А.Вишневский о последствиях стремительного роста населения планеты

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В контексте рождения 7 миллиардного жителя планеты и доклада UNFPA по случаю этого события, указывающего, что рост населения, наряду с вызовами, также открывает и новые возможности, профессор Высшей школы экономики Анатолий Вишневский выделил основные демографические тенденции региона
А.Вишневский о последствиях стремительного роста населения планеты

В контексте рождения 7 миллиардного жителя планеты и доклада UNFPA по случаю этого события, указывающего, что рост населения, наряду с вызовами, также открывает и новые возможности, профессор Высшей школы экономики Анатолий Вишневский выделил основные демографические тенденции региона. По его словам, на данный момент в связи с ростом населения в мире поводов для оптимизма не так много. Стремительный рост, если и открывает частично какие-то возможности, содержит больше угроз и лучше сосредоточиться на них. Развивающиеся страны, например, Китай или Иран, уже столкнувшиеся с этой проблемой, всячески стараются ее притормозить: рост населения требует и поглощает много ресурсов, а это осложняет экономическое состояние стран. В развивающихся странах их и так недостаточно: то, что можно было бы использовать на развитие экономики, приходится расходовать на поддерживание роста населения. В глобальных же масштабах стремительный рост населения оказывает серьезную нагрузку на ресурсы, окружающую среду, усугубляет проблемы, связанные с изменением климата. Плюс нехватка земли, воды во многих странах. Земля никогда не знала такого стремительного роста населения, и приспособиться к нему же с такой же скоростью едва ли возможно. С другой стороны, в некоторых странах существует другая проблема: в частности, во многих странах Восточно-европейского и Центрально-европейского регионов рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, число жителей России или Украины уже не первый год сокращается.

Анатолий Вишневский коснулся ряда вопросов, обсуждавшихся на конференции по вопросам демографии, прошедшей в Ереване с 19 по 21 октября. Он сообщил, что на конференции, в частности, были затронуты проблемы, связанные с высокой смертностью, низкой рождаемостью, миграцией, а также старением населения.

«Если взять Восточно-европейский регион, то на фоне Европы он выделяется высокой смертностью - это относится к каждой стране и всем странам вместе взятым. С точки зрения смертности это отстающая часть Европы. К тому же здесь плохая демографическая статистика, по ряду стран, даже таких больших, как например, Турция, нет необходимой информации. Статистику не публикуют, нет ее и в международных изданиях. То же можно сказать о некоторых среднеазиатским странах - мы очень плохо знаем, что здесь происходит. А ведь знание статистики – необходимое условие эффективного управления. Если у руководителей стран нет необходимой статистической информации о демографических процессах, то нет и ясного понимания демографических проблем, значит, нет и продуманной политики, направленной на их решение. Проблемы в каждой стране свои, однотипные рекомендации здесь невозможны.

Скажем, в странах Центральной Азии на первый план выходит высокая младенческая и детская смертность, с которой надо бороться в первую очередь, пока этим странам не удается выйти на те параметры детской смертности, которые были обозначены в Целях тысячелетия. В то же время в таких странах, как Россия, Украина, Беларусь, Молдова, особое беспокойство вызывает высокий уровень смертности взрослого населения, особенно мужского. Все это учитывается в рекомендациях экспертов, предложенных на ереванской конференции: надо улучшать статистику, добиваться снижения смертности»,- подчеркнул А. Вишневский.

Он также высказался по поводу гендерного неравенства в вопросе смертности. Обычно при обсуждении гендерного неравенства на первое место выходит неблагополучное положение у женщин. Но ситуация со смертностью в регионе складывается не в пользу мужчин: продолжительность жизни у мужчин всегда несколько меньше, чем у женщин, но здесь разрыв чрезмерно велик.

А вот проблемы рождаемости все же больше затрагивают женщин. В странах с высокой рождаемостью (Узбекистан, Таджикистан и др.) остро стоят вопросы расширения репродуктивных прав женщин и улучшения их репродуктивного здоровья. Здесь необходимо развивать службы планирования семьи, способствовать распространению эффективных методов контрацепции, информации о них, добиваться их доступности. Подобные проблемы существуют и в другой части региона, куда попадают Россия и другие относительно развитые страны. Там, наоборот, рождаемость очень низкая, но при этом очень высок процент абортов. Вытеснение абортов контрацептивами - важное звено политики народонаселения: женщины должны предотвращать нежелательное зачатие, а не избавляться от нежелательной беременности таким варварским способом, как аборт. Но это не значит, что надо запрещать аборт, как это иногда пытаются сделать, например, в России, где постоянно возникают поползновения ограничить свободу аборта. В большинстве стран с низкой рождаемостью абортов мало, к ним прибегают в крайних случай, и нельзя женщину лишать возможности в подобных случаях самой принимать решение. Запрет аборта также и не путь к повышению рождаемости, как думают некоторые. По словам Вишневского, путь к повышению рождаемости иной. Необходимо создавать благоприятный социальный климат для семей с детьми, с одной стороны, добиваться обеспечения возможности для женщин самостоятельного заработка (доступ к рабочим местам и заработок как у мужчин), а с другой – обеспечивать поддержку государства, которая облегчала бы совмещение материнских и экономических ролей (скажем, чтобы женщина могла и работать, и отдать ребенка в детский сад). Ибо если детских учреждений не хватает, это, по сути, есть ограничение свободы женщины и ее равноправия. Во всех странах надо добиваться совмещения занятости женщины (наравне с мужчиной) с наличием детских учреждений и других условий, облегчающих ей процесс воспитание детей.

Еще одна группа проблем связана со старением населения. По словам эксперта, старение - неизбежный процесс: оно происходит во всех странах и создает массу проблем. Хорошо известны проблемы с пенсионным обеспечением, с которыми столкнулись уже многие страны (отчасти из-за нехватки ресурсов, а отчасти из-за увеличения доли пожилых людей). Ответом на обострение этих проблем служит повышение возраста выхода на пенсию, но эта мера оправдана только в том случае, если параллельно повышению доли пожилых людей в населении улучшается и их здоровье. К сожалению, в странах региона продолжительность здоровой жизни относительно низка, к 60 годам люди теряют значительную часть своей трудоспособности, и это блокирует возможности повышения возраста выхода на пенсию.

Есть и другие последствия старения, которые следует учитывать при проведении социальной политики. Одно из них – большое количество одиноких пожилых женщин, что связано с большим разрывом в продолжительности жизни мужчин и женщин. В то же время, успехи в продлении жизни приводят к тому, что люди доживают до преклонных возрастов – за 80 лет, когда многие не в состоянии обеспечить самостоятельный уход за собой. Это требует развития соответствующих институтов, учреждений, инфраструктуры, помогающих людям преклонного возраста, которые оказываются в подобном состоянии.

Острый вопрос для региона - миграция. Процесс этот протекает в каждой стране по-разному: есть страны, принимающие мигрантов (Россия), а есть «поставляющие» - Таджикистан, Узбекистан, Киргизия. В последних, где с миграцией столкнулись не так давно, сформировалось своеобразное «отходничество», растет число временных работников, которые едут на заработки, в основном в Россию. С одной стороны, в этом есть позитивный момент - они зарабатывают деньги и пересылают на родину, это способствует решению экономических проблем. Наряду с этим отток молодых мужчин, у которых остаются семьи, дети создает совершенно иные проблемы: брошенная семья на родине, создание другой на новом месте проживания и работы; зачастую гастарбайтеры встречают негативное отношение населения принимающих стран и т.д. Так что вопрос миграции также требует большой продуманности политики.

В заключение профессор Вишневский заявил, что программа действий Kаирской международной конференции по развитию и народонаселению (ICPD), которая рассматривает все эти проблемы с точки зрения перспектив тысячелетия, по природе своей должна быть долгосрочной.

«Это всемирная программа, проблемы, о которых я говорил применительно к нашему региону, намного острее стоят в других странах мира, например, в Африке. До решения всех этих проблем в мировых масштабах еще очень далеко, а потому программа, действующая и способствующая мобилизации всех ресурсов в мире для поддержки особо отсталых и менее развитых стран (где демографические и социальные проблемы в разы острее) актуальна и нужна. Сворачивать эту программу рано - надо, наоборот, продлевать ее. Тем более, что во многих странах, где были поставлены эти цели (так называемые векторные точки), они еще не достигнуты, в частности, и по смертности, и по рождаемости. Не удалось также победить СПИД. Но зато немного снизились темпы роста рождаемости в Азии, Африке - не так, как хотелось бы, но все-таки снизились. Так что тут есть еще над чем работать, и ее надо продлевать. Конечно, это уже дело государств, правительств - согласятся ли они продолжать ее. Но нужно осознавать те вызовы, которые ставит демографическое развитие перед человечеством, и искать какие-то ответы на них. Все новые вызовы будут возникать и дальше, и надо быть все время начеку. Путь вперед, в контексте будущих целей, ставит множество задач. Это, например, та же борьба со СПИДом, неизжитыми типами смертности (младенческой и детской), решение проблем планирования семьи (развития культуры планирования семьи как гарантии репродуктивных прав и свобод), обеспечение равноправия женщин, в том числе и в семейной сфере). Будет увеличиваться миграция и обострятся связанные с нею проблемы, так что и здесь придется искать какой-то международный консенсус, дабы принимающие и отправляющие мигрантов страны взаимодействовали более эффективно - во избежание конфликтов, ущемления прав мигрантов и т.д.

Поделиться: