Евразийская интеграция и Китай: виртуальный экспертный форум. Часть 11.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Постепенно приближаясь к завершению виртуального экспертного форума по теме «Евразийская интеграция и Китай» проект «Центральная Евразия» выделил в отдельный блок вопросов существующие проблемы во взаимодействии с КНР. Обозначить и концептуально оценить эти проблемы принципиально важно как для постсоветских стран, так и для Китая. В противном случае легко впасть в иллюзию по поводу характера современных отношений, затруднительно выработать комплекс мер по их дальнейшему развитию, в целом спрогнозировать их будущие контуры, в том числе учитывая высокую заинтересованность отдельных внешних и внутренних сил сорвать тенденции на сближение с КНР.
Евразийская интеграция и Китай: виртуальный экспертный форум. Часть 11.

Владимир Парамонов

 

Постепенно приближаясь к завершению виртуальногоэкспертного форума по теме «Евразийская интеграция и Китай» проект «ЦентральнаяЕвразия» выделил в отдельный блок вопросов существующие проблемы вовзаимодействии с КНР. Обозначить и концептуально оценить эти проблемыпринципиально важно как для постсоветских стран, так и для Китая. В противномслучае легко впасть в иллюзию по поводу характера современных отношений, затруднительновыработать комплекс мер по их дальнейшему развитию, в целом спрогнозировать ихбудущие контуры, в том числе учитывая высокую заинтересованность отдельныхвнешних и внутренних сил сорвать тенденции на сближение с КНР. В этом планепринципиально важной является позиция экспертов из Казахстана – страны, посути, являющейся важным связующим звеном во взаимодействии многих постсоветскихгосударств с Китаем. К участию в данной части дискуссии приглашены следующие авторитетныеэксперты: Мурат Лаумулин, Дулатбек Кыдырбекулы и Аскар Нурша.

 

Владимир Парамонов,руководитель проекта «Центральная Евразия»: итак, уважаемые коллеги, пожалуйста,обозначьте проблемное поле отношений с КНР, а также возможные перспективы поразвитию и укреплению взаимодействия с Китаем. 

 

Мурат Лаумулин, доктор политическихнаук, главный научный сотрудник Казахстанского института стратегическихисследований: проблемноеполе отношений Китая с государствами центральноазиатского региона довольнообширно. Причем, здесь присутствуют как вполне очевидные вызовы и угрозы,проистекающие из социально-экономических и политических проблем развития Китаяи государств региона, так и ряд неопределенностей, связанных с особенностямисегодняшнего этапа международных отношений и присутствием в Центральной Азиивнерегиональных игроков.

Учитывая геоэкономические и геополитические амбицииКитая и непредсказуемость возможных изменений в его политике, в средне- идолгосрочной перспективе как для России, так и для государств Центральной Азииположительным является такой сценарий развития событий, при котором китайскоеприсутствие в регионе в любой форме носило бы ограниченный характер. Последние20 лет региональная борьба между основными геополитическими акторами велась спеременным успехом, а Китай в этой борьбе чаще держал паузу. Сегодня ситуациянесколько изменилась, и Китай начал выступать конкурентом в регионе не толькоЗападу, но и России. Китайское присутствие в Центральной Азии, традиционноявляющейся зоной влияния России, становится все заметней и ощутимей. При этомнеобходимо признать, что противодействовать экономическому и торговомупроникновению Китая в регион ни государства Центральной Азии, ни Россия не всостоянии. Более того, в настоящее время Китай для Центральной Азии являетсяболее значимым партнером, нежели Центральная Азия для Китая. Сегодня вполнеочевидно, что взаимодействие с КНР имеет важнейшее значение для поддержанияположительной экономической динамики государств региона.

В этой связи необходимо научиться использоватькитайское присутствие на пользу социально-экономическому развитию. Срасширением сотрудничества в несырьевых отраслях экономики связаны возможностиминимизации негативных последствий усиливающегося китайского присутствия напостсоветском пространстве. Во-первых, совершенноочевидно, что при осуществлении любых форм сотрудничества необходимопоследовательно отстаивать национальные интересы и интересы собственныхграждан. Китайцы очень жестко и умело делают это в собственной стране. Намнеобходимо научиться тому же. Китайская трудовая миграция этообъективная реальность, с которой необходимо считаться. Единственное, что внаших силах – организовать строгий учет мигрантов и контроль за ихдеятельностью. Для этого необходимо не только принятие соответствующейзаконодательной базы, но и проведение специальных научных исследований. Крометого, что мы должны делать обязательно – не только проводить тщательнуюэкспертизу всех заключаемых с Китаем контрактов, но и добиваться ихтранспарентности.

Во-вторых, несмотря на позитивную динамикуразвития и несопоставимость масштабов экономик, без поддержки России и стран Центральной Азии Китаюзатруднительно сохранить устойчивость и поступательность развития. Объективно,он заинтересован в сотрудничестве, что открывает дополнительное «окновозможностей» как для России, так и для центральноазиатских государств. И тепроцессы, которые наблюдаются в экономике казахстанско-китайских отношений впоследние годы, очевидное свидетельство этого.

В-третьих, единственное, что реально может остановитьпродвижение Китая в регион, – активизация интеграционных процессов напространстве Евразии. И в этом смысле формирование экономического союза междуРоссией Казахстаном и Беларусью – существенный шаг вперед в ограниченииаппетитов Китая на постсоветском пространстве. Нужнопонимать, что в случае с Китаем мы имеем дело не только с ведущей державойАзии, но и со страной, одной из внешнеполитических стратагем которой являетсяпостулат о «сидящей на холме мудрой обезьяне, наблюдающей борьбу двух тигров вдолине». И главное – после того, как тигры обессилят, не попасть в лапы этойобезьяны. С Китаем можно разговаривать на равных, но лишь тогда, когда он сампризнает значимость и силу партнера по диалогу. А поскольку по отдельностигосударства Центральной Азии, да и Россия вряд ли смогут конкурировать сКитаем, возникает необходимость создания механизмов, позволяющих объединитьусилия.

 

Дулатбек Кыдырбекулы,профессор Международного университета информационных технологий: на мой взгляд, КНРвнешне равнодушно смотрит на процессы постсоветской интеграции. Одно из двух:либо Китай уверен в их слабости, либо побаивается этих процессов. Тем не менее,КНР, по-прежнему, будет стремится всеми средствами обосноваться на самомпостсоветском пространстве. Китай намерен «давить» и воздействовать на те жеЕврАзЭС, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийский союз,Россию и Центральную Азию через Шанхайскую организацию сотрудничества. Этобудет скорее «тихая война» экономическими способами. Постсоветские интеграционныеструктуры Китай не пугают. КНР не будет менять свою стратегию, но будет совершенствоватьтактику. Раскол в постсоветском стане Китаю выгоден не меньше, чем странамЗапада. Нельзя исключать, что КНР попытается найти способ давления на РФ истраны Центральной Азии через Всемирную торговую организацию. Одновременно,Китай будет стремиться заручиться политико-дипломатической поддержкойпостсоветских стран в своем противостоянии с Западом, в первую очередь с США.Вот в рамках этих ключевых направлений и следует искать новые формы и механизмывзаимодействия с КНР.

 

Аскар Нурша, кандидат историческихнаук, ученый секретарь Казахстанского института стратегических исследований: Китай был и останется на ближайшуюперспективу важным элементом геополитического баланса в Центральной Азии. Проблемы,возникающие в отношениях с Китаем, на данном этапе обусловлены, не столькодействиями Китая, который ведет себя достаточно осторожно и грамотно с точкизрения продвижения китайских интересов, сколько просчетами в стратегии накитайском направлении, допущенными самими центральноазиатскими странами, ивнутренней слабостью наших стран. Экономика ряда стран региона серьезно«просела» за последние годы, ряд отраслей экономики не может восстановиться, нехватает инвестиций и заемных средств. Китай при этом готов предоставлятьзначительные финансовые ресурсы, не обуславливая их выдачу вопросамидемократизации. В целях выхода из транспортно-коммуникационной изоляциистранами Центральной          Азии предпринимаютсяусилия по развитию транспортных и энергетических коридоров в китайскомнаправлении. Все «мнят» себя мостами между Китаем и Россией и далее ЗападнойЕвропой. Но политика стран региона в отношении Китая не скоординирована междусобой и с Россией, а в ряде случаев можно отметить взаимоисключающие пункты.Выигрыш одной страны или его правительства не всегда идет на пользу всемурегиону.

Тем не менее, ускорение интеграционных процессов врамках Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) встреченос настороженностью в Китае, который пытается понять, насколько это затронет егоинтересы. Определенный ущерб геополитическим и экономическим интересам будет,все же, нанесен. Однако, следует иметь ввиду, что экономическое сотрудничествостран Центральной Азии с Китаем вышло на достаточно серьезный уровень. Крометого степень интеграции Китая в мировую экономику превосходит ту же российскую.Поэтому, думаю, что увеличение товарооборота со странами ТС и ЕЭП не повлияет вконечном итоге на объемы товарооборота стран региона с Китаем, которые такжебудут увеличиваться.

Более того, развивая транспортные коридоры в китайскомнаправлении следует учитывать, что степень экономической открытости и военнойуязвимости стран Центральной Азии также повышаются. Главную проблему нашихстран я бы назвал «misgovernment» – низкое качество государственногоуправления, а также избыток личных, групповых и клановых интересов в сферах,где необходимо руководствоваться общегосударственными интересами. С такимнизким качеством управления и уровнем коррупции садиться за стол переговоров скитайскими партнерами нужно осторожно. Шаги в сторону интеграции с Россией ненамного улучшат ситуацию, поскольку Россия, хоть и обошла наши страны в частиреформ и модернизации, тем не менее, сталкивается с теми же самыми проблемами,в том числе с неадекватностью значительной части чиновничества масштабамрешаемых государственных задач.

Бояться Китай не надо: с ним можно работать на пользуобеих сторон. Не надо недооценивать Китай и его способность быстро учиться насвоих и наших ошибках. Главная задача – это, во-первых, кадры: нужныподготовленные специалисты для работы на данном направлении. Во-вторых, встратегических вопросах необходима координация политики между странами ЦентральнойАзии, а по ряду вопросов – с Россией.

 

Владимир Парамонов: спасибо уважаемыеколлеги. Во-первых, я благодарю МуратаЛаумулина за четко прозвучавшую рекомендацию о том, что магистральное направлениеэкономического взаимодействия с Китаем должно быть связано именно с развитиемсотрудничества в несырьевых секторах. Только это может позволить сформировать,расширить  и укрепить устойчивую основудля экономического и иного взаимодействия с КНР, решить многие из существующихпроблем.

Во-вторых, согласен с тезисом моихколлег о том, что только сообща мы сможем наладить наиболее выгодные формыотношений с Китаем. И в этом плане полностью поддерживаю отчетливо прозвучавшую у Аскара мысль:а не являются ли существующие проблемы во взаимодействии с Китаем результатом нашихсобственных просчетов, в том числе неспособности координировать свои усилия, вцелом стремления «тянуть одеяло на себя»? Как представляется, именно с решенияэтих проблем, а вовсе не с попыток сформировать в лице КНР «образ внешнеговрага» и стоит начинать любое более-менее стратегически выверенное движение вкитайском направлении.

В-третьих, продолжаю утверждать, что жизненнонеобходимо повышение качества анализа и прогноза ключевых проблем на путиразвития постсоветского пространства. И если и в дальнейшем создание национальныханалитических школ, а также повышение их влияния в национальных масштабах вподавляющем большинстве стран СНГ будет двигаться такими же слабыми темпами каксейчас, то ни о каком светлом будущем этих государств и постсоветскогопространства в целом говорить не придется. Та же интеграция, вне устойчивойсистемы ее аналитического обеспечения и сопровождения, заранее обречена напровал. В этой связи Китай лишь выполнит ту миссию, которую мы ему сами иотводим: возьмет под свой контроль то, что «плохо лежит» – то, что мы самиконтролировать не умеем и/или не хотим ...

 

Примечание: материал подготовлен врамках совместного проекта с интернет-изданием «Новое Восточное Обозрение»(Россия), при информационной поддержке ИА «Регнум» (Россия),  Информационно-аналитического центра МГУ(Россия), аналитического сайта «Region.kg» (Кыргызстан),информационно-аналитического портала APRA (Кыргызстан).

 

http://www.journal-neo.com/?q=ru/node/11904

http://www.ceasia.ru/forum/evraziyskaya-integratsiya-i-kitay-virtualniy-ekspertniy-forum.-chast-11.html

 

Поделиться: