Мухтар Тайжан: Нацкомпании должны подчиняться напрямую правительству

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
На днях на рассмотрение Сената Парламента поступил законопроект «О Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына». По данным казахстанских СМИ, этот документ предусматривает расширение полномочий правления и совета директоров Фонда. В частности предлагается утверждать бизнес-план госхолдинга не на заседаниях правительства, как сейчас, а на совете директоров «Самрук-Казыны». А также дать руководству Фонда больше свободы в осуществлении государственных закупок. В самом госхолдинге считают, что это позволит избежать дублирования функций и излишних бюрократических проволочек. Однако некоторые представители Сената и независимые эксперты подвергают законопроект жесткой критике. По просьбе www.ia-centr.ru ситуацию комментирует кандидат экономических наук, президент Фонда Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан.
Мухтар Тайжан: Нацкомпании должны подчиняться напрямую правительству

На днях на рассмотрение Сената Парламента поступил законопроект «О Фонде национального благосостояния «Самрук-Казына». По данным казахстанских СМИ, этот документ предусматривает расширение полномочий правления и совета директоров Фонда. В частности предлагается утверждать бизнес-план госхолдинга не на заседаниях правительства, как сейчас, а на совете директоров «Самрук-Казыны».  А также дать руководству Фонда больше свободы в осуществлении государственных закупок. В самом госхолдинге считают, что это позволит избежать дублирования функций и излишних бюрократических проволочек. Однако некоторые представители Сената и независимые эксперты подвергают законопроект жесткой критике.  По просьбе www.ia-centr.ru ситуацию комментирует кандидат экономических наук, президент Фонда Болатхана Тайжана Мухтар Тайжан


- По данным Счетного комитета РК, управление государственными активами в рамках «Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», неэффективно. Из 116 государственных акционерных обществ, входящих в состав Фонда, 51 АО - убыточны.

За последние несколько лет внешний долг квазигосударственных компаний, входящих в состав «Самрук-Казыны» возрос до более чем $20 млрд. В частности, Банк развития Казахстана (БРК) имеет несколько миллиардов долларов долга перед китайским банком развития. Привлекая китайские кредиты, БРК тут же отдает эти деньги в долг компаниям ЕNRC или «Казахмыс».

Например, в 2010 году БРК, получив кредит от Банка развития Китая, выделил $2,7 млрд. «Казахмысу». А в прошлом году тоже за счет китайского кредита выделил деньги для ЕNRC. И в то же время ЕNRC покупает за $3 млрд. активы в Бразилии и совсем недавно за $1,5 млрд. – в Конго. У наблюдателей возникает вопрос – почему ЕNRC не кредитуется на рынках капитала самостоятельно? Ведь сейчас кредит перед Китаем остался у государственной структуры – БРК.


Кроме того, БРК вложил несколько десятков миллионов долларов в такие проекты, как завод «Биохим» и картонно-бумажный комбинат, которые сейчас официально признаны банкротами. А из нескольких десятков проектов, профинансированных Инвестиционным фондом Казахстана, работающих – единицы. Эти данные опубликованы Счетным комитетом.


Или возьмем ситуацию с БТА Банком. После того, как государство стало владельцем этого банка, в него были инвестированы миллиарды долларов государственных средств. В прошлом году была проведена одна реструктуризация долга БТА. Сейчас говорят, что будет вторая реструктуризация. Но пойдут ли на это кредиторы? Если нет, то тогда на что были использованы миллиарды государственных денег, не легче ли было этот банк сразу обанкротить? А чтобы избежать социального напряжения - возместить населению все вклады, даже те, сума которых превышает гарантированные 5 млн. тенге.


За эти решения должны нести ответственность чиновники. Они распоряжаются миллиардами долларов государственных средств. Не лучше ли было бы эти средства, которые, как мы видим на указанных примерах, уходят в песок, направить на улучшение социально-экономической ситуации в Жанаозене и вообще в нефтеносных областях. В Мангыстауской, Кызылординской, Атырауской, Актюбинской. Ведь по статистике именно в этих областях наиболее тяжелое социально-экономическое положение, напряженная ситуация, например, с питьевой водой.


Я приведу еще один пример. Внешний долг только компании «КазМунайГаз» (КМГ, входит в состав «Самрук-Казыны»), на сегодняшний день составляет более $16 млрд. А весь долг частной банковской системы Казахстана - менее $18 млрд. Получается, что одна Нацкомпания должна почти столько же, сколько вся наша банковская система. Часть этого долга - около $3 млрд. была направлена на приобретение «КазМунайГазом» европейской компании «Ромпетрол». Я считаю, что на эти деньги государственная структура, занимающаяся нефтью и газом, должна была проложить нефтепроводы внутри страны. Потому что до сих пор, после 20 лет независимости мы не можем обеспечить наши три НПЗ собственной нефтью в полном объеме, мы так и не модернизировали свое производство. Поэтому сегодня Казахстан на 40% зависит от российских поставок бензина, особенно марки А-92. Эти миллиарды, наверное, нужно было бы инвестировать внутри страны. Лучше укреплять свою экономическую, в частности, топливную безопасность, чем инвестировать в Европу.


Теперь Фонд «Самрук-Казына» требует больше полномочий, так, как если бы показал хорошие результаты своей работы. На основании информации Счетного комитета, я считаю, что этот фонд не оправдал доверия народа, управляя активами, которые принадлежат народу. Поэтому его нужно распустить, закрыть все институты развития и создать комиссии, которые будут заниматься собиранием долгов.  А Нацкомпании должны, как и раньше, подчиняться напрямую правительству через профильные министерства.

Поделиться: