Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Кайрат Айтекенов: «ЕЭП обладает колоссальным потенциалом формирования продовольственных запасов»

15.03.2012

Автор:

Теги:

КайратАйтекенов:  «ЕЭП обладает колоссальнымпотенциалом формирования продовольственных запасов»

Экономическоеи социальное наполнение Евразийского проекта во многом будет зависеть от того,как бизнес включится в интеграционный процесс. Причем не только крупныекорпорации, но и малое, среднее предпринимательство, в котором задействованасущественная часть населения стран ЕЭП. Еще не все правила игры для бизнесачетко отработаны и не все механизмы регулирования единого рынка отлажены. И самбизнес пока только начинает адаптироваться к новым экономическим условиям.Поэтому сегодня предприниматели, оценивая Евразийский проект, говорят больше отекущих проблемах интеграции, чем о ее перспективах и возможностях. Тем неменее, перспективы – большая тема, которую мы решили обсудить с людьми,непосредственно вовлеченными в процесс. Наш первый собеседник ПредседательКомитета развития предпринимательства Министерства экономического развития иторговли РК Кайрат Айтекенов

-Кайрат Медыбаевич, интеграция стран ЕЭП открывает новые возможности передбизнесом. Каким Вы видите развитие евразийского проекта в перспективе 5 – 10 летс точки зрения реализации делового потенциала?

- Главное преимущество интеграции – свободное перемещениетоваров в границах ЕЭП. В любом городе Казахстана мы сегодня можем видетьроссийскую и белорусскую продукцию, а в России и Беларуси - казахстанскую. Происходитрасширение рынка сбыта, увеличение возможностей по его насыщению товарами,произведенными на территории наших трех стран. Думаю, что в перспективе 5 – 10лет в ЕЭП будет идти активный процесс интеграции бизнеса, особенно в приграничныхрегионах. Появятся интегрированные компании и совместные продукты, которыебудут позиционироваться как «Сделано в ЕЭП».

Расширяются и возможности торговли с третьими странами, вчастности, с Китаем. Через казахстанско-китайскую приграничную станцию Хоргоспроходит все больше грузов из России и Беларуси. Казахстанские предпринимателимогут привносить свою добавленную стоимость к этому товару, например, оказывать услуги по фасовке, упаковке,комплектации и т. д. Или, скажем, организовать в Восточном Казахстане сборкубелорусских тракторов для их последующего экспорта в КНР.

Я полагаю, что через несколько лет не менее 50% российскихтоваров, пересекающих границу с Казахстаном, будут предназначены длядальнейшего экспорта в Китай, страны Центральной Азии,  и др. Транзитный грузопоток через территорию РК значительно возрастет, встране появятся новые транспортно-логистические хабы. Алматинская область  может стать одним большим хабом по хранению,транспортировке, упаковке, сертификации продукции и торговле. 

Но для всего этого еще предстоит создать качественнуюинфраструктуру -  хорошие автомобильные ижелезные дороги, достаточный парк современных железнодорожных вагонов, развитыйрынок сервисных услуг на транспорте. При этом бизнес и инвестиционные фонды,понимая, что транзитные потоки будут увеличиваться, могут инвестироватьразличные проекты, например, производство транспортного оборудования. Это всвою очередь будет способствовать развитию целого ряда отраслей машиностроения.

 Важно, что Европа иАзия теперь будут ориентироваться на рынок ЕЭП в целом. Япония и Корея ужепонимают, что производство (те же автосборочные предприятия) лучше всегоразмещать между Россией и Казахстаном с тем, чтобы мультиплицировать экспортсвоей продукции. Если раньше иностранные компании открывали филиалы и в Россиии в Казахстане, то сейчас им достаточно иметь единый офис в ЕЭП. Но для тогочтобы все эти возможности единого рынка в полной мере использовать нам опять женужна нормальная инфраструктура, а также хорошо развитая, современная, общаядля всех стран ЕЭП система технического регулирования и контроля.  Тогда для любого внешнего инвестораразмещение производственных сил в Казахстане или России будет очень интересно.

-В каких отраслях экономики стран ЕЭП, по Вашему мнению, существует наибольшийпотенциал интеграции и производственной кооперации?

-  Прежде всего, встроительстве и обслуживании транспортной инфраструктуры, а также вэлектроэнергетике. Например, в Экибастузе существуют мощные залежи угля иРоссия заинтересована в том, чтобы производить здесь электроэнергию дляпокрытия потребностей близлежащих российских районов. Кроме того, можетвозрасти взаимообмен электроэнергией между Казахстаном и Россией для того чтобырационализировать маршруты ее доставки потребителям.

«Железно» будет идти интеграция в сфере трубопроводноготранспорта и других традиционных отраслях сотрудничества. В частности, вразработке нефтегазовых месторождений на Каспии. Кроме того, сейчасрассматриваются возможности создания совместных нефтехимических производств.Пойдут на сближение также предприятия горно-металлургического комплекса,машиностроения и АПК.

Большие перспективы существуют по использованию российской иказахстанской металлургической продукции в машиностроении. Здесь открываетсябольшое поле для производственной кооперации предприятий Карагандинской иВосточно-Казахстанской областей с уральскими заводами. На базе российскихтехнологий мы можем развивать производство собственной машиностроительнойпродукции, как для внутреннего потребления, так и для экспорта, например, вКитай. 

Хорошие предпосылки создаются для интеграциивысокотехнологичных отраслей, в первую очередь телекоммуникационной, гдеочевидно, будет идти активный процесс слияний и поглощений. У нас покавысокотехнологичных предприятий не так много, но, как известно, сфераинформационных технологий развивается чрезвычайно быстро. Почему бы нам несоздавать совместные проекты по образцу лучших мировых брендов?

Что касается агропромышленного комплекса, то нет сомнений,что ЕЭП обладает колоссальным потенциалом формирования продовольственныхзапасов и экспорта продуктов питания в Европу, страны Персидского залива, Юго-ВосточнуюАзию, Китай. Неизбежно будут объединяться производители зерна, масличныхкультур. Масличные – это сегодня вообще одна из главных экспортных тем, в ЕЭПможет быть создан целый кластер по их выращиванию и переработке.

-   Названные Вами проекты в основном – поледеятельности для крупного бизнеса. Может ли малое предпринимательство бытьзадействовано в интеграционных процессах?

- Малый бизнес будет концентрироваться в первую очередьвокруг  хабов, транзитных потоков икрупных предприятий. Ожидается, что большие транспортные коридоры будут привлекатьнаселение не только из регионов Казахстана, но, возможно, из России и Беларуси,поскольку с начала текущего года в ЕЭП действует упрощенный режим трудовоймиграции. В городах, которые стоят на пути транспортных коридоров, будутразвиваться сфера услуг и жилищное строительство, а с ним и производствостроительных материалов, которое является сферой деятельности преимущественномалого и среднего бизнеса. Хаотичного строительного бума, надувания «пузыря»,там допускать нельзя. Но нужно создать максимально благоприятные условия длянормального развития предпринимательства.

Кроме того, традиционная сфера деятельности для МСБ –обеспечение поставок товаров и услуг для крупных предприятий. Представьте себероссийский индустриальный гигант «Уралмаш», который обеспечивает продукциейсреднего машиностроения все евразийское пространство. Производственнаякооперация наших промышленных предприятий только с одним этим заводом даетмалому и среднему бизнесу огромные возможности для организации производствасопутствующих товаров и услуг.  Тем болеечто со стороны Казахстана есть интересные государственные программы, которыекомпенсируют бизнесменам выход на экспорт, в том числе в Россию. Например,программа «Экспорт 2020», которая предусматривает выплату предпринимателямкомпенсации расходов по размещению производства или производственного филиалана территории РФ. Действуют также программы «Производительность 2020», ГПФИИР,«Дорожная карта бизнеса 2020» и другие, которые поддерживают частную инициативув экономике.

Продолжая тему новых возможностей для отечественного бизнесав целом, я хотел бы акцентировать внимание на трансферте технологий. То, что вЕдином экономическом пространстве у нас будет больше возможностей обмениватьсянаучно-технической информацией – это просто здорово. У России и Беларуси естьмощные разработки в машиностроении, химии, других отраслях.  Для их использования на всей территории ЕЭП,в том числе в Казахстане, теперь нет никаких ограничений, не нужно оформлятьотдельные патенты, сертификаты и т. д.

Повышение технологического уровня производства потребуетсоответствующей подготовки кадров. Российские и белорусские технические вузыисторически славятся фундаментальным инженерным образованием. Мы можем проситьих о выделении квот для казахстанских студентов и предоставлять государственныегранты на их обучение. Помимо этого, наши специалисты сегодня могут свободновыезжать на работу на предприятия в странах-партнерах, а россияне и белорусыработать у нас, что также будет способствовать обмену опытом.

Все открывающиеся возможности трудно перечислить.Существуют, например, большие резервы по сокращению издержек бизнеса. Так,предприятия из разных стран ЕЭП на основе кооперации могут совместно проводитьмаркетинговые исследования, рекламные кампании, обучение персонала.

-В РК уже несколько лет действуют программы развития казахстанского содержания,направленные на поддержку отечественного бизнеса.  Однако с 2014 года предпринимателиКазахстана, России и Белоруссии получат равный доступ к участию в государственныхзакупках в странах ЕЭП.  Учитывая высокуюконкуренцию со стороны представителей более мощного российского рынка, смогут линаши компании сохранить доступ к госзаказам?

- Все решают цена и качество. При прочих равных условиях,наши предприниматели имеют на своем рынке преимущества в транспортныхиздержках. Мелкие запчасти, спецодежду и другие подобные товары выгоднеезакупать на месте, чем везти из соседнего государства. Правда, если российскиеи белорусские компании будут размещать производство в Казахстане, то расходы натранспортировку у них будут те же, что и у нас.

Нужно четко понимать, что тот этап, когда казахстанскоесодержание или импортозамещение были основными составляющими для благополучноговедения бизнеса, уже прошел. Чем быстрее предприниматели поймут это, тембыстрее будут снижать производственные издержки, привлекать квалифицированнуюрабочую силу, обучать кадры и повышать качество своей продукции.

Для успеха казахстанского бизнеса сегодня нужна внутренняякооперация. Предприятия аналогичного профиля уже должны не спорить между собой,а кооперироваться и снижать издержки, вместе заниматься маркетингом, рынками сбыта,продвигать свой товар на территории ЕЭП. Да, кооперация приводит к укрупнениюбизнеса, вымещая с рынка малые предприятия. Но с другой стороны – один в полене воин. Кого-то это, может быть, не обрадует, но таковы естественные законырынка.

-По долгу службы Вы общаетесь со многими отечественными и, возможно,российскими, белорусскими предпринимателями. С Вашей точки зрения, сложилось лиу них понимание возможностей евразийской интеграции и стратегическое видениесобственного развития в новых условиях?

- Пока еще бытует двойной стандарт: предприниматели хотятсвободно выходить на рынки соседних стран, но при этом защитить собственныйрынок от конкуренции со стороны соседей по ЕЭП за счет государственного субсидированияпроцентных ставок по кредитам и других мер поддержки. Поддержка будет, и этоправильно. Но до определенного момента. 2012 год всех настроит на серьезноеосмысление того, что обратного пути нет. Таможенный союз состоялся, происходитего становление как большого экономического сообщества, на это есть огромнаяполитическая воля лидеров наших государств.

Если мы хотим прозрачно работать в ЕЭП, то обязаныпредоставлять равные условия для бизнеса трех стран. Другое дело, чтогосударство должно обеспечить бизнесу доступную и качественную инфраструктуру,нормативно-правовую базу,  унификацию состранами ЕЭП техрегламентов, подготовку высококвалифицированных кадров.  Есть также классические меры поддержкиотечественных производителей, которые не противоречат правилам единого рынкаЕЭП. Например, субсидирование и обязательное страхование рисковсельскохозяйственного производства. И мы будем продолжать их использовать.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение