Франция в МГ ОБСЕ: быть или не быть?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Чем сильнее разгораются страсти вокруг принятого французским Сенатом закона о криминализации отрицания "геноцида армян", тем более интригующей становится ситуация в отношениях между четырьмя странами - Францией, Арменией Турцией, и Азербайджаном. Особенно в таком деликатном вопросе, как сомнения в беспристрастности Парижа в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, занимающегося наряду с Вашингтоном и Москвой урегулированием армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Франция в МГ ОБСЕ: быть или не быть?


Автор: Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро «ВК»
 
Чем сильнее разгораются страсти вокруг принятого французским Сенатом закона о криминализации отрицания "геноцида армян", тем более интригующей становится ситуация в отношениях между четырьмя странами - Францией, Арменией Турцией, и Азербайджаном. Особенно в таком деликатномвопросе, как сомнения в беспристрастности Парижа в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, занимающегося наряду с Вашингтоном иМосквой урегулированием армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха.

Примечательно, что первыми о том, что Франции из-за ее слишком явной проармянской позиции не место в тройке посредников по Карабаху, на официальном уровне заговорили не в Баку, а в Анкаре, притом что непосредственным участником конфликта с Арменией является Азербайджан, ане Турция. Напомним, что президент Турции Абдулла Гюль практически сразу же после принятия этого скандального законопроекта французским Сенатом заявил, что Франция более не может оставаться посредником в переговорах по Нагорному Карабаху. То, что это было сказано не сгоряча, подтверждает аналогичное высказывание главы МИД Турции Ахмет Давутоглу водной из программ на телеканале CNN Türk: «Если и есть две нации, которых волнует азербайджано-армянский конфликт, - это русские и турки. Президент Франции Саркози находился в Армении два дня, а в Азербайджане –всего несколько часов. Он довольно в открытой форме продемонстрировал свою предвзятость. Сначала позволяют себе претензии на Агры-даг на турецкой земле, а потом на равных правах сопредседателей ищут пути урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Я как человек, проработавший в этой области, заявляю, что выполнение Францией такого рода миссии невозможно».

Отметив, что этот вопрос будет обсужден турецкой стороной, министр иностранных дел подчеркнул, что он лично направит запрос в Минскую группу: «Мы спросим у них и о правах братского Азербайджана, 20% территории которого находится под оккупацией. Настало время обсудить это. Или Турция займет за этим столом равноправное членство, или пусть Франция уйдет оттуда. Такова позиция Турции». Добавим: о том, что дальнейшее членство Франции в составе сопредседателей МГ ОБСЕ неприемлемо, заявил и посол Турции в Азербайджане Хулуси Кылыдж.

Таким образом, требование об отзыве Франции из Минской группы - вполне осознанный ход турецкой дипломатии. Тем самым в Анкаре явно намекают на свою роль «старшего брата» в отношениях с Азербайджаном. Более того, какминимум имеет право на существование версия, что при помощи этого шага вТурции стремятся «перечеркнуть» не самые приятные воспоминания о том, когда в Баку высказывались вполне определенные подозрения, что в Анкаре готовы идти на нормализацию отношений с Арменией, не дожидаясь урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

Ожидаемая негативная реакция из Еревана последовала незамедлительно: "Мымножество раз говорили, что если Турция искренне желает чем-то помочь решению карабахского конфликта, то она должна максимально держаться подальше, не вмешиваться в процесс урегулирования. Не Турции решать, кому остаться в Минской группе, а кому - нет. Не думаю, что такой подходможет чем-то помочь карабахскому процессу", - заявил глава МИД Армении Эдвард Налбандян. "Но с Турцией всегда так: выставляешь за дверь, а она входит через окно или дымоход", - добавил армянский министр, явно выходяза рамки дипломатической этики.

Однако многие наблюдатели при этом отмечают, что в Баку реакция на требования Турции оказалась весьма сдержанной. Против французского законопроекта в Азербайджане выступили решительно и твердо. МИД осудил эту «законодательную инициативу» дважды: сначала, когда закон приняла Национальная ассамблея, затем – Сенат. Попытку сделать уголовно наказуемым несогласие с армянской трактовкой событий 1915 года осудил Милли меджлис. В Баку перед посольством Франции в центре города прошли многочисленные митинги и пикеты в поддержку Турции. Организаторами выступили как правительственная молодежная организация "Ирели", так и оппозиционная "Общественная палата", множество общественных организаций иНПО, многие из которых разрывают собственные программы сотрудничества сФранцией. Но в том, что касается отзыва Франции из Минской группы, ситуация совершенно иная. Тема активно муссируется в СМИ, в том числе и проправительственных, а также в экспертном сообществе.

Но, несмотря на множество явныx сигналов в поддержку Турции, четкой и ясной позиции азербайджанского государства по вопросу отзыва Франции из числа сопредседателей Минской группы до сих пор обозначено так и не было. Пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев прокомментировалситуацию вокруг членства Франции в МГ ОБСЕ в лучших дипломатических традициях: "Формат Минской группы ОБСЕ в настоящее время остается без изменений. Однако принятие в сенате Франции законопроекта о наказании заотрицание "геноцида армян" оказывает негативное влияние на беспристрастность страны".

Справедливости ради необходимо сказать, что впервые моральное право Франции на членство в Минской группе подвергли сомнению в Баку. Такая позиция была озвучена в одном из интервью заместителя председателя правящей партии «Йени Азербайджан» Али Ахмедова: "К сожалению, Франция, взявшая на себя очень важную миссию по посредничеству, не в состоянии быть такой, какой она выглядит, и не в состоянии выглядеть такой, какая она есть. В подобной ситуации самым достойным путем будет, если Франция отойдет от посредничества, так как она потеряла моральное право для выполнения этой миссии. У Азербайджана, можно сказать, не осталось доверия к Минской группе. Известные действия Франции свели на нет остатки доверия к этой группе".

Наряду с заявлением Али Ахмедова, прозвучали и слова руководителя аппарата Милли Меджлиса Сафы Мирзоева: "Не существует юридических и процедурных правил смены сопредседателя Минской группы ОБСЕ", - цитируетМирзоева агентство SalamNews. Далее он отметил, что смена сопредседателей - сложный вопрос: «Возможно, когда-то все было намеренновыполнено так, чтобы сопредседателей было невозможно сменить".

Вице-спикер Бахар Мурадова, в свою очередь, отметила, что в Минской группе, наряду с тремя сопредседателями, представлены 11 стран, и они могут поднять вопрос o сменe сопредседателя. "Сейчас азербайджанская сторона также недовольна деятельностью МГ ОБСЕ, ее работа равна нулю. Однако не считает правильным смену сопредседателей или роспуск структуры". По ее мнению, потенциал мирного урегулирования карабахского конфликта не исчерпан. "Наша позиция такова, чтобы, наряду с Турцией, и другие страны критиковали деятельность стран-сопредседателей и заставилиих выполнять возложенную на них миссию. Может, тогда сопредседатели внесут изменения в свою деятельность и предпримут серьезные шаги по решению проблемы. Этого мы и должны добиться", - резюмировала вице-спикер.

Наконец, как передает АПА, на пленарном заседании Милли меджлиса 1 февраля несколько депутатов предложили отстранить Францию от сопредседательства в Минской группе. Выражая свое отношение к этим предложениям, председатель парламента Огтай Асадов сказал, что, приняв закон в связи с «геноцидом армян», Франция потеряла моральное право бытьсопредседателем, но не потеряла юридического права: «Мы должны определить, какова правовая форма отстранения Франции. Это вопрос, не исходящий от нашего желания».

Плюс ко всему, в Баку не могут не задумываться и о другом - что может стать реальной альтернативой Минской группе? Первой на ум приходит посредническая миссия России. Но и ее не назвать особенно успешной. Провал переговоров в Казани запомнился многим. А последняя встреча в Сочи, вполне прогнозируемо закончившаяся без дипломатического прорыва, тоже не способствовала росту доверия к российскому посредничеству. Так или иначе, в Азербайджане предпочитают искать способы заставить Минскую группу работать, а не захлопывать перед ней дверь.

Примечательно, что и в Турции пока еще не обратились официально к Минской группе с требованием сменить сопредседателя – речь идет только озаявлениях перед журналистами. То, что Турция куда активнee Азербайджана ставит вопрос о членстве Франции в МГ ОБСЕ, объясняется не столько "братской заботой" Анкары, сколько желанием нанести Франции, в случае окончательного принятия законопроекта, ощутимый внешнеполитический урон - возможно, куда более значимый, чем сорванные контракты с французскими фирмами. Ведь исключение Парижа из числа посредников во многом ограничит его возможность влиять на процессы в регионе и подорвет внешнеполитический авторитет страны в принципе. Тот авторитет, над которым так старательно работал президент Саркози. Достаточно вспомнить его активность во время российско-грузинской войны в2008 году и в "ливийской" кампании. Если же Турция получит статус сопредседателя Минской группы, то это еще больше усилит как ее позиции на Кавказе в целом, так и влияние на Баку, в частности.

В то же время, молчание официального Баку вполне объяснимо. У Азербайджана, как и у Турции, есть свои объективные интересы, исходя из которых он действует. Во-первых, существует реальный шанс, что законопроект о криминализации отрицания "геноцида армян" будет аннулирован Конституционным судом Франции. 77 французских сенаторов обжаловали законопроект, и теперь его окончательную судьбу решит суд. Президент Гюль выразил уверенность в том, что будет вынесено справедливое решение, а премьер Эрдоган прекратил угрожать Франции различными санкциями - страна замерла в ожидании действий французской Фемиды.

Азербайджан в такой ситуации не торопится давать публичную дипломатическую пощечину одной из ведущих мировых держав, коей является Франция, угрожая выгнать ее из числа сопредседателей. В таком поведении на данном этапе просто не было бы рационального зерна: таким образом Баку уж точно не повлияет на решение французского Конституционного суда,но вне зависимости от его содержания испортит отношения с Парижем. ЕслиБаку попытается, но в конце не сможет добиться исключения Франции из состава сопредседателей, сложится крайне неприятная ситуация, когда Азербайджан будет находиться в открытой дипломатической конфронтации с одной из стран, от которой зависит ход переговоров по Нагорному Карабаху. Именно этой осторожностью объясняются высказывания азербайджанских законодателей о необходимости изучения возможности отстранения стран от сопредседательства в Минской группе. Иначе говоря, прежде чем чего-то требовать, необходимо установить, насколько это требование выполнимо. К тому же, не стоит забывать, что Франция являетсянаравне с Германией ключевой страной в Евросоюзе, важным экономическим иполитическим партнером Азербайджана. И здесь уже примечательны высказывания руководителя представительства Евросоюза в Баку Роланa Кобиа: "Вопрос отзыва Франции из состава сопредседателей Минской группы ОБСЕ входит в компетенцию самой этой структуры. Думаю, что в последние дни такие заявления и выступления заходят слишком далеко и глубоко, и я не считаю, что это правильно и отражает реальность».

Таким образом, ждать от Азербайджана каких-либо резких движений не стоит, по крайней мере, до вынесения французским Конституционным судом вердикта по спорному законопроекту. Другой вопрос, что сегодня трудно предсказать, как будут развиваться события, если Франция все-таки окончательно примет спорный законопроект. Но понятно, что в этом случае многое вновь будет зависеть от реакции самой Турции. Где, напомним, покачто только намекают на возможность санкций, но в реальности их не вводят. Но, так или иначе, мяч все еще находится на французской половинеполя. И сейчас именно Парижу предстоит решать, какие отношения с Турцией и Азербайджаном он предпочитает иметь.

Теги: Франция

Поделиться: