Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Казахстан и ЕЭП: где лучше работать и выходить на пенсию?

22.02.2012

Автор:

Теги:

 Казахстан и ЕЭП: где лучше работать и выходить на пенсию?

1 января2012 г. вступили в силу «Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов ичленов их семей» и «Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальнойтрудовой миграции из третьих государств», подписанные в конце прошлого годаКазахстаном, Россией и Беларусью. В этих двух документах заложены базовыепринципы регулирования общего рынка труда ЕЭП. О новых миграционных правилах ио том, как они повлияют на рынки труда трех стран, рассказывает ЕленаСадовская, эксперт Независимого исследовательского Совета по миграции стран СНГпри Центре миграционных исследований ИНП РАН (Москва), президентКонфликтологического Центра (Алматы).

- ЕленаЮрьевна, какие выгоды, на Ваш взгляд, может извлечь Казахстан изновых миграционных правил в ЕЭП?

-Формирование Единого экономического пространства – это взаимовыгодный процесс.Казахстанские работники могут относительно свободно трудоустраиваться в России,переучиваться, повышать свою квалификацию – это будет способствовать улучшениюкачественных характеристик рабочей силы в РК. Семьи могут повысить свое благосостояние за счет денежных переводовмигрантов. В Казахстан может прийти малый и средний российский бизнес, потомучто, по отзывам самих бизнесменов, в республике более благоприятныйбизнес-климат. Однако, трудовая мобильность – это разнонаправленный инеоднозначный процесс, который требует специального разговора.

- Расскажите,пожалуйста, о том, что означает создание единого рынка рабочей силы ЕЭП длякаждого конкретного работника?

- С1 января 2012 г.на территории Беларуси, Казахстана иРоссии формируются новые отношения в сфере труда, касающиеся в первую очередьтрудящихся мигрантов. В ЕЭП отменены квоты на въезд трудящихся из других стран-участниц. Скажем,гражданину Казахстана, который хочет работать на территории России илиБеларуси, теперь не надо получать разрешение для работы, он имеет правосвободного передвижения по территории стран ЕЭП. Кроме того, граждане и члены их семей освобождены от необходимостирегистрации в подразделениях миграционной полиции в течение 30 суток с моментапересечения границы. Между тремя странами также подписано соглашение, котороерегулирует вопросы социальной защиты трудящихся мигрантов и членов их семей. 

 

- Как длятрудовых мигрантов из ЕЭП будет действовать режим социальной защиты,пенсионного обеспечения на практике?

– Это очень сложный вопрос, который требуетсерьезного изучения. В Казахстане в 1990-е годы советская система социальнойзащиты была во многом разрушена, а вБеларуси и России еще сохраняются льготы по досрочному выходу на пенсию длябольшой категории работников (по списку 1, списку 2, работников Заполярья ит.д.), есть разница возрастного порога выхода на пенсию. Кроме того пенсионныевыплаты в  Беларуси и России выше, чем вКазахстане.

 

В соглашении между странами ЕЭП о защите прав трудящихся-мигрантовпредусматривается, что трудящийся-мигрант подлежит всем видам обязательногосоциального страхования в соответствии с законодательством государства трудоустройства. Он ичлены его семьи также имеют право на все виды добровольного социальногострахования за счет собственных средств и/или за счет средств работодателя.

 

При разработкемеждународно-правовой базы в области регулирования трудовой мобильности в  странах ЕЭП нужно обязательно формировать согласованную социальную политику: предоставление медицинской помощи, социальное страхование, пенсионное обеспечение трудящихся-мигрантов и т.д. Потому что безразработки законодательства и практических механизмов социальной защиты, общийрынок труда стран ЕЭП не будет успешно функционировать,  несмотря на снятие регистрационных барьеров иразрешительных процедур в трудовой миграции. 

 

- Можно лисегодня оценить потоки трудовых мигрантов между тремя странами в ближайшиенесколько лет?

- Сейчаструдовая миграция между Казахстаном и Беларусью незначительна ввидуотдаленности двух стран, но сохраняется благодаря торгово-экономическим игуманитарным связям (наличию в РК белорусской диаспоры). Например, законноепривлечение рабочей силы из Казахстана в Беларусь насчитывает единицы в год; аиз Беларуси в Казахстан – несколько десятков человек, например: в 2007 г.  – 81 человек, в 2008 г. – 127, чтосоставляет доли процента от общей численности привлеченной в РК иностраннойрабочей силы. В связи с более высокой оплатойтруда в Беларуси и России по сравнению с Казахстаном, будет реалистично неожидать массовой трудовой иммиграции из РБ в РК в ближайшие годы.

Россия являетсяосновной страной приема иностраннойрабочей силы среди стран ЕЭП и на постсоветском пространстве. Россия– основная страна достижения и белорусских трудовых мигрантов: по оценкеэкспертов, там работает более 100 тыс. граждан Беларуси. Их очень привлекаетрынок труда РФ, где более высокая оплата труда и отсутствуют языковые барьеры.

Численностьтрудовых мигрантов из Казахстана в Россию на протяжении 1990-х быланезначительной и составляла около 1,0% от всей официально привлеченной рабочей силы в РФ. В последние годы начался рост  числаграждан РК, выезжающих трудиться в РФ:  в2009 г.он превысил 11 тыс. человек, сейчас сократился в связи с кризисом. На протяжении 2000-х гг. Казахстан сам был странойприема трудовых мигрантов, и возросшую внешнюю трудовую мобильностьказахстанцев я отмечаю как новый тренд в миграционных процессах.  ЕЭП будет и далее стимулировать трудовуюэмиграцию.

Казахстанскиепредприятия будут стараться привлекать высококвалифицированных специалистов иквалифицированных рабочих из России, но число привлеченных будет зависеть оттого, насколько высока предлагаемая в РК зарплата. Согласитесь, что высокому«профи» интереснее, выгоднее, перспективнее поехать работать в Европу илиСеверную Америку, чем в Казахстан. В РК он скорее поедет ad hoc.

- Когда ксоглашению могут присоединиться Кыргызстан и Таджикистан? Каковы будутпоследствия этого присоединения для России, Казахстана и Беларуси?

- У специалистов разное отношение к этой инициативе. Ясчитаю, нет никакой необходимости в форсировании этого процесса. Беларусь,Казахстан и Россия должны проделать большую работу по разработке международно-правовой и национальнойбазы регулирования отношений в области трудовой деятельности и защиты правтрудящихся мигрантов, создать механизмы реализации соглашений и законов.Вопросы регулирования трудовой миграции между Кыргызстаном,Таджикистаном – посылающими странами, и Россией и Казахстаном – принимающимистранами сейчас вполне успешно регулируются двустoронними соглашениями.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение