Религиозная ситуация: государство вне игры

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Орозбек Молдалиев отметил, что наши чиновники в силу своей некомпетентности понятие «светское» путают с атеистическим. «Светское» означает, что государство не должно вмешиваться во внутрирелигиозные вопросы, но при этом обязано следить за тем, чтобы религиозные организации не лезли в находящиеся вне их компетенции области. Государство должно сотрудничать с религиозными организациями, чтобы обеспечить их мирное сосуществование. А наши чиновники стремятся применить запретительные меры и получить выгоду. То же паломничество стало ремеслом, за право организации которого разыгрываются настоящие битвы», - пояснил аналитик.
Религиозная ситуация: государство вне игры


 
 ИА «24.kg», Толгонай ОСМОНГАЗИЕВА       
 

В рамках оптимизации системы госслужбы при формировании нового правительства многие министерства и ведомства предлагается сократить, переименовать или передать их функции в ведение других структур.

Под колеса реформаторской машины попала и Госкомиссия по делам религий, на базе которой предлагается создать департамент по делам религий при Министерстве юстиции. Данный орган, по задумке авторов, будет осуществлять регистрацию религиозных организаций. Кроме того, из числа экспертов предлагается создать религиозно-теологический совет при президенте КР. Ноу-хау властей вызывает опасения среди экспертного сообщества. По их мнению, это негативно отразится на религиозной ситуации в республике, которая и без того переживает не лучшие времена и на сегодня является взрывоопасной, нуждающейся в регулировании и контроле со стороны государства.

Политика несостыковок

По словам независимого эксперта Алексея Красина, согласно закону о правительстве, министерства и комитеты отличаются от других структур тем, что первые имеют полномочия по разработке госполитики и межведомственной координации. «Такое впечатление, что чиновники не знают законов КР. При той религиозной ситуации, которая существует в стране, нам нужны нормальная стратегия государственной религиозной политики, ее реализация и госорган, ответственный за это. Департамент же является лишь исполнительным органом, который занимается документированием. Совет - это аморфная структура с плавающим составом, который не несет никакой ответственности. Он может рассматривать концепцию государственной религиозной политики и давать какие-то рекомендации властям. А для разработки госполитики у него нет функциональной, административной и политической ответственности», - сказал он.

Алексей Красин также поделился, что разработкой концепции мог бы заниматься профильный парламентский комитет. «Но опять-таки его члены должны быть компетентными в вопросах религии, поскольку они в КР стоят очень остро. Нужно учитывать, что парламентская система находится на начальном этапе своего формирования и не способна заниматься выработкой единой концепции религиозной госполитики», - пояснил он.

Лоскутная концепция

О необходимости выработки и реализации национальной концепции религиозной политики говорится много. Впрочем, и написано подобных документов немало. Но за 20 лет независимости страна так и не поняла, что это за каша и с чем ее едят, поскольку все стратегии и концепции так и остаются собраниями красивых фраз, а ситуация не меняется.

Независимый эксперт Кадыр Маликов отмечает, что ранее разработанные концепции в основном скопированы из аналогичных документов России, Казахстана или Узбекистана и давно уже устарели. «Нам нужен свой, национальный документ, который отвечал бы потребностям нашего общества, растущим в геометрической прогрессии. Неплохо было бы создать министерство или комитет по делам религий, но боюсь, и это не спасет ситуацию. Содержание профильного ведомства вне зависимости от его формы и статуса оставляет желать лучшего. У него нет плана работы, как нет и высококвалифицированных специалистов и достаточных финансовых ресурсов», - сказал он.

По мнению религиоведа Орозбека Молдалиева, проблема заключается и в чиновниках, которые ничего не смыслят в религии. «Наши вузы выпускают прекрасных теологов, религиоведов, которых не допускают на госслужбу. Зато они востребованы в России и соседних странах. Трудности возникают и из-за финансирования, потому что на разработку концепции деньги выделяются, а на реализацию - нет», - добавил он.

Параллельные миры

Вместе с тем религия постепенно включается в сферы общественной жизни, в частности в образование и воспитание, а чиновники на всех углах кричат, что религия в КР отделена от государства. Не забывают с высоких трибун говорить и о необходимости воспитывать патриотов с детства. Но как это сделать, когда роль государства в этом процессе сведена к минимуму, похоже, никто из государственных мужей не знает.

«Государство должно понимать, что свято место пусто не бывает. Там, где оно не в состоянии что-то сделать, появляются свои лидеры, митинги и различные религиозные организации, провозглашающие свое понимание справедливости и общественного строя», - отмечает Алексей Красин.

По мнению Кадыра Маликова, религиозная ситуация в КР тупиковая, поскольку до сих пор не выстроены приоритеты государства по отношению к конфессиям, как не прочерчена четкая грань между ними. «И пока этого не будет, государство и религия будут сталкиваться на различных уровнях, в том числе на ценностном и политическом. Наши чиновники светскость понимают как существование религии и государства в параллельных мирах, которые не имеют точек соприкосновения. Но государство должно сотрудничать с конфессиями и в случае возникновения угроз общественной безопасности выступать арбитром. К примеру, для внутренней безопасности нужно вести учет и оценку качества религиозного образования. Чтобы избежать радикализации, необходимо ввести в тех же медресе светские предметы. Если профильный госорган будет постоянно упраздняться, то кто будет всем этим заниматься?», - задался вопросом он.

Орозбек Молдалиев отметил, что наши чиновники в силу своей некомпетентности понятие «светское» путают с атеистическим. «Светское» означает, что государство не должно вмешиваться во внутрирелигиозные вопросы, но при этом обязано следить за тем, чтобы религиозные организации не лезли в находящиеся вне их компетенции области. Государство должно сотрудничать с религиозными организациями, чтобы обеспечить их мирное сосуществование. А наши чиновники стремятся применить запретительные меры и получить выгоду. То же паломничество стало ремеслом, за право организации которого разыгрываются настоящие битвы», - пояснил аналитик.

«Неписанные законы взаимодействия религиозных организаций и государства появились еще в 17-м веке. По ним если религия слабая, то государственная идеология должна ее заменять. Если религиозные организации выходят за рамки своих полномочий, государство должно ставить их на место», - добавил Орозбек Молдалиев.


URL: http://www.24kg.org/community/118004-religioznaya-situaciya-gosudarstvo-vne-igry.html

Поделиться: