Только политика? Тогда будет кровь. Понимают ли это в России?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
России нужна интеграция. Казахстану тоже нужна. Она всем нужна, особенно, на постсоветском пространстве. Интеграция экономическая. Деполитизированная. В том варианте, в котором ее предложил Нурсултан Назарбаев. Разноформатная и разноскоростная. Равноправная и взаимовыгодная. Если в основе будет лежать экономическая целесообразность, то у интеграции будет будущее. Только политика? Тогда будет кровь. И этой крови будет много. Понимают ли это в России? Да. Но не все. Соотношение тех, кто понимает и тех, кто не понимает – неизвестно. И это заставляет насторожиться.
Только политика? Тогда будет кровь. Понимают ли это в России?
Евразийская интеграция и Россия. Экспертный форум.
Автор: Владимир Парамонов

Завершая виртуальный экспертный форум по теме «Евразийская интеграция и Россия» проект «Центральная Евразия» приводит наиболее яркие и обобщающие высказывания экспертов, принявших участие в дискуссии, а также обозначает основные рекомендации по итогам данного обсуждения.

Владимир Парамонов (Узбекистан), руководитель проекта «Центральная Евразия»: на мой взгляд, в настоящее время складывается достаточно парадоксальная ситуация вокруг роли и места России в процессах интеграции на постсоветском пространстве. С одной стороны, не может не радовать, что хоть и не просто, но все же развивается взаимодействие в рамках интеграционных структур, а российское руководство все чаще, и надо сказать громче, четче и внятнее говорит о важности интеграции, о чем свидетельствует хотя бы программное заявление по тематике Евразийского союза такого авторитетного государственного деятеля как В.В.Путин. Однако, с другой стороны, этот и предыдущие годы характеризовались достаточно резкими «движениями», если не сказать выпадами команды нынешнего президента РФ Д.А.Медведева в отношении целого ряда постсоветских стран. Да и в целом, на мой взгляд, период президентства Д.А.Медведева можно охарактеризовать как некий период относительного ослабления позиций России на постсоветском пространстве и снижения интеграционного взаимодействия в СНГ. И смысл здесь конечно не только и не столько в имевшем место охлаждении двусторонних отношений с целым рядом постсоветских стран, но и по большому счету в каких-то крайне неуверенных и непродуманных действиях самой России, свидетельствующих об отсутствии у Кремля некой цельной стратегии на постсоветском пространстве, где центральным (!) элементом были бы именно вопросы интеграции.

Возможно, что это лишь всего лишь мой личный взгляд, пусть и основанный на серии книг, десятков докладов и сотен статей команды моего проекта «Центральная Евразия» по тематике политики России? И возможно, что проще по привычке критиковать Россию, нежели увидеть очевидный рост долгосрочности и прагматизма, в целом искреннего стремления к интеграции? Так в чем по-Вашему я неправильно расставил акценты? И как бы Вы ответили на следующие важные вопросы: а нужна ли вообще современной России интеграция на постсоветском пространстве? Есть ли понимание ее значения? И если нужна, то только ли чтобы продемонстрировать тому же Западу свою роль как региональной державы и тем самым укрепить с ним диалог? Или интеграция для РФ – это что-то типа бизнес-поглощения? Мое мнение уже отражает характер самих вопросов, а вот какое мнение выскажут ведущие эксперты из других постсоветских стран? Я приглашаю их подвести итоги дискуссии.


Евгений Абдуллаев (Узбекистан), исследователь: что касается роли России, то ее политика – результат трех, далеко не всегда совпадающих задач, которые РФ вынуждена решать на постсоветском пространстве. Во-первых, экономические, в первую очередь связанные с энергоресурсами и их транспортировкой. Во-вторых, военные, т.е. как-то реагировать на расширение НАТО, на американское военное присутствие в Афганистане и ряде других стран. Наконец, символические, связанные со статусом большой державы, вести большую политику, совершать некие знаковые жесты, пусть даже не основанные на военном и экономическом интересах, а иногда и противоречащие им. Несостыковка между этими задачами (например, Грузия – естественный экономический партнер для России, но решение военных задач не оставляет этому партнерству шансов) не дает сложиться российской политике в отношении стран СНГ и Балтии в некую единую стратегию.


Канат Берентаев (Казахстан), член Совета экономических консультантов при правительстве Казахстана: создание Таможенного союза (ТС), его трансформация в Единое экономическое пространство (ЕЭП) и, возможно, в Евразийский союз (ЕАС), нужно рассматривать как практически единственный шаг для максимального сохранения национального суверенитета постсоветских республик. Мне кажется, что в условиях двадцать первого века, с учетом опыта существования СССР, формирования Евросоюза и других региональных образований можно создать такой механизм региональной интеграции, который бы не ущемлял интересы всех участников регионального блока. Нужна действенная политика компромисса, которая противостояла бы национальному эгоизму, чтобы максимально использовать наши потенциальные возможности. В этом отношении искать какие-то скрытые мотивы в российской инициативе мне кажется игрой в конспирологию. Это объективное требование современности. Но, с методологической и практической точки зрения, настала необходимость уточнить ряд основополагающих политэкономических категорий, содержание которых качественно изменились в связи с новым уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Евгений Винокуров (Россия), доктор экономических наук, директор Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития: в настоящее время в России и Казахстане формируется четкая и последовательная концепция экономической интеграции на Евразийском «суперконтиненте». Выделяются три основных вектора. Первый – восстановление связей на постсоветском пространстве на новой рыночной основе (ТС, ЕЭП, ЕАС). Второй – экономическая интеграция стран постсоветского пространства с Евросоюзом. Речь может идти об общем экономическом пространстве, основанном на зоне свободной торговле в сочетании с гармонизацией законодательства, особенно технических норм и стандартов, и безвизовым режимом (ЗСТ+ или, в терминологии Евросоюза, DCFTA, deep comprehensive free trade area). Данная цель становится более достижимой, если переговоры с ЕС будут вестись не каждой страной отдельно, а всеми странами ТС единым блоком. Третий вектор – восточный. Роль Азии в мировой экономике стремительно растет. В данном случае речь идет о торговой интеграции (ряд двусторонних ЗСТ) и о крупных трансграничных инфраструктурных проектах. В сочетании трех векторов – постсоветского, европейского и азиатского – выстраивается большая рамка евразийской интеграции в масштабах всего континента. Это дает перспективу развития на несколько десятилетий вперед. Постсоветская интеграция нужна России как первый вектор долгосрочной внешней политики, соответствующей национальным интересам. Она нужна России и для формирования новой идентичности как страны, способной «собирать» пространство на основе принципов суверенности, равноправия и рыночной экономики. Также важно то, что создание дееспособного и успешного блока позволит постсоветским странам более уверенно договариваться с зарубежными партнерами.

Алексей Власов (Россия), генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ: интеграция для России – это, прежде всего, шанс на обновление идеологии. Мы должны ощущать себя частью, не буду говорить центром, пусть только большей частью чего-то значимого. Евразийский Союз или Евразийский экономический союз – это, возможно, единственный шанс на бесконфликтную реализацию этой цели. Тем более, что Путин неоднократно подчеркивал: мы не пытаемся вступать в противоречия с Европой. Это взаимодополняющие проекты. Для многих партнеров России, например как Киргизия и Таджикистан Евразийский проект – это также возможность приобщиться к клубу успешных государств. Для Кыргызстана это особенно актуально в контексте поиска общенациональной повестки дня. Я не уверен, что местные элиты готовы полностью принять логику путинского проекта – у них свои игры, но безусловно, что среди населения Кыргызстана и думаю, что среди большинства населения Таджикистана, эта идея обретет серьезную поддержку. Невозможно ощущать себя в постоянно приниженном положении, с клеймом несостоявшегося государства, которым многие эксперты стали разбрасываться направо и налево в отношении стран Центральной Азии. Между тем, Путин призывает: Вы теперь часть большого проекта. Это уже гораздо почетнее примитивного проедания российских кредитов. Тем не менее, важный вопрос – это вопрос доверия к словам власти. Слишком часто использовались красивые лозунги, которые не приводили ни к чему. А на этих лозунгах строился образ «прогрессивного правителя». Теперь, чтобы прокомментировать очередной «тренд» надо для начала увидеть хотя бы какие-то реальные движения в этом направлении.

Андрей Грозин (Россия), заведующий Отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ: у России в кратко- и среднесрочной перспективах расширяется «окно возможностей», которое можно эффективно использовать для сохранения и усиления влияния в регионе. В тактическом плане это предполагает ряд стандартных практических мер: от многоуровневого укрепления партнерства в организациях, ведущая роль в которых принадлежит РФ (Евразийский союз – с весны 2012 г. – в первую очередь, ОДКБ и ТС – во вторую, ШОС, ЕврАзЭС и СНГ – в третью), до личной дипломатии и работы с элитами. Явно необходима консолидация экспертно-аналитического потенциала по проблематике Центральной Азии. Необходимы практические шаги по изучению внутренней структуры элит интересующих государств и выработка, на основе систематизированных знаний, практических шагов по завоеванию влияния на подходящие для реализации российских интересов групп, принимающих ключевые государственные решения. Сложнее вопрос с долгосрочными перспективами российского влияния в регионе. В данной связи уместно поставить вопрос о наиболее привлекательных с точки зрения региональной элиты интеграционных «центрах притяжения» (региональная интеграция в самой Центральной Азии почти невозможна в силу целого ряда объективных и субъективных причин).

Гульнара Дадабаева (Казахстан), доктор исторических наук: для России интеграция – это важный процесс не только в политическом контексте, но и в экономическом. Отчасти, интеграция поможет решить часть проблем, связанных с кризисом, поскольку РФ уже не может использовать резервные фонды: во всяком случае, это сделать гораздо сложнее, чем два года или год тому назад. На мой взгляд, казахстанское общество не понимает значения процесса интеграции, поскольку кратковременный результат привел к ухудшению экономической ситуации для казахстанского бизнеса. Наши СМИ очень неоднозначно реагируют на эту ситуацию. Что же касается российского общества, то я думаю, что оно находится гораздо дальше от понимания этой ситуации. По моему мнению, для России интеграция – это, в первую очередь, возможность решить свои экономические проблемы, то есть своего рода «бизнес-поглощение», хотя для Казахстана это проблема больше носит политический характер, так как давление Китая еще больше ухудшает ситуацию на казахстанском рынке. Как показывают последовавшие вслед за известной статьей В.Путина публикации статей Н.Назарбаева и А.Лукашенко, у лидеров этих двух республик есть определенные опасения. В частности, в статье Н.Назарбаева указывается на «приоритет экономического прагматизма» и добровольности, но никак не на приоритет геополитических или иных интересов. Президент Казахстана четко ведет линию на сохранение политического суверенитета. Кроме того, Н.Назарбаев упоминает о «неверном» мнении экспертов, которые заявляют о необходимости с помощью Союза потеснить Китай. Как мне кажется, это предложение как раз и показывает то, насколько для Казахстана важно ослабить китайское влияние на своем рынке.


Руслан Жангазы (Казахстан), директор Центра регионального прогнозирования: России нужна интеграция. Казахстану тоже нужна. Она всем нужна, особенно, на постсоветском пространстве. Интеграция экономическая. Деполитизированная. В том варианте, в котором ее предложил Нурсултан Назарбаев. Разноформатная и разноскоростная. Равноправная и взаимовыгодная. Если в основе будет лежать экономическая целесообразность, то у интеграции будет будущее. Только политика? Тогда будет кровь. И этой крови будет много. Понимают ли это в России? Да. Но не все. Соотношение тех, кто понимает и тех, кто не понимает – неизвестно. И это заставляет насторожиться.

Источники: Новое восточное обозрение, http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/13381

Центральная Евразия, http://www.ceasia.ru/forum/kaspiyskiy-faktor-v-evrazii-virtualniy-ekspertniy-forum.-chast-6.html

Теги: Форум

Поделиться: