Новогодний подарок армянскому народу

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Данный конфликт еще раз продемонстрировал накал страстей, связанный с событиями вековой давности. Армяне всячески выражали свою благодарность французскому народу, турки же по-разному отнеслись к решению Национального собрания. Что касается окончательного принятия законопроекта, то, по всей видимости, начатый курс французского правительства и лично президента Саркози вряд ли будет пересмотрен ввиду многих вызовов как Франции, так и Европейского Союза, где Париж – один из основных действующих лиц. Новый 2012 г. расставит все точки над «И», однако, все больше в самой Турции идут разговоры о невозможности продолжения губительной для самой Анкары прежней внешней политики. По всей видимости, Франция этот законопроект утвердит, возможно, также, что новые государства последуют примеру французского народа, который доказал свою искреннюю преданность общечеловеческим ценностям, ибо как говорит древнеегипетская пословица: «Спокойствие страны – в справедливости!»
Новогодний подарок армянскому народу

Новогодний подарок армянскому народу

За последние несколько лет мы часто становились свидетелями международных скандалов, связанных с Турцией, а точнее с официальной Анкарой. Сначала Турция поссорилась с Израилем, затем, весьма напряглись американо-турецкие отношения, теперь же мы на пороге острого дипломатического кризиса в турецко-французских отношениях. Весьма примечательно, что Франция и США – давние союзники и стратегические партнеры Анкары по организации Североатлантического альянса НАТО, теперь занимают несколько иную, отличную от прежней, позицию. В целом связано это с нарастающей тенденцией антитурецкой направленности в политике Западных держав.

В связи с последними событиями, следует отметить, что камнем преткновения в острой дипломатической перепалке Анкары и Парижа стал вопрос о Криминализации Геноцида армян. Для Франции данный вопрос не является новым, поскольку, французский парламент второй раз рассматривает данный вопрос. В ходе голосования Нижняя палата парламента Франции одобрила законопроект предусматривающий год лишения свободы и 45 тыс. евро штрафа за отрицание Геноцида армянского народа 1915-1923 гг. Непосредственно перед  голосованием и премьер-министр, и президент Турецкой республики всячески пытались воспрепятствовать этой акции французского правительства. Президент Гюль несколько раз пытался лично связаться с президентом Саркози, однако, не добился успеха в этом начинании. Параллельно с этим премьер-министр Эрдоган несколько раз пригрозил Франции экономическими санкциями, дипломатической «изоляцией» в случае успешного принятия законопроекта, а также напомнил о «темном прошлом» Франции в одной из своих бывших колоний в Алжире.

Данные действия турецких властей были весьма предсказуемы, принимая во внимание их циничную позицию в отношении многих исторических событий. И в первую   очередь это касается Геноцида армян, организованного преступным

  младотурецким правительством. Уже не в первый раз в ответ на неугодные для Анкары действия иностранных государств, Турция грозится порвать  дипломатические отношения. Сначала Турция отсылает послов для «консультации», затем, через некоторое время как это было, например, со Швецией, посол вновь возвращается в эту страну, обменявшись «нотой» недовольства. Если же взять, к примеру, Швейцарию, то ее парламент также посчитал отрицание Геноцида армян уголовно наказуемым преступлением. Тем не менее, Анкара не порвала отношений с Берном, который весьма жестко высказывался о миграции и действиях многих мусульман в своей стране.

Даже в самой Турции, которая медленно, но верно идет по пути демократизации, премьер Эрдоган подвергается критики и насмешкам. Ведущий журналист турецкой газеты Hurryet Й. Оздил отметил, что сегодня Алжир и Франция являются дружественными странами. 17 футболистов сборной Алжира являются гражданами Франции, а также мэры, назначенные, Эрдоганом ездят на французских машинах. «И какое тебе дело до Алжира, идиот Аллаха?»

.  По большому счету «игра» с событиями в Алжире не будет иметь ломаного гроша, поскольку Алжир – как потерпевшая сторона, не имеет претензий к Парижу.

Что касается экономических санкций, то, во-первых, торговый оборот Франции с Турцией не достигает и 3 %. С другой стороны Франция является одним из важнейших стратегических экономических партнеров Анкары. Вот почему в Турции в последнее время участились заявления о том, что и без юридического принятия эмбарго, турецкий народ полностью откажется от всего французского… Продолжая эту мысль министр науки, промышленности и технологий Турции Нихат Эргюн уже дал понять, что на введение эмбарго на французские товары Турция скорее всего не пойдет, поскольку для экономики Турции это будет слишком дорого стоить.

Во-вторых, президент совета директоров холдинга «Eczacıbaşı Holding» Б. Эджзаджибаши отметил, что любой бойкот французских предприятий в Турции нанесет ущерб именно турецкой экономике, учитывая, что Франция является пятым крупнейшим торговым партнером Турции. «Было бы неразумно наказывать компании, работающие в Турции, этим мы навредим сами себе. Нам следует сохранять спокойствие, а наши шаги должны быть нацелены на результаты. Мы должны избегать предприятия шагов, которые могут иметь пагубные последствия для нас самих», - сказал он

.

На сторону Турции встали также некоторые другие тюркские государства, в первую очередь ее стратегический союзник – Азербайджан. В то самое  время, необходимо отметить, что Баку изначально ввел двоякую игру. С одной стороны Баку полностью поддержал Анкару и предупредил, что акция официального Парижа может негативно сказаться и на французско - азербайджанских отношений. С другой стороны, истинной солидарности не соответствующей дипломатическому протоколу Азербайджан не проявил, поскольку вслед за главами турецкого государства, должен был выступить лично президент Азербайджана либо второе лицо в государстве. Вместо них из высокопоставленных чиновников  высказался лишь вице-спикер Милли Меджлиса З. Аскеров. Особо отметим, что кроме расплывчатых выражений о возможном негативном сценарии развития отношений, Аскеров ничего не сказал. Если учесть, что незадолго до этого президент Азербайджана подписал несколько важных контрактов с Францией, не сложно заключить, что для официального Баку экономическое развитие своего государства важнее солидарности с «братской» Турцией. 

Состоявшееся голосование - лишь первый этап в криминализации данного законопроекта окончательное решение – за французским Сенатом, которое пройдет не ранее февраля 2012 г. Учитывая, серьезный настрой французских властей и лично г-на Саркози, можно сделать вывод о всесторонней поддержке со стороны правящей партии в вопросе позитивного решения данного вопроса. Еще в Ереване, во время своего двухдневного визита, президент Франции пообещал сделать все возможное для восстановления исторической справедливости. Одним из ярких заявлений Н. Саркози было намерение склонить Анкару к признанию Геноцида армян уже во время своего следующего срока. 

С чем же связано столь категоричное продвижение армянского вопроса? Ответов может быть несколько: 

  • Получить голосов французских армян (600 тыс.) на предстоящих президентских выборах;
  • Стремление изолировать Турцию от внутренней политики Европейского Союза, который крайне обеспокоен наплывом нелегальной иммиграции. Напрямую говорить об арабских мигрантах Франция не будет, поскольку еще свежи в памяти события 2005 г. Поэтому Париж обращает свое внимание на 500 тыс. турецких мигрантов.

Ознакомившись со статистикой, ненароком начинаешь понимать действия европейских властей. К примеру, во Франции на семью приходится 1-2 ребенка, а в мусульманских семьях той же Франции число новорожденных достигает 7. По некоторым подсчетам, к 2027 г. каждый пятый во Франции будет мусульманином; в Бельгии сегодня мусульмане составляют по статистике 25 % населения и 50 % всех новорожденных. В ФРГ правительство предупреждает, что к 2050 г. Германия превратится в исламское государство и т.д.;

  • Франко-турецкий конфликт точно укладывается в актуальный на сегодня тренд – охлаждение отношений между ЕС и Турцией. Президент Саркози неоднократно выступал с инициативами создания на арабском Востоке альтернативы ЕвроСоюзу, поскольку, по его мнению, и мнению большинства европейских прагматичных политиков, мусульманские страны не могут в полной мере являться членами сложившегося европейского института. Президент Саркози 

Принятие данного решения Нижней палатой парламента – лишь начало нового глобального процесса в мировой дипломатии. Франция, как один из лидеров Европейского Союза, будет служить в данном вопросе примером и для других европейских стран. В Германии уже активно обсуждается тема Геноцида армян, и это начинание поддерживается властями страны, а в некоторых «землях» ФРГ армянский геноцид даже включен в школьную программу в старших классах.

В самой Турции армянский вопрос уже много лет – тема самых горячих споров и обсуждений. Несмотря на то, что на официальном уровне Анкара не признает данное злодеяние актом геноцида, солидная часть турецкого общества склонна думать иначе. Последние же события тому пример. Известный турецкий аналитик Мехмет Али Биранд считает, что это только верхушка айсберга и что к 2015 г. (к столетию Геноцида армян) по Турции ударят вдвойне. По его мнению, традиционная политика отрицания Геноцида армян изжила себя и следует пересмотреть внешнюю политику Турции в данном направлении. Биранд предполагает, что единственным правильным шагом будет извинение перед армянами и нормализация армяно-турецких отношений. 

Еще дальше пошел другой известный аналитик Бурак Бекдил. Он указал на непоследовательность турецких властей, которые в страшном сне видят признание Геноцида армян, но в то же время проголосовали за криминализацию резни десятков тысяч курдов в Дерсиме в 30-е гг. ХХ вв., вследствие чего премьер Эрдоган принес официальные извинения курдскому народу. 

Тот же Бурак Бекдил, аналитик одной из ведущих газет (Hurriyet Daily News), напомнил еще об одном немаловажном обстоятельстве, которое не учитывает Анкара. Принимая во внимание факт признания Геноцида армян французским парламентом в 2001 г., Анкара не порвала отношения с Парижем, напротив, товарооборот и дипломатические сношения активно развивались до недавнего времени. «Получается, что Турция не против признания геноцида армян, а против криминализации отрицания его факта, возможно, что Сенат США (при очередном рассмотрении вопроса признания Геноцида армян 1915 г.) в будущем учтет это обстоятельство»

, - считает г-н Бурак. 

Данный конфликт еще раз продемонстрировал накал страстей, связанный с событиями вековой давности. Армяне всячески выражали свою благодарность французскому народу, турки же по-разному отнеслись к решению Национального собрания. Что касается окончательного принятия законопроекта, то, по всей видимости, начатый курс французского правительства и лично президента Саркози вряд ли будет пересмотрен ввиду многих вызовов как Франции, так и Европейского Союза, где Париж – один из основных действующих лиц. Новый 2012 г. расставит все точки над «И», однако, все больше в самой Турции идут разговоры о невозможности продолжения губительной для самой Анкары прежней внешней политики. По всей видимости, Франция этот законопроект утвердит, возможно, также, что новые государства последуют примеру французского народа, который доказал свою искреннюю преданность общечеловеческим ценностям, ибо как говорит древнеегипетская пословица: «Спокойствие страны – в справедливости!»

Тигран Манасян,

Историк, эксперт ИАЦ МГУ

26.12.11.


Поделиться: