Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Этапы становления ШОС

17.01.2012

Автор:

Теги:
Этапы становления ШОС
ШОС как региональная организация многостороннего сотрудничества возникла в ходе так называемого шанхайского процесса на базе формулы «четыре плюс один» - Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Китай .
Процесс, начавшийся в 1989 г. с переговоров по мерам доверия на советско-китайской границе по пограничным вопросам, а затем трансформированным в переговоры о мерах доверия и сокращении вооруженных сил между Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном – с одной стороны, и Китаем – с другой, позволил пяти странам постепенно формировать климат доверия и безопасности на всем протяжении бывшей советско-китайской границы и тем самым создать предпосылки для дальнейшего сотрудничества, но уже в рамках «пятерки».
Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциал центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии. Одновременно Китай заявил о себе как о державе, претендующей на новую роль в мировой политике. Ведь новая международная организация была первой подобной структурой, созданной по его инициативе. Проблему удачного решения пограничного вопроса в регионе нельзя считать «перевернутой страницей». Она продолжает играть свою немаловажную роль в ШОС. Организация имеет особую функцию – гарантирование безопасности границ и стабильности в районах вдоль границы между государствами-членами. Как подчеркивают китайские эксперты, этой функции не имеет ни одна другая организация в регионе. Между КНР и Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном имеется общая граница протяженностью более 7300 км.
Отправной точкой функционирования ШОС следует считать встречу глав пяти государств в апреле 1996 г. в Шанхае, завершившуюся подписанием Соглашения между Китайской Народной Республикой, Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой и Республикой Таджикистан относительно укрепления мер доверия в военной области в районе границы.
Следующая встреча лидеров государств, состоявшаяся в Москве в апреле 1997 г., ознаменовалась подписанием пятистороннего Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах. Стороны договорились, в частности, ограничить свои вооруженные силы в 100-километровой зоне вдоль бывшей советско-китайской границы и проводить совместные инспекции. Данное соглашение конкретизировало и дополнило шанхайский документ, усилило взаимное доверие в вопросах о безопасности.
На этой встрече произошло весьма важное с точки зрения международной политики событие – серьезное изменение претерпел формат переговоров: из двухсторонних, в которой одну сторону представлял Китай, а другую – четыре страны, он преобразовался в пятисторонний, в котором каждый из пяти стран организации представлял самостоятельный субъект переговоров. Именно на этой встрече была расширена и тематика переговоров – в нее стали включаться вопросы военного и экономического сотрудничества.
Ежегодно в одной из пяти стран стали проводиться встречи глав государств «шанхайской пятерки». Так, в 1998-2000 гг. саммиты созывались поочередно в Алматы, Бишкеке и Душанбе.
Третья встреча прошла в Казахстане 3 июля 1998 г. После ее окончания принята «Алмаатинская декларация», в которой подчеркивалось, что расширение и усиление двухстороннего и многостороннего сотрудничества пяти стран соответствует коренным интересам их народов, является активным фактором стабильности, безопасности, развития и процветания всей Азии. Особое внимание при этом обращалось на разработку мер борьбы с международным терроризмом, организованной преступностью.
В августе 1999 г. по итогам 4-й встречи глав пяти государств было подписано «Бишкекское коммюнике», в котором, в частности, все стороны выразили удовлетворение результатами взаимодействия за истекший период, высоко оценили практические шаги по укреплению региональной безопасности, а также поддержали идею президента Киргизии о возрождении в современном варианте идеи «Шелкового пути». В нем также было еще раз заявлено, что сотрудничество пяти стран открытое и не направлено против других государств.
В это время уже оформилась заинтересованность всех участников ШОС в развертывании взаимодействия по широкому спектру направлений, вследствие чего родилась и окрепла тенденция к формированию постоянных механизмов сотрудничества в форме встреч министров и экспертных групп. Фактически начался процесс структуризации новой международной организации. Была создана «Бишкекская группа», сформированная из глав правоохранительных органов и спецслужб для борьбы с приграничной преступностью.
5 июля 2000 г. в Душанбе состоялась первая встреча министров иностранных дел государств «Шанхайской пятерки», которая предваряла состоявшуюся в этот же день встречу глав государств. В качестве наблюдателя на встрече присутствовал заместитель министра иностранных дел Узбекистана И. Неъматов. Его участие было вызвано тем, хотя данная центральноазиатская республика и не имеет общей границы с КНР, но играет важную роль в вопросах регионального сотрудничества.
По итогам встречи главы пяти стран подписали Душанбинскую декларацию, в которой особо отмечалось, что получен важный опыт в поиске новых форм межгосударственных отношений, новых взглядов на безопасность, новых моделей регионального сотрудничества. В частности, в данном документе планировалось проведение в рамках организации совместных учений по борьбе с террористической деятельностью.
Круг вопросов, обсуждаемых на саммитах, постепенно расширялся, затрагивая сферы политики, безопасности, экономики, культуры и охраны окружающей среды. Одновременно на регулярной основе стали проводиться встречи министров иностранных дел, обороны, экономики, культуры, транспорта и чрезвычайных ситуаций, а также руководителей правоохранительных ведомств, пограничных служб и прокуратур. В каждой стране были учреждены должности национальных координаторов, ответственных за развитие связей в рамках «пятерки» . Это новое образование стало называться «Шанхайским форумом».
Узбекистан присоединился к организации 14-15 июня 2001 г. на саммите глав государств в Шанхае, что было зафиксировано в совместном заявлении глав государств, а сама Организация получила нынешнее название – Шанхайская организация сотрудничества. Тогда же участники саммита приняли Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества, в которой провозгласили основные цели ШОС: поддержание и обеспечение мира, безопасности и стабильности в Центральной Азии; развитие сотрудничества в политической, торгово-экономической, научно-технической, транспортной, энергетической, культурной, образовательной и других областях .
На Шанхайском саммите была также принята «Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Терроризм, сепаратизм и экстремизм были по инициативе Китая определены как «три зла», а сепаратизм и экстремизм – впервые на международной уровне – еще и как насильственные деяния, преследуемые в уголовном порядке.
С Шанхайского саммита 2001 г. начался период организационного становления ШОС, продолжавшийся около пяти лет. За это время были приняты основополагающие документы, сформированы Секретариат ШОС и Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры (РАТС), учреждены институт стран-наблюдателей и «Контактная группа ШОС - Афганистан».
Внеочередная встреча руководителей внешнеполитических ведомств государств-членов ШОС после событий 11 сентября 2001 г. прошла 7 января 2002г. в Пекине. На повестку дня встречи были поставлены вопросы повышения оперативности в деятельности организации. В совместном заявлении были отражены общие позиции в отношении посткризисного обустройства Афганистана и, в частности, роли ШОС в этом процессе.
На встрече глав государств в июне 2002 г. в Санкт-Петербурге произошел очередной качественный сдвиг в становлении ШОС. Декларация о создании Организации, принятая главами шести государств год назад в Шанхае, зафиксировала тогда лишь общее политическое решение, волю сторон в отношении  будущего новой организации. Теперь это решение получило практическое воплощение: 7 июня состоялось подписание двух новых важных актов – Декларации глав государств-членов ШОС, названной министром иностранных дел России итоговым политическим документом, Хартии ШОС – базового уставного документа, закрепившего основные цели, задачи и принципы Организации. В частности, была признана необходимость развития многопрофильного сотрудничества в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка . Кроме того, в Хартии были закреплены функции и основные направления деятельности руководящих органов: Совета глав государств, Совета глав правительств (премьер-министров), Совета министров иностранных дел, Совещания руководителей министерств (ведомств), Совета национальных координаторов, РАТС, Секретариата. Отдельно были прописаны процедуры расширения состава Организации, выхода из нее и приостановления членства. Все эти вопросы, за исключением последнего, уполномочен решать Совет глав государств по представлению Совета министров иностранных дел . Что касается выхода из ШОС, то специально оговорено, что он не освобождает от принятых в ее рамках международных обязательств . Была возможность предоставления другим государствам и международным организациям статуса партнера по диалогу или наблюдателя. Это подвело под новую организацию договорно-правовой фундамент, придало ей международную правосубъектность .
Дополнительные консультации были проведены в рамках заседания Совета министров иностранных дел в Москве 23 ноября 2002 г. Кроме блока вопросов о деятельности ШОС главы внешнеполитических ведомств обсудили насущные международные проблемы. На данной встрече была принята в качестве официального документа Временная схема взаимоотношений Шанхайской организации сотрудничества с другими международными организациями и государствами, которая вступила в силу со дня подписания.
Очередной саммит ШОС был проведен 29 мая 2003 г. в Москве, на котором было обозначено завершение процесса институционализации и формирования организационных основ этого регионального объединения, создание необходимого правового фундамента для выхода государств-участников на качественно новый уровень взаимодействия и сотрудничества.
По итогам встречи был создан Секретариат ШОС, который дислоцируется в Пекине, и определена необходимость формирования штаб-квартиры РАТС. Утверждена кандидатура первого в истории Исполнительного секретаря Организации. Им стал посол Китая в Москве Чжан Дэгуан, а его заместителем – российский дипломат Владимир Захаров. Лидеры стран «шестерки» утвердили герб и флаг ШОС, подписали итоговую Декларацию. На саммите было подписано порядка 10 документов, в том числе Соглашение о порядке формирования и исполнения бюджета ШОС, Положения о Совете глав государств, Совете глав правительств и Совете глав МИД.
На саммите, в частности, были затронуты вопросы борьбы с международным терроризмом, радикальным, агрессивным экстремизмом и сепаратизмом, с наркотрафиком и организованной преступностью. Особый акцент был сделан на приобретающую все более опасный характер деятельность в регионе экстремистской организации «Хизб-ут-Тахрир».
По мнению, высказанному председателем КНР Ху Цзиньтао, главной задачей в тот период являлось «ускорение процесса создания действующих в рамках ШОС структур», причем на первый план, по его словам, должна выйти экономическая составляющая.
По итогам этой встречи ШОС стала приобретать черты субрегиональной структуры.
15 января 2004 г. в Пекине состоялась официальная церемония открытия постоянно действующего органа ШОС – Секретариата, в которой приняли участие министры иностранных дел государств-членов Организации. Исполнительный комитет РАТС начал свою работу в рамках Ташкентского саммита ШОС.
Таким образом, в основном завершился организационный период ее развития и ШОС начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственной штаб-квартирой, персоналом, механизмами взаимодействия.
В период своего организационного становления ШОС развивала контакты не только с другими государствами, но и с ведущими международными структурами. В частности, она получила статус наблюдателя при ООН (декабрь 2004 г.), установила официальные связи с СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС, АСЕАН и ОЭС, а также наладила взаимодействие с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) и с Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН). Важными шагами в становлении ШОС стали подписание в г. Ташкенте Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами ООН и ШОС (апрель 2010 г.), меморандумов о предоставлении Белоруссии (г. Минск, апрель 2010 г.) и Шри-Ланка (г. Коломбо, май 2010 г.) статуса партнера по диалогу ШОС.
Утверждение на заседании СГГ в ходе Ташкентского саммита ШОС (июнь 2010 г.) Положения о порядке приема новых членов в ШОС создает реальные механизмы для расширения Организации за счет государств, признающих и обязующихся соблюдать цели  и принципы Хартии ШОС, других документов на базе международно-признанных правовых норм.
Дальнейшему совершенствованию правовой базы для будущего расширения Шанхайской организации сотрудничества послужит Меморандум об обязательствах государства-заявителя в целях получения статуса-государства члена ШОС, разработанный в развитие Положения о порядке приема новых членов в ШОС, который был принят в развитие 14-15 июня 2011 г. на заседании Совета глав государств-членов организации, посвященное десятилетию ШОС. Совет национальных координаторов и рабочая группа экспертов продолжат рассмотрение комплекса вопросов, связанных с расширением ШОС, включая согласование необходимых юридических, административных и финансовых условий для приема новых членов.  
Все это, в целом, способствует повышению политического веса ШОС на мировой арене и расширению ее возможностей в решении возникающих  проблем.

Гулжамийла Каипбергенова
Магистрант МГИМО


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение