Грабли для Москвы: итоги 2011 в Абхазии, Ю.Осетии, Приднестровье.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Политика Москвы в отношении «опекаемых» полупризнанных государств в сравнении с началом 2000-х изменилась: появилась новая тактика, усложнился инструментарий влияния. Но безусловным остается стратегическая цель – постоянное укрепление в них российского влияния. Однако теперь, это необходимо делать в условиях внутренней плюрализации и повышенной внешнеполитической конкуренции.
Грабли для Москвы:  итоги 2011 в Абхазии, Ю.Осетии, Приднестровье.

Грабли для Москвы:

итоги 2011 в Абхазии,Ю.Осетии, Приднестровье.

 

Александр Караваев

Заместитель гендиректора информационно-аналитического центраМГУ специально для «Эхо Планеты»

 

Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье — трудно сравнимыереспублики и по структуре экономики, и по сложности политической системы. Ноесть у них общий критерий — это степень влияния Москвы на политическиепроцессы, происходящие внутри этих образований. Так совпало, что в 2011 году вовсех трёх республиках прошли президентские выборы, в ходе которых Москвапопыталась привести к власти удобных ей кандидатов.

 

Приднестровье

 

Начнём с Приднестровья, которое вслед за Абхазией и ЮжнойОсетией жёстко протестировало российскую политику выборами своего президента.Ещё зимой 2010-го Москва поставила вопрос о способах распределения ирасходования целевых траншей, направляемых Центробанком в непризнаннуюреспублику. Игоря Смирнова обвинили в недобросовестных операциях и отмываниидоходов. К концу лета Следственный комитет России нашёл все признаки уголовногодела в отношении ближайших родственников президента — сына Олега и невесткиМарины.

 

Демонстрация по федеральным каналам фильма про сына Смирноваи его жену, обвинение их в коррупции, вызов в Следственный комитет для дачипоказаний за пределами Приднестровья — это развёрнутая кампания с целью оказатьдавление. Но оказывается, что кроме как 58-й армией нам давить-то особеннонечем. Есть экономический фактор, и он сводится к тому, что все в республикесидят на российском бюджете. И слишком много людей заинтересовано в том, чтобыв бюджете были «чёрные дыры», через которые можно было бы и отмывать, иприумножать капиталы. Слишком много заинтересованных в том, чтобы всёоставалось так, как есть.

 

В свою очередь, лидер Приднестровья не стал пытаться искатькомпромисса с Москвой — за 20 лет власти он чувствует себя хозяином положения —и выдвинул свою кандидатуру на высший пост в пятый раз. Тогда Москвазаявила, что в ходе выборов будет поддерживать председателя Верховного советареспублики Анатолия Каминского. Почему ставка делалась именно на Каминского? Покакой причине игнорировался более популярный оппозиционный политик, бывшийспикер Верховного совета Евгений Шевчук? В итоге ситуация в Тирасполе оказаласьповторением цхинвальской драмы, где Москва делала ставку на непопулярную иконфликтную фигуру.

 

Дело не в политических взглядах тех или иных фигур,которые в регионе пророссийские все как одна, просто Кремль, как это повелось,ставит на тех, кого можно контролировать в большей степени. В данном случаеМосква добилась результата: Игорь Смирнов не прошёл во второй тур. На первомэтапе более перспективным оказался Евгений Шевчук: его электорат — молодёжь,представители малого и среднего бизнеса. Он практически на 12 процентовопередил Анатолия Каминского. А уже во втором туре Шевчук набрал 73,88 процентаголосов, разгромив Каминского, которого поддержали всего лишь 19,67 процентаприднестровцев. Сейчас Приднестровье — сфера интересов в первую очередьдля Молдавии, России, Румынии и Украины. Шевчука считают человеком Запада, онреформатор, украинец по происхождению и постарается приблизить Приднестровье к Западу.Так что мы наблюдаем очередное фиаско кремлёвских политтехнологов напостсоветском пространстве — вслед за выборами в Абхазии и Южной Осетии, гдекандидатуры Москвы также потерпели поражение. И это уже похоже на диагноз — напервый взгляд тем более удивительный, что Кремль терпит поражения натерриториях, чьё население относится к России заведомо комплиментарно. Однако характерно,что обе стороны, вновь победившая местная элита и Кремль, в новых сделках всегдапытаются и находят «сухой выход из воды». Получив Шевчука президентом вПриднестровье, вскоре был найден компромисс по должности премьера. Главаместного Минпрома Петр Степанов прибыл в Москву в новогодние каникулы уже в качествепремьера и был принят новым главой администрации президента РФ СергеемИвановым. Тем самым диалог продолжился.

 

Абхазия

 

Представление о том, что побеждает тот, кого поддерживаетКремль, было опровергнуто президентскими выборами в Абхазии ещё в 2005году. Тогда Рауль Хаджимба как раз с имиджем «кандидата Москвы» проиграл СергеюБагапшу. Нынешним летом на внеочередных выборах победил Александр Анкваб, такжене имевший реноме промосковского кандидата и не обслуживавшийся российскимиполиттехнологами. При этом программы кандидатов не отличались новизной иразнообразием: всеми декларировалась необходимость борьбы с коррупцией,повышения социальных выплат, дружбы с Россией. Но кампания вице-премьера СергеяШамбы, заблаговременно получившего аудиенцию у Владимира Путина, отличаласьбольшим напором и резкостью, не свойственной абхазскому обществу. В итогесимпатии избирателей оказались на стороне Анкваба. В Абхазии о нём говорят так:«Первый президент Владислав Ардзинба дал Абхазии независимость, второй — Багапш— дал гражданский мир и свободы, Анквабу предстоит зачистить площадку откриминала и сделать Абхазию безопасной для граждан и туристов».

 

В случае с российско-абхазскими отношениями мы имеемогромный клубок проблем. В Москве сложилось вполне аргументированное мнение,что Абхазия могла бы заплатить за ту громадную поддержку, что осуществляласьпосле 2008 года и отчасти на протяжении последних десяти лет. В Абхазии имеютсяместорождения угля, свинцово-цинковых и молибденовых руд, барита, серебра,никеля и меди. Гипотетически есть и месторождения нефти. Всё это являетсяобъектом интереса России. Но главный бонус заключается в идее Москвы взять варенду приграничную с Россией часть земли от реки Псоу до реки Бзыпь. Сюдапопадают Гагрский район целиком, Пицунда и озеро Рица. Иными словами, все эти«золотые места» бывшего всесоюзного отдыха при должной раскрутке могли бы статьисточником доходов и дополнением к рекреационным возможностям Сочи в преддверииОлимпиады. Сергей Багапш, мастер компромисса, так и не решился согласиться наэто предложение.

 

Уже сейчас Сухум пытается постепенно наладить отношения сТбилиси. В 2012-м Анкваб анонсирует значительные перемены в сфере экономическихотношений с Грузией. Новый президент заявил, что необходимо установитьтаможенные пункты на грузино-абхазской границе. Приграничная торговля имеламесто даже в самые сложные времена, несмотря на то что граница неоднократнообъявлялась закрытой. По всей Абхазии наблюдается большое количество товаров,проникающих в страну через границу. Таможня позволит легализовать те торговыеотношения, которые и без того уже присутствуют. Кроме повышения доходов этодаст Абхазии возможность уменьшить размеры теневой экономики. Но главное, этопозволит диверсифицировать исключительную привязку Абхазии к российскому рынку.

 

Между тем существует один весьма серьёзный механизмудержания Абхазии в орбите России — это мародёрская психология населения и большейчасти элиты. Такой диагноз поставил авторитетный сухумский экономист АртурМиквабия. Иждивенческий подход к развитию республики с определённого моментадоминирует в сознании местного общества. Действительно, 90 процентов средств насодержание Абхазии приходят из России. Комплексный план Москвы, рассчитанный на2010—2012 годы, предусматривает предоставление Абхазии помощи на общую сумму10,8 миллиарда рублей. Если разделить сумму государственного долга наколичество живущих в Абхазии людей, то получится, что каждый житель имеет долгв размере 15 тысяч долларов. При этом количество дорогих иномарок на прибрежнойтрассе и в Сухуме выходит далеко за границы этого условного критерия бедности.Откуда доходы? Ответ — мощная система коррупции власти, распиливающаяроссийскую помощь.

 

Недавно Счётная палата России опубликовала отчёт орасходовании выделенных из российского госбюджета средств в Абхазии. Каквыяснили московские аудиторы, общая сумма растрат составила 143 миллионарублей. После этого правительство Абхазии распространило заявление, в которомназвало этот отчёт «крайне необъективным». Ситуация потребовала срочногоприезда представителей России в Сухум. И что же? Наши чиновники, естественно,заявили, что о хищениях не было ни слова. Более того, есть масса поводов дляоптимизма, ведь ещё год назад было «неэффективно потрачено» 347 миллионоврублей, сейчас же — в два с половиной раза меньше. Как говорится, безкомментариев.

 

Южная Осетия

 

Имея возможность влиять на политический процесс внепризнанных республиках, Москва использовала там обновлённый «демократический»стиль для достижения нужного результата. Смирнов, равно как и Кокойты давнорассматривались в качестве утративших доверие и дискредитировавших российскуюэкономическую поддержку коррупционным распилом. Однако в Москве не учли, чтополиттехнологи иногда оказываются излишним оружием, если появились зримыепризнаки гражданского недовольства действующей властью. Бросив силы налоббирование «своего» кандидата, кремлёвские чиновники слишком погрузились вмежклановые игры и не учли фактор «улицы».

 

Так получилось в Южной Осетии, где Кремль безоговорочноподдержал кандидата в президенты, главу местного МЧС Анатолия Бибилова. Москванастояла на том, чтобы действующий президент Кокойты оказывал ему всяческоесодействие. Однако в реальности всё получилось гораздо сложнее. Дело в том, чтоБибилов — самостоятельный политик, а значит, конфликтный для правящего кланадействующего президента. Неформальным лидером правящей группы в Южной Осетиисчитается генеральный прокурор республики Таймураз Хугаев. Он решил недопустить победы Бибилова любой ценой и поэтому искал в Москве альтернативныесилы поддержки.

 

В то же время выдвижение самого Хугаева жёстко заблокировалКремль. Тогда Хугаев выставил сразу несколько «своих» кандидатов. В обоймуправящей группы попали вице-мэр Цхинвала Алан Котаев, а также несколькотехнических кандидатов, в их задачу входила компрометация Бибилова.Финансированием кампании занимались Гоча Дзасохов, осетинский олигархгрузинского происхождения, и его друг Зураб Кабисов, глава Комитета повосстановлению республики, через который и идут все российские деньги. Эти людипонимали, что в случае победы Бибилова либо любого другого кандидата их оторвутот занимаемых позиций и управления денежными потоками. Не исключено, что начнутразбираться и с тем, куда делись уже пришедшие в республику российские деньги.Напомним, что за счёт рублей формируется 97 процентов бюджета.

 

Политическая трагедия Анатолия Бибилова заключается в том,что он никогда не был ставленником Кокойты. Но объяснить это местному населениюникто не потрудился. Москва не могла открыто заявить, что Эдуард Кокойты долженуйти не потому, что истёк его срок, а из-за утраты доверия. Хотя тогда быставленника Москвы избиратели воспринимали бы как антипода Кокойты. Но Кремльне мог признать, что 10 лет поддерживал человека, который не был этого достоин.Была придумана конструкция, изображавшая преемственность власти: партия Кокойты«Единство» выдвинула Анатолия Бибилова своим кандидатом. Тем самым провалоказался предрешён.

 

Позднее, уже в октябре, Кокойты и сам решил поддержатьБибилова, учитывая, что против него открылся «второй фронт». Речь идёт ореальных политических противниках, с которыми мало шансов договориться о том,чтобы сохранить прежние источники доходов. Популярный в спортивных кругахРоссии тренер и отличный борец Джамболат Тедеев — самая большая угроза длямонополии Кокойты и его клана. Тедеева не допустили к выборам, и он сделалставку на уцелевших лидеров политической игры. Так сложилось, что бывшийминистр образования Алла Джиоева вырвалась вперёд и стала олицетворениемперемен. В Южной Осетии все знают, что на президентских выборах победила АллаДжиоева: она обошла Анатолия Бибилова на 16 процентов.

 

После нескольких раундов переговоров в присутствиипосредников из администрации российского президента Кокойты в итоге переигралДжиоеву. Но Кремль дожал ситуацию до конца. Кокойты ушёл, перед этим отправив вотставку представителей своего родственного клана — прокурора Таймураза Хугаеваи председателя Верховного суда Ацамаза Биченова. Однако он тут же формируетновый орган — Конституционный суд и назначает Биченова его главой. Понятно, чтоэто решение может поставить Южную Осетию на грань гражданской войны впреддверии новых выборов, назначенных на 25 марта. Если Кокойты сдержит напороппозиционных осетин, он, вероятно, попытается предложить к весенним выборамсвоего кандидата вместо Бибилова. Затем перейдёт на должность руководителяправительства. И тем самым останется у власти, обыграв Кремль. Альтернативныйсценарий с легитимизацией победы Аллы Джиоевой также не несёт никаких бонусовМоскве.

 

На сегодняшний день в Центральную избирательную комиссиюЮжной Осетии уже обратились две инициативные группы, выдвигающие кандидатами впрезиденты на предстоящих выборах Игоря Алборова и Георгия Кабисова. Оба пакетадокументов по ним пока находятся на стадии рассмотрения. Пока ничего неизвестно о планах Аллы Джиоевой, которая имеет право участвовать впрезидентской гонке.

 

Подход чиновников администрации российского президента квыбору «своих» кандидатов в соседних странах, к сожалению, зависит не отполитических составляющих. Как видно, огромную роль в этом выборе играютфинансовые интересы бизнес-групп, фокусирующих свою деятельность на этихрегионах. Но тем самым Москва, во-первых, игнорирует местную политическуюреальность, а во-вторых, топит долгосрочную политику в меркантильнойконъюнктуре.

 

В итоге Кремль попадает в очень непростую ситуацию, хотя наруках у него есть прекрасные козыри. Правительство Южной Осетии формируетсяотчасти из российских чиновников, уполномоченных Кремлём. А, например, Абхазия,чья граница расположена в 15 минутах от Сочи, принимает летом около миллионатуристов, множество из которых не задумываются, что они находятся не в России,а в другом государстве. Наконец, на восстановление обеих республик после 2008года было выделено более 20 миллиардов рублей из федерального бюджета. Чтокасается Приднестровья, то власти этой республики, не имеющей с нами границы,не раз предлагали Москве принять её в состав России.

 

Политика Москвы в отношении «опекаемых» полупризнанныхгосударств в сравнении с началом 2000-х изменилась: появилась новая тактика,усложнился инструментарий влияния. Но безусловным остается стратегическая цель– постоянное укрепление в них российского влияния. Однако теперь, этонеобходимо делать в условиях внутренней плюрализации и повышенной внешнеполитическойконкуренции.

 

Журнал «Эхо Планеты»

http://www.ekhoplanet.ru/opinions_514_14810

Поделиться: