Политическая борьба может подорвать политическую волю

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня глава правительства Омурбек Бабанов начал информационную кампанию по освещению реформ в стране, в частности, программу мероприятий правительства на 100 дней. Для этих целей он провел сегодня встречу с рядом СМИ. Как он заверил, теперь его встречи с прессой станут частыми, может быть, ежемесячными. Вполне логический ход, ибо реформы должны быть понятны широкому кругу общественности и поддержаны ею. Без этого новая программа правительства рискует остаться непонятой и лишиться поддержки общества.
Политическая борьба может подорвать политическую волю

 

CA-NEWS (KG) - Сегодня глава правительства Омурбек Бабанов начал информационную кампанию по освещению реформ в стране, в частности, программу мероприятий правительства на 100 дней. Для этих целей он провел сегодня встречу с рядом СМИ. Как он заверил, теперь его встречи с прессой станут частыми, может быть, ежемесячными. Вполне логический ход, ибо реформы должны быть понятны широкому кругу общественности и поддержаны ею. Без этого новая программа правительства рискует остаться непонятой и лишиться поддержки общества.

Но надо понимать, что даже широкая информационная кампания не обеспечит эту гарантию, если в ближайшее время не будет практических результатов — трудно убедить общественность, которой за 20 лет правительство не раз обещало «золотые горы».

Итак, по словам О.Бабанова, программа на 100 дней уже почти готова, на очереди программа на весь год. За основу взята программа ««Стабильность и достойная жизнь», которую он представил депутатам в парламенте во время избрания на пост премьер-министра в декабре 2011 года. Какая-то часть мероприятий на 100 дней так же включает в себя пункты из предыдущего плана мероприятий на 2011 год программы «Экономика и безопасность» (всего 134 пункта, большая часть не выполнена или выполнена частично).

По традиции правительство приставило вице-премьер-министров ответственными за целые блоки программ, а глав министерств и ведомств обязало персонально отвечать за исполнение. Также по традиции О.Бабанов обещал, если пункты не будут выполнены по объективным причинам, наказывать ответственных чиновников, вплоть до увольнения.

Впрочем, большая часть мероприятий на 100 дней, состоящая из 55 пунктов, выглядит куда более выполнимыми, чем большинство пунктов из двух программ, озвученных в 2011 году.

За реформы в госуправлении, агропромышленном комплексе ответственным назначен первый вице-премьер Аалы Карашев; за реформы в госуправлении, общественной безопасности, стратегическом управлении и в экономике — вице-премьер Джоомарт Оторбаев; в экономике — Министерство экономики и антимонопольной политики; за социальные реформы — вице-премьер Гульнара Асымбекова. За некоторые пункты отвечают аппарат правительства и министерства, например, за постройку железной дороги из Китая отвечает Министерство коммуникаций и транспорта. Но разделение условное, так как за многие пункты также отвечают профильные министерства и ведомства. Большими, несвойственными полномочиями и ответственностью обладает Министерство экономики и антимонопольной политики.

О.Бабанов не дал четкого ответа во сколько обойдется первые 100 дней реформ для бюджета (реформы всегда были дорогим испытанием). По его словам, деньги будут взяты за счет оптимизации госуправления (сокращения расходов на содержание госаппарата), предусмотренных средств в бюджете и доноров: ЮСАИД даст деньги на семеноводческие и племенные хозяйства, Еврокомиссия на образование, Эксимбанк Китая должен дать кредит на ЛЭП и подстанцию. Донорские деньги также предусмотрены на создание государственной ипотечной компании.

Деньги также планируется взять за счет заложения акций «Центерра Голд». Как кратко пояснил глава правительства, акции будут заложены сроком на не менее 10 лет под кредит с низким процентом, а потом эти «дешевые» деньги будут влиты в экономику через Институт развития.

Говоря о своей экономической философии, О.Бабанов еще раз повторил, что он за свободный рынок и минимизацию вмешательства госорганов в экономическую деятельность.

«В ближайшие 5 лет мы должны переформатировать кыргызскую экономику в промышленную. Без промышленности достичь повышения доходности бюджета и доходности населения будет тяжело, потому что сельское хозяйство всегда было дотационным», - высказал он свое видение будущего нашей экономики. Скорей всего, говоря об индустриализации, он говорил прежде всего о развитии горнодобывающей отрасли, и отраслях, где можно добиться сравнительного преимущества за счет природных ресурсов. Например, с дешевым электричеством можно производить дешевый алюминий.

Правительству следует исходить из того, что в стране уже нет рабочего класса, и создавать его нет смысла, когда отрасли экономик стран мира, где нужна интенсивная и дешевая рабочая сила, уже не конкурируют с Китаем и некоторыми другими азиатскими странами.

Бабанов еще раз повторил, что определенные секторы нашей экономики требуют льготного периода и преференций при вступлении в Таможенный Союз. «Без этого, конечно, мы не можем вступить в Таможенный Союз», - пояснил он про будущее.

Это был вопрос о видении места Кыргызстана в мировых, региональных экономических нишах. Свой ответ на вопрос он закончил словами о развитии институтов демократии в нашей стране. Возможно, впервые глава правительства О.Бабанов прокомментировал возможный политический риск от вхождения в Таможенный Союз. «Мы должны придерживаться института парламентаризма, института партийного правительства. Нынешняя Конституция должна быть незыблемой в течение как минимум 5 лет. Мы должны развивать институт парламентаризма. Тем более, по степени развития институтов демократии и СМИ мы находимся на одном из передовых мест в СНГ», - сказал он.

Риск политический, кроме потери суверенитета, естественно, существует: три государства Таможенного Союза являются авторитарными, где власть принадлежит одному человеку, что одновременно делает эти режимы нестабильными. Не потеряем ли мы свои политические достижения в продвижении свободы, за которые заплачены двумя революциями, в клубе авторитарных стран?

Прокомментировал О.Бабанов и коррупцию. Отвечая на вопрос о коллизии полномочий финполиции и ГКНБ по расследованию экономических преступлений, он сказал, что по закону сейчас имеют право проверять и ГКНБ, и финполиция, и МВД. «Вы знаете, это все специально создавалось для того, чтобы контролировать определенные виды деятельности», - сказал он. Премьер пояснил, что создана межведомственная комиссия, которая внесет предложения в законодательство по четкому разграничению функций силовых ведомств.

Как и предполагалось — на пути реформ стоят большие преграды, ведь никому не хочется терять возможность «контролировать определенные виды деятельности». Тем более, когда цель реформ — уменьшить такие возможности. За последние три дня, как бы доказывая свою эффективность, Антикоррупционная служба ГКНБ задержала и водворила в СИЗО заместителя генерального директора ОАО «НЭСК» Кенешбека Мурзакматова по обвинению в коррупции в размере до 3 млн сомов. Сегодня провела с демонстрацией силы не менее впечатлительную операцию — обыск в компании ЗАО «Альфа Телеком». По сообщению службы, в процессе проверки деятельности сотовой компании ЗАО «Альфа Телеком» выявила коррупционные схемы с ущербом государству на общую сумму 142 млн 95 тыс. 170 сомов.

Реформы, по замыслу, также требуют принятия радикальных кадровых решений. Дефицит «жирных» кресел, как правило, приводит к конфликту (опять-таки, реформы по замыслу должны в идеале свести на нет количество «жирных мест»).

Словом, отъем «жирных» кресел и «частных лавочек» приводит к сопротивлению и обострению политической борьбы. В последнюю неделю это было легко заметно в парламенте, где те или иные депутаты делали громкие заявления. Особенно они касались О.Бабанова и приближенных к нему людей на руководящих постах.

Несомненно, в какой-то степени первые результаты борьбы с коррупцией Антикоррупционная служба подгадала под заседание Совета обороны, где глава государства Алмазбек Атамбаев эмоционально рассказал о вреде коррупции и предупредил чиновников об ответственности за отсутствие результатов в борьбе с коррупцией. При этом он возлагает большие надежды на Антикоррупционную службу, а финансовая полиция «не смогла добиться здесь ощутимых результатов», к тому же «отдельные ее сотрудники и сами не брезгуют коррупционными правонарушениями».

Похоже, в проведении реформ сохранить политическую волю до конца становится решающим фактором, а ей трудно придерживаться, если ты погряз в постоянной политической борьбе.

Поделиться: