Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Центральноазиатские интересы НАТО

07.03.2012

Автор:

Теги:


Страны Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) вступили в период серьезных испытаний, связанных с ситуацией в Афганистане.

Согласно официальным отчетам Вашингтона, силы западной коалиции в 2014 году должны покинуть Афганистан и уступить свое место режиму Хамида Карзая. В чем может заключаться роль стран региона в этом процессе и какую взаимную выгоду или другие преимущества можно получить от этого?

Силы западной коалиции имеют в Афганистане 25 военных и военно-технических баз, 17 опорных пунктов. Эта инфраструктура в то же время позволяет контролировать ряд регионов соседних стран, включая Россию и Китай.

Вместе с этим, как еще один вариант рассматривается новый формат, при котором военный контингент США останется в Афганистане за счет сохранения военных баз и опорных пунктов, при этом не вмешиваясь во внутренние военные операции. Это вновь может привести к гражданской войне в Афганистане. Делать такие предположения также позволяют обещания, что военные США, при лояльном к ним отношении, готовы наладить связи с нейтральными талибами и даже предоставлять им вооружение. В любом случае эти процессы скажутся на странах Центральной Азии.

Если принять во внимание решение о выводе западной коалицией войск НАТО, военной техники и вооружений, становится ясно, что одним из важных факторов является маршрут вывода. Как один из вариантов идут переговоры о маршруте через Узбекистан.

Согласно соответствующему поручению Белого дома, Госдепартамент США снял временные ограничения на оказание военной помощи Узбекистану. Этот запрет заключался в введении военного эмбарго США в отношении Ташкента после андижанских событий 2005 года.

Снисходительное отношение к Узбекистану, принимая во внимание его геополитическое положение, объясняется тем, что Вашингтон планирует отводить значительную часть американского контингента из Афганистана через узбекскую территорию. Несмотря на то, что официального заявления по этому поводу пока нет, в последнее время увеличилось число визитов военных эмиссаров США в Узбекистан.

По словам представителя Госдепартамента США Виктории Нуланд, Узбекистану будет оказана военная помощь, "ограниченная по своим масштабам и, безусловно, не летальная". Под этим термином обычно подразумеваются поставки полицейского травматического оружия и техники для разгона массовых выступлений.

Такой шаг, как снабжение полицейских оружием страной, выступающей в качестве хранителя демократических ценностей, говорит об отсутствии других путей вывода. Значит, главным вопросом является получение первичной транзитной базы для вывода войск из Афганистана.

Несмотря на то, что многие страны предлагают свои территории в качестве транзитного пути или для создания базы, ни одна из них не является альтернативой Узбекистану даже с точки зрения стабильности. В то же время, Узбекистан, пытаясь доказать, что является страной, проводящей независимую внутреннюю политику, также пытается создать военный союз с такой страной, как США.

Несмотря на то, что Узбекистан является не единственной страной, которая может выполнить эти операции с точки зрения географического положения, и то, что эти операции не распространяются на весь контингент коалиции, можно прийти к выводу, что ташкентский вариант однозначно имеет большое значение для Вашингтона.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон во время своих визитов в Центральную Азию за последние два года два раза посетила Ташкент. Столицы ни одной другой страны Центральной Азии не удостаивались такого внимания США. Ясно, что Ташкент считает этот шаг как предложение США заключить официальное или неофициальное соглашение о стратегическом сотрудничестве.
5 марта 2012, Арзу Нагиев, эксперт Trend
Источник - Trend

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение