Гарифолла ЕСИМ: Долгий путь от Атамекена до ТљазаТ› елi

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
О том, на каком политико-экономическом пергаменте пишется новейшая 20-летняя история нашей Родины, о роли личности в ней, о философии независимости и современных ценностях в обществе накануне главного праздника страны мы беседуем с писателем, академиком, док­тором философских наук, сенатором Гарифоллой Есимом.
Гарифолла ЕСИМ: Долгий путь от Атамекена до ТљазаТ› елi

О том, на каком политико-экономическом пергаменте пишется новейшая 20-летняя история нашей Родины, о роли личности в ней, о философии независимости и современных ценностях в обществе накануне главного праздника страны мы беседуем с писателем, академиком, док­тором философских наук, сенатором Гарифоллой Есимом.

Без личности нет истории

– Прежде всего, как ученого-философа, хотелось бы спросить: что вы подразумеваете под понятием «независимость»?

– Как вы знаете, основным определяющим фун­даментом независимости является государство. Стремясь к созданию единого государства, каждый этнос формирует свои представления, которые основаны на мечтах, желаниях, целях, задачах, потребностях. Иными словами, государственный суверенитет – это олицетворение мечты народа о хорошей жизни, воплощениеэтой мечты в реальность.

Но что такое «независимость» в практическом понимании? Что есть независимость, от чего мы стали независимы?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо говорить о трех вещах, которых не было в нашем социалистическом прошлом.

Первое. В обществе не было свободы труда. Мы работали в совхозах,колхозах, на фабриках и заводах. Одним словом, были только один вид деятельности – коллективный труд, только одна форма собственности – общенародная. И это сковывало сущность человека, его инициативу. Если человек проявлял свои деловые качества, он ту же попадал в спекулянты и нес уголовное наказание. Он не имел возможностей потенциально развиваться, проявлять свои таланты. Его инициативы ограничивались жест­кими рамками. Для одаренных и талантливых людей жить в таком обществе равносильно заточению в тюрьму. Теперь в условиях Независимостимы обрели свободу труда, и теперь человек может проявить себя во всем. Свободный труд – это первое.

Второе. Социалистическое общество было атеистическим. Свобода вероисповедания была под юридическим запретом. Чтобы, например, выучиться на инженера, человек был обязан быть атеистом. Он оканчивал политехнический, например, а там обязательный предмет – Основы научного атеизма. Если не сдал – диплом не получаешь. Это сейчас нам кажется все это невероятным, но так было на самом деле – запрет на профессию из-за мировоззрения. В моей практике был случай, когда один студент, причем отличник и талантливый парень, отказался на государственных экзаменах отвечать на вопрос по атеизму, так как был верующим человеком. Шокированная таким фактом приемная комиссия отказала ему в выдаче диплома, а мне объявили взыскание. Жалко парня было, и через года полтора, когда началась оттепель перестроечного периода, мы все же смогли выдать ему диплом… Вот так вот было. И сегодня, когда говорим о свободе вероисповедания, мы должны понимать, что это величайшая ценность, колоссальная возможность для раскрепощения духа человека. Но еще великий Хаджа Ахмед Ясави говорил: «Аллах нам дал свободу. Но эта свобода есть враг человека. Потому что у свободы на правом плече – ангел, на левом – дьявол». И как ты пойдешь, по какой стороне? Надо уметь этой свободой пользоваться во благо.

Третье. По поводу личности. Личностей выдающегося порядка. В условиях социализма такие личности не были востребованы. Поэтому в годы сталинских репрессий был истреблен цвет казах­ской нации, расстреляны или сосланы выдающиеся представители казахской интеллигенции (впрочем, то же самое произошло и с другими народами Советского Союза). Личности власти были не нужны, их заменяла коммунистическая идея. Одним словом, если подытожить, в условиях социализма не было уважения к человеческому капиталу. В условиях же Независимости мы вернули и создали условия для его реализации.

Меня часто спрашивают о качественном состоянии, зрелости независимости. Так вот, я считаю, что независимое общество становится качественным и зрелым, если каждый его член, гражданин становится независимым. Если каждый из нас независим в выборе профессии, в выборе и выражении вероисповедания, в выборе жизненных приоритетов, предпочтений, места жительства и так далее. То есть человек свободен во всем. Следовательно,независимое государство, независимость граждан – это фундаментальные, основополагающие понятия. И сущность независимости определяет независимость его граждан.

Но человек всегда должен осознавать свою ответст­венность перед обществом. Анархист тоже считает себя независимым человеком... Только осознавая ценности общества, принимая его законы и уважая интересы, человек может считать себя свободным гражданином этого государства. Смысл и истинное содержание свободы постигаются через благо и благородство, и в этом процессе я вижу особую роль личности в истории.

– В одном из своих выступлений вы как-то сказали, что Личность – это связующее звено между настоящим и будущим. Какими критериями определяются роль и масштабность личности в эпоху становления государственности?

– Роль личности в истории невозможно переоценить. Без личности нет истории. Именно нацио­нальные лидеры выходили на ее авансцену, организовывая защиту родной земли от врага, как это было в прошлых веках, или проводя глобальные преобразования социально-экономического характера, как это показал двадцатый.

20 лет назад и для нас наступил момент истины. И видимо, было начертано свыше и историей, что в судьбоносную для Казахстана пору у руля молодогогосударства встал Нурсултан Назарбаев. Роль и масштабность личности Назарбаева предстоит еще оценить и осмыслить следующим поколениям. Ибо лидеры – как маяки для своего времени. Они не принадлежат самим себе, они принадлежат будущему. Именно поэтому я называю таких людей связующимзвеном поколений.

Масштабность личности наиболее ярко проявляется в эпоху перемен. Отречься от привычных догм, покончить со старым, выработать новые подходы и методы и, наконец, увидеть перспективу и, не колеблясь, принять ответственное решение может только сильная и неординарная личность. Это требует колоссальных моральных и физических сил.

Если вы помните, даже в тогдашнем ближайшем окружении Нурсултана Абишевича многие выражали сомнения: а надо ли отказываться от ядерного оружия, приглашать инвесторов, переносить столицу, создавать Национальный фонд… Но время все расставило на свои места. Объявив Казахстан безъядерной зоной, мы продемонстрировали миру свою миролюбивуюсущность. А это, в свою очередь, открыло дорогу для зарубежного капитала в нашу экономику. Астана стала не только визитной карточкой молодого государства, но и символом обновления и модернизации. Благодарятак называемой «финансовой подушке безопасности» мы без потрясений и хаоса смогли выйти из всеобщего экономического кризиса.

В своей книге «Философия независимости», вышедшей в нынешнем году, я попытался объяснить феномен Назарбаева с точки зрения ученого. Так вот, есть там и такие слова, цитирую: «Время Ренессанса рождает могучих титанов, и Нурсултан Назарбаев – выдающаяся личность. На этапе формирования информационного общества, когда на стыке веков духовное наследие народа входит в цивилизованное пространство, появление такой личности востребовано самим временем… Новое время обязывает нас по-новому думать, осмысливать пройденный путь, выстраивать будущее, создавать предпосылки для максимального выражения лучших черт и качеств народа и иметь возможность показать их всему миру… В своем Послании народу Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал о том, что мы должны войти вчисло 50 конкурентоспособных стран. Это прекрасная идея. Это золотое основание Казахского ренессанса».

И наконец, хотелось бы сказать о самом главном – об исключительной роли Елбасы в сохранении мира и согласия в стране. Да, можно достичь экономических высот, решить какие-то внешнеполитические задачи. Но если внутри страны не будет стабильности и гармонии в обществе, то можно ставить крест и на первых двух результатах. Благодаря действиям Нурсултана Назарбаева у казахстанцев появилась уверенность в себе, в своих силах, в своем будущем. Люди поверили своему Лидеру. И эта вера помогает им идти вперед, ставить перед собой великие цели, рождать созидательные идеи.

О национальной идее

– Многие наши соотечественники, в том числе и представители интеллигенции, частенько сокрушаются по поводу отсутствия национальной идеи. Как вы считаете, какой фактор в обществе должен стать объединяющими развивающим?

– У нас есть современная и креативная национальная идея. И она определяется одним словом – «КАЧЕСТВО». И об этом было объявлено Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Конструкция качества общеизвестна –быть конкурентоспособным. Если это качество утеряно в обществе, это общество не имеет будущего. Если общество конкурентоспособно – конкурентоспособно государство. Другого не дано. Это вопрос выживания. Ачтобы быть конкурентоспособными, должны быть качественными наши товары,услуги, образование, наука, принимае­мые законы, все структуры и в целом все общество. Все должно быть качественным. Япония, Малайзия, Германия после войны вышли на передовые позиции за счет качества. И когда Елбасы выдвинул идею Таможенного союза, он тем самым открыл воротадля конкуренции. Не секрет, что до сих пор многие наши сограждане кричат о вредности Таможенного союза. Кому во вред? Во вред тем, кто производит некачест­венные товары, кто живет в своем мирке, словно в скорлупе, и не желает внедрять прогрессивные идеи. Слова «казах» и «Казахстан» должны ассоциироваться со словом «качественно». Поэтому Таможенный союз в этом вопросе как Чистилище. Если мы, как государство, как нация, как цивилизованное общество, хотим состояться в этом мире, мыдолжны быть конкурентоспособными. Другого не дано.

– Признаюсь, задавая вопрос о национальной идее, я предполагал, что вы будете говорить о чем-то духовном, высоком... Но, по-вашему, все упирается в основном в экономическое составляющее?

– Когда говорю о качестве, я имею в виду не только и не столько экономическую сферу. Это понятие я воспринимаю гораздо шире. Допустим, есть у нас государственная программа «Культурное наследие». Для чего Елбасы выдвинул ее как проект? Потому что это тоже параметры качества, качественного отношения к историческому прошлому. То есть надо собрать все, что оставлено предками, провести экспертизу, завернуть в «непроницаемый чехол» и положить на арбу истории, на которой все эти несметные богат­ства дойдут до будущих поколений.

А идея Президента о триединстве языков – разве не о конкурентоспособности? И говоря о трех языках, Глава государства имеет ввиду три цивилизованных измерения: казахский язык – родной язык, который идентифицирует нас как нацию; русский – язык, который позволяет открывать богатейшие пласты истории и культуры современности; английскийязык – рабочий язык для общения, язык прагматиков. Зная эти языки, мы будем жить в трех цивилизационных измерениях. Это абсолютно новый подходв восприятии современности, в понимании постулатов конкурентоспособности.

Лично я уверен, что расцвету государственности всегда предшествует расцвет культуры и искусства. Возьмем, к примеру, историю России. Золотой и серебряный века русской литературы стали предвест­ником укрепления государственности. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов и, наконец, Толстой – это они положили начало экономическому и нравственному возрождению России. Или возьмите те же Сое­диненные Штаты, Францию, Бразилию, где в свое время тоже наблюдалась мощнейшая художественная рефлексия. Влияние художественного слова, может, не ощущается физически,но оно является сильнейшим рефлексирующим инструментом. Это как ткань общества – протекает и впитывает, а потом дает всплеск, взрывается, как вулкан, и дает потрясающий экономический эффект.

Признаюсь, подобного развития сценария я ожидаю и в нашей стране, считаю, что нашему обществу необходима художественная рефлексия. Мы должны осознать, что без нравственного и гуманитарного обновления нам будет трудно двигаться вперед!

Атамекен, Жерүйiк, Қазақ елi

– Что нам необходимо переосмыслить сегодня, чтобы произошла «перезагрузка» нашего сознания?

– Вы когда-нибудь задумывались: что породило Пушкина и Лермонтова? Поискотечества и отчизны, стремление этноса к этому поиску! Каждый этнос в стадии формирования ищет изначальную идею Отечества, Отчизны. У нас был «Атамекен» («Земля отцов»), затем Асан Кайгы дал нам мечту о «Жерүйiк» («Земле обетованной»). Всю свою историю мы считали и считаем себя евразийцами, потому как занимали евразийское пространство. Но нашествие Чингисхана, колониальная политика царской России и коммунистическая диктатура не давали нам возможности к самоопределению, созданию своей государственности.

Но в конце прошлого столетия произошло то, что должно было произойти, – мы пережили ренессанс Атамекена (Отечество) и появился «Қазақ елi» («Отчизна»). То есть на исконной казахской земле образовалось независимое государство. И во главе государства встал не потомок чингизидов, которому власть досталась по наследству, и не иностранный ставленник, а казах, избранный цивилизованным демократическим путем. И это как раз говорит о том, что действительно полностью реализовалась идея «Атамекен». Мы теперь «Қазақ елi» – независимое государство. И во главе этого государства – казах.

К сожалению, наше прошлое до сих пор держит наше сознание в своих тисках, зачастую, сами того не ведая, мы попадаем под зависимость устоявшихся псевдоисторических догм. Чтобы раскрепостить наше сознание, нужно переосмыслить пройденное. У казахского этноса – уникальная история, богатейший культурный пласт, которые требуют внимательного изучения и анализа. Нам нужно лелеять и пестовать наши традиции и обычаи. И ни в коем случае не должны недооценивать себя, деяния своих великих предков. Все это в совокупности позволит нам определить близкие по духу и менталитету ценности, которые мы обязаны сохранить и передать будущим поколениям.

– Не кажется ли вам, что в век научно-технического прогресса вопросы сохранения традиционных ценностей ушли на задворки цивилизации? Сегодня,особенно на Западе, как раз более популярны так называемые «нетрадиционные отношения» (честно говоря, язык не поворачивается произносить слово «ценности» в данном контексте). Существуют однополые браки, разрешение на употребление наркотиков, вычеркиваются из оборота святые, казалось бы, слова «отец» и «мать». Так что мы сегодня имеем в виду под понятием «традиционные ценности»?

– Традиционные ценности – это универсальные, природно-генетические способности народа, которые закрепились в традициях. Это не надуманные природно-генетические способности этноса, а способ его выживания, рефлексии к внешнему миру, который закрепляется в целом в образе жизни человека. Они есть основа дальнейшего развития общества. Без этого народа просто нет. И я хочу сказать, что если будущее Англии, Франции, Германии, Японии и других развитых стран еще оставляет надежду, то будущее США в этом плане вызывает тревогу. Культура этноса на генном уровне запрограммирована на выживание, она способна на самоочищение и самосохранение. Америку, мне кажется, ожидает период «распыления» ценностей, так как ее территорию населяют представители хоть и великих, но разных субкультур. Каждая из них будет переживать период своего ренессанса, и если в условиях высокой информированности они преодолеют состояние «разножелания», то все закончится в конечном счете консолидацией субкультур. Если, конечно, не вмешается большая политика…

У нас в этом отношении позиции куда более крепкие. Мы возрождаемся, когда говорим «Атамекен», когда вспоминаем «Жерүйiк», когда Чингисхана открыто называем поработителем народов, а не предком. Когда сегодняшний день позиционируем как евразийский ренессанс, впитывая все лучшее из других субкультур. Рядом с нами живет множество этносов, и если они принимают наше возрождение как общекультурное достояние, они будут возрождаться вместе с нами. Казахи, как государствообразующая нация, будут стремиться к этому. И это накладывает на нас огромную ответственность за будущее.

Почитание родителей – благо

– Считается, что одним из столпов самовыражения и самоидентификации казахского менталитета являются семейные ценности. Как вы оцениваете их нынешнее состояние?

– Семейные ценности, к сожалению, подверглись значительной эрозии со стороны коммунистической идеологии. Там имело место противопоставление детей и отцов именно по идеологическим соображениям, а высочайшей ценностью для человека, вместо отца и матери, преподносились какие-то абстрактные идеологические понятия. Сейчас мы постепенно преодолеваем эту эрозию, но она еще дает о себе знать. Проявления неуважения к старшим, некоторые отклонения в общественном сознании, связанные с морально-этическим поведением, – это именно из-за того, что мы допустилиэтнореформацию в семейном вопросе, в семейном воспитании. Почитание родителей, старших – это было у нас, что называется, в крови. Наши старики никогда не оставались без внимания детей, внуков и не боялись к преклонным годам остаться одни, без поддержки… У каждого в семье была своя роль и каждый имел свои права и обязанности. И когда сегодня во время свадьбы родители говорят: «Сен келiн емес, қызымыз боласын» («Ты будешь для нас не снохой, а дочкой»), это в корне неверно! Дочь должна быть дочерью, келiн – снохой, күйеу бала – зятем. Смещение ролей ведет кдеформации семейных устоев, потому как у каждого из них своя роль в доме. Наши предки были куда мудрее нас, когда строго следовали этим правилам. Может, это и выглядит немного архаично, но в этом – суть устоев. Они передавались из поколения в поколение, сохранились в притчах, пословицах и поговорках. А ведь подобное не всем дано. Например, цивилизации майя и инков в свое время вообще не имели себе аналогов в мире. Они придумали «ноль». Что это означает? Если люди придумали «ноль», они пришли к принципу справедливости. Весы, когда на нуле, – это знак справедливости. Это не только математическая модель мира, это модель человечества! Они к этому пришли, значит, они были очень прогрессивны в своем развитии. Но где ныне эти древние народности,где эти государства? Нет их! История безжалостно стерла их с лица Земли. Вот что происходит, когда народ теряет свои традиционные ценности, теряет корни. Сытость заставляет забыть о духовных ценностях. Асытость без духовности – это универсальное средство самоуничтожения.

Поэтому нам необходимо каждый день, садясь всей семьей за дастархан, общаться со своими детьми, обсуждать с ними наболевшие проблемы и знать,чем живет и дышит каждый член семьи. Заметьте: у казахов дастархан всегда имел круглую форму. Не случайно обсуждение каких-то актуальных проблем в обществе мы называем не иначе как встречей за «круглым столом». В этом тоже заложен особый смысл. За таким столом все равны. Это, по сути, маленькая модель демократии…

– Можно ли считать веру традиционной ценностью?

– Человек без веры не может жить! В конечном счете он должен верить в себя, если даже он не верит во Всевышнего. Есть Всевышний или его нет – это не человеческого ума дело. Я идею о Всевышнем беру как априори, иначе невозможно строить силлогизмы. Если ты ученый, ты должен изучать это мироздание. Я ученый – я изучаю мироздание, исследую то, что он создал. В зависимости от умосостояния, умонастроения или понимания делаюразличные выводы.

К сожалению, в потоке информации интерес к вере не всегда проявляется адекватно. Я по наивности думал, что по мере продвижения и проникновенияв духовный мир, по мере проявления новых величайших идей от наших духовных поводырей это религиозное чувство, верование станет прозрачным.Но, увы, в условиях, когда информация стала госпожой мира, в полном смысле законодателем всего, а внутри этого поля есть и нужное, и ненужное, потерять конфессиональную ориентацию очень просто. Отсюда – проявление фанатизма, насилия по отношению к тем, кто придерживается иных взглядов.

В первую очередь от подобного тлетворного влия­ния необходимо оградить детей. Слово «табу» не мы придумали, оно используется у всех народов, и мы должны наложить «табу» деструктивной информации. Необходимо разъяснять людям о том, какое светлое начало несет в себе вера. Еще Сократ говорил: «Знание – это пища, если мы плохую пищу употребляем – в желудке будет несварение». Точно так же с религией. Если в ней проповедуются темные идеи – соответственно, идет деградация личности. Знание должно быть благим, и его должны определять благие люди.

– Спасибо за интересную беседу!

Беседовал Сабит МАЛДЫБАЕВ

Теги: История

Поделиться: