Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Стратегия Лидера Нации. За каждой траекторией развития мы видим концептуальный подход и ясное понимание моделей движения в будущее

16.12.2011

Автор:

Теги:
Стратегия Лидера Нации. За каждой траекторией развития мы видим концептуальный подход и ясное понимание моделей движения в будущее

.


Нынешний год для Казахстана особенный. Страна отмечает 20-летие Независимости и подводит итоги пройденного пути. Мы с уверенностью можемсказать, что за прошедшее время были достигнуты серьезные результаты, как в экономической сфере, так и с точки зрения реформ в политической системе страны.

Еслив начале 90-х годов многие политики и эксперты выражали сомнения в самой возможности по­строения независимого Казахстана, то сейчас мы живем в стране, которая является одним из наиболее влиятельных игроков на международной арене, демонстрирует высочайшие темпы экономического роста, стремится к новым рубежам конкурентоспособности.

Какие факторы обусловили страновой успех? Прежде всего политическая воляи стратегическое мышление общенационального Лидера Нурсултана АбишевичаНазарбаева, который по праву считается одним из наиболее выдающихся политиков современности. Все главные вехи на пути строительства сильногогосударства и рыночной экономики связаны с его именем. Это и отказ от ядерного оружия, и принятие Стратегии «Казахстан-2030», выдвижение программы вхождения страны в 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. За каждой стратегией развития мы видим концептуальный подход и ясное понимание моделей движения в будущее, которые были всегда свойственны Президенту нашей страны Нурсултану Назарбаеву.

Важнейший фактор странового успеха – это последовательный переход к рыночной экономике, осуществленный в первые годы независимого Казахстана. В тот момент, когда многие страны на постсоветском пространстве пытались сохранить элементы старой советской модели хозяйственной организации, мы приняли ответственное решение о переходе на рыночную модель, на создание оптимальных условий для привлечения иностранных инвестиций, на использование лучших зарубежных практик экономического управления.

Несмотря на те трудности, с которыми Казахстан столкнулся в первой половине – середине 90-х годов, руководство страны проявило волю и твердость в проведении системной экономической политики. И результаты незаставили себя ждать. Во второй половине 90-х годов были проведены банковская и пенсионная реформы, которые по праву считаются лучшими на постсоветском пространстве по качеству их реализации. Максимально эффективно были использованы возможности сырьевого сектора, но в то же время параллельно формировались новые точки роста, которые находились в несырьевом секторе.

Были созданы сильные институты развития, в том числе холдинги «Самрук» и«Казына», которые впоследствии были объединены в Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Все эти меры позволили нам достойно встретить события мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. Казахстан к этому моменту обладал не только огромными запасами Национального фонда, но и располагал сильной инструментальной базой, позволяющей оптимально распределить антикризисные средства по наиболее проблемным точкам.

Здесь необходимо упомянуть еще об одной сильной стороне экономической политики нашего государства. В центре казахстанских реформ всегда стоял человек. Об этом постоянно говорит Лидер нашего государства Нурсултан Назарбаев. За этими словами стоят жест­кие требования к руководителям всех уровней, что особенно отчетливо проявилось в кризисный период, когда Нурсултан Абишевич потребовал, чтобы ни одна социальная программа не была свернута и все обязательства перед гражданами страны были выполнены в необходимом объеме.

Это и есть лучший пример того, как соединяются интересы государства и общества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на выборах Президента Казахстана в поддержку политики нашего Лидера отдали свои голоса свыше 90% граждан страны. Уже неоднократно отмечалось, что формула Нурсултана Назарбаева «сначала – экономика, затем – политика» себя полностью оправдала. Мощные экономические реформы предшествовали политическому транзиту в сторону демократии. Но ведь именно благодаря продуманной этапности реформ мы сумели построить сильную экономическую основу для продвижения к демократическим ценностям. Причем на протяжениивсего 20-летнего перио­да была сохранена общественная стабильность, Казахстан сумел избежать губительных социальных конфликтов, которые в некоторых странах СНГ так и не позволили осуществить необходимые для развития государства и общества реформы.

В то же время Казахстан можно по праву назвать одной из самых демо­кратических стран на постсоветском пространстве. Если в 90-е годы для осуществления успешных реформ была необходима сильная президентская власть, то после 2007 года мы видим значительное укрепление позиции всехинститутов государственной власти. Парламент страны принимает самое активное участие в разработке внутриполитических и внешнеполитических стратегий развития Казахстана. Законодатели получили возможность эффективно контролировать деятельность Правительства.

Можно с уверенностью сказать, что и в дальнейшем полномочия высшего законодательного органа будут расширены, постепенно сформируется новый баланс отношений между ветвями власти. При этом реформы идут поступательно, эволюционно, что особенно заметно на примере изменений, происходящих на партийном поле страны. Недавно был принят закон, в соответствии с которым Мажилис Парламента РК будет включать как минимум 2партии. В январе 2012 года пройдут досрочные парламентские выборы, которые приведут состав Мажилиса в соответствие с этим прогрессивным законом. Но в то же время очень важно, что в Казахстане существует доминирующая партия, партия лидерского типа – Народно-демократическая партия «Нур Отан».

Успехи прошедших 20 лет для нашей страны – это показатель высочайшей степени зрелости всего казахстанского общества. Мы сумели сохранить межнациональное и межконфессиональное согласие в сложных условиях все более возрастающих глобальных рисков. Толерантность казахстанского общества имеет не только внутриполитическое, но и внешнее измерение. Нацеленность на интеграцию и взаимовыгодное сотрудничество является залогом успехов нашей страны на международной арене, выразившихся в высоком признании председательства в ОБСЕ в 2010 году.

Стратегия интеграционного прорыва Нурсултана Назарбаева была воплощена вконцепции практического евразийства, сформулированного Президентом Казахстана в 1994 году в стенах МГУ. Сейчас мы вступили в новый этап реализации евразийского проекта: от Таможенного союза к Единому экономическому пространству, а затем к Евразийскому экономическому союзу.

На наших глазах закладываются основы мощного интеграционного проекта, построенного на принципах равноправия и взаимного уважения. Оценивая основные вехи пройденного за 20 лет пути, мы ощущаем чувство гордости застрану и казахстанцев, чьим трудом были достигнуты столь впечатляющие успехи. Но мы не останавливаемся на достигнутом. За эти 20 лет выросло новое поколение казахстанцев – за ними будущее страны.

Кайрат КЕЛИМБЕТОВ,

министр экономического развития и торговли РК


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение