Казахстан-2012:Кризис 2012-2013: быть или не быть (2)?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
При их значительном снижении, Казахстан будет вынужден провести девальвацию тенге, сокращение государственных расходов и, соответственно, отказаться от целого ряда стратегических программ развития. Это приведет к росту безработицы, снижению покупательской способности, к росту социального напряжения в стране. В силу высокой зависимости ВВП страны от экспорта минеральных ресурсов значительное снижение цен на ресурсы вызовет адекватное снижение ВВП, в результате чего также будет снижен суверенный рейтинг страны, что также приведет и к удорожанию стоимости привлекаемого государством и компаниями капитала.
Казахстан-2012:Кризис 2012-2013: быть или не быть (2)?

Кризис 2012-2013: быть или не быть (2)?

Редакция сайта провела опрос казахстанских экспертов относительно прогнозов развития кризиса в 2012-2013 гг. Что ждет Европу и США, какова вероятность обвала мировых рынков и готов ли Казахстан принять очередной вызов извне? По мнениюдиректора Агентства по исследованию рентабельности инвестиций Кайнара Кожумова, даже в случае затяжного падения цен на нефть, Казахстан сможет несколько лет финансировать бюджетные программы за счет накопленных резервов:

«На мой взгляд, долговой проблемы США как таковой, несмотря на гигантское абсолютное значение их внешнего долга, не существует, поскольку в среднесрочной перспективе США имеют не только внешний долг, но и все необходимые политические, экономические, внешние и внутренние инструменты контроля над ним. Похоже, что на данный момент у США нет внешних факторов, кроме, пожалуй, КНР, которые могли бы вывести из-под контроля CША ситуацию с внешним долгом.

Главным последствием кризиса 2007-2008 годов явилось резкое снижение ликвидности не только в США, но и на всех мировых рынках и инициированные в этих условиях правительствами различных стран программы спасения собственных банковских систем. Банки не были готовы занимать друг другу в таких условиях. Но государствам и под гарантию государства – могли. В результате, повсеместно вырос внешний долг государств, максимально пострадавших от кризиса 2007-2009 годов.

На данный момент основной, наиболее высвеченной мировыми СМИ проблемой является слабеющая способность ряда государств еврозоны, в частности, средиземноморских стран обслуживать привлеченные заимствования. Однако даже наиболее кризисные из стран еврозоны до последнего дня продолжают успешно размещать долгосрочные государственные бонды на мировых рынках, в том числе Греция, Италия и Испания, что говорит о высоком кредите доверия инвесторов к еврозоне.

Это объясняется несколькими факторами. Первый фактор заключается в том, что в Европе существует единая политическая воля к сохранению евро в качестве единой валюты еврозоны. Второй фактор заключается в том, что еврозона, несмотря на наличие стран с все более ухудшающимися финансовыми показателями, имеет в своем составе достаточно сильных игроков, в частности, Германию и Францию, способных балансировать всю финансовую систему Европы. Третий фактор заключается в наличии мирового игрока с крупнейшими золотовалютными резервами и бюджетным профицитом в лице КНР, который уже выразил готовность активнее участвовать в поисках решения долгового кризиса в Европе.

В целом, несмотря на масштабность долгового кризиса, на мой взгляд, существует высокий шанс для его преодоления в ближайшие годы, хотя процессы и будут носить затяжной характер. Основной проблемой правительств будет удержание социального равновесия при снижении государственных расходов. Очевидным последствием для стран еврозоны с высокими долговыми обязательствами будет экономическая рецессия, однако, о развале еврозоны говорить еще очень преждевременно.

Фактор еврозоны – не единственный, который может оказать влияние на темпы экономического роста мировой экономики. Важным в этом плане также является дальнейшее развитие событий в поясе «насаждаемой» нестабильности от Северной Африки до Афганистана. Основное внимание здесь приковано к ситуации вокруг Ирана, поскольку именно она будет являться определяющей с точки зрения влияния на мировой рынок нефти.

Для Казахстана, как и в случае предыдущего финансового кризиса, наиболее чувствительными будут изменения по следующим факторам.

Цены на минеральные ресурсы . При их значительном снижении, Казахстан будет вынужден провести девальвацию тенге, сокращение государственных расходов и, соответственно, отказаться от целого ряда стратегических программ развития. Это приведет к росту безработицы, снижению покупательской способности, к росту социального напряжения в стране. В силу высокой зависимости ВВП страны от экспорта минеральных ресурсов значительное снижение цен на ресурсы вызовет адекватное снижение ВВП, в результате чего также будет снижен суверенный рейтинг страны, что также приведет и к удорожанию стоимости привлекаемого государством и компаниями капитала.

Снижение ликвидности на мировых рынках (в случае эскалации мирового кризиса). В этом случае под ударом может оказаться внешний долг страны, поскольку это приведет к удорожанию стоимости привлекаемого капитала, а также к проблемам с рефинансированием текущей задолженности, как казахстанской банковской системы, так и промышленных заемщиков. Однако существующая динамика снижения внешнего долга банковской системы и структура внешнего долга, в котором только 5 млрд.долларов США являются государственными (или гарантированными государством) обязательствами, носят достаточно ободряющий характер. При ухудшении обоих факторов государство в целях снижения социального напряжения и сохранения банковской системы начнет активно использовать в качестве подушки безопасности средства национального фонда, составляющие на данный момент чуть более 45 млрд. долларов. Этого резерва Казахстану, в случае затяжного характера падения цен на энергоресурсы, на мой взгляд, может хватить на 3-4 года».

Поделиться: