Ж. Багаева: Каспий. Путь к стабильности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
После 1992го года в регионе появляются новые игроки, и выход к Каспию теперь имеют пять государств: Россия, Туркменистан, Азербайджан, Казахстан и Иран. Кроме того, появляется такое новое понятие, как транзитные страны - Турция и Грузия. Через эти страны каспийские углеводороды идут на Запад, и они, безусловно, имеют влияние на политику в регионе. Более того, Каспийские недра стали предметом интересов и внешних игроков - США, Евросоюза и различных международных консорциумов. Таким образом, Каспийский регион является объектом экономических, политических и военно-стратегических интересов многих стран, т.к. Каспий содержит в себе большую часть мировых запасов нефти, газа и других ресурсов, а так же является транспортным коридором, связывающим центральную Азию со странами запада и востока.
Ж. Багаева: Каспий. Путь к стабильности.

ИАЦ продолжает публикацию материалов по итогам научного семинара "Постсоветское пространство в системе международных отношений". Модератор семинара - генеральный директор ИАЦ Алексей Власов.

Каспийский регион

Понятие Каспийский регион появляется только после 1992го года, т.е. после распада СССР. До этого лишь две страны имели выход к Каспию - собственно СССР и Иран, и их отношения в регионе определялись двухсторонним договором от 1921 го года. Этот договор определял правовой статус Каспия, статус пограничных вод, рыболовство и раздел дна.

После 1992го года в регионе появляются новые игроки, и выход к Каспию теперь имеют пять государств: Россия, Туркменистан, Азербайджан, Казахстан и Иран. Кроме того, появляется такое новое понятие, как транзитные страны - Турция и Грузия. Через эти страны каспийские углеводороды идут на Запад, и они, безусловно, имеют влияние на политику в регионе. Более того, Каспийские недра стали предметом интересов и внешних игроков - США, Евросоюза и различных международных консорциумов. Таким образом, Каспийский регион является объектом экономических, политических и военно-стратегических интересов многих стран, т.к. Каспий содержит в себе большую часть мировых запасов нефти, газа и других ресурсов, а так же является транспортным коридором, связывающим центральную Азию со странами запада и востока.

Каспийская нефть

Интерес всех выше перечисленных стран и организаций к Каспийскому региону резко обострился в связи с публикацией данных о запасах нефти и газа в недрах озера. Следует отметить, что оценки количества углеводородов в регионе значительно разнятся друг от друга - от реально неизвестных до невероятно огромных. Американские исследователи дают приблизительно следующие цифры: реально доказано наличие около восьми триллионов кубических метров газа (прогноз - 16 триллионов) и около пяти с половиной миллиардов тонн нефти - приблизительно три с половиной процента от мировых запасов. Российские геологи дают иные цифры: около семи миллиардов тонн нефти. По нефти существуют и другие цифры: 13 млрд., 22 млрд. тонн. Так же следует сказать, что наиболее изученным районом Каспийского моря является его юго-западная часть. Менее разведаны ресурсы всего восточного берега и российской зоны, которая была объявлена заповедным регионом. Все это делает точную оценку ресурсов на данный момент проблематичной.

Таким образом, более или менее точные цифры однозначно дать никто не может, что усиливает интригу в регионе. Некоторые исследователи считают, что реальные запасы нефти на Каспии намного меньше декларируемых цифр и что страны-владельцы прикаспийских зон намеренно завышают данные для привлечения иностранных инвестиции в свои экономики.

Тем не менее, добыча нефти в регионе по своим объемам уже 2003м году была сопоставима с объемами Бразилии - второго производителя нефти в Южной Америке (1.5 - 1,7 миллионов баррелей в день). По прогнозам специалистов уже в 2010м году объем добываемой каспийской нефти будет равняться объемам Венесуэлы - лидера южноамериканской нефтедобычи.

Имея в наличии указанные данные, можно утверждать, что каспийский регион является одним из богатейших источников углеводородов мире, хотя его объемы значительно меньше ближневосточных. Этот факт может значительно повлиять на мировой рынок энергоресурсов, так как уровень потребления нефти в мире растет быстрыми темпами, особенно в странах юго-восточной Азии, где темпы роста потребления энергии значительно опережают, например, европейские. Поэтому регион Юго-Восточной Азии в ближайшей перспективе является главным рынком сбыта для стран-производителей энергоресурсов.

Азиатские рынки до недавнего времени были поделены основными ближневосточными поставщиками, и Россия могла конкурировать с ними лишь на европейском рынке. Но при все увеличивающихся разработках каспийской нефти, она вполне сможет конкурировать с ближневосточными поставщиками и в странах юго-восточной Азии.

В связи с этим прикаспийские страны ведут активные исследования и разработки нефтяных месторождений в регионе. Препятствием этому служит до сих пор неопределенный правовой статус Каспийского моря, которое некоторые из игроков склонны именовать озером, что меняет правила игры. Но эти проблемы могут лишь затормозить добычу углеводородов на Каспии, но никак не остановить ее.

Правовой статус Каспийского моря

Правовой статус Каспия до распада Советского Союза определился двумя русско-иранскими договорами: уже упомянутым договором от 26го февраля 1921 го года и договором от 25го марта 1940го года. Эти договоренности регулировали вопросы судоходства, рыболовства и так далее. Речи о разделе энергоресурсов, естественно, не велось. Мнения стран каспийского региона сводятся к следующим положениям. Россия предлагает оставить воды Каспия в общем пользовании, а дно поделить по береговой линии. В таком случае Россия получила бы около 5% запасов нефти Каспия и 30% газа. Кроме того, Россия при таком варианте рассчитывает на сотрудничество с Казахстаном, который располагает самой протяженной береговой линией и который при таком раскладе получил бы около 50% каспийской нефти. Мнение Казахстана в основном совпадает с мнением России.

Позиция же Азербайджана, чья нефть считается самой чистой в регионе и потому практически не требует очистки, отличается от российской. Азербайджан настаивает на рассмотрении Каспийского моря собственно как моря и потому требует применения в данном вопросе Конвенции ООН по морскому праву. При таком положении дел предполагается деление не только дна моря, но и водной толщи.

Позиция Туркменистана состоит в следующем. «Национальный сектор» Каспия объявлен неотъемлемой частью страны и уже поставлена задача интегрировать ее в экономику.

Иран жестко настаивает на делении Каспия по принципу 20% дна каждому из участников при сохранении водной толщи и поверхности в общем пользовании. На данном этапе Иран не ведет разработок ни нефти, ни газа на Каспии, но внимательно блюдет свои интересы. В 2001м году Иран чуть было не развязал военное столкновение из-за нефтяного месторождения Алофа, а в октябре 2007го года заявил, что не будет подписывать никаких договоренностей по Каспию, пока максимально не учтет свои национальные интересы в регионе. Кроме того, Тегеран подчеркнул, что все двух- или трехсторонние договоры в регионе не являются легитимными, законное решение может быть выработано лишь всеми пятью странами региона.

В любом случае в октябре того же 2007го года, выступая в Тегеране на Втором Каспийском саммите, Владимир Путин заявил, что страны прикаспийского региона должны решать все имеющиеся вопросы и проблемы путем диалога, учитывая интересы друг друга, соблюдая суверенитет и отказываясь не только от применения какой бы то ни было силы, но даже от упоминания о возможности ее применения. Глава российского государства предложил свести к минимуму подлежащую разделу акваторию Каспия и выразил надежду на скорейшее определение национальных зон.

На Тегеранском саммите главы России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркмении обсудили широкий спектр вопросов и проблем Каспийского моря, среди которых - хозяйственная деятельность на дне и в недрах Каспия, безопасность мореплавания, защита объектов нефте- и газодобычи, совместная борьба с международным терроризмом и экстремизмом, развитие международного транспортного коридора Север-Юг, который свяжет Каспий с Черноморско-Азовским бассейном, а также выработка необходимых мер по укреплению экосистемы моря.

По итогам заседания участники Второго Каспийского саммита подписали совместную Декларацию. В документе, в частности, отмечается, что стороны в тесном взаимодействии друг с другом будут всемерно способствовать тому, чтобы Каспийский регион был регионом мира и стабильности, устойчивого экономического развития и процветания, добрососедства и равноправного международного сотрудничества государств.

На саммите главы прикаспийских государств подтвердили, что всеобъемлющий правовой статус Каспийского моря будет определяться Конвенцией о правовом статусе Каспийского моря в качестве базового документа, принятие которого возможно только на основе общего согласия прибрежных государств. Стороны согласились в том, что до определения нового правового статуса Каспийского моря в его акватории должны действовать согласованные на основе реализации их суверенных прав режимы судоходства, рыболовства и плавания судов исключительно под флагами прикаспийских стран. В заявлении также говорилось, что разработка всеобъемлющего правового статуса Каспийского моря и скорейшее заключение в этих целях Конвенции о правовом статусе Каспийского моря являются важнейшей задачей. Следующая встреча президентов прикаспийских государств состоится в Баку в октябре 2008 года. Проблемы транспортировки ресурсов и экологии региона

Кроме всех вышеперечисленных проблем существует и проблема транспортиров ресурсов из Каспийского региона в страны-потребители. На данный момент существует несколько транспортировочных артерий, некоторые из которых находятся в эксплуатации, а некоторые лишь на стадии проекта. Вопрос транспортировки каспийской нефти и газа является одним из ключевых в клубке проблем каспийского региона. В этом вопросе сталкиваются интересы всех заинтересованных стран. Основными же конкурентами выступают Россия и Запад, на чьей стороне стоит Турция, через которую идет нефть Европу. Далее в табличном виде приведены основные нефтепроводы региона и их геополитическое значение:

Трубопровод

Пропускная способность (млн. т. нефти в год)

Геополитическое значение

Баку-Тбилиси-Джейхан

50

Укрепляет позиции Азербайджана и Турции в регионе, ослабляя при этом российские. Создает проблемы в использовании нефтепровода Баку-Новороссийск. Создает благоприятную почву для проникновения в регион иностранных нефтяных компаний.

Баку-Новороссийск

5 (возможно увеличение до 15)

Позволяет России влиять на нефтяную политику в Азербайджане, но после ввода в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан стратегическое значение данного нефтепровода снизилось.

Тенгиз-Новороссийск (нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума)

28 (к концу 200 8го года составит 67)

Значимость данного нефтепровода для России определяется тем, что он позволяет контролировать (вместе с нефтепроводом Атырау-Самара) почти весь экспорт нефти из Казахстана. Правительство России вместе с российскими нефтяными компаниями имеет 63% долевого участия в КТК.

Атырау-Самара

16

Дает возможность России контролировать часть экспорта нефти. Россия намерена увеличить пропускную способность до 20-25 млн. т. в год.

Западный Казахстан-Атасу-Апашанькоу

10-20

Имеет важное стратегическое значение для Казахстана: решает для него проблему диверсификации экспортных нефтяных потоков.

Баку-Супса

6

Баку-Супса, как и Баку-Новороссийск, не устраивает Турцию, которая вдвигает ограничения на прохождение танкеров по проливам Босфор и Дарданеллы. Этими запретами она стимулирует Казахстан и Азербайджан выбрать путь транспортировки нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан.

Говоря о транспортировке каспийской нефти, необходимо также сказать о танкерных перевозках нефти. В настоящий момент лидером в этой области является Азербайджан, которому после распада СССР перешел практически весь нефтеналивной флот Каспийского моря. В отличие от Азербайджана, Казахстан и Туркменистан создают свой нефтеналивной флот с нуля. «Казмортрансфлот», государственная компания Казахстана в сотрудничестве с другими международными консорциумами планирует подорвать монополию Азербайджана на танкерные нефтеперевозки в регионе. В целом танкерные пере возки, вероятно, в скором времени уступят место баржевым перевозкам, так как тоннаж барж значительно превышает танкерный, и баржи стоят намного меньше в обслуживании. Предполагается, что новые баржи смогут перевозить до 35-40 тыс. тонн нефти на борту.

Вопрос транспортировки каспийских углеводородов имеет не только экономический характер, но и политический, ведь контроль над транзитом ресурсов гарантирует геополитическое доминирование страны и ставит в зависимость от нее страны-потребители.

Но у некоторых специалистов встает закономерный вопрос: хватит ли каспийской нефти на все проекты транспортировки? Не будет ли разумнее вложить деньги в модернизацию уже существующих трубопроводов? Ответа на этот вопрос еще нет. Вопрос транспортировки, пожалуй, можно назвать одним из самых сложных в решении Каспийской проблемы после определения статуса Каспия и разделения его ресурсов прикаспийскими странами. Следует отметить, что все большее значение в комплексе каспийских вопросов приобрела проблема экологии. Каспийское море - замкнутый водный бассейн с очень уязвимой экосистемой. Уже на данный момент экологическая обстановка в регионе находится в плачевном состоянии, а решительных мер для ее оздоровления не принимается. Более того, существуют проекты прокладки нефтяных труб по дну водоема, что в случае аварии приведет к непоправимому ущербу экологии моря.

В ноябре 2003го года в Тегеране была подписана Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря. Ведется работа с целью наполнения Конвенции договоренностями по конкретным направлениям природоохранной деятельности. Начата разработка протоколов по биоразнообразию, охране от загрязнения из наземных источников, борьбе с загрязнением нефтью в чрезвычайных ситуациях, оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Таким образом, вопрос безопасности на Каспии касается не только безопасности добычи нефти и газа, не только транспортировки углеводородов, но и экологической безопасности - фактора, который может сыграть ключевую роль в дальнейшей судьбе региона.

Военная обстановка на Каспии

Как видно из всех уже изложенных проблем, Каспийский регион нельзя назвать стабильным и спокойным ни в политическом, ни в экономическом плане. Более того, эти проблемы сильнее обостряются и военным присутствием заинтересованных сторон. Безусловно, на Каспии необходимо разработать систему коллективной безопасности.

На основе уже существующих двух- и трехсторонних договоров в регионе проводятся разного рода учебные военные мероприятия. В 2003-2004 гг. США совместно с Азербайджаном провели учебные антитеррористические операции, на казахстанском шельфе проводилась учебная операция «Каспий-Антитеррор-2005». Кроме того, Казахстан выдвигает проект создания мощной современной армии, ее перевооружения и создания современного военно-морского флота на Каспии. При этом Казахстан сотрудничает и со своими партнерами по ОДКБ и ШОС, и с НАТО. Также Азербайджан поставил перед собой задачу модернизации армии и увеличения военного бюджета страны до объемов годового бюджета Армении. Огромные инвестиции в экономику Азербайджана текут из США, с которыми страна активно сотрудничает в вопросах добычи каспийской нефти. На фоне учебных военных мероприятий проходит постепенная милитаризация региона. Более того, уже существуют прецеденты военных столкновений: в 2001м году Иран стал обстреливать азербайджанские суда в спорном регионе, на который активно претендует Иран, и где Азербайджан уже ведет свои разработки.

Заинтересованность каспийских стран и их иностранных партнеров вполне закономерна, ведь в регионе сталкиваются интересы противоположных блоков. Готовность США выделить на предложенную ими программу по сохранению Каспия, включающую и военный элемент, 130 млн. долларов объясняется желанием иметь инструмент давления на Иран. В свою очередь Россия и Иран пытаются оказать сопротивление проникновению США в Каспийский регион. Из сказанного выше мы можем сделать следующие выводы. Формирование единых экономических, политических или военных сил на Каспии едва ли возможно до тех пор, пока вопрос международно-правового статуса Каспия остается нерешенным. Таким образом, и выработка единой концепции безопасности в регионе пока не имеет четких перспектив до тех пор, пока не выработаны общие правила игры.

Поделиться: