Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Религиозная ситуация в Кыргызской Республике в настоящее время

14.02.2012

Автор:

Теги:

Галкина Н.М. – к.и.н., доцент кафедры ЮНЕСКО поизучению мировой культуры и религий факультета Международных отношенийКиргизско-Российского Славянского университета.

Школьный В.А. – к.п.н., старший преподавателькафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религий факультета Международныхотношений Киргизско-Российского Славянского университета.

 


 

Государственно-религиозныеотношения в Кыргызской Республике (КР), как и в других государствах СНГ,сегодня развиваются в принципиально новых общественно-политических условиях.Они строятся на основе демократических норм общественной жизни, действительногообеспечения свободы совести человека и гражданина. Новизна ситуации требуетадекватных, отвечающих современным общественно-политическим реалиям подходов косуществлению взаимодействия государства и его органов с религиозными организациями,верующими, улучшения нормативно-правовой базы, основанной на признанных КыргызскойРеспубликой принципах и нормах международного права, международных договорах КРи Конституции КР.

Практическив течение одного десятилетия существенно изменилась структура конфессиональногопространства Кыргызстана. К началу 90-х годов она была представлена 2-3традиционными для Кыргызстана конфессиями: христианами, мусульманами, иудеями.В настоящее время в стране насчитывается около 30 конфессий, деноминаций ирелигиозных течений.

Так,на 1946 г.в пределах Киргизской ССР действовали и должным образом были зарегистрированы32 религиозные организации, из них: мусульманского вероисповедания – 20,иудейского – 1, евангельских христиан-баптистов – 9, адвентистов седьмого дня –2 [4. – С. 50-54].

В 1989 г. в Киргизской ССР ужебыло зарегистрировано 103 религиозных организации различного направления итолка: мусульманских – 36, русской православной церкви – 22, евангельскиххристиан-баптистов – 16, адвентистов седьмого дня – 9, евангелических лютеран –8, меннонитов – 4, старообрядцев – 3, римско-католической церкви – 1, иудеев –1, молокан – 1, объединения пятидесятников – 2 [5. – С. 12-14].

Внастоящее время на территории КР действуют: Духовное управление мусульман Кыргызстана(ДУМК), 9 казыятов (территориальные структуры ДУМК), а также 1668 мечетей, изних 1042 прошли учетную регистрацию (около 400 на стадии учетной регистрации),25 центров, фондов и объединений ислама, 3 миссии зарубежных конфессий ислама.На данный момент проводят обучение 7 исламских институтов и 52 медресе иклассов по изучению Корана, некоторые из них были преобразованы в исламскиеинституты из худжры.

Сразвитием демократических реформ в Кыргызстане получила свое развитие Русская ПравославнаяЦерковь (РПЦ). Открылись новые церкви, приходы, воскресные школы при храмах,женский монастырь. Если до 1991г. от РПЦ вКиргизии существовало 29 церквей, молитвенных домов, то к 2009 г. действуют 46 храмов,и это несмотря на постоянный отток из Кыргызстана русскоязычного населения [1].

Своюрелигиозную деятельность в Кыргызстане в настоящее время проводят:

- Евангельские христиане-баптисты (49 молельных домов и филиалов).

- Христиане-адвентисты седьмого дня (31 поместная церковь).

- Христиане-пятидесятники (53 религиозных организации).

- Религиозный центр свидетелей Иеговы в КР (41 община).

- Евангелическо-лютеранская церковь в КР (21 молитвенный дом).

- Христиане-новоапостольцы (2 общины).

- другие религиозные организации протестантского и псевдопротестантскогонаправления (31 молитвенный дом).

Вышеприведенныеданные Государственного агентства по делам религий при Правительстве КР наглядносвидетельствуют о динамике увеличения религиозных организаций на 1 января 2009 г.

Такоерелигиозное многообразие сформировалось за счет: во-первых, выхода из подпольяили возобновления деятельности ряда религиозных направлений, ранее неполучивших официального признания и преследовавшихся государством; во-вторых,дезинтеграционных процессов и расколов в традиционных религиях Кыргызстана;в-третьих, активной миссионерской деятельности религиозных зарубежныхорганизаций, в основном протестантской и псевдопротестантской направленности,проникновения в страну так называемых новых религиозных движений (НРД)западного и восточного происхождения, а также более широкого распространенияранее традиционных в Кыргызстане религий. В результате всего этого, конфессиональныйплюрализм стал важной отличительной чертой современной религиозной ситуации вреспублике.

Подобнаянасыщенность и разнообразие конфессионального пространства свидетельствует овысокой степени религиозной свободы, достигнутой в Кыргызстане за годыдемократических преобразований. Но, в то же время, она создает предпосылки длявозникновения и обострения межконфессиональных противоречий и конфликтов, восновном на почве конкурентной борьбы за влияние в обществе.

Традиционныеисламские образования не вызывают беспокойства у государственных контролирующихорганов, поскольку не выходят за рамки религиозной активности, отличаютсяспокойствием и относительной терпимостью к другим религиозным объединениям.

Вто же время они не могут противостоять зачастую более подготовленным исламскиммиссионерам из различных зарубежных стран, действующим в Кыргызстане. Именноэто обстоятельство послужило объединению всех мусульманских организаций пододно начало, т.е. созданию ДУМК.

Кыргызстанне избежал наплыва иностранных миссионеров, большей частью из США, Южной Кореии Германии. Активная деятельность христианских миссионеров привела к появлениюдостаточно большого количества христианских и псевдохристианских организаций,членами которых являются представители мусульманских этносов. Большуюпопулярность западные проповедники получили и среди некыргызского населениястраны.

Всеэто вызывает серьезное неудовольствие как мусульманского и православногоруководства, так и государственных и общественных деятелей. Подобная ситуацияможет привести наметившееся либеральное отношение государства к иностранныммиссионерам к необходимости принятия более жесткой позиции.

Сактивизацией деятельности новых религиозных организаций нарастает борьба зарасширение сферы влияния в обществе между традиционными и нетрадиционнымирелигиозными организациями. За последнее время проблема прозелитизма сталаосновной причиной конфликтных ситуаций между местным населением ипредставителями новых религиозных организаций в Сузакском районе Джалал-Абадскойобласти, с. Таш-Дёбё Аламединского района, с. Ак-Тюз Кеминского района Чуйскойобласти, с. Арча-Бешик Ленинского района г. Бишкек [3. – С. 83.].

Решениеданных вопросов имеет жизненно важное значение для обеспечения стабильности и межконфессиональноговзаимопонимания в стране. Главной сложностью этой проблемы является то, чтофундаментальные демократические принципы, равенство религий зачастуюоказываются чуждыми для многих религиозных организаций, функционирующих вреспублике. Поэтому перед государством стоит задача разработать законодательныемеханизмы, общие для всех функционирующих в республике религиозных конфессий, иосуществлять различные мероприятия для ослабления нарастающей напряженностимежду религиозными направлениями. В противном случае можно предвидеть ростнапряженности на общегосударственном уровне.

Приэтом позиция государства, и прежде всего представителей органов исполнительнойвласти, должна соответствовать положениям действующего законодательства имеждународным нормам о правах человека, определяющих и закрепляющих светскийпорядок государственно-религиозных отношений, отделение религии от государстваи равенство всех религиозных объединений перед законом.

16декабря 1991 года Верховным Советом КР (Жогорку Кенешем КР) был принят Закон «Освободе вероисповедания и религиозных организациях» [2. – С. 251-259.], в целомимевший положительное значение в обеспечении прав и свобод вероисповедания,восстановлении подобающей роли конфессий в духовной жизни общества инормализации отношений государства с религиозными организациями. Данный Закон является одним изсамых «старых» законов на постсоветском пространстве, он, в сущности,воспроизводит положения закона СССР от 1 октября 1990 г. «О свободе совести ирелигиозных организациях» и имеет очень либеральный характер. Закон был призванустранить наиболее явные нарушения принципа светского государства, свободысовести и вероисповедания.

Вцелом законы, принятые в первые годы независимости КР, соответствовалилиберально-демократической модели общественно-политического и социально-экономическогоразвития. Впервые в истории Кыргызстана нормативное регулированиегосударственно-религиозных отношений направлено на обеспечение реальной свободывероисповедания человека. Закон «О свободе вероисповедания и религиозныхорганизациях» свел до необходимого минимума государственно-правовоерегулирование деятельности религиозных организаций, им предоставленыцивилизованные правовые основания для участия в общественной жизни страны.

Несмотряна то, что Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»установил более прогрессивные положения, однако законодатель не смог предвидетьбыстро развивающейся религиозной ситуации в стране, поэтому многие вопросыгосударственно-религиозных отношений остались вне поля законодательногорегулирования.

Вследствиеэтого остались нерешенными в правоприменительной практике организационныевопросы в отношении религиозных организаций, появившихся после принятия Закона.В частности, в Законе не предусмотрено организационно-структурное развитиерелигиозных организаций; имеется ряд недостатков в порядке регистрациирелигиозных организаций, вопросах религиозного обучения, образования ифункционирования религиозных учебных заведений, осуществления миссионерской деятельности.

Вместес тем в Кыргызстана, как и в любой другой стране СНГ, в процессе формированияновой религиозной обстановки обнаружились свои особенности, обусловленныеисторическими, этническими, политическими, географическими и иными факторами.Поэтому, естественно, новая редакция Конституции КР от 21 октября 2007 г. и новый Закон КР «Освободе вероисповедания и о религиозных организациях в Кыргызской Республике»от 31 декабря 2008 г.№ 282 должны были уделить внимание этой проблеме.

Во-первых,новая редакция Конституции КР в главе I в качествеодной из основ конституционного строя закрепляет светский характер государства.Согласно ст. 1, КР – светское государство; так, в соответствии с п. 1 ст. 8, вКР никакая религия не может быть признана в качестве государственной или обязательной;согласно п. 5 абз. 4, в КР не допускается: создание политических партий на религиознойоснове, преследование религиозными организациями политических задач и целей;вмешательство религиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельностьгосударственных органов.

Во-вторых,в п. 5 ст. 14 новой редакции Конституции КР закреплены свободы и права человекав связи с его вероисповеданием: «Каждому гарантируется свобода вероисповеданияи атеистического убеждения». Обратим внимание на то, что предшествующиеконституции Кирг. ССР говорили о соответствующих свободах и правах только дляграждан Кыргызстана.

ДействующаяКонституция гарантирует их «каждому», т.е. как гражданам Кыргызстана, так и иностранцам,лицам без гражданства, находящимся на территории страны.

Однаков Конституции КР не закрепляется право на свободу совести, а говорится только освободе вероисповедания. В этой связи важно подчеркнуть различие между свободойсовести и свободой вероисповедания.

Свободасовести и свобода вероисповедания – очень близкие понятия [7. – С. 269.].

Подсвободойсовести понимают право исповедовать любую религию, либо правоне исповедовать никакой религии, придерживаться атеистических взглядов [7. – С. 269.].

Свободавероисповедания – это свобода исповедовать любую религию [7. – С. 269.].

Данныйвзгляд поддерживается Б.А. Страшуном. Он подчеркивает, что свобода совестиявляется более широким понятием, чем свобода вероисповедания, посколькувключает в себя и свободу придерживаться атеистических убеждений; а вероисповедание– образует всего лишь часть первого понятия [6. – С. 151].

Свободасовести (в том числе и вероисповедание) является исторически первым безусловнымтребованием свободы, признанным в качестве естественного и неотчуждаемого правакаждого человека. Она составляет основу духовной свободы человека и по существуутверждает, что совесть человека недоступна властному вмешательству,государственно-правовому регулированию.

Правона свободу совести и вероисповедания – это абсолютное право иметь и менятьлюбую религию или убеждения, которые не могут быть ограничены никаким законом.Собственно, свобода совести не может быть ограничена даже требованием ненарушать права и свободы других лиц до тех пор, пока убеждения или религиозныеверования не становятся предметом внешнего выражения.

НовыйЗакон КР «О свободе вероисповедания и о религиозных организациях в КР» в ст. 4устанавливает, что «В КР каждому гарантируется право на свободу вероисповеданияи атеистического убеждения». Итак, можно указать на то, что новый Закон КР «Освободе вероисповедания и о религиозных организациях в КР» не проводиткаких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, потексту акта они используются в виде обобщенного понятия.

В-третьих,новая редакция Конституции КР закрепляет такие важные права конфессий какпроведение религиозной агитации и пропаганды. Так, в соответствии с п. 6 ст. 14новой редакции Конституции КР от 21 октября 2007 г. «каждый имеет правона свободу мысли, слова и печати, а также на беспрепятственное выражение этихмыслей и убеждений. Никто не может быть принужден к выражению своего мнения иубеждения». Одновременно следует отметить, что указанная норма позволяетиностранным гражданам и лицам без гражданства наравне с гражданами КРиспользовать вышеуказанные права и свободы.

Далеест. 22 Закона КР «О свободе вероисповедания и о религиозных организациях в КР»устанавливает, что религиозные организации вправе производить, приобретать,вывозить из КР, ввозить в КР и распространять религиозную литературу, иные печатные,аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религиозного назначения впорядке, установленном законодательством КР.

Данныенормы устанавливают права религиозных организаций и конфессий на проведениерелигиозной агитации и пропаганды, выражение и распространение убеждений. Дляэтого применять в соответствии с законодательством КР различные методы агитации(использовать средства массовой информации, различные издания, благотворительныеакции и т.д.).

Здесьперечислены лишь те статьи, где прямо говорится о религии, свободевероисповедания человека и гражданина, но они обеспечиваются и иными положениямиКонституции КР. Обратим внимание, в частности, на п. 1 ст. 13: «Основныесвободы и права человека принадлежат каждому от рождения. Свободы и правачеловека являются действующими. Они признаются в качестве абсолютных инеотчуждаемых, определяют смысл и содержание деятельности законодательной,исполнительной власти, органов местного самоуправления, защищаются законом исудом». Данные положения имеют огромное значение в отношении конфессий и четкоустанавливают, что все нормы права и действия властей должны учитывать в числедругих и интересы верующих. А также государственные органы и должностные лицаобязаны принимать необходимые меры в случае нарушения прав верующих и конфессий.

Согласност. 16 Конституции КР, забота о детях, их воспитании – естественное право игражданская обязанность родителей. Родители обязаны воспитывать, обеспечиватьдетей до совершеннолетия. В соответствии с этим Закон КР «О свободе вероисповеданияи о религиозных организациях в КР» устанавливает, что обучение детейнесовершеннолетнего возраста религиозному вероучению проводится при согласииродителей или лиц, их заменяющих.

ЕслиЗакон «О свободе вероисповедания и о религиозных организациях» от 16 декабря 1991 г. свел до необходимогоминимума государственно-правовое регулирование деятельности религиозныхорганизаций, то новый Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозныхорганизациях в КР» от 6 ноября 2008г. усиливает позиции государства и предоставляетгосударственным органам правовые полномочия для осуществления контроля задеятельностью религиозных организаций.

Всоответствии с новым Законом, религиозные организации в обязательном порядкедолжны пройти учетную регистрацию (ст. 10); указывать сведения об основахвероучения и о соответствующей ему практики (п. 2 ст. 10); устанавливаетсяобязательная учетная регистрация иностранных граждан (миссионеров), прибывающихв КР с целью религиозной деятельности (ст. 12); устанавливается учетнаярегистрация религиозных учебных заведений (ст. 13); финансовый контрольрелигиозных организаций (ст. 26); создание религиоведческой экспертизы (п. 3ст. 10) и т. д.

Такимобразом, анализируя вышеуказанные нормы законодательства КР, регулирующиегосударственно-религиозные отношения, можно обратить внимание на следующиепринципы. Главенствующее место в современных государственно-религиозныхотношениях и защите свободы вероисповедания в Киргизстане отводится принципу мировоззренческого нейтралитетагосударства, включающему в себя невмешательство, неидентификацию скаким-либо вероисповеданием, равенство в шансах. Государство не может оказыватьпредпочтение какой-то религиозной организации, если и другие имеют на этоправо.

Одиниз ключевых вопросов рассматриваемой проблемы – взаимоотношения государства ирелигиозных организаций. Как было сказано выше – Киргизстан является светскимгосударством, поэтому в нём не может быть провозглашения религий в качестве государственных,обязательных. Согласно п. 1 ст. 8 Конституции КР, в КР никакая религия не можетбыть признана в качестве государственной или обязательной. Данный принцип нетолько устраивает государство, но и сами религиозные организации. На основанииданного принципа должны обеспечиваться юридически равные положения конфессий вобществе и государстве.

Вст. 5 нового Закона КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях вКР» адекватно определены основополагающие принципы государственно-конфессиональныхотношений: КР – светское государство, где не допускается вмешательстворелигиозных организаций и служителей религиозных культов в деятельность органовгосударственной власти и местного самоуправления; все религиозные организацииравны перед законом.

Оценивреальную ситуацию в стране, возникает вопрос: «Нет ли косвенного выделениягосударством тех религий, которые исповедует коренное население страны?» Дажеесли юридически никакого выделения быть не может, то в реальныхвзаимоотношениях государство, безусловно, вынуждено считаться с тем, каковароль той или иной религии в жизни населения страны в целом, в отдельныхобластях и даже в отдельно взятом населенном пункте.

Поэтомуна территории Кыргызстана сегодня основную роль играют ислам и православие,основными представителями которых являются ДУМК и Епархия РПЦ.

Несмотряна формально признаваемое равенство всех религиозных объединений в стране,фактически эти две организации имеют преимущества перед другими, которыевыражаются в более лояльном отношении властей, более легком решении вопросовюридического статуса и собственности, свободном проведении различныхрелигиозных мероприятий, доступе к средствам массовой информации и т.д.

Принциптолерантности означает не столько терпимость, сколько уважение религиозныхубеждений, отличных от убеждений других. Этот принцип относится и к поведениюотдельных граждан по отношению друг к другу, и в большей степени к мирномусосуществованию различных религий и светских организаций в рамках единогогосударственного порядка.

Согласноп. 2 ст. 17 Конституции КР, каждый обязан соблюдать Конституцию и законы,уважать свободы и права, честь и достоинство других лиц. Действуя согласноданной норме, государство способствует установлению отношений взаимной терпимостии уважения между гражданами, исповедующими её, между религиозными организациямиразличных вероисповеданий, а также их последователями.

Принциппаритета обуславливает требование равенства людей с различными убеждениями,особенно в области гражданских прав и допуска к государственной службе. В этомслучае говорят о личном паритете, если же речь идет о деятельности религиозныхорганизаций – то об организационном паритете.

Согласноч. 3 ст. 13 Конституции КР «в КР все люди равны перед законом и судом». Слово«все» включает граждан КР, иностранцев и лиц без гражданства. Далее даннаястатья гласит: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации, ущемлениюсвобод и прав по мотивам происхождения, пола, расы, национальности, языка,вероисповедания, политических и религиозных убеждений или по каким-либо иным обстоятельствамличного или общественного характера».

Согласноп. 3 ст. 23 «граждане КР имеют равное право на доступ к государственной имуниципальной службе».

Опираясьна указанные принципы, государственно-правовая политика в сфере свободы совестиосуществляется по трем основным направлениям:

1)регулирование государственно-религиозных отношений на основе положенийконституционного и публичного права;

2) гарантии и осуществление религиознойсвободы;

3) равенство всех религиозных организаций.

Вцелом проблема государственно-религиозных отношений – задача комплексная, и еёразрешение требует не только максимального учета и защиты прав верующих, но иучета всей совокупности отношений прямого и косвенного влияния религии ирелигиозных институтов на политическую систему общества, включая государство.

Однаконедостаточное развитие институтов гражданского общества и нежелание властиразвивать эти институты, низкая правовая культура государственных служащих исоциальная активность граждан, преобладание государства во многих сферах жизни,непростая геополитическая ситуация, необходимость быстрого решения сложныхэкономических задач, где нельзя обойтись без усилий государства, и другиефакторы усложняют ускорение данного процесса. Всё это, безусловно, отражается ина создании благоприятных условий для государственно-конфессиональныхотношений, а также реализации религиозных свобод граждан в Киргизстане.

Примечания:

1. Данные Государственного агентства по деламрелигий при Правительстве КР.

2. Закон «О свободе вероисповедания и орелигиозных организациях» от 16 декабря 1991 г. № 656-XII // Законы и постановления,принятые Восьмой сессией Верховного Совета двенадцатого созыва. Ч. 1. – Бишкек,1993.

3. Мамаюсупов О. Ш. Вопросы (проблемы)религии на переходном периоде. – Бишкек: ОО «Центр изучения проблем мировых религий», 2003.

4. Материалы ЦГА, фонд № 2597, оп. № 2, ед.хр. № 4. Справка «О религиозных общинах на территории Киргизской ССР (заисключением Русской православной церкви)».

5. Материалы ЦГА, фонд № 2597.Информация о религиозной обстановке в республике на 1 мая 1989 г.

6. Страшун Б.А. Конституционноеправо зарубежных стран. – М., 1999.

7. Чудаков М. Конституционноеправо зарубежных стран. Курс лекций. – Минск, 1998.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение