В ближайшем будущем Нур Отан сохранит доминирование в политической системе Казахстана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Они критикуют социальную политику Назарбаева, но эта критика в каком-то смысле даже удобны для власти, поскольку она носит чрезмерно выраженный популистский характер. И на этом фоне только НДП Нур Отан предлагает реальные проекты, способные обеспечить движение страны по пути модернизации в экономической и социальной сфере.
В ближайшем будущем Нур Отан сохранит доминирование в политической системе Казахстана

ЕвроАзия: Какие изменения в политической системе Казахстана происходят в послевыборный период?

Алексей Власов : Пока преждевременно говорить о каких-то серьезных переменах, несмотря на то, что в Парламент страны вошли представители оппозиционных партий, в целом сохраняется доминирование партии власти - НДП Нур Отан, и нет каких-либо особых предпосылок к тому, чтобы в ближайшем будущем ситуация кардинально изменилась.

На мой взгляд, два основных фактора способствуют этому обстоятельству. Во-первых, Ак Жол и КНПК нельзя назвать оппозицией, которая предлагает реальную альтернативу существующей власти. В большей степени это квази-оппозиция.

Если брать российский аналог, то КНПК это что-то похожее на партию Миронова в миксе с Зюгановым, а Ак Жол - в будущем будет равняться на ту политическую силу, которую формирует под себя Прохоров.

Кстати заметно, что Перуашев с большим вниманием проанализировал идеи, с которыми продвигался в российскую политику миллиардер.

КНПК еще менее радикальны, нежели российские коммунисты Зюганова. Они критикуют социальную политику Назарбаева, но эта критика в каком-то смысле даже удобна для власти, поскольку она носит выраженный популистский характер. И на этом фоне только НДП Нур Отан предлагает реальные проекты, способные обеспечить движение страны по пути модернизации в экономической и социальной сфере.

Я думаю, что за время работы нового состава Мажилиса, несомненно, будут использованы какие-то предложения,выдвигаемые правой и левой оппозиции, но все базовые тренды будут по-прежнему формироваться внутри властных структур, то есть, по большому счету, нынешняя ситуация не конкурентна, но хотя бы внешне она выглядит более благопристойно, нежели чем при однопартийном парламенте.

ЕвроАзия : Почему в таком случае в послевыборный период большинство партий взяли паузу и мало напоминают о себе какими-либо акциями, инициативами или предложениями, транслируемыми через СМИ?

Алексей Власов : Вопрос поставлен справедливо, и особенно это заметно по ситуации с КНПК. Партия, которая проявляла максимальную активность в избирательной кампании, прежде всего через сетевые сообщества. В настоящий момент КНПК практически исчезла из интернет-пространства, в разы снизив свою информационную активность.

Понятно,что пытаются наверстать упущенное партии, которые не попали в Парламент, в частности, ОСДП. Однако число участников последнего алматинского митинга было настолько незначимым, что всерьез нельзя сравнивать действия казахстанской и российской оппозиции.

Если в Москве число постоянных участников митингов варьируется в диапазоне от 15 до 20 тыс., то даже в оппозиционно настроенной Алма-Аты собрать больше тысячи человек для Косанова и Абилова задача практически непосильная. Ну и что остается? Остается только рассчитывать на громкий скандал, провоцировать собственный арест, объявлять голодовки и тем самым держать внимание к себе со стороны СМИ. Поэтому я согласен с оценкой нынешней ситуации со стороны Ерлана Карина. Действительно Нур Отан оказалась единственной партией, которая попыталась использовать полученный мандат доверия для укрепления собственных позиций в пост выборныйпериод.

Правда, из интервью Карина не очень понятно, как все-таки будет решаться вопрос о совмещении должностей Нурлана Нигматулина, потому что если он сохранит за собой пост зампреда Нурсултана Назарбаева по партии и одновременно будет спикером Мажилиса, то, с одной стороны, аппаратные возможности партийного менеджмента возрастают системно, но, с другой стороны,должна быть очень сильная команда, которая будет решать многие технические вопросы, на которые у Нигматуллина в условиях парламентской занятости просто не будет времени.

ЕвроАзия: По какому пути пойдет дальнейшее совершенствование политической системы Казахстана, если, по вашему мнению, политические партии в значительной степени еще не стали таковыми в полном смысле этого слова?

Алексей Власов : Мне думается, что в этом и состоит один из ключевых вызовов для казахстанской политической системы.Процесс дальнейшей активизации гражданского общества, неважно, в каких формах он будет происходить, потребует более адекватной представленности этих интересов в виде партийных проектов. До бесконечности конструировать виртуальную партийнуюреальность все равно не получится, ни в России, ни в Казахстане.

Я думаю, это обстоятельство понимают и в Кремле, и в Ак Орде. Другой вопрос – по какому пути пойдут власти: по политтехнологическому варианту или же попытаются установить реальные контакты с теми, кто представляет гражданские инициативные группы. В России, как всегда,пытаются задействовать одновременно два подхода: Медведев встречается спредставителями незарегистрированных партий, а Прохоров в старых добрыхтрадициях пытается создать новую правую партию, которая, скорее всего, будет вскрытой форме управляться из Кремля.

По какому пути пойдет Ак Орда,пока не очень понятно. Но в Казахстане и нет такой острой проблемы гражданскогонедовольства, как это было в Москве после декабря 2011 года. Видимо, в окружении Назарбаевасчитают, что времени достаточно. Посмотрим. Мне кажется, что в любом случае,эволюционным или революционным путем, перемены все равно неизбежны.

Поделиться: