Путину советуют как укреплять гуманитарные контакты с Украиной

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Премьер России Владимир Путин выступает за укрепление гуманитарных контактов с Украиной. Об этом он заявил 12 января на заседании правительства РФ. «Ещё один вопрос повестки дня тоже хотел бы отметить. Речь идет об укреплении гуманитарных контактов с нашими партнерами на Украине. Нам предстоит обсудить соглашение, которое будет укреплять правовую базу для работы информационно-культурных центров России на Украине и, соответственно, Украины в России», — заявил он.
Путину советуют как укреплять гуманитарные контакты с Украиной

Премьер России Владимир Путин выступает за укрепление гуманитарных контактов с Украиной. Об этом он заявил 12 января на заседании правительства РФ. «Ещё один вопрос повестки дня тоже хотел бы отметить. Речь идет об укреплении гуманитарных контактов с нашими партнерами на Украине. Нам предстоит обсудить соглашение, которое будет укреплять правовую базу для работы информационно-культурных центров России на Украине и, соответственно, Украины в России», — заявил он.

Есть ли в этом новизна? Что можно посоветовать Путину в этом направлении деятельности? На эти вопросы ответили эксперты ИА REX.

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Как ни странно, но новизна в заявлениях Путина о необходимости укрепления гуманитарных контактов РФ с Украиной — есть. Она уже в том, что фактически кандидат в президенты Путин по умолчанию констатировал: настоящая работа в этом направлении ещё не начиналась, все деньги РФ, выделяемые «русским трестам» на их мероприятия по «братским статьям», ушли в никуда. В противном случае, не стоило лишний раз поднимать этот не слишком заметный, дежурный и вроде бы не сенсационный вопрос.

Хотелось бы посоветовать Путину показать Украине Россию с той стороны, с которой та внутренне давно готова её воспринять, и даже сама ждёт этого с нетерпением. Прежде всего, Путину придётся понять, что российские чиновники, стадами ездящие на украино-российские гуманитарные мероприятия, никогда не вызовут встречной теплоты у местного населения, у него своих таких много. Причём — всего местного населения, тотально, а не только у тех его представителей, которые демонстративно считают себя русскими.

Кстати, у русских, живущих на Украине, и в частности в Крыму, эти дежурные российские чиновники вызывают особую ненависть, которая не регистрируется даже у титульных украинцев и крымских татар. Чиновничьи образа, по которым составляется массовое впечатление о «новой России», прежде всего, выгодны украинским националистам, которым не надо изобретать никакой дополнительной антироссийской пропаганды. Выгодны НАТО.

Если Россия, за счёт новой путинской гуманитарной программы, откажется от регулярной, коллективной «депортации» собственных чиновников на территорию братской Украины — в том числе, в качестве послов или руководителей просветительских русских центров — тогда можно будет сказать, что Россия наполовину завоевала любовь украинского народа. Однако помимо этого, России придётся завоевать и бескорыстную любовь крымских татар, что сделать гораздо сложнее. Но при правильном подходе и это не предел.

Российские культурно-просветительские центры на Украине — если Путин действительно хочет от них какой-то отдачи — должны понять, что на бюстах Пушкина и Чехова сегодня далеко не уедешь, при всей нашей любви к великим классикам. Надо искать абсолютно свежие образы, которые безо всяких денег будут пробивать в братских душах новые штольни. В таком случае не придётся выделять деньги «русским просветительским трестам», которые вряд ли свободны от коррупции, при всей их чистой любви к украинскому народу.

Есть и другие предложения. Однако будет удивительно и странно, если Путин прислушается к подобного рода рекомендациям, отказавшись от тех канцелярских методов, которые применялись в этой сфере годами — типа пустотелых «компьютерных классов русского языка» и т.п. Тогда на российско-украинском поле, и в СНГ в целом, произойдёт первая гуманитарная революция, в отличие от тупых, братоубийственных и беспросветных газовых войн, которые идут сегодня между RU и UA.

Олег Неменский политолог, научный сотрудник института славяноведения РАН:

Заявление Владимира Путина о необходимости укреплять гуманитарные контакты с Украиной, несомненно, можно только приветствовать. Впрочем, эта необходимость очень давняя и именно в этой области российские позиции на Украине крайне слабы. Можно даже сказать, что до сих пор российскую гуманитарную политику на Украине за Кремль делает Пушкин: именно удивительной силе русского языка и настойчивой тяге к нему со стороны украинских граждан мы обязаны тем весьма обширным присутствием русской культуры, которое здесь пока что можно видеть. Однако этого мало: например, значительная часть русскоговорящей молодёжи писать по-русски уже не умеет. Информационное пространство Украины заполнено русофобскими клише, историческое сознание новых поколений формируется сознательно насаждаемыми антироссийскими идеологемами, а о российской трактовке тех или иных современных событий люди подчас могут узнать, только проявив к тому большое старание. Среди русских Украины господствует ощущение брошенности, ненужности их России. Если сейчас у руководства РФ закрались подозрения о необходимости хоть как-то улучшить эту ситуацию, то этому нельзя не радоваться.

Хотя, скорее всего, нынешняя инициатива связана с летними заявлениями Виктора Януковича о разработке новой концепции гуманитарной политики Украины и возникшими в его окружении расколами по её общим основаниям, в первую очередь, касающихся языковой сферы. Вряд ли Россия может сильно повлиять на ход этих дискуссий, однако формально закрепить особое значение гуманитарных контактов между двумя государствами действительно нужно, и активность тут должна быть двусторонняя.

Проблема же реалий российской гуманитарной политики на Украине в том, что открытием ещё одного «информационно-культурного центра» серьёзно продвинуть дело вряд ли возможно. Нужна комплексная, широкомасштабная программа работы с населением Украины, основанная на определённой идентичности и выверенной долговременной стратегии. К сожалению, именно в этом Россия традиционно очень слаба. Наша официальная политика строится на взаимодействии с элитами других государств, причём даже не со всеми, а только властными. Работа на оппозиционном поле обыкновенно не ведётся или ведётся в редких случаях и только вынужденно. Но тут речь идёт о ещё более широком аспекте внешней политики — о работе с широкими слоями населения (собственно, именно это и называется «гуманитарной политикой»). И в этом деле у России нет ни опыта, ни специалистов, ни необходимой инфраструктуры. Последнее — инфраструктура — самое главное, и именно её сейчас надо создавать. Стратегической линии гуманитарной политики в отношении населения Украины у нас ещё долго не будет, но любая инициатива по созданию очередной применимой в ней институции крайне важна и даёт надежду на будущее улучшение ситуации.

Сандра Новикова, журналист и блогер:

Я бы посоветовала России «высасывать мозги» из Украины (ну, как Запад «высасывает мозги» со всего мира), то есть создавать такие условия, при которых хорошие, башковитые и рукастые специалисты с Украины переезжали бы жить и работать в Россию. Причем тут работу можно и нужно начинать с детей и с молодежи: то есть, отслеживать талантливых школьников (отличников, причём настоящих отличников, а не покупающих хорошие оценки за деньги, победителей олимпиад, членов Малой Академии Наук и пр.) и предоставлять им льготы (выделять гранты?) при поступлении в российские вузы.

Россия могла бы также организовать на Украине сеть русских гимназий — у нас сейчас наблюдается острый недостаток русских школ. То есть создавать русские частные гимназии на Украине должны, конечно же, граждане Украины, но Россия могла бы оказывать им негласную помощь и поддержку — юридическую, гуманитарную, материальную.

Информационно-культурные центры России, о которых говорил кандидат в президенты Путин, должны, на мой взгляд, работать так, как работают всякого рода западные «неправительственные организации» в России и на Украине — то есть... лоббировать интересы России на Украине.

Можно и нужно поддерживать пророссийские украинские СМИ, в том числе и электронные. Естественно, не следует забывать и о собственно культурных мероприятиях: днях культуры России на Украине, праздниках, конкурсах — например, на лучшую книгу на русском, и т.д., и т.п.

Ну, и, конечно же, создать сильную русскую партию, которая нам нужна как воздух, без помощи России не удастся. Впрочем, это кажется, уже не гуманитарный контакт.

Сергей Сибиряков, политолог, координатор международной экспертной группы ИА REX:

Заявление Путина о необходимости укреплять гуманитарные контакты с Украиной свидетельствует о понимании им провала политики взаимодействия искусственно разделённых ветвей единого русского народа только через официальные государственные структуры. Интересы большинства населения, проживающего на территории государства Украина, и интересы властной элиты этого государства практически мало в чём совпадают. Особенно эти несовпадения разительны в гуманитарной сфере. Притом, что большинство населения, по данным социологов Института Гэллапа, русскоязычно, украинские власти навязывают во всех сферах жизни украинский язык. Напомню, что Владимир Путин выступил с предложением создания Евразийского союза, на базе существующего уже Таможенного союза России, Казахстана, Белоруссии и стартующего 1 января 2012 года Единого экономического пространства.

На мой взгляд, без Украины эти организации не смогут работать эффективно. Необходимо в основу реинтеграции постсоветского пространства закладывать не только экономические идеи, а в первую очередь идею воссоединения всех ветвей русского народа: великороссов, малороссов и белорусов. А для этого надо заниматься вопросами культурной реинтеграции. При реализации планов реинтеграции нельзя забывать, что у американских геостратегов совсем другие планы развития России, о которых мы рассуждали в статье «Каким западная элита видит путь России». Один из идеологов американской политики Збигнев Бжезинский считает, что добровольно русские перевоспитываться и отказываться от своей идентичности и национальных интересов не захотят. Поэтому США должно будет в отношениях с российской властью сочетать силовое давление, заставляющее русских постоянно вставать перед «дилеммой единственной альтернативы»: либо Россия погибнет вообще, либо она станет частью западного мира«. По его мнению, любая попытка «третьего», русского пути или реинтеграции в рамках постсоветского пространства должна пресекаться.

Многочисленные американские неправительственные организации вложили немало средств за двадцатилетие после распада СССР в проекты, направленные на изменение идентичности населения постсоветского пространства. В то же время неоднократные попытки привлечь внимание российских чиновников к исследованиям группы исследователей из Киева под руководством эксперта ИА REX, доктора социологических наук, профессора Эдуарда Афонина, которые уже с 1992 года проводят социологический мониторинг изменения социетальной идентичности украинского населения, пока не увенчались успехом.

Не секрет, что на постсоветском пространстве в течение 20 лет после распада СССР во всех бывших советских республиках, пожалуй, за исключением Белоруссии, проводилась в сфере культуры и образования политика русофобии. Поэтому сегодня сложно ответить на вопрос о современной идентичности россиян, белорусов, жителей других республик. После избрания Виктора Януковича возобновившийся в первое время тренд на сотрудничество лидеров наших государств породил надежду на совместное исследование этой темы. Поэтому профессор Эдуард Афонин от имени возглавляемого им «Украинского товарищества содействия социальным инновациям», весной 2010 года обращался к российскому послу на Украине Михаилу Зурабову с просьбой оказать содействие в организации ряда совместных научных проектов в области исследования социально-психологического состояния российского социума. Для реализации таких проектов, конечно же, необходима политическая воля и государственная поддержка с российской стороны. Украинские же социологи были готовы инвестировать в совместные проекты наши интеллектуальные наработки в методиках количественного и качественного измерения социокультурных и психологических параметров общества.

Впрочем, ради справедливости надо отметить, что и один из последних проектов — «Идентичность как фактор государственно-политической трансформации: Украина, Беларусь (сравнительный анализ)», также не вызвал интереса у белорусских чиновников и политиков. Таким образом провести большое сравнительное исследование процессов идентификации на постсоветском пространстве нам пока не удалось. Остаётся надеяться, что упоминание Путиным необходимости гуманитарного сотрудничества позволит обратить внимание на исследования текущего состояния идентичности населения постсоветского пространства.

Поделиться: