Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан не должен входить в конфронтационные потоки....

15.03.2012

Автор:

Теги:

Константин Сыроежкин: На планах прокладки транскаспийского трубопровода надо раз и навсегда поставить крест

Эйфория 90-х по поводу колоссальных запасов углеводородов на Каспийском море постепенно утихает на фоне новостей о результатах разведочных работ. По последним консервативным оценкам компании «Бритиш Петролеум», каспийские ресурсы составляют от 1% до 4% от общих мировых запасов углеводородного сырья.

В прошлом году ведущая российская компания «Лукойл» отказалась от участия в проектах по освоению участков Аташский и Тюб-Караган после того, как пришла к выводу, что осваивать там, собственно, нечего. Не оправдало надежды и месторождение Курмангазы.

Самый амбициозный каспийский проект – Кашаган находится  в стадии перманентной отсрочки начала добычи нефти. Не смотря на жесткую позицию казахстанских властей, запланированное начало добычи вновь перенесено теперь уже с декабря 2012 года на июнь 2013-го.

Ожидается, что на первом этапе разработки Кашаган будет давать 50 млн. тонн нефти в год. Однако «зависание» проекта дает скептикам основание ставить под сомнение сам факт наличия на этом месторождении тех гигантских ресурсов, о которых было заявлено в начале 2000-х.

Чего на Каспии больше –экономики или политики, обсуждали в Алматы на конференции «Безопасность и энергия в Каспийском пространстве», организованной казахстанским журналом «Эксклюзив» и Фондом Фридриха Эберта. По общему мнению экспертов, геополитика и внутренняя политика прикаспийских государств играет в регионе главенствующую роль. Здесь сходятся интересы России, Китая, Запада, прикаспийской пятерки и третьих стран, переплетаясь и создавая клубок противоречий, которые на практикечасто неясно как решать.

В основном участники конференции были вынуждены констатировать сохранение тех региональных проблем, которые складывались в последние 20 лет. Одна из главных – неопределенность правового статуса Каспийского моря. Впрочем, сегодня среди экспертов нет единодушия относительно степени ее актуальности для Казахстана. Например, директор центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев считает, что для Казахстана вопрос правового статуса Каспийского моря остро не стоит.

Потому что с подписанием в 1998 – 2003 гг. серии соглашений с Россией иАзербайджаном, Казахстан для себя его практически решил. Остается не урегулированным вопрос о морской границе РК и Туркменистана, но это, скорее, лишь дело времени. Во всяком случае, Казахстан заявил, что дальнейшая проработка правового статуса Каспия не повлияет на его планы по освоению казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ). Поэтому сейчас в переговорах по статусу Каспия РК пытается решить не столько вопросы правового характера, сколько выстроить четкие стабильные правила игры в регионе с выгодой для себя.

С другой стороны, по мнению главного научного сотрудника КИСИ Константина Сыроежкина, определение правового статуса Каспия остается самой сложной проблемой. Нельзя отрицать, что в ее решении есть успехи, принят целый ряд конвенций по экологии, безопасности и другие. Но главные вопросы - использование водной поверхности, завершение разграничения морского дна, рыболовство, судоходство, демилитаризация, и т. д.так и не решены, прежде всего, по причине национального эгоизма прикаспийских стран, тянущих одеяло каждая на себя.

Поскольку для Казахстана, Туркменистана и Азербайджана каспийские нефтяные ресурсы являются бюджетоформирующими, они ни вчем не намерены уступать.

Другой очень спорный вопрос касается маршрутов транспортировки каспийской нефти. Здесь еще более круто замешаны геополитика, экономика, экологиа, международное право. С точки зрения политолога Султана Акимбекова, государственные интересы Казахстана в этой сфере заключаются в том, чтобы не входить в конфронтационные потоки, поскольку это создает угрозу для стратегической безопасности страны.

Поэтому РК приветствует любой возможный вариант транспортировки углеводородов из Центральной Азии.Какой будет построен трубопровод – транскаспийский, афганский или китайский –это уже не проблема Казахстана. Продавцу по большому счету все равно, куда икому продавать свой товар.

Но такой подход разделяют невсе. Когда не важно, кому и сколько продавать – это позиция компрадора, а ненационального продавца, считает Константин Сыроежкин. По большому счету речь идет о том, быть или не быть Каспийскому региону. Транскаспийский трубопровод (которой предлагается проложить по дну моря) может нанести непоправимый вред экологии Каспия и всего региона. На Каспии очень сильное внутреннее течение и разрыв трубопровода в одной точке очень быстро приведет к распространению нефти по всему морю, после чего с Каспием и его уникальной экосистемой можно будет попрощаться. До сих пор продвижение проекта строительства транскаспийского трубопровода сдерживали позиции России и Ирана. Но в 2010 году на саммите в Баку Туркменистан высказал идею о том, что консенсус пятерки в данном случае нетребуется. Достаточно договориться Туркменистану с Азербайджаном и начинать строить. Это заявление тогда не вызвало резонанса, хотя такая позиция может быть опасной. «На планах прокладки транскаспийского трубопровода надо раз инавсегда поставить крест», - заявил эксперт.

Вообще тема экологии на конференции была одной из главных и не вызывала противоречий. Экологическая ситуация в регионе ухудшается и если раньше в списке самых обсуждаемыхкаспийских проблем она часто оставалась на втором плане, то сейчас все большетребует к себе пристального внимания.  По словам политологи Расула Жумалы,  по некоторым параметрам этот регион уже сейчас можно назвать зоной экологического бедствия, где ухудшаются атмосферные показатели, состояние флоры и фауны,растет заболеваемость, накапливаются серные отходы, ежегодно происходит массовая гибель тюленей.  

Не смотря на то, что правовой статус Каспия не урегулирован, его ресурсы активно осваиваются, о чем можно судить по казахстанской, азербайджанской, туркменской статистике. Причем работу на море ведут в основном иностранные компании, которым проще и дешевле заплатить штрафы за нарушение экологического законодательства, чем соблюдать это законодательство, инвестируя большие средства в экологически чистые технологии. Почти никто на Каспии не работает по принципу «нулевого сброса», это значит, что все «лишнее», что извлекается из недр, сбрасывается обратно в море. Поэтому сегодня это жизненно важный вопрос: что дороже для человечества –дальнейшее форсированное наращивание добычи или сохранение Каспия как уникального водоема с его уникальными биоресурсами.

Обсуждались и такие проблемы как наличие спорных месторождений на Каспии, растущая общая милитаризация региона, ситуация вокруг Ирана, роль транснациональных компаний в освоении каспийских ресурсов. Нельзя сказать, что в ходе этого разговора были предложены какие-то принципиально новые подходы к решению известных проблем, а некоторые вопросы эксперты откровенно признали тупиковыми, по крайне мере на текущем этапе. Но такие встречи являются своего рода «контрольным замером», поддерживая внимание общества к нерешенным и не решаемым проблемам. Тем более, что некоторые из этих проблем, такие как экология Каспия нужно уже решать, что называется здесь и сейчас.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение