Александр Искандарян: «Нужно не карабахский конфликт решать, а нужно изменить общества»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Наиболее важным событием стали поиски консенсуса или варианта урегулирования конфликта между оппозицией в лице Армянского национального конгресса (АНК) и правящей коалицией. Думаю, что этот переговорный процесс стал попыткой найти общие правила игры в преддверии парламентских выборов 2012 года, попыткой взаимодействовать друг с другом и учитывать взаимные интересы. Этот процесс, который я считаю очень важным, проходил "красной нитью" через весь уходящий год.
Александр Искандарян: «Нужно не карабахский конфликт решать, а нужно изменить общества»

Автор: Беседовала Сусанна Петросян, Ереван. Специально для «ВК»

Директор института "Кавказ" Александр Искандарян в интервью «ВК» подвел политические итоги уходящего года для Армении и дал прогноз на 2012 год.

- Какое событие во внутриполитической жизни Армении, на ваш взгляд, стало наиболее важным в 2011 году?


- Наиболее важным событием стали поиски консенсуса или варианта урегулирования конфликта между оппозицией в лице Армянского национального конгресса (АНК) и правящей коалицией. Думаю, что этот переговорный процесс стал попыткой найти общие правила игры в преддвериипарламентских выборов 2012 года, попыткой взаимодействовать друг с другом и учитывать взаимные интересы. Этот процесс, который я считаю очень важным, проходил "красной нитью" через весь уходящий год.


- Возможно ли, что имевший место диалог, в какой-то степени будет способствовать относительно беспроблемному проведению выборов?


- Очевидно, что АНК настроен на выборы. Чуть ли не впервые в нашей истории оппозиция настроена на выборы, а не на революцию. Риторику оставим. Есть вероятность того, что, если на выборах АНК возьмет количество мандатов, которое его устроит, то оппозиция согласится работать в Национальном Собрании, а это действительно другая ситуация, которая зафиксирует существенное изменение в политической культуре. Ведьдо сих пор, согласно устоявшейся в Армении традиции, проигравшая сторона не признавала итогов выборов. Тем не менее сейчас трудно сказать, согласится ли оппозиция работать в парламенте, или вновь признает выборы сфальсифицированными. 


- Что можно в целом сказать про политический 2011 год?


- 2011 год выглядел следующим образом - это три накладывающиеся друг на друга процесса. Первый - процесс коалиция-оппозиция. Второй - противоречия внутри обоих политических лагерей (власти и оппозиции). Третий процесс, это та кадровая "цветная революция", которая идет внутригосударственного аппарата и нацелена на уменьшение роли олигархов в принятии политических и кадровых решений. Это также незавершенный процесс, и каким образом он завершится, пока неизвестно. 


- Какое событие, на ваш взгляд, станет ключевым в новом году? 


- Конечно, выборы. Даже я бы сказал так: принятие или непринятие результатов этих выборов обществом и элитами.


- Что именно, по-вашему, стало наиболее важным в сфере внешней политики в уходящем году?


- Думаю, что это программа "Восточное партнерство" и осуществляемоев ее рамках взаимодействие с Европой, а также продолжающиеся очень тесные взаимоотношения с Россией.


- Какие вы могли бы подвести итоги года в вопросе Карабаха?


- Принято говорить, что в политике вокруг урегулирования карабахской проблемы произошло разочарование после встречи президентов вКазани при посредничестве президента России Медведева. Действительно, была попытка российской стороны инициировать продвижение на карабахском направлении, но эта попытка была, на мой взгляд, обречена на провал и обэтом я говорил еще до встречи в Казани. Важно то, что к концу этого года становится очевидным, что никакого решения конфликта пока не будет.И, если раньше это было понятно для людей, профессионально занимающихсяэтим вопросом, то сейчас это понимание все больше и больше выходит в общества, в которых произошли изменения. Казань это только один из показателей общего процесса.


- Какие показатели происходящих изменений в обществах вы имеете в виду?


- Азербайджан строит на границе с Нагорным Карабахом стену. Строится ли она на самом деле или нет для меня это большой вопрос, но уже сами заявления чрезвычайно симптоматичны и являются отражением расширяющейся дискуссии о том, что это не Азербайджан представляет угрозу для Армении и Карабаха, а наоборот. С другой стороны, Армения объявляет о строительстве дороги из Сотка в северную часть Карабаха, то есть через ту территорию, которую якобы придется вот-вот отдавать в ближайшее время. Все это показывает некое изменение отношения к конфликту в обществах и политических элитах. Ну как может относиться простой азербайджанец к тому что армяне строят эту дорогу или простой армянин к строительству стены?


- Каковы ваши прогнозы относительно времени и путей разрешения нагорно-карабахского конфликта?


- Решение конфликта лежит за пределами проблемы, которая не является проблемой интеллектуального свойства в плане того, чтобы кто-нибудь придумал решение, до которого раньше не могли додуматься остальные. Такого решения нет: все умные люди за последние 20 лет уже все сказали, все решения - на столе. Карабах это проблема наличия баланса между сторонами в рамках философии конфликта, которая называется"игра с нулевой суммой".

Но и в этой логике конфликт решить не получается, поскольку азербайджанцы не готовы на те уступки, которые приемлемы для армян и наоборот. Соответственно, надо перейти из психологии XVIII в психологию XXI века, когда с развитием этих обществ в сторону демократизации, экономического развития, в сторону включения в мировые процессы, может быть появятся варианты решения конфликта, которые мы сейчас и представить себе не можем. Точно также как житель Страсбурга, который 60лет тому назад не мог себе представить жизнь своего города сегодня - время изменилось.

Нужно не карабахский конфликт решать, а нужно изменить общества: и армянское, и азербайджанское, и карабахское. Они должны стать другими и развиться в сторону изменения себя в экономическом, культурном плане, а не изолированного решения одного конкретного конфликта. Понятно, что этотрудный и долгий путь, но только это сможет привести к урегулированию конфликта.

Нагорно-карабахский конфликт очень молодой. Кипрский конфликт существует с 1963 года, Кашмир - с 1948-го, Тайвань - с 1949-го, арабо-израильский реально с 1882 года, начала приезда евреев в Израиль. То есть такого рода конфликты существуют в мире давно. С чего это вдруг нагорно-карабахский конфликт решится раньше, чем другие? Соответственно,это проблема изменения всех рамок и всего вокруг. Это вопрос не на год или два, а вопрос на десятилетия. Поэтому ни в этом году, ни через год никаких ожиданий у меня нет.


Поделиться: