Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Юлия Кудряшова: Турецкий опыт для Казахстана.

29.05.2008

Автор:

Теги:

 

 

В области внутренней политики кемализм означал тюркизм, т.е. ассимиляцию всех этносов, населявших Турцию, создание основ единой тюркской культуры, языка и национального самосознания, деисламизацию и построение светского общества, укрепление материальной базы и вооруженных сил страны.

Принципиальную роль играл национализм, понимаемый как единство и неделимость турецкой нации в рамках страны проживания. Политика кемализма последовательно занималась строительством моноэтнического государства. Национальная и гражданская принадлежность сливались воедино. Национальность определялась через призму общей культуры и образа жизни.

При этом национализм не направлялся против какой-то нации. Однако все граждане Турции объявлялись турками, более того, насаждалось принятие представителями нетурецких этносов турецкой культуры, языка и традиций. Желающие сохранить свою национальную идентичность (в первую очередь, это касалось греков и курдов) подвергались дискриминации по этническому и лингвистическому признакам. Таким образом, происходила ассимиляция нетюркских народов, которая привела к обострению проблемы национальных меньшинств.

Следующим постулатом Ататюрка стал лаицизм, т.е. секуляризм - удаление религии из политической, и всех прочих сколько-либо значимых сфер жизни государства. Однако ислам по-прежнему составляет один из аспектов турецкой идентичности, но пропорции его влияния на турецкое общество ограничены и нюансированы. Политическая и военная элита Турции, охраняя устои светского государства, бдительно следит за тем, чтобы исламские круги оставались в рамках, строго очерченных принципами лаицизма и модернизации, и в политической сфере действовали по установленным правилам. Причем на практике угроза исламизации напрямую сопрягается с ослаблением государственности в понимании Ататюрка.

В основу экономической программы основателя Турецкой Республики был положен этатизм, предусматривающий преобладание государства в экономике при вторичной роли частного капитала. Организатором и непосредственным участником процесса индустриализации и модернизации в Турции стало государство. В первую очередь, поощрялась национальная экономика, национальное производство и национальный капитал.

Суть этатизма сводилась к укреплению социально-экономического развития Турции, формированию условий для возникновения именно национального государственного и частного капитала, класса собственников и предпринимателей, промышленности и банковской системы, а также к модернизации военной мощи государства. Кроме того, предусматривалось установление со стороны государства контроля над всеми важными отраслями производства, транспорта и стратегическими ресурсами.

В сфере внешней политики Ататюрк завещал, что Турции следует отказаться от амбициозных проектов и сосредоточиться на собственном национальном развитии, замкнувшись в своих границах. Кемалистские принципы предусматривали сохранение существующего статус-кво по отношению к территории и внутренним делам ближайших соседей.

Внешняя политика Ататюрка характеризовалась равноудаленностью от всех мировых центров силы и ограничением политических и экономических контактов с другими странами. В первую очередь, это касалось заключения военных союзов и кредитных соглашений, на которые накладывались серьезные лимиты.

Вместе с тем, одной из особенностей идеологии кемализма является ориентированность на включение Турции в западную цивилизацию. Реформы Ататюрка основывались на всесторонней вестернизации всех аспектов жизни страны, от экономики до культуры, от религии до политики. Единственный проект, в котором Анкаре следовало бы участвовать, по мысли основателя республики - это европеизация. В то время речь шла о заимствовании европейского законодательства и политических учреждений.

Однако в настоящее время на этом пути Турция добилась более чем ощутимых результатов. Консолидирующая национальная идея и политическая модернизация позволила изначально традиционной восточной стране совершить рывок в своем развитии. Важнейшим достижением стал тот факт, что сегодня Турция ведет переговоры о вступлении в ЕС.

Но по-прежнему важнейшей, хотя на данный момент латентной идеей в политической жизни Турции является пантюркизм. Это не идеология, конкурирующая с другими, а один из элементов утверждения внешнеполитической линии и влияния Анкары. Скрытая доктрина восстановления влияния Турции на пространстве бывшей империи сохраняет свои позиции в формировании внешнеполитического курса страны. Эта доктрина предполагает в качестве альтернативы стремления к интеграции в западный мир позиционирование Турции в качестве регионального центра силы и политического притяжения в мире тюркском. Данное идеологическое направление обусловливает значительную гибкость внешнеполитических подходов Турции.

Представляется, что для тех случаев, когда в обществе нет изначального единства, турецкий вариант является вполне оправданной альтернативой. Национальное движение на основе общей идентичности и гражданской принадлежности, действительно, способно в относительно краткие сроки объединить расколотую прежде нацию. Однако для Казахстана подобный вариант чреват появлением конфликтов на почве этнической принадлежности, притом что национальные меньшинства в стране составляют около половины населения.

Что касается экономической модели этатизма, то она оправдывает себя лишь на начальном этапе формирования развивающегося государства. Дальнейшее становление эффективной экономики предполагает создание ориентированной на экспорт модели, как и произошло в Турции впоследствии. Вместе с тем, экономика, опирающаяся на экспорт сырья и продукции первоначальной обработки, как происходит в Казахстане, служит, скорее, долгосрочным фактором нестабильности.

В сфере формирования внешней политики пантюркизм как интеграционное объединение по различным направлениям представителей родственных этносов может показаться привлекательным импульсом национальной консолидации Казахстана. Вместе с тем, реализация данной идеологии неизбежно будет акцентироваться на роли Казахстана в качестве регионального лидера. Соответственно, необходимо учитывать все риски, вызванные как потенциальным протестом против подобных заявленных амбиций непосредственных государств региона ЦА, так и вышедшим из латентной фазы соперничеством с не менее амбициозными соседними державами.

Как в случае с Турцией, Казахстану предстоит реформировать национальное самосознание на стратегически важном пути сохранения и дальнейшего развития этноса. В качестве рафинированного национального проекта, гарантирующего модернизацию и эффективное развитие, могло бы выступить стремление к соответствию западной модели и приобщению к достижениям и технологиям западной цивилизации.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение