Казахстан-2012: Лекарство от арабской весны

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Власти Казахстана всерьёз обеспокоены возможностью повторения социальных конфликтов подобных тому, который произошёл в середине декабря прошлого года на Западе страны. Об этом можно судить из текста Послания президента Назарбаева, с которым он выступил в конце января этого года перед парламентариями. А так же из тех структурных и кадровых решений, которые были приняты во исполнение президентского наказа – как на уровне министерств, так и в структурах национальных компаний.
Казахстан-2012: Лекарство от арабской весны

      Власти Казахстана всерьёз обеспокоены возможностью повторения социальных конфликтов подобных тому, который произошёл в середине декабря прошлого года на Западе страны. Об этом можно судить из текста Послания президента Назарбаева, с которым он выступил в конце января этого года перед парламентариями. А так же из тех структурных и кадровых решений, которые были приняты во исполнение президентского наказа – как на уровне министерств, так и в структурах национальных компаний.

Нечто похожее мы наблюдаем и в России, где власть, безусловно, озабочена ростом социальной напряжённости в регионе. Противодействие протестным настроениям – это ведь не только дополнительные бюджетные расходы на социальное обеспечение. Не менее важный шаг – это создание дополнительных диалоговых площадок, на которых спорные вопросы можно было решать без помощи камней и арматуры. Да и возвращение к выборности губернаторов в России – это хотя и не бесспорный ход, но, по крайней мере, позволяющий выпустить изрядную долю накопившегося пара социального недовольства в регионах.

Ситуация в Казахстане действительно во многом схожа с российской, но о выборности акимов пока ещё, видно, речи не идёт. В большей степени меняться будет не сама модель, а эффективность её реализации со стороны астанинского и регионального чиновничества. В этом, как мне кажется, и состоит серьёзная проблема для Ак Орды. Ставка на конкретных людей в жанаозенской ситуации себя не оправдала. И нет никакой гарантии, что проверенные кадры окажутся более эффективными, нежели, к примеру, аким в Жанаозене, который, выступая на экспертном круглом столе в «Самрук-Казына», выглядел как компетентный и ответственный менеджер, а спустя всего лишь месяц  оказался, как в той песне, «если друг оказался вдруг».

Сейчас поле ответственности за реализацию проекта социальной модернизации будет, очевидно, поделено между различными структурами, но «базовая» ответственность, скорее всего, будет лежать на Умирзаке Шукееве и ФНБ «Самрук-Казына». Именно поэтому инициатива создания Центра социального партнёрства рассматривается как одна из «прорывных» тем для нового руководства холдинга. Поэтому и приглашение Нурлана Еримбетова на должность руководителя данного Центра, - это, своего рода, «популистский» шаг. Функции диалога между чиновниками и социально активной частью населения действительно должны осуществляться людьми, которым доверяют, и Еримбетов как раз из этого числа.

Но в то же время созданиями подобных структур решить проблему «социальной гармонии» невозможно в принципе. Это только лишь один из инструментов, который должен быть вписан в более общий контекст социальной политики государства.

В Казахстане и России любят говорить о том, что в центре реформ, безусловно, должен находиться человек. Но насколько эффективно реализуется этот лозунг? Кажется, что непременным условием того, чтобы слова не расходились с делом, будет решение ещё одной немаловажной задачи, о которой говорил Назарбаев: подготовке класса квалифицированных политических управленцев.

Конечно, это как вопрос о том, что первично, а что вторично – курица или яйцо? Создание слоя эффективных менеджеров на всех уровнях, способных действительно решать сложные задачи социального управления в регионах, или же формирование эффективной модели решения социальных и трудовых конфликтов, в которой всё будет расписано настолько чётко и подробно, что с такой миссией справится любой, даже не слишком опытный менеджер? Конечно, в идеале, хорошо бы наличествовал и тот, и другой компонент. Но, увы, в наших постсоветских реалиях такое возможно только в отчётных докладах и в стратегиях развития. Однако реальность проекции арабского сценария на Центральную Азию кажется настолько близкой, что, наверное, прав Умирзак Шукеев, когда говорит о том, что эти изменения, на самом деле, нужно было проводить ещё вчера или, по крайней мере, до 16 декабря 2011 года.

Поделиться: