Экспертный доклад. ДОСРОЧНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Формирование многопартийного Парламента может стать важным шагом к созданию новых очертаний политической системы Казахстана в поствыборный период. Подобный подход сформулирован в стратегических установках президента Казахстана: «Выборы в Мажилис должны стать новым этапом демократизации казахстанского общества и нашей политической системы».
Экспертный доклад. ДОСРОЧНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

ВВЕДЕНИЕ. 3

АНАЛИЗ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ ПАРТИЙ,УЧАСТВУЮЩИХ В ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА ПЯТОГО СОЗЫВА. 5

ВЫБОРЫ В ЖАНАОЗЕНЕ. 10

ОЦЕНКА МИССИИ ОБСЕ ПРЕДВЫБОРНОЙКАМПАНИИ В КАЗАХСТАНЕ. 11

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОВОГО СОСТАВА МАЖИЛИСАПАРЛАМЕНТА РК. 13

 

ВВЕДЕНИЕ

10 ноября депутаты Мажилиса Нуртай Сабильянови Виктор Рогалевозвучили представителям СМИ обращение к главе государства с просьбой принятьуказ о роспуске Мажилиса IV созыва и действующих маслихатов:

 "Первое. В следующемгоду ожидается новая волна мирового финансового экономического кризиса, еехарактер и масштабы не предсказуемы и могут затронуть экономику Казахстана. Вэтой связи важно быстрее, до наступления мирового экономического кризиса,пройти через избирательный цикл в Казахстане, это позволит всем государственныморганам, правительству и парламенту, не отвлекаясь на проведение выборов,сосредоточиться на реализации антикризисных мер.

Второе. В мире сейчас нестабильно. В Европе целые государстваиспытывают серьезный кризис экономики, в Казахстане, благодаря проводимомукурсу, сохраняется стабильный рост экономики, осуществляется социальнаямодернизация, важно через ускоренное проведение избирательного цикла сохранитьэту тенденцию, обеспечить преемственность проводимой политики.

Третье. Казахстан в 2011 году отмечает 20-летие своей независимости,это важнейший рубеж в развитии страны, в следующем году Казахстан фактическивступает в новый этап в своем развитии, и будет символично и важно его начать сновым обновленным правительством и парламентом.

Четвертое. В соответствии с действующим законодательством следующийпарламент независимо от итогов выборов будет сформирован не менее чем из двухполитических партий. В этой связи целесообразно, не затягивая, реализовать этотдемократический механизм, позволяющий сформировать многопартийный парламент.Данный шаг будет символизировать приверженность Казахстана идеяммногопартийности и политического плюрализма.

Пятое. В следующем году наступают сроки проведения выборов какдепутатов Мажилиса парламента, так и маслихатов, целесообразно совместить их ипровести одновременно. Это позволит в условиях мирового кризиса не затягиватьна долгий период избирательный цикл, кроме того, данная мера позволитзначительно сократить затраты бюджета на организацию и проведение выборов.

Шестое. В Казахстане осуществляется масштабная программаиндустриально-инновационного развития, перед парламентом стоят большие задачизаконодательного обеспечения реализации данной программы, в этой связиформирование нового депутатского корпуса важно для реализации данной задачи",- приводятся доводы в обращении к главе государства".

"Мы обращаемся к главе государства с инициативой принять УказПрезидента Республики Казахстан о роспуске Мажилиса парламента РеспубликиКазахстан 4-го созыва и маслихатов и назначении внеочередных выборов депутатовМажилиса парламента Республики Казахстан и маслихатов. Обращаемся также ко всемдепутатам Мажилиса парламента поддержать данное предложение. Уверен, принимаяэто решение, мы найдем понимание как у наших избирателей, так и у всегомеждународного сообщества, поскольку исходим из высших интересов народа игосударства", - подытожил Нуртай Сабильянов.

Под обращением стоят подписи 53 депутатов нижней палаты парламента.

16 ноября 2011 года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ «Ороспуске Мажилиса Парламента Республики Казахстан четвёртого созыва иназначении внеочередных выборов депутатов Мажилиса Парламента РеспубликиКазахстан», согласно которому нижняя палата парламента была распушена, выборыдепутатов, избираемых по партийным спискам, были назначены на 15 января, адепутатов, избираемых от Ассамблеи народа Казахстана, - на 16 января 2012 года.

Решение президента было поддержано основными политическими силамистраны:

Так, первый заместитель председателя Народно-демократической партии «НурОтан» Нурлан Нигматулинотметил: «Сегодняшним своим решением Президент страны Нурсултан АбишевичНазарбаев поддержал депутатов Мажилиса, пойдя навстречу их обращению. Ивоспользовавшись своим конституционным правом, объявил о роспуске нижней палатыПарламента и проведении внеочередных парламентских выборов. Это очень важно исвоевременно для всего казахстанского общества. Что касается участия партий,то, на наш взгляд, любая партия, если она считает себя серьезной иответственной политической организацией, всегда должна быть готова к выборнымпроцессам. И поэтому партия „Нур Отан", как ведущая политическая сила страны,готова не только участвовать в предстоящих парламентских выборах, но иубедительно побеждать в них».

В соответствии с действующим законодательством о выборах, депутатыМажилиса от политических партий избираются попартийным спискам по единому общенациональному избирательному округу. Правовыдвижения кандидатов в депутаты Мажилиса, избираемых по партийным спискам,принадлежит политическим партиям, зарегистрированным в установленном порядке.Коммунистическая партия Казахстана не смогла принять участие в этом процессе,так как ее деятельность была приостановлена решением суда. Выдвижение кандидатовв депутаты Мажилиса Парламента началось 16 ноября 2011 года и закончилось засорок дней до выборов (5 декабря), регистрация партийных списков закончилась за одинмесяц до выборов (15 декабря).

АНАЛИЗ ПРЕДВЫБОРНЫХ ПРОГРАММ ПАРТИЙ, УЧАСТВУЮЩИХ ВВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА ПЯТОГО СОЗЫВА.

Народно-демократическая партия «Нур Отан»

Целевые установки программы партии «Нур Отан» Национальный пландействий «Казахстан. Цели 2017» синхронизированы со Стратегическим планомразвития Казахстана до 2020 года.

Данная программа охватывает все сферы общественно-политической,экономической и социальной жизни казахстанского общества. Главная  цельпредвыборной платформы «Нур Отана» - обеспечить каждому казахстанцу достойнуюжизнь в процветающем государстве.

Стратегические приоритеты развития страны четко обозначены в самойструктуре документа: Экономика: рост невзирая на кризис; Качество жизни:беспрецедентная динамика роста; Единство народа - основа наших достижений;Национальная безопасность и международный авторитет; Образование и наука -основа успешного будущего; Здоровье населения - мощь страны; Человек. Новаясоциальная политика; Село в будущем; Безоговорочное соблюдение гражданскихправ; Казахстан: глобальная стратегия.

Все цели предвыборной программы полностью соответствуютстратегическим установкам лидера партии Нурсултана Назарбаева.

Учитывая, что значительное внимание казахстанского руководствапридается вопросу повышения качества человеческого капитала, одним из ключевыхприоритетов предвыборной платформы партии «Нур Отан» ​​названы образованиеи  наука. Так, объем расходов на науку к 2017 году планируется довести до1% от ВВП Казахстана.

Еще одним важным приоритетом предвыборной программы партии  является укрепление здоровья нации. В этойчасти ставятся задачи по снижению общей смертности как минимум на 15% и ростусредней продолжительности жизни до 70 лет. «Нур Отан» провозглашает своей цельюк 2017 году снижение материнской и младенческой смертности в 1,5 раза,последовательное повышение размеров государственных социальных пособий,обеспечение адресной  социальной помощи.

В предвыборной программе «Нур Отан» предполагается, чтообразованная и здоровая нация станет стержнем построения сильной экономики,которая в свою очередь обеспечит всех казахстанцев высоким уровнемблагосостояния. Главным результатом экономического роста должен стать, попрограмме «Нур Отана», рост доходов. Партия обещает довести в ближайшие пятьлет уровень внутренного валового продукта на душу населения до 15 тысячдолларов США. Размер средней заработной платы работников бюджетной сферы должендостичь уровня среднереспубликанской заработной платы в экономике.

Для того чтобы каждый казахстанец был удовлетворен качеством своейжизни, в предстоящие пять лет планируется строительство не менее 24,3 млн.квадратных метров жилья.

В качестве отдельного направления предвыборной платформы партии«Нур Отан»  названы проблемы села. Развитие сельского предпринимательствапредполагается осуществлять посредством выдачи микрокредитов сроком до пяти летв сумме до трех миллионов тенге. Главная задача в этом направлении - приблизитькачество жизни на селе к городскому.

Во внешней политике партия «Нур Отан» ставит задачу содействоватьдальнейшему продвижению внешнеполитических инициатив Нурсултана Назарбаева(интеграция, формирование глобальной системы безопасности, регулированиемировой валютной системы, ядерное разоружение), результативной деятельностиТаможенного союза и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана иРоссии.

В целом, предвыборную программу НДП «Нур Отан» можно охарактеризоватькак максимально четкую,  выверенную иэлекторально привлекательную. Программные положения этого документа полностьюсоответствуют реализуемому государственному курсу, что само по себе делаетперспективы их воплощения в жизнь весьма существенными. 

Демократическая партияКазахстана «АК Жол»

Программа «Перемены, чтобы двигаться вперед» основана на такихпринципах, как качество человечских ресурсов, доступное жилье, культура идуховность. Руководство партии заявило, что будет содействовать президенту отимени тех, кто хочет быть услышанным и кто является патриотом игосударственником не по должности, а по убеждению.

При этом одним из ключевых направлений работы партии «Ак Жол»должна стать борьба с  коррупцией инесправедливостью нерадивых чиновников. В числе мер, призванных сократитькоррупцию, им названо введение всеобщего налогового декларирования как доходов,так и расходов населения, при условии прозрачного и небюрократическогохарактера отчётности.

Большое внимание уделено теме взаимодействия между государством ибизнесом. В этом вопросе «Ак Жол» предлагает создать все условия дляполноценного развития бизнес-пространства страны. Не только через благоприятныйклимат для крупных национальных компаний, но и формирование благоприятныхусловий для малого и среднего бизнеса, который является фундаментом процветаниянациональной экономики. Таким образом предполагается снизить бремя на бизнес ив то же время повысить социальные расходы.

 В политической сфереобращает на себя внимание предложение "поэтапного введения выборностиакимов в населенных пунктах (включая города) непосредственно их жителями",которое несколько лет назад  озвучивалосьи самим руководством страны. В то же время, в программе партии не были обозначеныпредполагаемые сроки осуществления этого процесса.

Обращает на себя внимание та часть программы «Ак Жол», в которойречь идет о евразийском проекте. Согласно позиции партии, страна, расположеннаяв сердце Евразии определяет свои долгосрочные стратегии, исходя изскладывающихся международных реалий, а они таковы, что вступление в евразийскийпроект заметно усиливает страховочные узлы, на которых держится национальныйсуверенитет. При этом партия настаивает на том, что участие в экономическомсоюзе ни в коем случае не влияет на независимость страны, на полнуюсамостоятельность в выборе приоритетов в сфере внутренней и внешней политики.

Еще один из важных блоков в предвыборной платформе партии -противодействие экстремизму и терроризму. Борьба с экстремизмом и терроризмомдолжна вестись не только силовыми методами, но предполагает также повышениеуровня жизни граждан Казахстана.

В целом, четко выстроенная структура программы партии «Ак Жол»наряду с продуманными положениями и задачами свидетельствуют о наличии у партииясной стратегии долгосрочного развития Казхстана. Однако основной проблемой партии остается ее сугубопрофессиональный характер. Предвыборная программа позволяет характеризовать «АкЖол», прежде всего, как партию бизнеса. Такая узкая ориентация,безусловно,  ограничивает поле для маневраи не позволяет существенно расширить электоральную базу партии. 

Партияпатриотов Казахстана (ППК).

Главная цель, которую ставит перед собой Партия патриотов Казахстана на предстоящие 5 лет, - этопереход Казахстана на качественно новый уровень жизни".

Реализация этой цели предполагает необходимость поддержки малого исреднего бизнеса, обеспечение доступности жилья, увеличение заработной платымедицинским работникам и педагогам, борьбу с алкоголизмом и наркоманией,внедрение доступной государственной и банковской системы финансовой поддержкистудентов, возрождение села, доведения пенсионных выплат и всех социальныхобеспечений до общемировых стандартов, поддержка молодых семей.

Предвыборная программа партии предусматривает ежегодный ростэкономики Казахстана на 15-20%. Однако четкие параметры достижения этой цели, впредвыборной программе партии не приведены.

Во внешней политике Партия патриотов поддерживает общиепрактические для всех партий ориентиры: скорейшее вступление Казахстана воВсемирную торговую организацию на условиях, учитывающих интересы Казахстана исоздание  правовой  базы для полноценной деятельности Единого экономического пространства между Казахстаном, Россией иБелоруссией.

Таким образом, Партия патриотов Казахстана не предлагаетпринципиально новых подходов к решению стратегических задач в экономической,социальной и политической сферах. Более того, для предвыборной программы партиихарактерно наличие популистских лозунгов, не подкрепленных конкретикой. 

Коммунистическая народнаяпартия Казахстана (КНПК)

КНПК в рамках предвыборной кампании демонстрирует  активную работу с избирателями. Акцентируявнимание на усиление нестабильности на мировых рынках, партия строит своюпрограмму на собственных рецептах преодоления кризисных явлений в экономикеКазахстана.

Согласно положениям программы КНПК, страна нуждается в вывереннойпромышленной политике и сохранении человеческого капитала. Необходимоостановить перерастание «стабильности» в застой, подмену созидательной энергииобщества официозной модернизационной риторикой».

В программе КНПК приводятся данные, свидетельствующие о наличиисерьезных проблем в сфере занятости. В частности,  «разрыв в региональныхразличиях уровня и качества жизни превышает 11 раз (ВРП Атырауской области - 3.625.9тысяч тенге против 310.3 тысяч тенге в ЮКО)». Еще один важный аспект социальнойпроблематики, на который также указывают казахстанские коммунисты - этопроблема самозанятых. Несмотря на популистский оттенок используемыхформулировок, безусловно, представляется важным сам факт того, что основныеполитические силы Казахстана, не только партия власти, осознают огромнуюважность решения этой проблемы для всего казахстанского общества. 

Среди комплекса мер по решению существующих проблемкоммунистическая партия предлагает реализацию концепции социальногогосударства. Важнейшим инструментом решения комплекса задач, связанных спостроением социального государства, коммунисты считают реализацию программыдиверсификации, выход на новый уровень индустриального развития, появлениеказахстанских брендов, конкурентоспособных на мировом рынке. 

В целом, основные компоненты экономической программы КНПКпредставляются вполне рациональными: "Снизить сырьевую направленностьэкономики через динамичное развитие промышленного и сельскохозяйственногопроизводства, в том числе для создания новых рабочих мест на селе и в городе.Поддержать малый бизнес и самозанятых путём льготного налогообложения икредитования по доступным (не выше 6% годовых) ставкам».  Кроме того, коммунистыпредлагают ввести новую методику расчёта прожиточного минимума, котораяпозволит в значительной степени повысить пенсии, социальные пособия, зарплатыбюджетников, а также принять новый Трудовой кодекс, обеспечивающий эффективнуюзащиту прав наёмного работника и устанавливающий норму о минимальной почасовойоплате труда.

Коммунисты Казахстана заявляют о том, что они не ведут борьбу сбогатством, а  будут бороться за то, чтобы богатство и достаток являлисьследствием законных доходов. Кроме того, они отмечают, что социальноесамочувствие и благополучие граждан Казахстана должны стать главной оценкойдееспособности партии власти.

Таким образом, анализ и оценка предвыборной платформыКоммунистической Народной партии Казахстана свидетельствуют о том, что с моментапроведения первой для партии избирательной кампании 2007 года качествопартийной платформы значительно возросло. Однако по-прежнему слабым звеномпрограммы коммунистов является обилие популистских лозунгов, призывающих ксамым радикальным методам перераспределения доходов, получаемых государством засчет экспорта сырьевых ресурсов.

Демократическая партия«Адилет»

Программа партии  «Адилет»основывается  на четырех приоритетах и 17шагах к справедливости.  Идеологической основой этого документа названо обеспечениеторжества справедливости и защиты законных интересов каждого казахстанца, безчего нельзя построить правового, демократического, социального государства.Подобные формулировки свидетельствуют об очевидном популистском характерапрограммы партии.

Среди конкретных предложений партии: осуществление финансовойподдержки технопарков, инновационных центров, малых студенческих предприятийпри ВУЗах., создание системы обязательного медицинского страхования, внедрениемодели солидарно-накопительной системы пенсионного обеспечения, предоставлениемолодым семьям государственного беспроцентного кредита на покупку жилья.

Отдельного внимания заслуживает раздел, в котором развитиегосударственного языка рассматривается как приоритет национальной политики.Также предвыборная программа партии «Адилет» предусматривает разработкунациональной идеи как стержня государственной идеологии.

Особое значение в предвыборной программе партии «Адилет» уделенопроблеме оралманов. В то же время, ни эта проблема, ни повышение благосостоянияграждан Казахстана в программе партии не сопровождается четким инструментарием.

Общенациональнаясоциал-демократическая партия Казахстана

Предвыборная программа ОСДП ориентирована, прежде всего, насоциально-экономическую сферу. Основные положения программы предусматривают:удвоение государственных расходов на образование, до 6 %ВВП, введениеГосударственного стандарта здравоохранения, переход к новой прогрессивной шкалеподоходного налога, чтобы богатые отдавали обществу до 40-60 % своих доходов,введение Стандарта качества жизни казахстанцев, обеспечение кредитованияиндивидуального жилищного строительства по ставкам не выше 6 %  и др.

В то же время, существенным недостатком партии является  устаревшая риторика, почти полноедублирование в программе партии положений времен Парламентских выборов 2007года.

Партии так и не удалось найти достаточно привлекательных дляизбирателей ходов.  Одним из ключевыхспособов сохраниться в политическом поле и привлечь к себе внимание остаетсякритика ради самой  критики.

Казахстанскаясоциал-демократическая партия «Ауыл».

Главная цель предвыборной программы партии «Ауыл» -  защита интересов крестьян. В связи с этимотдельным блоком в платформе рассматриваются именно вопросы развития аула:усиление социальной защиты пенсионеров, многодетных семей на селе, развитиемногоукладной экономики, форм собственности и хозяйствования, государственнаяподдержка агропромышленного комплекса, защита внутреннего рынка Казахстана,сокращение безработицы, закрепление молодежи на селе за счет развитиясельскохозяйственного производства, развития малого и среднегопредпринимательства, восстановление и развитие социально-культурной икоммунальной инфраструктуры на селе, разработка и программ по эффективномусистемному использованию пастбищных угодий.

В программе также отражены вопросы социального развитиягосударства, земельных отношений, преемственности поколений, безопасности,здоровья, укрепления международного авторитета РК.

 

В предвыборной кампании представлены основные теченияобщественно-политической мысли Казахстана, партии ориентируются на различныеэлекторальные нищи. Постепенно происходит сокращение популистской риторики влозунгах партий, очевиден более серьезный и основательный подход к подготовкепрограммных  документов партий.

НДП «Нур Отан» по-прежнему играет роль стержневого элементаполитической системы страны, однако это не означает, что на этом поле нет местадругим сильным игрокам. В конечном счете, сила и зрелость политических партийКазахстана определяет и степень зрелости самой политической культуры.

Общим положением предвыборных программ всех партий, участвующих ввыборах является ориентация на улучшение социального самочувствия казахстанцев.Однако в последние годы степень реальной конкуренции на политическом полезаметно снизилась. «Старая» оппозиция либо ударилась в популизм, либо пытаетсяпривлечь на свою сторону электорат за счет откровенно националистических,деструктивных лозунгов. Поэтому существует потребность в новой политическойсиле, которая станет залогом создания поствыборной партийно-политическоймодели, в которой точек опоры для  властибудет заметно больше. Представляется, что преимущественные возможностиисполнить роль такой силы по итогам выбором, принадлежат партии «Ак Жол».

 

 

ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВВ ЖАНАОЗЕНЕ

В связи с беспорядками в Жанаозене указом президента в городе былвведен режим чрезвычайного положения до 31 января. На этом основании КС вынесрешение о невозможности проведения в Жанаозене выборов депутатов в мажилиспарламента и маслихаты области и города.

В свою очередь Центризбирком 6 января вынес постановление опроведении выборов депутатов в маслихаты Жанаозеня, мангистауского областногомаслихата, после отмены режима ЧП.

Однако 10 января президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевымбыло наложено вето на решение Конституционного совета о невозможностипроведения выборов в Жанаозене.

Решение Нурсултана Назарбаева наложить вето на решениеКонституционного Совета определяется желанием президента страны, гарантаКонституции  РК, обеспечить жителейЖанаозена возможностью реализовать свое конституционное право избирать и бытьизбранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Внося возражение, Президент Казахстана пошел на определенный риск,связанный с возможными попытками дестабилизации ситуации в городе в деньвыборов, но беспокойство и озабоченность жителей Жанаозена ограничением ихизбирательных прав перевесили возможные негативные последствия  этого решения. Интересна оценка одного изруководителей ЦИК РК: «Дело в том, что было два разных способа развитияситуации, в данном случае, с моей точки зрения, Конституционный совет выбралзакон и его нормы, а президент Казахстана выбрал человека и его права».

Принятое решение стало очередным проявлением политической дальновидностипрезидента Казахстана. Помимо прочего этот шаг выбивает почву из-под ног техполитических сил, кто пытался спекулировать на сложившейся ситуации, обвиняявласти в намеренном ограничении избирательных прав жителей Жанаозеня, средикоторых сильны протестные настроения. Нурсултан Назарбаев сделал выбор, которыйдоказал, что интересы и возможность свободного волеизъявления граждан - один изважнейших приоритетов для власти. 

ОЦЕНКА МИССИИ ОБСЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ ВКАЗАХСТАНЕ

В целом, кампания по выборам в Мажилис Парламента РК проходитдостаточно спокойно, с соблюдением основных демократических стандартов имеждународных конвенций. Этот факт был отмечен в промежуточном отчете МиссииОБСЕ, который был озвучен в конце декабря 2011 года.

Основные замечания, высказанные в рекомендациях ОБСЕ касалисьвопросов не участия в выборах независимых кандидатов и запрета на созданиеизбирательных блоков политическим партиям, участвующим в выборах. Кроме того,было отмечено, что СМИ в предвыборный период действовали в условиях субсидий,выдаваемых государством, что способствовало самоцензуре. По-прежнемувысказываются замечания относительно особых правил, существующих в отношениивыдвижения и избрания депутатов Мажилиса от Ассамблеи народа Казахстана, что помнению некоторых экспертов нарушает принцип прямого голосования.

Однако, отдельные замечания не повлияли на в целом позитивнуюоценку организации избирательного процесса. Например, создание ОбщественногоСовета с целью обеспечения равного доступа к СМИ всем участникам электоральногопроцесса можно рассматривать как серьезный шаг вперед, с точки зрения развитиядемократических процедур. То же самое можно отметить и в отношении иных формобщественного контроля за ходом избирательной кампании, в которых принимаютучастия «лидеры общественного мнения», представители неправительственногосектора и гражданского общества.

Политические партии активно включились в процесс избирательнойкампании. В установленный Законом срок до 15 декабря было зарегистрировано 8списков кандидатов. Партия НДП Нур Отан представила список из 127 кандидатов,ДПК Ак Жол - 60 кандидатов, самый маленький список был предоставлен партиейАуыл - 18 кандидатов.
Начало агитационной кампании совпало с празднованием 20-и летия НезависимостиКазахстана и трагическими событиями в г. Жанаозен Мангистауской области, гдепроизошли беспорядки и было введено чрезвычайное положение.

Необходимо отметить, что все политические силы страны, участвующиев выборах подчеркнули недопустимость насилия как средства решения трудовыхспоров и в тоже время вопросы социальной безопасности заняли значительнобольшее место в предвыборной агитации, нежели это было в ходе предыдущихвыборов - летом 2007 года.

Наиболее активно и динамично проводила избирательную кампанию партияНур Отан, лидером которой является Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.Предвыборная платформа партии - «Цели 2017» носит наиболее глубокий истратегически продуманный характер, концентрируясь на приоритетных направленияхразвития государства и общества - форсированное индустриально-инновационноеразвитие, социальная модернизация, интеграция.

Важно отметить, что в программе и агитационных материалах Нур Отанзначительное место отводится общественному измерению политическихреформ,движению Казахстана по пути совершенствования демократическихинститутов. НДП Нур Отан стала инициатором Меморандума о проведении честных ипрозрачных выборов депутатов Мажилиса и Маслихатов 15 января 2012 года.

Достаточно активно проводит избирательную кампанию Демократическаяпартия Ак Жол. В ее избирательной платформе значительное внимание было уделенопроблемам развития предпринимательства, создания более благоприятных условийдля малого и среднего бизнеса, противодействия коррупции и чиновничьегопроизвола.

Обращает внимание евразийский контекст избирательной программы АкЖол, в котором обозначена необходимость дальнейшего развития Евразийскогоэкономического союза как важного фактора дальнейшего продолжения многовекторнойполитики Казахстана.

Партия ОСДП в своей программе сделала ставку насоциально-экономические вопросы. В числе других особенностей предвыборнойстратегии ОСДП можно выделить обращение к идеям национал-патриотизма и критикуинтеграционных процессов.

Также с критикой интеграционных процессов выступает партия«Руханият» - «для сохранения суверенитета и независимости Казахстана»,провозглашая построение национального казахского государства при равных правахвсех граждан независимо от национальностей.

Очень активно проводят избирательную кампанию представители КНПК,которые делают ставку на обсуждение комплекса вопросов, связанных ссоциально-экономической политикой руководства РК. В отличии отсоциал-демократов Коммунистическая Народная партия Казахстана  неизменновыступает за дальнейшее развитие интеграционных процессов между Россией иКазахстаном, поддерживает идею тесного и взаимовыгодного сотрудничества двухстран.

С интересными предложениями выступает партия «Адилет», которойразработана концепция реформирования пенсионной системы. Так, согласноконцепции, предлагается вывести все накопления граждан из существующихпенсионных накопительных фондов и создать национальный пенсионный фонд, изкоторого будут выплачиваться все пенсии.

Кроме того, предлагается индексацию пенсий проводить в соответствиис официальным уровнем инфляции, которая характеризует фактический рост цен накоммунально-бытовые услуги, основные продукты питания, электроэнергию и пр. Дляпенсионеров, которые получали пенсии еще по законодательству Казахской ССР,предлагается восстановить прежний уровень пенсий, так как по нынешнемузаконодательству они получают минимальные пенсионные выплаты.

В целом, ход избирательной кампании демонстрирует возросшийкреативный уровень партийных структур РК. В стране идет борьба междуальтернативными программами развития. Однако борьба эта происходит в предельномягкой, корректной форме. В партийных программах стало гораздо меньше популизмаи заведомо невыполнимых обещаний.

Институт социально-политических исследований с 6 по 16 декабря 2011года провел социологический опрос общественного мнения о предстоящих выборах вМажилис Парламента республики. По словам директора института АйгульСадвокасовой, по результатам исследования, уровень электоральной активностиказахстанцев в настоящее время составляет 67,2 %. Именно такой процентопрошенных утвердительно ответили на вопрос: «Будете ли вы голосовать навыборах депутатов Мажилиса Парламента 15 января 2012 года?»

Рейтинг политических объединений, сформированный на основе ответовна вопрос «За какую партию вы будете голосовать?», сложился следующим образом:Народно-демократическая партия «Нұр Отан» - 80,5% респондентов, Демократическаяпартия Казахстана «Ак жол» - 7%, Общенациональная социал-демократическая партия(ОСДП) - 2,4%, Коммунистическая народная партия Казахстана - 2%,Демократическая партия Казахстана «Адилет» - 1,1%, Партия патриотов Казахстана- 0,6%, Казахстанская социал-демократическая партия «Ауыл» - 0,4%,  Партия «Руханият» - 0,1%. 5,9% респондентовизбирателей еще не решили, за кого будут голосовать на данных выборах

По мнению большинства экспертов, данные этого опроса, в целом,достаточно точно отражают основные тенденции на электоральном поле страны ивелика вероятность, что до середины января 2012 года эти показатели непретерпят кардинальных изменений.

ДОСРОЧНЫЕ ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В КАЗАХСТАНЕ:
ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ

Ефим Пивовар - Ректор РГГУ.

Досрочные  парламентские выборы в Республике Казахстан должныстать еще одним шагом на пути развития эффективных государственных институтов.Они должны обеспечить логическое продолжение политической реформы, начатой ещев 2007 году, когда были приняты новые законы, существенно расширяющиеполномочия Мажилиса Парламента РК.

Это возможность реализовать назревшие реформы, одна из которых -включение в состав Мажилиса других политических партий помимо доминирующейполитической силы в стране - партии «Нур Отан». Президент Казахстана НурсултанНазарбаев неоднократно указывал на необходимость привести в соответствие сзаконодательством страны состав парламента, в котором после последних по счетувыборов 2007 года присутствовала только одна политическая сила.

Обновление затронет не только законодательную власть. Ужеговорилось о том, что после 15 января произойдет также обновлениеправительства, других органов исполнительной власти. Можно предположить, чтопродолжится процесс изменения формата взаимодействия между Мажилисом иПравительством РК. Парламентарии получат новые полномочия в отношении участия вформировании кабинета, определения приоритетных направлений во внутренней ивнешней политики страны.

Включение в состав Парламента одной или нескольких политическихсил, конструктивно оппонирующих правящей партии, безусловно, усилит потенциалМажилиса, создаст возможность для эффективного диалога между различнымиполитическими силами.

Избрание нового состава Парламента даст возможность ускоритьназревшие реформы, повысить авторитет законодателей в глазах населения. А ведьдоверие избирателей, это мощный ресурс для власти. Особенно учитываявозможность нарастания кризисных тенденций в мировой экономике, которые могутсказаться и на социальной ситуации в странах, где экономика зависит от цен наэнергоносители. Это общая проблема и для Казахстана, и для России.

Безусловно, предстоящие выборы будут самыми конкурентными запоследние годы. Обновленная партия Ак Жол уже заявила о своем намерении набратьдо 20 процентов голосов избирателей и, хотя данные социологических опросов неподтверждают оптимистические прогнозы нового лидера партии А.Перуашева,активная кампания, которую ведут акжоловцы демонстрирует, что в данном случаеамбиции подкреплены реальными делами.

Сильные позиции накануне выборов имеет партия «Руханият» и КНПК. Вагрессивном ключе ведет предвыборную борьбу оппозиция в лице ОСДП. Ее лидерытакже рассчитывают попасть в нижнюю палату Парламента.

Для российских экспертов важно и то обстоятельство, что практическивсе политические партии РК поддерживают идею Евразийского экономического Союзаи ускоренной интеграции с Россией.

Алексей Власов - Генеральныйдиректор ИАЦ МГУ.

Казахстан ждет «прививка демократии». По предварительным оценкам вПарламент Казахстана пройдут как минимум три партии. Безусловно, это партиявласти - «Народно-демократическая партия «Нур Отан». Затем это партия «Ак жол».И вот кто займет третье место, на мой взгляд, - главная интрига между партией«Руханият», партией «Адилет» и Коммунистической народной партией Казахстана. Ядумаю, что вот эти три политические силы разыграют третье место на выборах вМажилис в январе следующего года.

Парламент станет по-настоящему многопартийным. В нем будутпредставлены альтернативные позиции. Мы видим, что есть существенные различия вподходах по целому ряду вопросов между партией власти и в частности партией «АкЖол», которая позиционирует  себя как партия предпринимателей,поддерживающая интересы малого и среднего бизнеса.

Очень интересную программу представили коммунисты, которые ушли отпопулистских лозунгов и сейчас активно работают над проектами в сфересоциальных вопросов, решением проблемы самозанятых, более справедливогораспределения доходов, поступающих от продажи углеводородных ресурсов страны.Поэтому самое важное - это не только бренды, но это и борьба определенных идей,программ. А значит, выборы приведут к такому результату, когда в парламентебудут представлены разные точки зрения, и будут представлены основныесоциальные группы населения Казахстана.

Мы, в России, наконец, ушли от позиции, что парламент - это неместо для дискуссий. Поэтому я думаю, что и в Казахстане - а Мажилис был доэтого момента однопартийным - появится возможность все-таки достигатькомпромисс через полемику, через дискуссии. Я думаю, что это можно толькоприветствовать, и это продолжение политической реформы 2007 года, в том численацеленное на расширение полномочий парламента в определении вектора внутреннейи внешней политики Казахстана.

Юрий Солозобов - Директормеждународных проектов Института национальной стратегии России.

Все выборы в Мажилис проходили в досрочном режиме; это связано стем, что Казахстан очень динамично растущая республика, динамично растущаядемократия, и наступает момент, когда политическую надстройку в странеприходится приводить в соответствие с демократическими реалиями.

Такой случай существует именно сейчас, и эта необходимость визменении политического дизайна особенно важна, потому что Казахстан находитсяна знаковом для республики и ее политического руководства рубеже - 20-летиенезависимости страны. В новый этап своего развития, логично, что республикадолжна войти с полностью обновленной политической системой, с новым эффективнымсенатом и с новым, значительно обновленным составом Мажилиса, скорее всего, намногопартийной основе.

Учитывая, что вероятность экономического кризиса расцениваетсяэкономистами как достаточно высокая, это был бы очень разумный шаг. Также надообратить внимание на еще одну особенность конфигурирования постсоветскогопространства: как ближайший стратегический союзник России, Казахстан всегдастарается синхронизировать свою политическую систему с российскими выборами.

Если смотреть на все 20 лет развития Казахстана, то страна"как бы подготавливает свою политическую систему к новому этапуполитического развития в России; она движется быстро, местами быстрее, чемРоссия, но достаточно синхронно.

Два фактора и политический, и экономический сыграли одинаковуюроль, и я надеюсь, что инициатива депутатов меджлиса будет услышанапрезидентом. Вместе с тем, действия Нурсултана Назарбаева, за которым остаетсяпоследнее слово, очень трудно предугадать. Это - самостоятельный политик,настоящий политический "тяжеловес", и нам надо запастись терпением,чтобы увидеть, как будут дальше развиваться события.

Иван Дмитриев - эксперт ИАЦМГУ.

На данный момент нет никаких либо предпосылок к тому, чтобыситуация с выборами в Казахстане могла бы перерасти в конфликтную стадию.«Предстоящие выборы имеют большое значение для дальнейшего развития, длясохранения нашего авторитета в мире. Выборы в Мажилис должны стать новым этапомдемократизации казахстанского общества и нашей политической системы. Уверен,что казахстанские партии тоже проявят свою высокую ответственность перед нашимнародом», - сказал Назарбаев, вступая в пятницу на селекторном совещаниипредвыборного штаба партии с регионами. Скорее, напротив, мы видим, чтопредвыборная кампания идёт, как говорится, в «штатном режиме».

Политические партии, принимающее участие в выборах, практическиотказались от каких-либо популистских лозунгов и всерьёз нацелены наконкуренцию идей и программ, а не лозунгов. И всё-таки вопрос о контурахразвития политического и экономического процессов в поствыборном Казахстане нив коем случае не снимается с повестки дня. Даже несмотря на то, что никто изэкспертов не сомневается в народной победе НДП Нур Отан.

Прежде всего, это вопрос экономического развития страны. Программадиверсификации экономики, вокруг которой должны формироваться приоритетныеточки роста на ближайшие пять-семь лет, пока ещё не завершена. Более того,риски, которые связаны с возможным падением цен на энергоносители, могут накакое-то время затормозить движение страны по этому пути. Это может означать,что новому составу Мажилиса всерьёз придётся заниматься подготовкой и принятиязаконов, нацеленных на поддержку действий исполнительной власти в рамкахантикризисных программ.

В то же время нет сомнений, что программа форсированногоиндустриально-инновационного развития по-прежнему будет оставаться в повесткедня, а значит, и перед исполнительной властью и перед парламентариями будетпоставлена цель сохранять в качестве приоритетов стратегические программы развития.Т.е. в каком-то смысле повториться та же ситуация, которая была в 2008-2009 гг.- отражая негативные последствия кризиса, страна будет продвигаться вперёд, кновым рубежам конкурентоспособности.

Ещё один важный момент - это борьба с экстремизмом и терроризмом натерритории Казахстана. На примере России мы могли неоднократно убедиться в том,что это не только эффективные действия силовых структур, но и прочнаязаконодательная база, позволяющая противодействовать любым формам экстремизма.

Многие важные шаги были в этом плане осуществлены ещё прошлымсоставом Мажилиса, но теперь казахстанский парламент должен усилить работу вэтом направлении, учитывая, что обстановка как в самом регионе, так и за егоприделами далека от того, чтобы считаться стабильной и устойчивой.

Ещё одно направление деятельности казахстанского парламента послевыборов, безусловно, будет связано с сохранением и упрочнением моделимежэтнического и межконфессионального согласия. Своего рода гарантиейприоритетности этого направления является присутствие в Мажилисе РК девятипредставителей от Ассамблеи народа Казахстана.

По прошествии нескольких лет становится абсолютно понятно, чторешение Нурсултана Назарбаева о включении представителей от АНК в составпарламента было шагом исключительно дальновидным, позволившим Ассамблеинепосредственно инициировать целый ряд важных законопроектов, реализующих напрактике казахстанскую модель межэтнического и межконфессионального согласия.

Чёткие и ясные контуры будущего для современного Казахстана былиобозначены Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым во время егоисторического выступления на праздничном заседании в честь двадцатилетиянезависимости Казахстана.

По словам Н.А. Назарбаева в первое десятилетие были сформированыкрепкая экономика и сильное государство. Второе десятилетие стало временемроста и накопления сил. «Третье и четвертое десятилетия должны стать для нашейстраны эпохой исторического рывка вперед. Мы достигнем всех целей и достойнозавершим реализацию Стратегии «Казахстан-2030», - подчеркнул Президент.

Глава государства отметил, что перед республикой стоит сверхзадача- стать активной частью постиндустриального мира. Новая индустриализация - этомасштабный цивилизационный проект нового века. Весь народ должен статьучастником этого проекта. Инновацион­ное развитие - это гигантский рывокказахстанского Барса в Будущее.

Таким образом, казахстанский политический класс, всё общество вцелом демонстрируют уверенность в собственных силах, чёткое осознаниесобственных сил и возможностей для того, чтобы реализовать столь амбициозныепланы. И, безусловно, одним из важнейших факторов странового успеха являетсяинтеграция между Казахстаном и Россией.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НОВОГО СОСТАВА МАЖИЛИСА ПАРЛАМЕНТА РК

Формирование многопартийного Парламента может стать важным шагом ксозданию новых очертаний политической системы Казахстана в поствыборный период.Подобный подход сформулирован в стратегических установках президентаКазахстана: «Выборы в Мажилис должны стать новым этапом демократизацииказахстанского общества и нашей политической системы».

В то же время, степень успешности  политической модернизациив  Казахстане будет зависеть от того, насколько слаженно и эффективносмогут взаимодействовать партии в новом составе Мажилиса.  Актуальностьэтого вопроса обусловлена масштабами задач, которые стоят в настоящее времяперед руководством Казахстана.

Во-первых, в условиях нарастания негативных тенденций в мировойэкономике, новому составу Мажилиса всерьёз придётся заниматься подготовкой ипринятия законов, нацеленных на поддержку действий исполнительной власти врамках антикризисных программ.

Риски, связанные с возможным падением цен на энергоресурсы,способны негативно повлиять на темпы движения страны по пути экономическойдиверсификации.  Однако Казахстан обладает достаточными резервнымисредствами, чтобы минимизировать воздействие кризисных тенденций на экономикустраны, а также сохранить стабильность в социальной сфере. В настоящий момент,в национальном фонде РК аккумулировано порядка 41 млрд. долл. Согласносообщениям официальных лиц, на борьбу с кризисными явлениями может бытьвыделено порядка 20 млрд. долл.

Грамотные антикризисные меры позволят не только сохранитьустойчивость национальной экономики, но и создать условия для ее дальнейшегоразвития. Приоритетные точки роста в краткосрочной и ближнесрочной перспективебудут сосредоточены вокруг Программы форсированногоиндустриально-инновационного развития. Поэтому перед исполнительной властью идепутатами Парламента Президентом Казахстана поставлена цель сохранять вкачестве приоритетов стратегические программы развития даже в условиях кризиса:«Третье и четвертое десятилетия должны стать для нашей страны эпохойисторического рывка вперед. Мы достигнем всех целей и достойно завершимреализацию Стратегии «Казахстан-2030». Глава государства в одном из своихвыступлений  отметил, что перед республикой стоит сверхзадача - статьактивной частью постиндустриального мира.

Инновационное развитие - это гигантский рывок казахстанского Барсав Будущее. Реализация этой масштабной задачи, так же, как и воплощение в жизньантикризисных мер требует высокой степени сплоченности парламентариев. В то жевремя, многопартийный состав Мажилиса позволит внести в деятельность нижнейпалаты Парламента элемент состязательности, что может позитивным образомсказаться на качестве принимаемых законопроектов.

Вторым важным направлением работы обновленного состава Мажилисадолжно стать формирование прочной и эффективной законодательной базы в сфереборьбы с проявлениями экстремизма и терроризма на территории Казахстана.Определенные шаги в этом направлении были осуществлены предыдущим составомМажилиса, однако сейчас необходимо активизировать начатую деятельность, чегонастоятельно требует современная обстановка как в самом Казахстане, так и врегионе в целом.

В числе приоритетных направлений деятельности казахстанскогоПарламента в поствыборный период - сохранение стабильного развитиямежэтнической и межконфессиональной сферы. Важность этой задачи подтверждаетсяприсутствием в  Мажилисе РК девяти представителей от Ассамблеи народаКазахстана, что позволяет АНК непосредственно инициировать целый ряд важныхзаконопроектов, направленных на предотвращение возможного ростанационалистических  настроений в республике.

Таким образом, проблемы и вызовы, стоящие перед современнымКазахстаном, требуют формирования по настоящему сильного партийного поля.Гарантированное создание по итогам выборов многопартийного Парламента являетсяодним из основных путей решения этой проблемы, способствует трансформацииполитической системы Казахстана через усиление полномочий Парламента Казахстанаи более гармоничное взаимодействие ветвей законодательной и исполнительнойвласти.

 

Поделиться: