Россия, Москва

info@ia-centr.ru

«Евразийская доктрина Н.А.Назарбаева: диалог Востока и Запада».

28.05.2008

Автор:

Теги:
Сайт Парламента Республики Казахстан (http://www.parlam.kz)

[28.05.2008]

В Мажилисе состоялась международная научно-практическая конференция

«Евразийская доктрина Н.А. Назарбаева:диалог востока и запада»

 

  Астана, 27 мая, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе в рамках празднования 10-летия Астаны состоялась Международная научно - практическая конференция. Ее тема - «Евразийская доктрина Н.А.Назарбаева: диалог Востока и Запада».   Вступительным словом конференцию открыл Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан Аслан Мусин (здесь и далее тексты выступающих даются в изложении и с сокращениями). Основным политическим смыслом Евразийской идеи, выдвинутой Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в 1994 году, отметил спикер, было стремление на основе интеграции максимально содействовать глобальному, мировому процессу сближения Востока и Запада.

  Мы видим, что на этом пути делается немало, сказал спикер. Подписано и воплощается в жизнь большое количество документов о сотрудничестве. По многим направлениям политического, социально-экономического и культурного обмена на нашем континенте, на пространстве СНГ и в самом Казахстане действует целый ряд различных международных организаций, программ развития интеграционных образований. Это приносить свои плоды. Восток и Запад стал лучше понимать друг друга, и это вызывает одобрение народов.

  Евразийская идея изначально намечаемые действия делает предметно конкретными, а интеграционному процессу придает осознанность, связывает его с историей и культурой - как общечеловеческой, так и отдельных народов. Сегодня, практически нет таких людей, которые не хотят понимать очевидную зависимость и общую связь многих насущных интересов населения разных стран, необходимость поиска реальных путей эффективного взаимодействия.  

  Главное в том, что идея евразийской солидарности, взаимопомощи, взаимообогащения находит понимание и всемерную поддержку у населения, простых граждан всего евразийского пространства.  В этом видится залог успех этого глобального проекта мировой истории.

  Все это говорит о том, что Евразийская идея Нурсултана Абишевича Назарбаева состоялась. Не случайно наша научно-практическая конференция вызвала большой интерес мировой общественности. В ее работе участвуют представители Болгарии, Великобритании, Германии, Израиля, Индии, Китая, Турции и других зарубежных государств, а также стран СНГ.

  Поприветствовав гостей, спикер обратил внимание, что форум проходит в преддверии празднования десятилетия новой столицы Казахстана, находящейся в центре евразийского пространства, и пожелал всем участникам плодотворной работы.   

  Перед участниками конференции выступил Государственный секретарь Республики Казахстан Канат Саудабаев.

Уже с начала 90-х годов Президент Назарбаев с несгибаемой настойчивостью продвигал инициативы по евразийской интеграции, несмотря на меняющуюся политическую конъюнктуру, отметил докладчик. Одной из самых значимых интеграционных идей Президента стал проект Евразийского союза государств, предложенный им еще в 1994 году.  По сути, именно он стал отправной точкой для развития всех последующих интеграционных форм на постсоветском пространстве. На сегодняшний день практическое наполнение евразийская идея обрела в таких весомых организациях, как ЕврАзЭс, а также в некотором отношении в ШОС и СВМДА.

Наиболее емкое и глубокое воплощение они нашли в казахстанско-российских отношениях. Еще одним ярким подтверждением этого явился недавний первый государственный визит нового Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева именно в Казахстан, впечатляющие итоги переговоров глав двух государств. Только такой моделью интеграции мы можем смягчить адаптацию стран нашего региона к необратимому процессу глобализации.

Особенного внимания в свете сегодняшней темы заслуживает то, как подчеркивал Президент Назарбаев, евразийская интеграция должна обладать таким единством и целостностью, которые бы не подавляли и не ассимилировали уникальность народов, а, напротив, питались их разнообразием. Ведь фундаментальной особенностью современной Евразии является этнокультурное богатство и соединение в одной модели элементов западноевропейской, славянской, исламской и тюркской цивилизаций. В нашем регионе, и, даже более конкретно, в нашей стране, переплетаются и взаимопроникают традиции Востока и Запада, происходит реальный диалог культур и цивилизаций.

Именно поэтому многонациональный Казахстан стал площадкой для международного диалога культур и религий. В 2003 и 2006 годах были проведены съезды лидеров мировых и традиционных религий в Астане, на которых религиозные авторитеты искали не только язык взаимного понимания, но и механизмы снятия межрелигиозного напряжения в "горячих точках" планеты. На 2009 год намечено уже третье проведение этого авторитетного международного форума. В этом же ряду объявление Организацией Объединенных Наций по инициативе нашей страны 2010 года Международным годом сближения культур.

Будучи последовательным проводником политики межцивилизационного диалога, в октябре этого года в Астане мы будем  принимать международный форум "Общий мир: прогресс через разнообразие" на уровне министров иностранных дел мусульманских и западных стран. Мы считаем, что этот форум также внесет важный вклад в укрепление взаимопонимания на международном уровне в нынешние непростые времена.

Наконец, мы считаем, что редкую возможность укрепить диалог и взаимопонимание между Востоком и Западом предоставляет наше будущее  председательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. Причем в понятие "Восток" в данном случае мы включаем как страны-участницы ОБСЕ к востоку от Вены, так и страны мусульманского Востока.

В этой связи мы намерены укреплять и сохранять единство ОБСЕ, сделать организацию еще более релевантной в новых условиях, возникших после конца "холодной войны". Нашей общей задачей является преобразование ОБСЕ в организацию, которая на деле преодолела бы разделительные линии, демонстрируя большее взаимопонимание и доверие среди всех ее участниц.  

В то же время мы будем способствовать расширению сотрудничества этой авторитетной евроатлантической структуры с исламским миром. Наша страна может стать мостом, который соединит Запад и Восток, поможет найти общие точки соприкосновения, а также будет способствовать лучшему пониманию друг друга.

Казахстан намерен предложить членам ОБСЕ разработать своего рода "дорожную карту" укрепления межэтнического и межконфессионального согласия. Она будет полезна во всех постконфликтных обществах на обширном евразийском пространстве.

С докладом «Евразийская доктрина Н.А.Назарбаева: диалог Востока и Запада» выступил на конференции Председатель Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Нурбах Рустемов.

Если считать, что политическая доктрина - это совокупность положений, принципов и взглядов из области политики, свойственная конкретному политическому деятелю и составляющая основополагающую программу его действия, то евразийская доктрина Назарбаева - это  концепция, которой пронизана вся философия внешней и внутренней политики Казахстана.

Идея евразийства глубоко исторична по своей сути. Вот уже на протяжении века она не сходит с повестки дня научных, практических конференций, является предметом исследований и разработок.

Как особая философская парадигма первой половины XX столетия, евразийство сконцентрировалось на феномене взаимодействия двух главных субъектов евразийской истории - Леса и Великой Степи. Оно впервые высоко оценило его положительное, конструктивное значение в судьбах развития государственности на Евразийском континенте.

Выдающиеся представители философии евразийства - Савицкий, Вернадский, Трубецкой, Карсавин и, позднее, Лев Гумилев - рассматривали прошлое как гармоничный симбиоз оседлых и кочевых цивилизаций на всей протяженности континента Евразия. Именно евразийцы стали пионерами исследования феномена кочевой цивилизации. Их разработки стали ценной теоретической базой в разрушении стереотипных оценок культур восточных кочевых народов.

История Евразии полна примеров интенсивного и продуктивного межцивилизационного взаимодействия, мощного социокультурного и экономического взаимопроникновения. Среди наиболее ярких - события,  связанные с Великими переселениями народов, в результате которых появились контуры современной Европы; Великий Шелковый Путь, ставший ключевой торгово-экономической артерией древности; государственные формирования номадов - Тюркские каганаты, гуннские державы, золотоордынские ханства, представлявшие собой гармоничные модели симбиоза, объединения разных культур и религий.

Проект создания Евразийского Союза, предложенный Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в непростых условиях постсоветской реальности, является реальным воплощением теоретических концептов и высоких идеалов евразийства.

Мы с вами являемся свидетелями того, как инициатива Президента Назарбаева о многосторонней экономической и затем политической интеграции постсоветского пространства четко обозначила ключевые ориентиры в безболезненном преодолении последствий распада Советского Союза.

Казахстанский лидер исходил из того, что экономическая, политическая, духовная и социокультурная сферы должны стать краеугольными направлениями интеграционных процессов не только в масштабах постсоветского, но и всего евразийского пространства. При этом два ведущих фактора - глобализация  и безопасность в пространственном значении - определяют  будущее Евразийского континента.

Казахстан, находясь в евразийском эпицентре разновекторных геоэкономических, геополитических и геокультурных интересов, всегда последовательно разрабатывал практические аспекты интеграционной концепции в обозначенных Лидером государства направлениях.

История показала жизнеспособность евразийской доктрины Президента Казахстана Назарбаева. Предложенный проект многоуровневой и разноскоростной интеграции, в основе которой опора на историю, экономический прагматизм, суверенитет и безопасность стран-участниц, успешно функционирует в виде разнообразных интеграционных объединений.

Так, подписание в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе стало убедительным свидетельством глубокой обоснованности предложений казахстанского Лидера в необходимости экономического сближения, сотрудничества между бывшими советскими республиками. Реализация общих экономических интересов, модернизация и развитие конкурентоспособности национальных экономик, повышение жизненного уровня населения стали ключевыми приоритетами в деятельности таких интеграционных структур как Единое Экономическое Пространство и ЕврАзЭс, создание которых, во многом, произошло благодаря неутомимой политической воле Главы нашего государства.

Президент Республики Казахстан Назарбаев сформулировал базовые положения, легшие в основу институциональной деятельности ключевых структур сотрудничества в сфере евразийской безопасности, как ОДКБ, СВДМА и ШОС. Тезис казахстанского лидера о безопасности на евразийском континенте как фундаментальном залоге успешного хода интеграционных процессов имеет непреходящую ценность для мировой политики.

Вместе с тем интеграция предполагает собой не только стремление и желание, но и способность выполнить взятые на себя обязательства. Именно в таком духе будет развиваться сотрудничество Казахстана с Европейским Сообществом. Программа "Путь в Европу", который по поручению нашего Президента, разрабатывается и налагает особую ответственность в нашей стране в области соответствия европейским стандартам уровня жизни, развития политических и социальных институтов. Со своей стороны Казахстан уверен в двустороннем характере процесса сотрудничества, налаживания партнерских отношений с объединенной Европой. На наш взгляд, Европейский путь должен быть дорогой с активным движением с обеих сторон. Например, это может предполагать, дальнейшее развитие благоприятного инвестиционного климата в Казахстане и соответствующее увеличение объема европейских инвестиций, взаимный обмен информацией, опытом и технологиями, и взаимное облегчение визовых процедур, решение многих других вопросов сотрудничества.

Вместе с тем оборотной негативной стороной глобализации является культурная унификация, ведущая к стиранию самобытной идентичности и потере исторических корней. Однако, не самоизоляция, а сохранение и преумножение богатого социокультурного наследия евразийских народов является одним из базовых принципов евразийской доктрины Президента Назарбаева.

Сегодня Казахстан являет миру уникальную модель гармоничного, эффективного межнационального взаимодействия, культурного, конфессионального разнообразия, которые стали движущими силами казахстанского прорыва.

Миротворческий, созидательный потенциал евразийской идеи в полной мере реализуется в деятельности созданных по инициативе Президента страны таких общественных структур, как Ассамблея народов Казахстана и Форум мировых религий. Налаживая различные формы межкультурного, межконфессионального диалога, они способствуют духовному единению евразийских народов, развитию гармоничной полифонии языков, культур и религий.

Символическим коммуникационным сердцем Евразии стала Астана, получившая широкое международное признание и авторитет в качестве главного инициатора и вдохновителя интеграционных процессов на постсоветском и евразийском пространстве. Молодая столица приобрела статус места влиятельного евразийского форума для продвижения инициатив Главы нашего государства Назарбаева по межцивилизационному, межконфессиональному и культурному сотрудничеству, актуализирующего идеи мира, толерантности и гармоничного взаимодействия в качестве единственно возможного способа существования человека в XXI столетии.

Сегодня можно с полным правом сказать, что слова Нурсултана Абишевича Назарбаева о необходимости добровольного объединения постсоветских стран в новое сообщество - Евразийский Союз, имели пророческий характер. Уже сегодня сложились необходимые предпосылки формирования единого информационно-экономического пространства на Евразийском континенте. Мощные импульсы, запустившие интеграционные процессы, ассоциируются с личностью Главы нашего государства Нурсултана Абишевича Назарбаева.

Мы уверены в том, что в XXI веке соединятся транспортные и коммуникационные системы Евразии и Америки, образуя глобальную мировую трансконтинентальную сеть. Практически все государства бывшего Советского Союза заявили о своих намерениях по созданию коммуникационных коридоров на Запад и Восток. Эти попытки будут успешны, если станут составной частью формирующегося коммуникационного, а стало быть, торгового каркаса Евразии.

В третий раз с интервалом в 500 лет возрождается Великий Шелковый путь. Проекты создания трансконтинентальных выходов по суше в Африку из Европы, из Азии в Африку уже не выглядят фантастическими. Не далек тот день, когда станет возможным кругосветное путешествие железнодорожным транспортом из Кейптауна через Евразию в Южную Америку.

В Юго-Восточной Азии создается торгово-коммуникационный узел на рубежах континента и Тихого океана. Вместе с торговлей, свободным международным бизнесом преодолеваются культурные противоречия.

Таким образом, несомненно, что будущее в Евразии будет в целом определяться политико-экономическими возможностями и волей государств по формированию единого пространственного каркаса, где есть место для всех культур.

Все это возможно, прежде всего, при последовательной реализации евразийской доктрины, системы миротворческих взглядов, ценностей взаимного сотрудничества, уважения, взаимообогащения культурами.

"К единству не теряя разнообразие!" - вот главный постулат Евразийской доктрины.

На конференции выступил вице-спикер Кнессета Государства Израиль Амнон Коэн.

Уже сейчас ясно, что Казахстан выбрал верное направление и строит свою модель демократического общества, отметил выступающий. Президент Назарбаев совершенно обоснованно говорит не о кардинальном реформировании, а о модернизации политической системы, эволюционном пути преобразования. Это основа для успешного достижения главной задачи - создание политико-демократического общества.

Казахстан на своем примере показал, что демократия и рынок осуществлены не только в Центральной Азии, но и в мусульманском мире в целом. Страна сыграла немалую роль в процессах разоружения и обеспечения глобальной безопасности, что особенно ценно для постоянно живущего во враждебном окружении Израиля. Нашим государствам есть, что сказать друг другу, чему поучиться друг у друга.

 «Инициативы Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева по развитию энергетических проектов ШОС - новый уровень обеспечения энергетической безопасности» - такова тема выступления  генерального директора Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова  Алексея Власова (Россия).

Заместитель Президента Китайской Академии современных международных отношений Цзи Чжие (Китайская Народная Республика) сделал доклад на тему: Современные геополитические процессы в Центральной  Азии.

«Қазақ тілі және оның «Жаңа Қазақстандағы» ролі жөнінде». На эту тему выступил директор Национального Ресурсного Центра по изучению Внутренней Азии и Урала Билл Фиерман (США).

На конференции выступил Президент Международного общественного фонда Х.А.Яссауи Намык Кемал Зейбек (Турция).

«Казахстан - мост между Азией и Европой. Западная перспектива» - об этом рассказал руководитель «Eurasian Transition Group» Михаэль Лаубш (Германия). «Вклад Казахстана в региональную безопасность» - тема выступления профессора Нирмала Джоши - эксперта по Центральной Азии, директора Фонда «Индия-Центральная Азия» (Индия).

«Ключевая роль Казахстана в новых геополитических реалиях XXI века» - тема выступления профессора Королевского института международных отношений  Ширин Акинер, эксперта по Центральной Азии, лектора по странам Центральной Азии в Школе изучения стран Востока и Африки при Лондонском Университете (Англия).

На конференции выступили также профессор, депутат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, доктора исторических наук  Зайнидин Курманов на тему: «Сотрудничество между Кыргызстаном и Казахстаном: история, состояние и перспективы (Кыргызстан), Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Таджикистан в Республике Казахстан Акбаршо Искандаров (2002-2007 гг.) по вопросу развития новых региональных интеграционных институтов в свете евразийской доктрины Н.А.Назарбаева. (Таджикистан), доктор немецкого Института международного дела и безопасности Андреа Шмитц на тему: Евросоюз и Центральная Азия - ожидания и перспективы (Германия), профессор Варненского Свободного университета, политолог Нина Ангелова Дюлгерова на тему: Казахстан: энергетика и безопасность в глобальном мире (Болгария).

После пленарного заседания конференция продолжила работу в двух секциях. Модератор первой депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, доктор политических наук, профессор Камал Бурханов, второй -  Заместитель Президента Китайской Академии современных международных отношений Цзи Чжие (Китайская Народная Республика).

Работа конференции завершилась принятием с учетом всех высказанных замечаний и предложений Итогового документа - Рекомендаций.

В принятом за основу документе отмечается, что участники  конференции,  проанализировав и обсудив круг проблем и аспектов развития евразийской доктрины Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева, принимая во внимание разносторонние теоретические и методологические подходы, выработали рекомендации по повышению эффективности реализации процессов евразийской интеграции.  

Мировое сообщество вступило в период глобализации, которая объективно уменьшает возможности национальных государств по обеспечению их устойчивого социально-экономического развития и безопасности. Лишь мощные региональные группировки могут нейтрализовать негативные последствия глобализации. Евросоюз, а также МЕРКОСУР, АСЕАН и другие региональные объединения становятся реальными центрами влияния на развитие глобальной экономики.

Это требует обоснования новых подходов к евразийской интеграции, конечной целью которой является совместное использование и развитие конкурентных преимуществ государств Евразии для обеспечения их устойчивого развития и безопасности в условиях глобализирующегося мира.

На евразийском пространстве имеет место общая неудовлетворенность развитием интеграционных процессов, что стало стимулом для развития разноуровневой интеграции и поиска новых моделей взаимодействия. Различия в уровнях экономического развития и темпах реформ постсоветских государств не позволили сформировать единое экономическое пространство в рамках Содружества Независимых Государств, которое нуждается в переоценке своих функций. При этом общими должны остаться те направления деятельности Содружества, в которых заинтересованы большинство стран-участниц. В свою очередь разноскоростная и разноуровневая интеграция стала основным фактором дальнейшего развития интеграционных процессов в регионе Евразии.

С учетом этого необходим поиск новой модели интеграционного взаимодействия, который уже ведется по двум направлениям: путем совершенствования действующих структур и формирования принципиально новых объединений.

Позиция Казахстана по формированию новой модели евразийской интеграции опирается на идею формирования Евразийского Союза Государств, выдвинутую Президентом Н.А.Назарбаевым, которая могла бы стать антитезой вызовам глобализации. Новая модель должна способствовать скорейшему вхождению Казахстана в число 50-ти наиболее развитых стран мира.

В целях дальнейшего совершенствования модели евразийской интеграции, с учетом важности фактора региональной интеграции для устойчивого развития Республики Казахстан, участники конференции рекомендуют:

1. Формирование приемлемой модели евразийской интеграции, отвечающей новым реалиям, является сложным и системным процессом, требующим учета всех этапов развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, мирового опыта и итогов постсоветской трансформации. При формировании новой модели многоуровневой интеграции необходимо выделить приоритетные секторы, где интеграция наиболее необходима и эффективна. К ним можно отнести электроэнергетику, транспорт, в том числе трубопроводный, телекоммуникации, информатику, единый аграрный рынок, общее образовательное пространство, здравоохранение, миграционную политику и т.д. Особую роль в условиях глобализации должно играть сотрудничество в высокотехнологичном секторе, от которого зависит место в мировом сообществе большинства стран в ХХI веке.

2. Перспективы развития региона Евразии в новом веке в решающей степени зависят от рационального использования преимуществ геополитического и геоэкономического положения. С учетом этого, Министерству иностранных дел Республики Казахстан при выработке и реализации внешней политики обратить особое внимание на необходимость совершенствования существующей и создания новой инфраструктуры евразийской интеграции, обеспечивающей вовлечение в процесс кооперации ресурсы заинтересованных государств.

3. Формирование системы евразийской интеграции способно создать предпосылки для решения актуальных для стран-партнеров задач устойчивого развития. Правительствам заинтересованных государств следует рассматривать интеграционный процесс на постсоветском пространстве как стратегическую задачу. Реализация этой задачи возможна по мере созревания необходимых условий и предпосылок, исключающих как забегание вперед, так и искусственное торможение процесса, при этом интеграция должна обязательно учитывать национальные интересы государств-партнеров.

4. Эффективная модель интеграционного объединения на постсоветском пространстве может быть создана в процессе развития уже существующих формирований, например ЕврАзЭС, с дальнейшим преобразованием в качественно новую структуру. В практическом плане необходима разработка программы действий для нового объединения, которую могли бы взять на себя Казахстан и Россия в качестве «ядра интеграции».

5. Правительству Казахстана необходимо оценить результаты участия страны в региональных интеграционных организациях с момента вступления и выработать комплекс практических мер, в том числе и в рамках этих организаций, по реализации цели вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Должен быть сформирован хорошо отлаженный механизм воплощения новых идей с четким соблюдением принципа «национального прагматизма».

6. На базе накопленного за годы независимости Казахстана ресурсного потенциала, возможностей бюджета и прогрессивных тенденций в экономике становится необходимой разработка и внедрение национального стандарта качества жизни. Его разработка должна корреспондироваться с интеграционными подходами Казахстана и учитываться во внешней политике государства.

7. Слабость правовых инструментов евразийской интеграции особенно заметно проявляется в процессе реализации уже подписанных соглашений. В этой связи предлагается несколько модифицировать и переориентировать деятельность межпарламентских ассамблей СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ. Ряд модельных законов, разрабатываемых органами межпарламентского сотрудничества, могли бы стать основой для разработки межгосударственных и межправительственных соглашений в рамках упомянутых интеграционных объединений, а их предварительная проработка депутатами национальных парламентов способствовала бы ускоренной ратификации данных соглашений.

8. Учитывая, что сегодня интеграция сталкивается с проблемой невыполнения многих подписанных на высоком уровне документов, следует создать механизм обеспечения реализации достигнутых соглашений.

9. Необходимо поэтапное и постепенное развитие интеграции на основе тщательного и продуманного экономического расчета, углубления взаимоотношений в области торговли. Не следует торопить события и в то же время нельзя затягивать процессы интеграции. Надо учитывать опыт Европейского Союза, формирование которого шло в течение многих лет.

10. Государствам Центральной Азии следует усилить работу по обеспечению политической и экономической стабильности, по снижению разрыва между уровнями экономического развития стран и темпами реформ, углублению реальной интеграции экономик стран региона. Здесь многое зависит от действий регионального лидера, каковым является Казахстан, от его способности выступить в роли «локомотива» интеграционных процессов в регионе.

11. Для усиления интеграции необходимо преодолеть отсутствие политической воли, нацеленность на ограниченное сотрудничество и интеграцию. Для этого усилить административные ресурсы правительств стран, осуществлять меры по борьбе с коррупцией и неэффективным управлением, препятствующих действенному сотрудничеству.

12. Во избежание дублирования в деятельности существующих интеграционных структур в регионе необходимо уточнить и разграничить сферы их деятельности и принципиальные полномочия. Так, ЕврАзЭС, как и раньше, должен быть ориентирован на экономическое сотрудничество, ОДКБ - сконцентрировать свою деятельность на вопросах военно-политического взаимодействия, а ШОС - на совместном противостоянии новым угрозам (терроризм, экстремизм, наркобизнес), широком экономическом взаимодействии на региональной основе, укреплении диалога цивилизаций

13. Рассмотреть вопрос снижения числа интеграционных структур, дублирующих друг друга, и не создавать новых, распыляя тем самым ресурсы и возможности.

14. Необходимо дальнейшее совершенствование СНГ как института многостороннего интеграционного взаимодействия государств-участников в сфере экономики, безопасности, согласования действий в борьбе с терроризмом, наркотрафиком и организованной преступностью, а также в гуманитарном направлении.  

15. Углубление реальной интеграции в Центральной Азии возможно осуществить в рамках предложенной Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым идеи о создании Союза центральноазиатских государств (СЦАГ). Фундаментом СЦАГ должны стать международные консорциумы (водно-энергетический, транспортный и продовольственный). Таким образом, интеграция будет осуществляться в определенных отраслях или проектах, по мере ее развития в процесс объединения будут вовлекаться остальные сферы.

Участники конференции приветствуют инициативу Казахстана о проведении в 2009 году международной конференции, посвященной вопросам интеграционных процессов в Центральной Азии, с участием ведущих государственных и общественных деятелей региона.

Конференция выражает признательность докладчикам и выступающим за высокий профессиональный уровень обсуждения проблем, интересную и эффективную работу, а также надежду, что выводы и рекомендации конференции послужат стимулом для дальнейшего развития евразийской интеграции. Это положительно отразится на дальнейшей демократизации государств региона и ускоренном их развитии в политической, социально-культурной и экономической сферах, отмечается в Рекомендациях конференции.

 

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение