Не исключение, но и не правило

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Недавно на встрече со студентами Назарбаев Университета президент страны заметил, что женщины-руководители более ответственны и женщин надо больше вовлекать в политику и общественную жизнь.Нужно ли женщинам добиваться равного представительства во властных структурах с мужчинами – об этом размышляют эксперты.
Не исключение, но и не правило
Недавно на встрече со студентами Назарбаев Университета президент страны заметил, что женщины-руководители более ответственны и женщин надо больше вовлекать в политику и общественную жизнь.Нужно ли женщинам добиваться равного представительства во властных структурах с мужчинами - об этом размышляют эксперты.

Нурлан Сейдин, заведующий отделом социально-политических исследований КИСИ при президенте РК:
-Актуальность вопроса о том, должна ли женщина заниматься политикой, не вызывает никакого сомнения. Феминизм и феминистское направление в политике заняли свою нишу среди таких трендов развития мировой цивилизации, как глобализация. Несомненно, на сегодняшний день мы являемся свидетелями того, что во многих странах как индустриального, так и постиндустриального мира женщины представлены в тех или иных сферах политических отношений. Более того, существуют наглядные примеры осуществления женщинами политики, которая влияет на развитие не только одного государства, но и на глобальную систему в целом. Классическим примером участия женщины в политике является Маргарет Тэтчер, которая посвоей манере ведения государственных дел ничем не уступала мужчинам. Насовременном этапе в качестве подтверждения вышесказанному можно привести пример государственного секретаря США Хиллари Клинтон, канцлераГермании Ангелы Меркель или лидера оппозиции в Мьянме Аунг Сан Су Чжи, атакже многих других. В странах Скандинавии во властных структурах женщины представлены практически в соотношении 50:50.
Страны СНГ, в том числе Казахстан, находясь на пути демократического транзита, не могут быть в стороне от основных тенденций. Наше национальное законодательство предусматривает равные права мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности. Ратифицированы основные международные соглашения по правам женщин, действует национальная комиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при главе государства, принята«Стратегия гендерного равенства в РК на 2006-2016 годы». Ярким подтверждением правильности демократического курса является избрание Казахстана в Исполнительный совет ООН по гендерному равенству и расширению возможностей женщин «Женщины ООН». В казахской степи женщины всегда имели особый статус. И факт создания указом главы государства в 1995 году, несмотря на кризисный переходный период, Совета по проблемам семьи, женщин и демографической политике, говорит сам за себя. Главой государства Нурсултаном Назарбаевым был инициирован съезд казахстанских женщин, где было сказано, что женщин как во властных структурах Казахстана, так и в бизнесе должно быть представлено больше, что мы и наблюдаем сегодня в стране. С момента как Казахстан получил свою независимость, представительницы прекрасного пола продолжают вносить значительный вклад в развитие всех сфер общественных отношений. К примеру, как говорит статистика, женщины вносят вклад в ВВП страны в размере 30%. Присутствие женщин в высшем законодательном органе страны составляет около 14-15%, что для динамично развивающегося Казахстана является внушительным показателем. Наша задача - больше женщин вовлекатьв политику и общественную деятельность.
Более 50% населения Казахстана составляют женщины. У прекрасной половины нашего общества есть немало достижений и созидательных дел. Их вкладу в развитие государства президентом была дана высокая оценка: «...все эти годы, 20 лет независимости, когда был сложнейший период после развала СССР, полная стагнация экономики и последующие годы успешного государственногостроительства, вы, женщины, всегда были рядом и поддерживали мой курс».
Вполитической жизни государства женщины, как и дома, создают уют и комфорт. Несомненно, им присущи важные качества, которые необходимы в решении вопросов общества.
Во-первых, женщины обращают внимание на ежедневные насущные проблемы, такие как социальная защищенность населения (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот), проблемы семьи и брака ит.д.
Во-вторых, при решении той или иной проблемы они обращают внимание на детали, что является очень важным.
В-третьих, женщины обычно не дают невыполнимых обещаний, что также является крайне необходимым в ведении политики.
Вцелом необходимо заметить, что участие женщин не только в политической,но и в социальной, экономической жизни страны является положительной тенденцией. В свою очередь, усиление данного тренда является своеобразной реакцией на современные реалии. Общество все больше требуетсоциальной справедливости и защищенности. Именно нетерпение к несправедливости является характерной чертой представительниц прекрасного пола, что и делает их все более популярными.
Зарема Шаукенова, директор Института философии и политологии КН МОН РК, член Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политикепри президенте РК:
- Важно обратить внимание, что крупные шаги в сторону политической модернизации с учетом гендерных аспектов были впервые предприняты в Казахстане в условиях жесткого кризиса конца 90-х годов.
Вспомним послание президента 1998 года. Тогда среди семи основополагающих элементов демократизации и политической либерализации была отдельно выделена необходимость более широкого и качественного вовлечения женщин в общественную, социальную, экономическую и политическую жизнь страны. Глава государства твердо заявил, что намерен серьезно повысить роль Совета по проблемам семьи, женщин и демографической политике и сделать его главным советником по решению острых проблем в этой сфере. Среди конкретных мер были обозначены: повышение представительства женщин во всех органах власти, борьба с насилием над женщинами, поощрение кредитования женского бизнеса. С этогопериода гендерные критерии в политике усиливаются. Это прослеживается на нескольких уровнях. Здесь и внедрение гендерных принципов в национальную статистику. Здесь и проведение фундаментальных и прикладныхисследований по гендерной проблематике. Здесь и ежегодные встречи главыгосударства с выдающимися женщинами. И главное внимание уделяется представительству женщин в институтах власти, в политике.
И тем не менее сегодня приходится констатировать, что количество женщин на уровнепринятия решений в Казахстане обратно пропорционально уровню власти. В «вертикали власти» женщины сосредоточены лишь в основании властной пирамиды. Женщин мало во властных структурах, численность их снижается всреднем звене и еще более - в высших эшелонах власти. Признание принципа гендерного баланса в процессе принятия решений и его роли, обязательства по расширению возможностей женщин со стороны государств мира отражены в пекинской платформе действий, принятой государствами - членами ООН на IV Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, Китай, 1995). В платформе отмечается, что проблемы всего общества в целом решаются только в том случае, если в их решении принимает участие не менее 30% представителей одного из полов.
В соответствии с принятыми международными обязательствами, данный пункт включен в «Стратегию гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006-2016 годы», в которой поставлена конкретная задача: добиться 30-процентного представительства женщин на уровне принятия решений. В результате реализации «Стратегии гендерного равенства в РК» «...увеличится число женщин до 30-процентного представительства на уровне принятия решений, рекомендуемого пекинской платформой действий, в том числе в правительстве, парламенте, акиматах, маслихатах и судебных органах».
Такполучилось, что с первых дней своей трудовой деятельности я попала в круг управленцев разного уровня, а это больше мужской мир. Руководители всех производственных, государственных, коммерческих, общественных структур, в том числе руководители в сфере образования и науки, где в настоящее время я работаю, как правило, мужчины. Надо отдать должное, подавляющее большинство руководителей, с которыми мне довелось работать,прежде всего профессионалы и замечательные люди.
Но мне также повезло увидеть, как эффективно работают женщины-руководители: министры,депутаты, акимы районов (а их в нашей стране всего два, точнее, две - города Астаны и города Алматы), руководители НПО, других сфер.
Сегодняв нашей стране женщина во власти, в политике, на руководящей должности -это уже не исключение, но еще и не правило. Вместе с тем один из постулатов теории управления гласит, что успешность женщины в политике, науке, бизнесе в большой степени определяется самим фактом наличия примеров успешных женщин. И чем таких примеров больше, тем большему числу женщин удается пройти сквозь «стеклянный потолок» на самые вершинывластного Олимпа и делать наш мир лучше.
Алексей Власов, генеральный директор информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства, замдекана исторического факультета МГУ:
- Я думаю, что нам надо добиваться представленности во властных структурах умных и ответственных политиков. А это могут быть и мужчины, иженщины. Гендерная принадлежность в данном случае не должна играть решающей роли. Поэтому у нас сейчас дефицит не женщин во власти, а приличных людей явно не хватает.
Но, с другой стороны, соглашусь с постановкой вопроса, в некоторых странах у женщин слишком мало шансов, чтобы реализовать себя в политике. Нет традиции или общество не готово воспринимать женщин-политиков наравне с мужчинами. В Центральной Азии это серьезная проблема. И даже в Казахстане, где женщина в обществе играет очень значимую роль, часто это влияние воплощено через какие-то неформальные механизмы влияния. Условно говоря, в ближайшее время мы вряд ли увидим казахстанскую Тэтчер.
Из казахстанских женщин-политиков очень яркой фигурой является Дарига Назарбаева, но иногда ей мешает связь с медийной и гламурной тусовкой. Это было заметнов период, когда проводились медиафорумы. А ведь Дарига Назарбаева - серьезный политик со своим видением будущего страны. Думаю, что своего последнего слова она не сказала.
В СНГ это Юлия Тимошенко. Как бы мы ни воспринимали ее политические взгляды, но никто у нее не отнимет тот уникальный, яркий, запоминающийся образ пассионарного борца за Украину, который ей удалось создать всего за несколько лет. Сравните: Тимошенко конца 90-х годов и Юлия образца 2004-2005 годов... В России, увы, таких ярких фигур среди женщин-политиков почти нет. Есть грамотные чиновницы или откровенные фрики вроде Новодворской.

Дария КУВАНДЫКОВА, Алматы
Литер

Поделиться: