Россия, Москва

info@ia-centr.ru

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ “НАРОДНОГО” IPO в РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

15.03.2012

Автор:

Теги:
Б.Н. Исабеков

доктор экономических наук,

профессор Евразийского национального

университета имени Л.Н. Гумилева




   На мой взгляд, актуальность и достаточно острая необходимость представленного концептуального проекта обусловлена негативными результатами внедрения IPO в зарубежных странах (например России) и низким уровнем подготовленности населения, как основной фактор риска в казахстанских условиях. Практика российских «народных IPO», (начатая летом 2006 года с размещения государственной компании «Роснефть»), свидетельствует о том, что, следуя призыву руководства страны, инвесторами становятся люди, не владеющие основами инвестиционного управления, управления рисками, финансового менеджмента. Никто из потенциальных владельцев IPO не застрахован от падения цены акций после размещения. В частности, в России после размещения «народных» IPO произошло обрушение цены акций в 3-7 раз («Внешторгбанка», «Роснефть»). В итоге широко разрекламированные народные IPO оставили не самое приятное впечатление у россиян: тысячи людей, купившие акции в рамках «народного» IPO, не только не смогли получить прибыль, но и понесли убытки.

На основе проведенных исследований, возможно перечислить условия, которые могут обеспечить успех казахстанскому народному IPO, в случае соблюдения, а именно:


повышение финансовой грамотности населения;


обеспечение рыночных механизмов проведения таких размещений без привлечения к процессу олигархических структур;


наличие в компаниях-эмитентах высоких стандартов корпоративного управления;


размещение акций ниже рыночной котировки;


обеспечение прозрачности дивидендной и информационной политики эмитентов;


отказ от возможного обратного выкупа акций по цене ниже цены размещения, иначе это будет расценено как стремление компаний провести спекулятивную сделку;


привлечение независимых национальных рейтинговых агентств к оценки IPO.

При подготовке «народного» IPO целесообразно предусмотреть не менее 3-6 месяцев глубокой научной и прикладной исследовательской работы с широким охватом в изучении всех регионов страны. И как результат, научно-методическая информация должна носить адресный характер, с понятным населению лексиконом, открытым напоминанием о рисках приобретения акций и не должна «растворяться» в общем рекламном потоке. При этом важно донести до населения, что покупка акций – это не депозитная операция (застрахованная и гарантирующая определённый доход), поэтому отсутствуют гарантии, что в будущем стоимость бумаги обязательно вырастет в цене. Есть обязательная необходимость в обеспечении гарантиями, например, обязательством компании выкупать свои акции не ниже цены размещения. Но, главное, перед выводом компаний на IPO необходимо провести серьезную работу по повышению финансовой грамотности населения.

Текущая ситуация в Казахстане.

Нынешняя ситуация в республике олицетворяется низким уровнем подготовленности населения, как основной вид риска для Казахстана. В настоящее время в Казахстане пока не выполнено ни одно из вышеуказанных условий. Население имеет слабое представления о том, что такое ценная бумага, какие активы и доходы имеют выводимые на IPO компании, как можно получить прибыль, инвестируя деньги в их акции. По мнению отечественных брокеров, в республике число потенциальных эмитентов, соответствующих листинговым требованиям, не превышает 15-20% от всех средних и крупных компаний.

Одной из основных проблем при проведении «народного» IPO является вопрос о цене акций и обеспечении гарантий. Так, стоимость одной акции компании «РД КМГ» составит около 20 тыс. тенге. Учитывая, что среднемесячная номинальная заработная плата в Казахстане составляет около 87,5 тыс. тенге (а у работников сельского хозяйства – 33,8 тыс. тенге), для большинства казахстанского населения эта цена окажется довольно высокой. Социологический опрос «Отношение казахстанцев к народному IPO», проведенный Институтом политических решений, показал, что почти 70% населения не намерены участвовать в размещении и лишь около 8% готовы покупать акции. Таким образом, в Казахстане  «народное» IPO вряд ли станет действительно «народным». Конечно, можно купить две-три акции, но о серьезных доходах тогда говорить не следует. Например, Совет директоров РД КМГ рекомендовал собранию акционеров размер дивиденда на одну акцию, выплачиваемого по итогам 2010 года в размере 800 тенге (включая налоги, удерживаемые в соответствии с законодательством). Дивиденды «Казахмыса», по итогам 2010 года, составили 22 цента на акцию при ее стоимости около 3 тыс. тенге. Таким образом, с активами в пределах 100 тыс. тенге лучше воспользоваться услугами паевых инвестиционных фондов и депозитами БВУ.

IPO может быть интересно тем розничным инвесторам, которые:


готовы инвестировать на длительный период,


готовы диверсифицировать вложения между значительным количеством различных эмитентов.

Однако в намечаемом «народном» IPO большинство граждан вряд ли сможет принять участие, во-первых, потому что живут в отдаленных местах (где отсутствует соответствующая инфраструктура, чтобы обратиться к специалистам) и, во-вторых, экономически эти акции мало кому будут доступны (доходов рядового Казахстана едва хватает для обеспечения прожиточного минимума).

Итак, внутреннее IPO способствует развитию локального фондового рынка, повышает финансово-экономические показатели и рост уровня корпоративного управления компаний, но опыт российских, да и ряда «народных» IPO на Западе, не подтверждают факта «прибыльности» приобретения акций таким способом для простых граждан, что определяет наеобходимость Концептуальной проработки проблем государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан.

Для обеспечения стабильной работы по первоначальному публичному размещению акций компании на продажу широкому кругу лиц крупных компаний, входящих в ФНБ «Самрук-Казына» – крупнейший холдинг страны, совокупные активы которого превышают 78 млрд. долларов необходимо разработать концепцию государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан предусматривающую конкретные мероприятия по многим направлениям для улучшения экономической среды его функционирования (1 рисунок). Концептуальная проработка проблемы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан предупреждает возможные просчеты при разработке и реализации по первоначальному публичному размещению акций компании на продажу широкому кругу лиц крупных компаний и может придать механизму ее реализации действенный характер Предпринимаемые при этом меры по государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан приобретают четко обозначенный характер с конкретными путями развития на среднесрочную перспективу.

При разработке концепции использован системный подход, предусматривающий взаимосвязь нормативно-правовой базы, финансово-кредитную поддержки, с учетом регионального аспекта первоначальному публичному размещению акций компании на продажу широкому кругу лиц крупных компаний , с учетом интересов как государства, так и населения. Концепция состоит из формирующего, обеспечивающего и результирующего блоков .

1.Цели и задачи концепции

Целью данной концепции является разработка стратегии государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан конкретных механизмов их реализации.

Для достижения этой цели предлагается решение следующих основных задач:

-обеспечение законодательной базы;

- обеспечение ресурсами;

- развитие институтов рыночной инфраструктуры;

- государственная поддержка и стимулирование внешне экономической деятельности IPO в Республике Казахстан ;

- подготовка и переподготовка кадров для структур, касающихся IPO в Республике Казахстан ;

- информационная и научно-методологическая поддержка IPO в Республике Казахстан ;

- модернизация системы органов государственного регулирования IPO в Республике Казахстан.

2.Обеспечение законодательной базы в части государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан

Данный раздел предусматривает внесение изменений и дополнений в действующее законодательство Республики Казахстан, разработку новых законов и нормативных актов, направленных программ государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан путем создания действенной системы стимулированипя, а также механизма реализаций законодательства.

При этом предлагается изучить и обобщить практику правовой защиты и поддержки  и развития IPO в Республике Казахстан подготовить предложения по их дальнейшему развитию и совершенствованию с участием союзов и объединений предпринимателей.

3.Ресурсное обеспечение программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан

Политика правительства по государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан должна быть направлена на создание благоприятных условий для скорейшего роста участников фондового рынка для резидентов Республики Казахстан.

Концепцией предлагается мера по обеспечению стабильности функционирования государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

Важнейшим условием материальной государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан являются инвестиции, причем именно в размещении акции национальных компании.

На вторичном рынке необходимо упорядочить процесс привлечения в программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан иностранных компаний, организовать привлечения средств международных организаций и фондов государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

Концепция предусматривает внесение изменений в использование таких рыночных регуляторов, как кредитная и налоговая системы, страхование, направленные на улучшение экономической среды программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

В области налоговой политики необходимо предусмотреть методические подходы к определению базы налогообложения, установив порог максимально допустимых суммарных налоговых изъятий и обязательных платежей на таком уровне, который обеспечивает стимулы к развитию государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

Необходимо усилие динамики привлечения средств международной организации и фондов  занятых реализации государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

В концепции представляется задача обеспечения государственными кредитами части населения, занимающиеся IPO в Республике Казахстан с целью широкого охвата населения Республике Казахстан .

В концепции рассматривается необходимые изменения в страхование, кредитование и налоговой системе, направленные на улучшение экономической среды занимающиеся IPO в Республике Казахстан.

Также, необходимо внести важные дополнения в налоговую политику, определив размер налоговых ставок и обязательных платежей на уровне создания возможностей занимающиеся IPO в Республике Казахстан.

4. Развитие политических институтов социальной инфраструктуры программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

Институциональное обеспечение программ государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан предлагает формирование и развитие элементов рыночной инфраструктуры, признанной обслуживать IPO в Республике Казахстан.

На процесс формирования и развития рыночной инфраструктуры, особенно в переходный период к рыночным отношениям, должно и может оказать большое организующее влияние государство как при создании правовой базы, так и в контроле за соблюдением этого законодательства. Государство заинтересовано в том, чтобы полностью задействовать свои регулирующие функции рыночной инфраструктуры, способствующие экономической стабилизации сбалансированности экономического роста.

Для успешной работы программ государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан, большое значение имеет общедоступность сети Казпочты и банковской сети, легкость получения ее услуг и их высокое качество. Поэтому предлагается дальнейшее развитие и совершенствование сети Казпочты и банковского дела в Казахстане.

Одним из приоритетных направлений развития рыночных институтов является страховая система. Особое значение она имеет программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан

В этой связи предлагается оказание действенной помощи тем страховым компаниям, которые ориентированы на его обслуживание.

В целях повышения надежности страхования, обеспечения высокого качества его услуг, защиты программ государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан от возможных злоупотреблений со стороны страховщиков предусматривается лицензирование деятельности страховых компаний и систематический контроль за ней. Для этого предлагается создание особого контрольно-регулирующего органа. Одним из мест сосредоточения инвестиционной деятельности, в том числе связанной с приватизацией, должны стать центры по проведению аукционов и инвестиционных торгов. При этом услуги этих центров могут оказываться любому экономическому субъекту, желающему купить какую-либо недвижимость или инвестиционные ресурсы. Предлагается создание таких центров во всех областях и крупных городах Казахстана.

В современных условиях большинство населения не имеют достаточных средств для реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан для немедленной покупки акций национальных компаний

С целью повышения информированности населения важное значение для успешной организации и развитию IPO в Республике Казахстан имеют услуги консалтинговых, маркетинговых, инвестиционных и юридических и др. спецализированных фирм и компаний. Ввиду неразвитости этой сферы в Казахстане и острой потребности в ее соответствующих услугах необходимо всяческое содействие открытию филиалов зарубежных фирм и компаний, оказывающих такие услуги.

5. Государственная поддержка и стимулирование программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан.

Деятельность государственных органов по созданию благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности в части реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

 В этой связи предлагается:

* содействовать участникам занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан  по установлении деловых контактов Наделить участников занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан правом на самостоятельную деятельность;

* предусмотреть в иностранных кредитных линиях квоту для перечня инвестиционных проектов с соответствующим технико-экономическим обоснованием по приоритетным направлениям занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан;

* разработать меры по стимулированию участникам занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан;

* обеспечить приемущественное кредитование государством в рамках реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан и примениение для него льготного режима налогооблажеия;

* предусмотреть в законодательстве об инвестициях положение, об особенностях страхования инвестиций занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан;

6. Подготовка кадров для работы в структурах, занимающимися программой государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан.

Важным элементом формирования занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан является подготовка кадров для рыночной экономики. Чтобы достичь успеха, предприниматель должен разбираться в таких предметах, как маркетинг, распределение, управление бизнесом, финансовый менеджмент и др. Вместе с тем необходимо развернуть компанию по стимулированию знаний о IPO, выработке положительного отношения к его ценности, формирование общественного мнения с целью осознания того, что IPO является нужным, почетным и престижным делом.

В этой связи предлагается посредством организации сети учебно-консультационных центров:

* подготовку и переподготовку преподавательских кадров по основным направлениям части населения занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан;

* подготовку и переподготовку преподавательских кадров для работы в предпринимательских структурах занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан;

* разработку системы конкурсного отбора для обучения и стажировки в зарубежных учебных центрах и компаниях.

Важным моментом политики правительства в развитии рыночных отношений и части населения, занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан следует считать обучение молодежи соответствующим навыкам ведения бизнеса на всех этапах системы образования. В этой связи предполагается подготовка предложений по включению в учебные программы курса по основам бизнеса и части населения занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан.

7. Информационная и научно-методологическая поддержка программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан .

Особые значение для развития части населения занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан имеет информационное обеспечение, являющееся частью рыночной инфраструктуры. Поэтому необходимо создание государственной системы информационного обеспечения и обслуживания, включающей в себя организационно-распорядительную, нормативную, статистическую, научно-методическую, конъектурную и пр., создание широкой сети информационных центров, дающих возможность каждому потенциальному части населения ознакомиться со всеми актами действующего законодательства, нормативной документацией, экономической и конъектурной информацией. Эти центры должны быть в каждой местной администрации, находиться в ее ведении и содержаться в основном за счет республиканского и местных бюджетов.

Развитию информационной и научно-методической базы части населения занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан должно способствовать и издание учебных пособий, в том числе зарубежных адаптированных учебно-методических материалов.

Назрела необходимость централизованного издания пакета действующих законодательных и нормативных актов, регулирующих хозяйственно-финансовую деятельность, а также примерных договоров, уставов и других документов по организации их деятельности.

Необходимо пропагандировать части населения занимающимися реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан в средствах массовой информации для создания благоприятного имиджа и формирования общественного мнения.

8. Совершенствование системы органов государственного регулирования по поддержке и развитию IPO в Республике Казахстан Выработка концептуальных подходов к поддержке и развитию IPO в Республике Казахстан как основной части проводимой правительством экономической и социальной политики, а также создание на этой основе целостного механизма государственной поддержки предлагает и проведение в соответствие с действующей структурой органов аппарата управления, а также создание постоянной комиссии (комитета) по рассмотрению вопросов реализации программы государственной поддержки и развития IPO в Республике Казахстан Сенате или Мажилисе Республики Казахстан.

Необходимо уточнение функций и полномочных органов управления посредством распределения их по стадиям процесса подготовки и реализации управленческих воздействий.

Для эффективной реализации намеченных целей и задач и координации взаимодействия различных государственных и негосударственных структур необходимо создание при Президенте Республики Казахстан Государственной комиссии по поддержке развитию IPO в Республике Казахстан .

В качестве исполнительного органа целесообразно создание Агентства по поддержке и развитию IPO в Республике Казахстан в Министерстве экономического развития и торговли в соответствующими областными структурами.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение