Исторический фундамент евразийского единства

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Следует сказать, что процесс вхождения является достаточно сложным, вызывает диаметрально противоположные суждения. Объективная оценка возможна при многостороннем освещении. Период присоединения Казахского ханства к России в советской историографии 20-30-х гг. было принято называть периодом колониального подчинения Казахстана царизмом, периодом «абсолютного зла». В 1941 г. М.П. Вяткин впервые выдвинул тезис о присоединении Казахстана к России как «наименьшее зло», имея ввиду альтернативную возможность и вероятность подчинения казахов кочевому государству джунгаров. В 1948-1949 гг. восторжествовала оценка, в соответствии с которой присоединение Казахстана к России имело прогрессивное значение, но как главное в этом процессе выделялась совместная борьба русских и казахских масс против царизма.
Исторический фундамент евразийского единства


С. Мамытова
д.и.н., профессор ПГУ им. С. Торайгырова, Казахстан

Сегодня тема евразийской интеграции обретает особую актуальность. Известно, что идея евразийской общности уходит своими корнями в философские концепции ученых-евразийцев прошлого века. Концептуальную основу этой идеи составляет утверждение, что Срединная часть Евразии, т.е. лесная полоса и степь, протянувшаяся от Манчжурии до Карпат, есть части единого целого, со своими только им присущими особенностями, непохожей ни на запад, ни на восток спецификой.
 Современное прочтение евразийства тесно связано с именем Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева. 18 лет назад, 29 марта 1994 года, впервые в стенах МГУ им. М.В. Ломоносова прозвучала речь Н.А. Назарбаева, в которой раскрывались  интеграционные перспективы евразийства. В 1996 г. Н.А. Назарбаев еще раз выступил в МГУ, подчеркивая, что «Нет института более интернационального, нежели наука, и грешно было бы сторонникам интеграции не использовать этот рычаг для сближения наших народов».
С образованием Республики Казахстан как суверенного государства неизбежно возникла проблема выбора той политической и цивилизационной ориентации, которая позитивно повлияла бы на историческую будущность как самой республики, так и всего постсоветского пространства.
Вырисовывались следующие альтернативные модели интеграции:
1, пантуранская модель. Ее возможная политическая ориентация – прозападная, определяемая связью с Турцией и теми экономическими и военно-политическими блоками, членом которых является Турция.
2, панисламисткая монорелигиозная, полиэтническая модель, имеющая в Казахстане своих сторонников. Ее возможная политическая ориентация – исламский мир. Современная ситуация в Афганистане резко снизила вероятность развития событий по этой модели.
3, не кажущаяся пока вероятной, но теоретически допустимая альтернатива – китаецентричная полиэтничная и экстрарелигиозная модель.
4, наиболее верной, по мнению Президента РК, является евразийская геополитическая перспектива, интеграция с Россией. В этой связи естественно возникает вопрос – насколько история казахского народа, и, прежде всего, история взаимоотношений Казахстана и России, предопределяют данный выбор. Под углом зрения евразийства предпримем попытку проанализировать этнополитические процессы с участием сакских, а затем тюркских и других племен, которые не только осваивали и завоевывали территорию самого большого континента, но уже тогда могли мирно сосуществовать и вместе выгодно экономически сотрудничать.
Начиная с древних эпох, на контактной территории Казахстана наблюдались инфильтрация, агрессия, миграция и эмиграция этносов, интеграция и нивелировка культур, расовые и лингвистические палимпсесты. В результате интенсивных экономических, военно-политических и этно-культурных связей Европы и Азии происходило взаимообогащение культур. Кочевые племена, постоянно общаясь с другими, заимствуя культуру своих соседей, других народов, имели возможность развиваться лучше и полнее. Кочевые племена участвовали в значительных мировых событиях того времени и оставили заметный след в истории мировой культуры. О высоком уровне культуры свидетельствует наличие письменности. Впечатляет современников искусство древних кочевников, т.н. «звериный стиль». Высокого мастерства достигли кочевники в прикладном искусстве: ковры, кошмы, конская сбруя и др. Своеобразным шедевром, квинтэссенцией всей многовековой культуры кочевников является юрта, которая представляет высокохудожественную форму решения проблемы жилья в условиях кочевого образа жизни.
С середины 1 тысячелетия  до н.э. происходят крупные изменения на широком поясе  евразийских степей. Среди европеидов появились люди с монголоидными чертами: жесткими черными волосами  и раскосыми глазами. Изменение расовой, культурной обстановки связано с поистине эпохальным событием – с великим переселением с востока в евразийские степи гуннских племен. Следует сказать, что представление о гуннах, как жестоких варваров, не имеющих культуры, не соответствует исторической правде. Не все, например, знают, что у гуннов была письменность. Л.Н. Гумилев пишет: «Мы должны признать, что гунны на заре своего существования были не лучше и не хуже, чем, скажем, франки, готы, арабы, славяне, древние греки, свой досуг и торжество древние тюрки, очевидно, украшали сладкозвучной музыкой не в меньшей мере, чем их соседи …  ». Гунны имели огромное значение во всемирно-историческом процессе.  Они были теми «варварами», которые вдохнули новую жизненную силу умирающей Европе.
Оживление взаимосвязей народов происходит с деятельностью трансконтинентальной системы караванных путей – Великим Шелковым путем. Он имел много направлений,  трасс и участков. Один из них – Степной путь, который проходил через регионы Причерноморья, Дон, земли савроматов Южного Приуралья, Иртыш, Алтай, о. Зайсан. Этот путь был важным инструментом экономической и интеллектуальной интеграции, взаимодействия и взаимообогащения материальной и духовной культуры кочевых и оседлых народов Евразии. Он сыграл важную роль в формировании городской культуры, стимулировал возникновение целого ряда городов в Семиречье  и Южном Казахстане (Испиджаб, Тараз, Кулан, Мерке, Суяб, Янгикент и др.). По трассам Великого Шелкового пути шли многие диковинные товары: шелк, восточные пряности, арабские скакуны, золото, алмазы  и др. По Великому Шелковому пути наряду с материально-духовными ценностями распространялись и религиозные идеи. На территории Казахстана встречались буддийские сооружения и христианские церкви, а в VIII – IX вв. начал распространяться ислам. Распространение трех основных направлений религии подтверждают синкретизм  духовной и материальной культуры, генетическую общность этнополитической организации кочевых и оседлых народов Евразии.
В экономике это нашло отражение в сочетании двух способов хозяйствования -  земледелия и скотоводства. При этом ни «лес», ни «степь» не могут существовать друг без друга, они дополняют один другого и постоянно нуждаются в продуктообмене. Так, география Евразии предопределила единение на ее территории двух культурных миров: разных, непохожих, часто противоборствующих, но обреченных природой и судьбой на взаимодействие.
В VI веке в Евразию начали проникать древние тюрки. Форсировав Волгу и Дон, они расселились тогда в южно-европейских степях. С IX века в эти же степи переправилась часть печенегов, половцев и каракалпаков, тем самым заполнив экологическую нишу. Все перечисленные народы следует считать аборигенами Евразии, т.к. их переселения носили характер простых передвижений в пределах своего или сходного этноладшафтного региона.
Первой евразийской державой, простиравшейся от Китая на востоке до Византии на западе, на юге до Персии, в VI веке  был Тюркский каганат. Строгая иерархия родов и племен стала основополагающим принципом общественного и государственного устройства. Как большинство ранних государств средневековья, Тюркский каганат, оказался недолговечным. На его месте образовался ряд других архаичных тюркских государств: Тюргешский, Карлукский, Государство Караханидов, Огузский, Кимакский и др.
Известно, что уже в X веке возникали союзы тюркских государств с Русью. Так, в  985 г. огузы в союзе с киевским князем Владимиром разгромили государство волжских булгар на Каме.  
Особое место в кочевой цивилизации занимают кипчаки. В первой половине XI века к ним переходит этнокультурное влияние и консолидирующая роль в Волго-Уральском регионе. Это было связано с установлением на обширной территории от Иртыша до Волги военно-политической гегемонии кипчакских ханов. Структура племенного союза кипчаков вобрала в себя собственно кипчаков, а также тюркоязычные кимекские, печенегские, древнебашкирские, огузские племена, также тюркизированные группы ираноязычных народов. На основе консолидации и интеграции народов Евразии кипчаками шел процесс перехода от союза родственных им племен к кипчакской народности.
На Руси кипчаков называли половцами, а степь между Волгой и Днепром на Руси - «половецкой степью». Между русскими и кипчаками существовали тесные связи. Половецкий хан Котян  был женат на дочери князя Мстислава Удалого. С помощью половцев он изгнал венгров из Галича.
Между русскими княжествами и половецкой степью более характерными были не война и набеги, а интенсивный товарообмен. В условиях почти ежегодно заключаемых миров и брачных договоров многие половцы уже в середине XII века начали переходить в христианство. Был крещен сын половецкого хана Кончак. Половцы часто привлекались русскими  для участия в междоусобицах. Л.Н. Гумилев подсчитал, что в самом тревожном XII в. на Русь было совершено 27 набегов половцев по соглашению с теми или иными русскими князьями, 5 – по собственной инициативе и 5 нападений русских на половцев.
В мае 1223 г. состоялась битва на Калке, в которой в силу отсутствия боевого единоначалия русско-половецкие войска были разгромлены монголами. Первыми ударили половцы во главе с ханом Яруном, за ними в ряды завоевателей врубились дружина Даниила Романовича и Мстислава Удалого. Поскольку русские князья были уверены, что монголы будут воевать больше с кипчаками, чем с ними, они не спешили объединиться и создать единый с кипчаками  военно-политический союз. Только спустя 12 лет монголы вторглись в русские земли.
С XIII века началась новая стадия военно-политической интеграции на  евразийском пространстве - монголо-тюркская. Монгольское завоевание оказало сильное воздействие на ход этнических процессов на территории Казахстана. Она была разделена на новые политические объединения – улусы сыновей Чингисхана. Добавился новый этнический компонент  - монгольские роды: жалаиры, конграты, мангыты, барласы и др., но сами эти монгольские роды  в силу их немногочисленности и распыленности на огромных территориях были постепенно поглощены, ассимилированы преобладающей тюркской средой. Заметный след в истории кочевой цивилизации оставило евразийское государство Золотая Орда, во времена которой сблизились субкультуры тюрков и славян. Идеи евразийства присутствовали и действовали в период формирования казахской народности и государственности, и в период борьбы казахов за свою независимость и свободу. История собственно казахской государственности связана с эпохой Казахского ханства. Становление и развитие Казахского ханства способствовали стабилизации политической ситуации в Евразии, завершению этнической консолидации, формированию территории казахов.
Серьезным испытанием для казахов стало джунгарское нашествие в 1723 – 1727 гг. Только в результате объединения военных сил трех жузов смогли остановить натиск джунгар. В 1726 г. ополчение трех жузов впервые за всю войну нанесло джунгарам серьезный удар на берегу реки Буланты. Воодушевленные победой в 1729 г. казахи одержали победу в крупной битве недалеко от оз. Балхаш в местности Анракай, которая имело решающее значение в борьбе с завоевателями.
Однако разногласия между ханами в борьбе за власть продолжались, особенно после смерти сына Тауке Болата, который номинально осуществлял верховную власть в Казахском ханстве. После поднятия на белой кошме старшего сына Болата – Абилмамбета, обидевшиеся ханы Среднего жуза Самеке и Младшего жуза – Абулхаир, покинули общее войско и откочевали вглубь казахских степей. Последний - увел свои войска на берега Иргиза.    Стремление найти в лице России союзника, а также обезопасить свои пастбища не только со стороны Джунгарии, но и со стороны России, побудили правителей Младшего и Среднего жуза принять российское подданство. Российское правительство в свою очередь также рассчитывало защитить восточные границы. В 1731 году была подписана грамота о принятии Младшего жуза в состав Российской империи, а в 40-е годы XVIII века был включен Средний жуз. Начавшееся еще в XVI веке расширение сферы российской государственности на восток и сопровождавшие его миграционные процессы стали столь же неизбежны, как и в предшествующее время расселение на западе степной Евразии тюркских народов, чьей хозяйственной базой было кочевое скотоводство. В отличие от западных миграций тюркских народов русское распространение на восток имело иную хозяйственную подоплеку. Экономической базой этого мощного миграционного потока было пашенное земледелие. Пашня совместилась с пастбищем, породив новые типы хозяйственного симбиоза. Устанавливая новую систему властных отношений, Россия выполняла миссию умиротворения Великой Степи, стягивая воедино геополитическое пространство Евразии.
Следует сказать, что процесс вхождения является достаточно сложным, вызывает  диаметрально противоположные суждения. Объективная оценка возможна при многостороннем освещении. Период присоединения Казахского ханства к России в советской историографии 20-30-х гг. было принято называть периодом колониального подчинения Казахстана царизмом, периодом «абсолютного зла». В 1941 г. М.П. Вяткин впервые выдвинул тезис о присоединении Казахстана к России как «наименьшее зло», имея  ввиду альтернативную возможность и вероятность подчинения казахов кочевому государству джунгаров. В 1948-1949 гг. восторжествовала оценка, в соответствии с которой присоединение Казахстана к России имело прогрессивное значение, но как главное в этом процессе выделялась совместная борьба русских и казахских масс против царизма. Констатировались позитивные новации в социально-экономическом и культурном развитии Казахстана. Остановимся только на основных моментах, характеризующих процесс сближения казахов с Россией в это время. Прежде всего, следует отметить бурное развитие казахско-русской торговли. Шло постепенное приобщение к русскому образованию и культуре. Одним из ярких представителей казахской интеллигенции, вобравшего лучшие традиции русской культуры, является Чокан Валиханов.
В советский период, в условиях господства тоталитаризма, идеи евразийства трансформировались в присущие системе формы, но народы всегда помнили о своих этнических корнях. Распад советской системы сопровождался разрывом экономических, культурных связей постсоветских республик. С течением определенного времени, когда стихла эйфория независимости, страны постсоветского пространства стали активнее поддерживать идею евразийского союза, как фактора единения этих связей.
Конечно, этот путь имеет свои сложности, проблемы на современном этапе. Н.А. Назарбаев отмечал, что «Разумное понимание интеграции – это не столько взгляд, обращенный в прошлое, безусловно впечатляющее, сколько взгляд в будущее». Поэтому при оценке потенциала интеграции необходимо мнение политологов, социологов и экономистов. Сейчас казахстанские политологи активно разрабатывают вопрос о факторах, которые необходимо учесть при выборе пути интеграции. Это – учет финансово-экономических условий; сложность национального состава Казахстана;  уровень влияния экстремально настроенных социально-политических и этнических групп.
Наряду с необходимостью углубления экономической интеграции, на наш взгляд, актуальной является интеграция в области культуры, науки  и образования, формирование согласованной образовательной политики государствами Евразийского Союза. В этом плане интересен опыт МГУ, который проводит большую работу по созданию базы образовательной и научной интеграции. Целям исторического обоснования евразийской интеграции послужил бы интегрированный учебник истории Евразии, который могли бы подготовить совместно российские и казахстанские ученые-историки.
В завершении, хотелось бы привести высказывания Н.А. Назарбаева, который говорил: «Главный фарватер общемирового развития пролегает не через разъединение и обособление, а через интеграционные, объединительные процессы».  Важнейшим условием жизнеобеспеченности евразийской идеи является сдвиг в самосознании людей в сторону понимания ими своей исторической определенной функции в жизни «органического целого» - Евразии, формирование евразийской идентичности. Прийти к общеевразийской идентичности можно только через изучение   истории и культуры. Примеры из истории позволяют сделать вывод о том, что как социально-государственное строительство, так и духовная культура евразийских народов за 2500 лет сплелись в единую системную целостность, которая развивалась, видоизменялась. Но системные связи между евразийскими народами никогда не бывали полностью разрушенными. Поэтому и сегодня, решая проблемы геостратегического значения, необходимо иметь в виду исторический фундамент евразийского единства

Поделиться: