Казахстан после выборов: дестабилизация Казахстана может сыграть на руку США....

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На мой взгляд, Ак Орда не уделяла должного внимания проблеме распространения деструктивных течений ислама, полагая, что деятельность иностранных проповедников не приведет к радикализации общества. Сейчас руководство страны активно пытается исправить ситуацию и не допустить раскола по религиозному признаку. Создание Агентства по делам религий – правильный и даже необходимый шаг, который можно было сделать еще несколько лет назад. Помимо этого, объективно необходима активная контрпропаганда традиционного, умеренного ислама в противовес различным течениям.
Казахстан после выборов: дестабилизация Казахстана может сыграть на руку США....

    Интервью ИАЦ с российским экспертом Дмитрием Онтоевым,  членом исполнительного комитета клуба "Валдай"


1.Казахстан всегда отличался высоким уровнем внутренней стабильности, с чем связано столь очевидное усиление террористической угрозы?

 

Темароста террористической угрозы в Казахстане - крайне сложная и острая. На протяжении почти четверти века Нурсултан Назарбаев умело смягчает противоречия между различными социальными, этническими и религиозными группами, не выпуская из рук рычаги управления Казахстаном. Тем не менее, при анализе событий прошлого года необходимо всегда учитывать влияние внешних факторов, которые обостряют объективно существующие внутренние противоречия.

НеспособностьСША и международных организаций обеспечить стабильность в Ираке и Афганистане, постоянный рост наркотрафика, укрепление радикального ислама и усиление международных террористических организаций, «арабская весна» - вот лишь наиболее очевидные факторы, оказывающие влияние на весь центральноазиатский регион.

 

2. Можно ли однозначно утверждать, что экстремистские риски для РК имеют внешний характер?

 

Какя уже говорил выше, однозначно утверждать так нельзя. Скорее, рост террористической угрозы в целом - результат сложного сочетания как внешних, так и внутренних факторов. Допустим, одним из внешних факторов является террористическая группировка «Джунд Аль-Халифат», которая базируется на афгано-пакистанской границе, основана этническими казахами, один из которых получал образование в Саудовской Аравии. Однако неизбежен вопрос - с кем эта группировка связана, кто ее спонсирует и какие цели перед ней ставит? Несомненно, Казахстан входит в«зону интересов» как Аль-Каиды, так и ИДУ вкупе с Движением за независимость Восточного Туркестана.

Сдругой стороны, дестабилизация Казахстана может сыграть на руку США, так как, обеспечив себе военное присутствие в стране, американцы получатвозможность реализовать концепцию «нового шелкового пути», получить контроль над природными ресурсами региона, а также оказывать давление как на Россию, так и на Китай.

Средидругих внешних факторов можно назвать деятельность внесистемной оппозиции, значительно более сильной, чем эмигрировавшие оппозиционеры России. Информационные атаки на государственную власть и критика любого действия Астаны, конечно, также увеличивают экстремистские риски.

 

3.В таком случае, каковы внутренние факторы нестабильности, можно ли предположить, что после вывода войск из Афганистана ситуация системно ухудшится?

 

Беспорядкив Жанаозене, приведшие к человеческим жертвам, стали лишь наиболее громким проявлением внутренних факторов нестабильности. Во-первых, это «национальный вопрос» - разделение казахстанского общества на жузы и раздувание противоречий между, условно говоря, адайцами и дулатами, может стать мощным оружием в руках тех, кто хочет дестабилизировать страну. Помимо этого, возникает вопрос об интеграции оралманов. Нельзя забывать и о недавнем обращении деятелей культуры РК с целью изменения статуса русского языка. Во-вторых, социальные противоречия - хотя Казахстан и обладает самой мощной экономикой в регионе, диспропорция в доходах между столицами и провинцией приближается к критическим значениям. Наконец, религиозный фактор.

Послевывода войск США из Афганистана ситуация ухудшится в разы, это очевидно. В данный момент Астана участвует в различных проектах, нацеленных на восстановление Афганистана по линии ШОС, ОБСЕ и ОИС, ряд таких проектов был инициирован Нурсултаном Назарбаевым в 2010 году, когда Казахстан был председателем ОБСЕ. Тем не менее, ожидать, что ХамидКарзай и связанные с ним элиты смогут удержаться у власти после ухода США из страны, на мой взгляд, невозможно. Рост террористической угрозы, укрепление радикального ислама и общая дестабилизация Центральной Азии -вот наиболее возможные последствия военной операции в Афганистане. Естественно, что если ситуация начнет развиваться по худшему сценарию, сполной хаотизацией Афганистана и распадом государства, будет затронут весь регион - Афганистан станет базой для разнообразных проповедников радикального ислама и опорной точкой для террористических группировок. Полагаю, что на этом фоне произойдет обострение внутренних проблем.

 

4. Можно ли назвать нынешнюю политику властей РК в религиозной сфере продуманной и дальновидной?

 

Яполагаю, что политика Астаны в отношении религиозной сферы была продиктована скорее тактическими, а не стратегическими соображениями. Власти Казахстана используют религию в качестве одного из рычагов управления страной, однако заигрывание властей с исламом, причем не с традиционными для казахстанского общества формами, а с маргинальными и даже прямо опасными для общества тенденциями может, как мы видим, привести к нежелательным результатам.

Намой взгляд, Ак Орда не уделяла должного внимания проблеме распространения деструктивных течений ислама, полагая, что деятельность иностранных проповедников не приведет к радикализации общества. Сейчас руководство страны активно пытается исправить ситуацию и не допустить раскола по религиозному признаку. Создание Агентства по делам религий - правильный и даже необходимый шаг, который можно было сделать еще несколько лет назад. Помимо этого, объективно необходима активная контрпропаганда традиционного, умеренного ислама в противовес различным течениям.

Поделиться: