Кыргызстан-Россия: история и наши дни. Часть 3

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Первоначально наивные представления о том, что полученная политическая свобода приведет к сохранению прежних дружественных связей и даже к большей интеграции в экономической сфере, основанной на рыночных отношениях, вскоре развеялись перед жесткой реальностью капиталистического мира. Это сказалось и на отношениях Кыргызстана и России.
Кыргызстан-Россия: история и наши дни. Часть 3

Кыргызстан, как и Россия, сегодня в полной мере осознает свою ответственность перед нашими народами и мировым сообществом за политическую стабильность на территории Евразии, за соблюдение прав и свобод человека, за выполнение межгосударственных обязательств.

До недавнего времени, когда Кыргызстан был неотъемлемой частью СССР, кыргызско-российские отношения строились на основе единой внутригосударственной политики. С распадом СССР положение коренным образом изменилось. Прежде тесно взаимосвязанные республики получили полную независимость от метрополии. Но появились и другие силы внешнего мира. Развернулась борьба за передел сфер влияния, за политическое влияние и контроль над стратегически важными позициями, с одной стороны,и выбор оптимального варианта развития и приоритетов — с другой.

Первоначально наивные представления о том, что полученная политическая свобода приведет к сохранению прежних дружественных связей идаже к большей интеграции в экономической сфере, основанной на рыночныхотношениях, вскоре развеялись перед жесткой реальностью капиталистического мира. Это сказалось и на отношениях Кыргызстана и России.

И новым государствам пришлось пройти весьма болезненный процесс адаптации к формированию новых связей со старыми союзниками и новыми партнерами, к созданию иных концепций политического и экономического развития своих стран.

Первый договор об основах и новых принципах межгосударственных отношений Кыргызстана и России был подписан 21 июня 1991 года еще в рамках бывшего Союза ССР.

После распада Союза ССР перед молодыми независимыми государствами встала задача формирования договорно-правовой базы в соответствии с нормами международного права.

Первыми документами такого рода стали: Протокол об установлении дипломатических отношений между Республикой Кыргызстан и Российской Федерацией (20 марта 1992 г.) и Протокол о сотрудничестве и координации деятельности между Министерствами иностранных дел (24 апреля 1992 г.).

10 июня 1992 года впервые в истории был подписан равноправный «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Кыргызстан и Российской Федерацией», в котором констатировалось:

«…Опираясь на исторически сложившиеся прочные связи двух государств, традиции доброго общения, дружбы и взаимодействия своих народов, а такжеосновы, созданные в предыдущие годы развития сотрудничества между Республикой Кыргызстан и Российской Федерацией…

Высокие Договаривающиеся Стороны строят свои отношения как дружественные государства, последовательно руководствуясь принципами взаимного уважения государственного суверенитета и территориальной целостности, мирного урегулирования споров и неприменения силы или угрозы силой, включая экономические и иные способы давления, равноправияи невмешательства во внутренние дела, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод, добросовестного выполнения обязательств, а также другими общепризнанными нормами международного права»9.

Договор заложил прочную основу подлинно дружественных отношений междудвумя равноправными суверенными государствами, открыв тем самым новую страницу в их истории.

Кыргызстан и Россия обмениваются посольствами, совместными усилиями создают благоприятные условия для работы дипломатических служб. Но первые же экономические трудности, отсутствие механизма реализации договоров, разные позиции по долговым взаимозачетам привели к тому, что хорошие договоры и совместные заявления пробуксовывали. Дело усугублялось не всегда правильной этнической, кадровой и языковой политикой. Начались неконтролируемые миграционные процессы. Даже сотня созданных совместных кыргызско-российских производственных предприятий практически не заработала, скатившись, в лучшем случае, к коммерческой деятельности.

Эти ошибки вызвали массу негативных явлений, разрушили прежние системы ценностей, породили неуверенность, тревогу у людей на всем постсоветском пространстве. Рост социальной и межнациональной напряженности, углубление имущественной дифференциации, ухудшение жизни большинства населения, разрыв производственных, культурных, научных связей, миграция русскоязычного населения — все это стало реальностью.

В сложившейся обстановке перед политическим руководством Кыргызстана иРоссии остро встал вопрос о социальной цене проводимых реформ, их смысле, о необходимости перейти от публичных заявлений о приверженности нормам международного права к конкретным шагам по предотвращению негативных явлений.

Эйфория первых лет суверенитета, политических и социально-экономических реформ по западному образцу, беспорядочное, броуновское движение по установлению экономических связей и интеграционных процессов постепенно уступают место трезвой оценке ситуации, долгосрочным прогнозам и разработке стратегических приоритетов. При этом все более усиливается роль и значение России для Кыргызстана. Усиливается роль совместных кыргызско-российских мероприятий, направленных на укрепление региональной безопасности и границ, на борьбу с наркобизнесом и т. п.

Россия и Кыргызстан создали немало реальных предпосылок для формирования общего экономического пространства. Но все эти меры принесут желаемый результат, если обе страны сумеют реализовать такие принципы, как экономическая взаимовыгодность, взаимопомощь, правовые гарантии, совместимость целей и мотиваций, ответственность за принятые обязательства.

Политика двух государств и механизмы сотрудничества должны быть направлены на стимулирование взаимодействия между субъектами рынка по горизонтали и предусматривать защиту от недобросовестных действий субъектов хозяйствования.

С 1991 года между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано около 100 соглашений по торгово-экономическому сотрудничеству.Но львиная доля их не работает. Потенциал и потребности Кыргызстана и России предполагают значительное расширение экспортно-импортных операций. Рыночная экономика вносит свои коррективы в объемы торговли, номенклатуру товаров. Кыргызской Республике всегда будут нужны металл, лес, нефтепродукты, минеральные удобрения. Даже в самой отдаленной перспективе нет экономически более целесообразного источника их получения, чем Россия.

Перспективы развития торговли двух государств связаны, во-первых, с поиском эффективных моделей развития и путей выхода из экономического кризиса; во-вторых, с ходом рыночных реформ и структурной реорганизацией; в-третьих, с решением проблемы неплатежей; в-четвертых, сповышением эффективности производства; в-пятых, с оживлением экономической конъюнктуры и усилением интеграционных тенденций в развитии евразийского пространства в целом.

Последнее условие особо актуально для Кыргызстана и России. Стороны едины во мнении, что экономическая политика обоих государств должна ориентироваться на развитие внешнего рынка и защиту отечественных товаропроизводителей, улучшение использования мощностей. Общими усилияминеобходимо преодолеть сложившуюся за годы тенденцию снижения объемов внутреннего производства, оживить производство для удовлетворения внутренних потребностей стран и улучшения жизни людей.

В чем причины выезда русскоязычного населения из Кыргызстана? По общему мнению и материалам миграционных служб республики, они заключаются в том, что люди не видят перспективы для себя и своих детей.Это, в первую очередь, трудности в получении образования, невостребованность молодежи, сумевшей приобрести специальность. Еще год назад более половины переселенцев составляли люди пенсионного возраста. За последний год миграция «помолодела». Уезжают граждане, не имеющие возможности устроиться на работу в течение 3—5 лет. Если год-два назад русскоязычное население еще верило, что экономика страны будет реанимирована, то сегодня, по заявлениям переселенцев, у них нет надеждына получение работы — в ближайшей перспективе улучшения дел они не ожидают.

Документы свидетельствуют, что история славянско-тюркских отношений втечение веков определялась не столько драматическими коллизиями, сколько постоянно действующими процессами взаимодействия народов. Эта тенденция сохраняется и поныне — и это важный фактор политический стабильности региона.

Как-то по телепрограмме «Мир» Чингиз Айтматов образно отметил историческую общность тюрко-славянского мира. Тюрко-славянская единая жизнь, — сказал он, — является питательной средой для двух ветвей народа— кыргызского и русского. Дух, корень у них един. Не надо корни разрывать — взывает народный писатель Кыргызстана, ставший классиком мировой литературы и русским дипломатом.

Хороший завет и своевременное предостережение.

Валентина Воропаева, кандидат исторических наук, доцент Кыргызско-российского Славянского университета.

http://www.enw-fond.ru/archives/968

Поделиться: