Армения: Все против республиканцев?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В целом, в результате политической кампании связанной с требованием провести предстоящие парламентские выборы только по пропорциональной системе, на политической площадке Армении сложилась любопытная ситуация. Речь идет о том, что РПА, имеющая большинство мандатов в парламенте страны (66 из 131) оказалась в политической изоляции. Для того чтобы парировать требования оппонентов республиканцы приводят довольно неубедительные аргументы о "нецелесообразности и несвоевременности" такого решения, о необходимости внесения изменений в Конституцию (???) в которой ничего не говорится о системе выборов и пр. Однако, главным аргументом является то, что РПА имеет большинство в парламенте и не допустит нежелательных для себя изменений "Избирательного кодекса". Вот и все.
Армения: Все против республиканцев?

Армения: Все против республиканцев?
 | Давид Петросян

Развернувшаяся в Армении политическая кампания с требованием изменения принципа формирования будущего парламента по 100% - ной пропорциональной системе, со стороны любого западного эксперта по избирательным системам выглядит, по меньшей мере, странной, тем более что «Избирательный кодекс» уже «реформирован», а изменения одобрены Венецианской комиссией СЕ. В самом деле, согласно "Избирательному кодексу" состав Национального Собрания Армении должен быть сформирован по смешанной системе: 41 мандат должны получить депутаты избранные по мажоритарным округам, а 90 мандатов - по пропорциональной системе (партийным спискам). Следует отметить, что такое же соотношение депутатов и в парламенте нынешней легислатуры, который был избран в 2007 году.

Тем не менее, совершим небольшой исторический экскурс по новейшей политической истории Армении с тем, чтобы проанализировать как именно менялось соотношение парламентариев избранных по мажоритарной и пропорциональной системе.

Итак, первый парламент Третьей республики (1990-1995гг), был полностью избран по мажоритарной системе, которая досталась Армении от хозяев Второй республики - коммунистов. 

Все дальнейшие выборы в законодательный орган фиксировали четкую и ясную тенденцию уменьшения депутатов избранных мажоритарным округам и увеличения числа депутатов избранных по пропорциональной системе: 

- на парламентских выборах 1995 года было избранно 190 депутатов из них по мажоритарным округам - 150, а по пропорциональной системе – 40,
- в 1999 году число депутатов Национального Собрания сократилось до конституционного - 131. Тогда по мажоритарным округам было избрано 75 депутатов, а по пропорциональной системе – 56,
- в 2003 году по мажоритарной системе было избрано 56 депутатов, а по пропорциональной – 75,
- наконец, на последних парламентских выборах, которые прошли в 2007 году, в Национальное Собрание Армении были избраны по мажоритарным округам 41 депутат, а по пропорциональной системе - 90.

В течение всех 20 лет существования Третьей республики, в период между парламентскими выборами, при содействии европейских экспертов, реформировался "Избирательный кодекс". Одним из постоянных требований армянской оппозиции (в разные временна эту нишу занимали разные политические силы) было либо максимальное сокращение депутатов избираемых по мажоритарным округам, либо полная ликвидация мажоритарной системы.

Чем объяснялась неизменность этих требований на протяжении последних 18 (!) лет и чем объяснялось столь яростное сопротивление властьпридержащих все эти годы? Отметим, что отсчет времени мы ведем с 1994 года, именно тогда было начато первой посткоммунистическое реформирование "Избирательного кодекса".

За эти 18 лет причины требования отмены мажоритарной системы (вариант: сокращение числа депутатов избираемых по мажоритарным округам) и причины отказа в удовлетворении этих требований не изменились, а именно:

- оппозиция во все времена выставляла это требование по той простой причине, что наличие мажоритарных округов все эти годы являлось важнейшим механизмом для осуществления фальсификаций на выборах. Подавляющее большинство кандидатов баллотирующихся в мажоритарных округах либо являются "денежными мешками", либо имеют прямое или косвенное отношение к криминалу. Во время выборов эти кандидаты обеспечивают также голоса для одной из правящих партий по пропорциональной системе. На выборах 2012 года это будут голоса для Республиканской партии Армении (РПА). Для того чтобы не дискредитировать себя связью с этими кандидатами правящие партии их зачастую не включают в свои пропорциональные списки. Поэтому нередко ни баллотируются как беспартийные или "независимые" кандидаты. Впоследствии, получив депутатский мандат, в парламенте они либо открыто примыкают к парламентскому большинству, либо просто поддерживают "партию власти" своими голосами. Таким образом, депутаты избранные от мажоритарных округов, это – один из самых эффективных механизмов удержания власти;

- участие в выборах только по пропорциональной системе куда менее затратно для оппозиции, т.к. по своим финансовым, информационным и иным ресурсам она значительно уступает "партии власти". Кроме того, пропорциональная система дает возможность армянской оппозиции перевести предвыборную кампанию на политическую площадку, сократив влияние "денежных мешков" и криминалитета. Последние, обеспечивая с помощью фальсификаций голоса в пропорциональной части выборов для правящих партий, в качестве награды за свои услуги получают мандат в мажоритарном округе. Отсутствие награды в виде мандата в мажоритарном округе, это - отсутствие мотивации в фальсификации выборов.

Между тем, большинство политических сил Армении демонстрируют, что готовы действовать согласованно с тем, чтобы поддержать законодательную инициативу партий парламентской оппозиции "Наследие" и АРФ-Дашнакцутюн. Именно эти две партии попытаются провести через парламент требование о проведение выборов по 100% - ой избирательной системе. Внепарламентская оппозиция в лице Армянского Национального Конгресса (АНК) заявила, что поддержит это политическое требование и законодательную инициативу митингами, начало которых намечено на 17 февраля.

Инициативу о проведении парламентских выборов по 100% - ой пропорциональной системе поддерживают не только другие внепарламентские политические силы как левого так и правого толка, но отдельные депутаты от партии "Процветающая Армения", которая входит в правящую парламентскую коалицию.

Обращения парламентской оппозиции и АНК по этому вопросу к содокладчику ПАСЕ по Армении Джону Прескотту были откровенно проигнорированы по нескольким причинам, среди них следующие: 

- Дж.Прескотт считает, что его главной целью является добиться такой ситуации в Армении, чтобы события 1 марта 2008 года не повторились, но при этом он никак не может или не хочет увязать эти события с фальсификациями на выборах. Поэтому в центре внимания докладчика не "Избирательный кодекс", а изменения в судебной системе и реформы в полиции,
- британский депутат, как и все англичане, является жестким сторонником мажоритарной системы и его трудно убедить в том, что она плоха для какой-то другой страны. Вникать в какие-то особенности Армении он совершенно не намерен, хотя и обязан,
- г-н Дж.Прескотт доверяет абсолютно во всем администрации С.Саргсяна и парламентскому большинству, в том числе их клятвенным обещаниям провести честные выборы, поэтому попытка добиться от него хоть какого-то подобия объективности и внимания к своим требованиям - напрасная трата времени.

В целом, в результате политической кампании связанной с требованием провести предстоящие парламентские выборы только по пропорциональной системе, на политической площадке Армении сложилась любопытная ситуация. Речь идет о том, что РПА, имеющая большинство мандатов в парламенте страны (66 из 131) оказалась в политической изоляции. Для того чтобы парировать требования оппонентов республиканцы приводят довольно неубедительные аргументы о "нецелесообразности и несвоевременности" такого решения, о необходимости внесения изменений в Конституцию (???) в которой ничего не говорится о системе выборов и пр. Однако, главным аргументом является то, что РПА имеет большинство в парламенте и не допустит нежелательных для себя изменений "Избирательного кодекса". Вот и все.

Несмотря на эти "аргументы" республиканцам видимо стоило бы подумать о том, что их 17-летнее нахождение во власти Армении в различных форматах (с 1999 года премьер-министром Армении неизменно становился республиканец, а с 2008 г партия контролирует и пост президента), на фоне непростой социальной ситуации, может вызвать чувство усталости у общества.

Опубликовано в Опубликовано в "The Noyan Tapan Highlights" N3, January 2012

Поделиться: