Нидерландов Ури Розентальпотребовал принять максимально жесткиеэкономические санкции в отношенииБелоруссии. На этот раз под удар можетпопасть белорусская экономика,переживающая в настоящее время и такдалеко не лучшие времена: в "черныйсписок" главы МИД ЕС намерены внестиоколо 10 человек и 29 организаций. Подобнаяперспектива заставила задуматьсяполитиков стран Балтии, которые вовсене заинтересованы в нарушении экономическихсвязей с этой республикой.


По расчетамЛатвийской конфедерации работодателей,возможный ущерб от санкций ЕС в отношенииБелоруссии составит для экономикиЛатвии около полумиллиарда евро.Озвученная руководителемЛатвийско-белорусского общества посодействию экономическим связямАльфредом Чепанисом цифра и того больше— 1 млрд евро. По его мнению, главныйудар от эмбарго ЕС придется на транзитныйбизнес – автоперевозки, железная дорога,порты. Кроме того, следует учитывать,что Беларусь по номенклатуре грузовявляется крупнейшим экспортеромнефтепродуктов и химических грузов внаправлении латвийских портов. ЕслиБеларусь при этом изменит свои транзитныекоридоры, вернуть их в привычное руслобудет практически невозможно, считаетпрезидент Латвийской железной дорогиУгис Магонис


В целомтоварооборот между Латвией и Белоруссиейеще в 2010 году составлял $1026,4 млн, а воснове белорусского экспорта лежатнефтепродукты, черные металлы, продукциялесной и деревообрабатывающейпромышленности. Так, например, основнойпокупатель белорусской металлопродукции(вторая по важности статья белорусскогоэкспорта в Латвию) — Лиепайскийметаллургический комбинат.


Нарушение всехэтих экономических связей, конечно же,не на руку экономики Латвии, а потомупредставители этой страны постараютсязанять в Брюсселе особую позицию. Идтипротив своих коллег по Евросоюзулатвийским политикам, безусловно, былобы неблагоразумно. Единственный возможныйздесь вариант — настаивать, чтобысанкции ограничились политическойсоставляющей и минимально затрагивалибизнес. О такой стратегии своих действийуже заявил министр иностранных делЛатвии Эдгар Ринкевич.


Похожаяситуация складывается и в Литве. Торговыеотношения этой страны с Белоруссиейоценивались в 2011 г. в $1 млрд. 156 млн.Инвестиционная активность между двумястранами не снижалась в последние годы,даже несмотря на сложные отношенияМинска и Брюсселя. В прошлом годулитовские инвестиции в Беларусь возрослипо сравнению с 2010 годом в 2,3 раза, составив$114,4 млн. Белорусские же бизнесменыинвестировали в Литву около $80 млн втечение 2011 года.


Как и в отношенияхс Латвией, важную роль в экономическомсотрудничестве между Белоруссией иЛитвой занимает транзитный бизнес. ТакКлайпедский морской порт, ближайший кБелоруссии, обслуживает около 60%белорусского экспорта или 11,4 млн тоннтоваров. Согласно расчетам Литовскойконфедерации промышленников, в результатесанкций Евросоюза литовский сектортранспортного транзита лишится около1,7 млрд. литов (около 0,5 млн евро).Неудивительно, что руководствоКлайпедского порта не поддерживаетидею введения ограничений в отношенииБелоруссии.


Близкую к этойпозицию занимает и руководство страны.Премьер-министр Кубилюс не поддерживаетжесткие санкции против белорусскихпредприятий. «Раньше были опасения, чтоболее жесткие санкции могут охватитьразличные крупные предприятия Беларуси,что навряд ли это было бы умно. В концеконцов, это повредило бы и рядовымжителям Беларуси», - сказал А.Кубилюс винтервью радиостанции Ziniuradijas. При этомпринять меры против людей, «близких кЛукашенко», политик считает необходимым.Собственно, странно было бы ожидать,что литовское правительство займетболее радикальную позицию: не смотряна географическую близость, политическиМинск от Вильнюса гораздо дальшеБрюсселя.


Единственнойиз стран Балтии, для которой санкции ЕСне повлекут серьезных негативныхпоследствий, является Эстония. Торговыеотношения этой страны с Белоруссией,которые и без того находились на невысокомуровне, после 2008 года сократились болеечем в 2 раза и до сих пор не достиглидокризисных показателей. ПолитологТартуского университета Кармо Тюйр оценивает эстонско-белорусскиеотношения как маргинальные. Торговыеотношения, по словам эксперта,поддерживаются по очень узкому кругутоваров. «Кое-какие отношения нашистраны имеют через транзит нефтепродуктов.Некоторые их виды транспортируютсячерез наши порты. Но это относительномаленькие поставки. Поэтому на наспрямым образом санкции не скажутся», -резюмирует политолог.


Автор: Рекеда Сергей, руководитель отдела стран Балтии ИАЦ МГУ



Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение