Ю. Солозобов: Двадцать вершин Независимости.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Независимость для всех казахстанцев – особая ценность. Она одновременно символизирует сбывшуюся многовековую мечту народа и является началом новой эпохи в истории нации. В канун юбилея Парламент Казахстана принял специальную Декларацию 20-летия Независимости. В этом торжественном политико-юридическом документе, обращенном к современникам и будущим поколениям, выделены главные достижения Казахстана за время его суверенного существования. Инициатива Сената получила поддержку Главы государства.
Ю. Солозобов: Двадцать вершин Независимости.

Двадцать вершин Независимости. Декларация станет политическим камертоном нового этапа долгосрочного развития страны
 
Независимость для всех казахстанцев – особая ценность. Она одновременно символизирует сбывшуюся многовековую мечту народа и является началом новой эпохи в истории нации. В канун юбилея Парламент Казахстана принял специальную Декларацию 20-летия Независимости. В этом торжественном политико-юридическом документе, обращенном к современниками будущим поколениям, выделены главные достижения Казахстана за время его суверенного существования. Инициатива Сената получила поддержку Главы государства. В самом деле, принятие Декларации 20-летия Независимости – очень точный и своевременный ход казахстанского политического класса. По мнению экспертов, эта инициатива имеет большой политический потенциал и стратегическую глубину. Декларация зафиксировала главные достижения, демонстрирующие современникам и потомкам реальные масштабы изменений, происшедших в стране за 20 лет подруководством Первого Президента РК. По сути, этот документ станет политическим камертоном для нового этапа развития страны.

Несколько месяцев над текстом Декларации шла напряженная работа коллектива лучших казахстанских экспертов и ведущих политиков страны. Много усилий было ими затрачено, чтобы текст получился таким, как он есть, – строгим, емким и содержательным. На мой взгляд, Декларация 20-летия Независимости отныне будет смысловым стержнем, позволяющим с предельной ясностью детализировать и собрать воедино главные вехи в новейшей истории независимого Казахстана.

Понятно, что все волнующие события минувшего двадцатилетия не могут бытьперечислены в одном, пусть даже многократно выверенном документе. И тутоткрывается творческий простор для целого поколения историков, политологов и специалистов по казахстанике. Хочу и я, как независимый исследователь, много лет занимающийся изучением Казахстана, внести посильный вклад в это важное дело. Пользуясь возможностью, предоставленной редакцией газеты «Казахстан­ская правда», попробую определить и обосновать 20 главных достижений Казахстана. С точки зренияроссийского наблюдателя эти самые важные вехи представляются так.

Политика стабильности

16 декабря 1991 года Верховный совет РК принял Конституционный закон «О государственной Независимости Республики Казахстан». Впервые в истории Казахстан обрел юридический статус независимого государства с границами,признанными всем мировым сообществом. Независимость – сбывшаяся многовековая мечта казахского народа, с ее обретением раскрылся творческий потенциал нации. За 20 лет независимого развития Казахстан сделал больше, чем иные страны за столетия, превратившись в современное государство, успешно осуществив системные реформы в ключевых областях жизни общества – политической, экономической, социальной.

Своимиуспехами Казахстан обязан политике стабильности, проводимой Первым Президентом Н. Назарбаевым. «Наши главные ценности – Независимость, Мир иСтабильность», – так считает Нурсултан Назарбаев. То же самое говорят иказахстанцы: если будут спокойствие, стабильность в стране, то будут развитие и благополучие. Согласно социологическим опросам, большинство граждан страны считают независимость и стабильность самыми большими достижениями Казахстана. Ведь с обретением суверенитета вся страна, народ в целом и каждый гражданин обрели подлинную свободу самостоятельностроить свое будущее. С точки зрения международных наблюдателей, независимый Казахстан представляет вдохновляющий пример государственногоуспеха, достигнутого путем солидарных усилий народа и власти.

Межнациональное согласие

Казахстан – обладатель еще одного уникального опыта – гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений. Представители 140 национальностей и 46 конфессий мирно уживаются в самом сердце Евразии. Все 20 лет Независимости Казахстан поддерживал мир со своими далеко не спокойными соседями. Почти 14 тыс. км сухопутной границы страна превратила в «границу дружбы и добрососедства». Республика также избежала гражданских или вооруженных внутренних конфликтов, будь то на этнической или религиозной почве. Это беспрецедентное достижение за всю постсоветскую историю. Еще на заре независимости Казахстан взял за основу своего развития единство народа, которое строится на равноправии,дружбе и согласии. Республика в числе немногих стран мира оказалась в состоянии сохранить межнациональную стабильность и позитивную консолидацию общества. 

«Национальное единство – наш стратегический выбор», – в этом уверен Нурсултан Назарбаев. Но мало просто провозгласить верную политическую формулу «единство в многообразии». Надо было еще создать эффективные инструменты, превращающие полиэтничность и многоконфессиональность в фактор силы. Настоящим прорывом в этом смысле стала деятельность Ассамблеи народа Казахстана, созданной в 1995 году по инициативе Президента. Это эффективная структура воплотила главные идеи межнационального согласия как фундамента казахстанской государственности. Второй глобальной инновацией казахстанского Лидера является уникальный формат Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Успешный опыт Казахстана по налаживанию бесконфликтных межнациональных и межконфессио­нальных отношений сегодня признан эталоном во всем мире.

Экономический рост

Казахстан на протяжении двух десятилетий удивляет мир высокой эффективностью системных экономических преобразований. Страна успешно провела коренные реформы в экономике, обуздала инфляцию, сформировала современную юридическую базу и структуру управления. «Казахстан за 20 лет Независимости достиг таких результатов в экономике, которых не смогла достигнуть ни одна страна в мире», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев. И это действительно так! В начале пути к независимости Казахская ССР занимала скромное 12-е место в рейтинге экономического развития союзных республик. Теперь Казахстан – одна из самых быстро растущих экономик планеты. Душевой ВВП за первое двадцатилетие государственности вырос у знаменитых на весь мир «азиатских тигров» – Сингапура и Малайзии – в 2–3 раза, а у «казахстанского барса» – в 12 раз!

Успех Казахстана на фоне его соседей во многом объясняется тем, что после распада СССР его руководство наиболее последовательно проводило реформы на пути перехода к рыночной экономике.

Основой «казахского экономического чуда» стала созидательная формула: «сначала – экономика, потом – политика», выдвинутая Президентом Н. Назарбаевым. Казахстанский Лидер понимал: пока ВВП на душу населения не превысит 6 000 долларов в год, о стабильной демократии не может быть и речи. Сейчас этот показатель уже превышает 9 000 долларов. У Казахстана низкий уровень госдолга и высокий – золотовалютных резервов, что дает необходимый запас прочности экономики. Страна уверенно смотрит вперед – проводит Программу форсированной реиндустриализации.

Новая экономика Казахстана — это высокопроизводительные рабочие места и европейское качество жизни для максимально возможного числа сограждан. Республика, по мнению российских экспертов, является ярким примером построения наиболее успешной постсоветской экономики.

Сильное социальное государство

Построение эффективной национальной экономики – не самоцель казахстанского руководства. С момента обретения государственной независимости Первый Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед страной задачу «строительства сильного суверенного государства с социально ориентированной рыночной экономикой». Без этого не утвердится социально ориентированный рынок, не могут быть надежно защищены все формы собственности, не будут обеспечены права человека. Сегодня Казахстан – страна с успешной социально-рыночной экономикой. За годы независимости пенсии, заработная плата выросли в 6–7 раз, а минимальная заработная плата увеличилась в 25 раз. Еще один аргумент – самый низкий уровень безработицы по СНГ. Если сравнить Казахстан с другими постсоветскими республиками, то эта страна, скорее, счастливое исключение из общего правила, что дает основания миллионам граждан с гордостью говорить: «Государство – это мы!»

Этот глас народа понятен – в столь протяженной и многообразной стране, как Казахстан, только сильное государство способно обеспечить и защититьличную и общественную свободу. Образ такого государства нашел отражениев государственных символах республики. Легендарный тулпар – конь с крыльями – символизирует мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. «Процветающий и сильныйКазахстан – в этом заключаются цель и смысл нашей государственности», –так говорит Н. Назарбаев. Особо стоит подчеркнуть, что задача построения сильного социального государства была поставлена и успешно решалась руководством Казахстана в трудных условиях постсоветской разрухи и низких цен на сырьевые товары. И этот исторический опыт крайнеценен для многих молодых государств на постсоветском и общеевропейском пространстве.

Стратегическое планирование

Экономические реформы, социальная модернизация, курс на форсированную индустриализацию, перенос столицы – эти и многие другие стратегические решения в Казахстане не появились спонтанно. Они были плодами многолетних усилий Главы государства по разработке стратегии развития страны. С первых дней независимости Президент Н. Назарбаев потребовал, чтобы вся деятельность по строительству государства носила системный характер. Как точно отмечает в своей статье «Главное достояние 20-летия»председатель Сената Парламента Кайрат Мами, «Казахстан стал одним из первых государств на постсоветском пространстве, которое перешло к модели долгосрочного стратегического планирования». Эта продуманная стратегия успеха детально описана в книге Нурсултана Назарбаева «Казахстанский путь», ставшей настоящим путеводителем к независимости для многих молодых государств.

Долгосрочные приоритеты развития казахстанского государства определила Стратегия «Казахстан-2030», – программа действий страны на ближайшие тридесятилетия. В республике также успешно дейст­вует индустриальная программа «Казахстан-2015». Существует еще одна важная программа частно-государственного партнерства – «30 корпоративных лидеров Казахстана», охватывающая различные проекты, в том числе в инфраструктуре. Все это показывает, с какой серьезностью и исторической ответственностью относится к развитию страны руководство Казахстана и лично Лидер Нации Н. Назарбаев. Последовательно реализуя заложенные в этих работах амбициозные, но достижимые цели, Казахстан за годы независимости добился впечатляющих результатов. Этому умению – предвидеть будущее, ставить стратегические задачи и четко их выполнять –надо учиться многим странам-соседям, в том числе и России.

Региональное лидерство

За 20 лет Казахстан прошел огромный путь от среднеазиатского осколка советской империи до крупной региональной державы, признанного экономического и политического лидера Центральной Азии. Сегодня РК – единственная страна в ЦАР, которая уверенно и стабильно развивается по всем макроэкономическим показателям. Этого нельзя сказать об остальных государствах региона, скатившихся до статуса стран «третьего мира». Уровень жизни в Казахстане на душу населения определяется в 12,8 тыс. долларов. Для сравнения: ВВП по ППС на душу в Узбекистане – 3 100, в Кыргызстане – 2 200, в Таджикистане – менее 2 000 долларов.

Индекс человеческого развития ООН еще красноречивей: эксперты оценивают Казахстан как вполне удобную для жизни страну (66-е место из 169 стран). Россия рядом – на 65-м месте, а вот соседи Казахстана расположились довольно далеко — Узбекистан (102), Кыргызстан (109) и Таджикистан (112). Но Президент Нурсултан Назарбаев понимает: успешное развитие страны не может проходить обособленно, без сопутствующего подъема стран-соседей.

В 2005 году казахстанский Лидер предложил создать Союз центральноазиатских государств. По инициативе Нурсултана Назарбаева былосоздано Центральноазиатское экономическое сообщество, преобразованное затем в Центральноазиатский экономический союз.

Только глобально мыслящий политический дея­тель, каким является Н. Назарбаев, способен наладить взаимовыгодное сотрудничество государств Центральной Азии и обеспечить защиту их интересов на благо живущих здесьнародов. Чтобы закрепить лидерский статус Казахстана и осуществлять позитивное воздействие на страны региона, необходимо выработать и реализовать долгосрочные инструменты экономического воздействия. На это нацелена новая инициатива Нурсултана Назарбаева: Казахстан к 2016 году должен стать мировым торгово-логистическим и деловым хабом в ЦАР. Реализация этой стратегической идеи позволит республике стать своего рода «Сингапуром» Центральной Азии.

Локомотив интеграции

Накопленным опытом государственного строительства Казахстан готов делиться не только с соседями по региону, но по всему постсоветскому пространству. Современный Казахстан – это подлинный локомотив интеграциив СНГ. Страна – новатор, от которой постоянно идут новые объединительные инициативы. Президент Казахстана неизменно подчеркивает,что добрососедство, равноправие, честное сотрудничество – необходимые условия для экономической интеграции стран СНГ. Только на этой основе могут воплотиться и другие долговременные начинания интеграционного характера – совместные транспортные проекты, развитие научно-технического сотрудничества инновационного типа. «Нет смысла упиваться собственной самобытностью и замыкаться в своих границах: интеграция – вот кратчайший путь к процветанию», – так считает НурсултанНазарбаев.

Политик глобального масштаба со свойственным ему стратегическим проектным мышлением действует проверенным в Евросоюзе методом институционального строительства. Созданные по почину Первого ПрезидентаКазахстана Таможенный союз, Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) – на сегодня самые продвинутые и эффективно функционирующие интеграционные объединения на просторах бывшего СССР.

Приведу такой пример. Снятие таможенных барьеров между тремя государствами помогло всего за год получить рост приграничного товарооборота на 50%. А товарооборот между Беларусью и Казахстаном, территориально не граничащими друг с другом, увеличился еще больше – на 123,4%.

Политический стратег Н. Назарбаев понимает, что экономическое благосостояние и само будущее наших государств – соседей по СНГ заключается в общем геоэкономическом партнерстве – равноправном, без старших и младших братьев. Доказательством исторической правоты Нурсултана Назарбаева стало подписание 18 ноября 2011 года в Кремле важнейшей Декларации о евразийской экономической интеграции. Безусловно,это историческое событие для всех государств бывшего СССР, путь к эффективному и добровольному объединению государств постсоветского пространства. И как финал – к практической реализации проекта Евразийского союза, впервые предложенного Президентом Нурсултаном Назарбаевым. Подводя итоги 20-летия образования СНГ, многие российские изарубежные политики сходятся в одном: именно казахстанский Лидер является «отцом нашей постсоветской интеграции».

Новое евразийство

Интеграционная, лидерская миссия Казахстана не была бы столь успешной без привлекательной объединительной идеологии – ею стала идея «нового евразийства» Нурсултана Назарбаева. Примечательно, ее выдвинул Лидер именно Казахстана – молодого государства, расположенного в самом сердце Евразии. Первый Президент страны отчетливо сформулировал свою версию политического евразийства в 1994 году, озвучив в стенах МГУ прорывную инициативу создания Евразийского союза равноправных независимых государств.

Евразийская концепция Н. Назарбаева предусматривает выгоду для каждого субъекта интеграционных процессов, использование суммарного потенциала объединения в интересах всех его участников. Евразия, объединенная в соответствии с идеями Нурсултана Назарбаева, также обещает значительную свободу развитию народов. Евразийство по модели Назарбаева предполагает максимальное сохранение национальных культур и языков. Казахстан уже сделал важные шаги в этом направлении: для всех 140 казахстанских этносов созданы наиболее благоприятные во всем СНГ условия национальногоразвития в рамках единого государства.

Так новое евразийство на практике доказывает, что каждая нация выражает иуспешно реализует себя в той исторической форме развития, которая ему органически присуща. По словам Н. Назарбаева, «одномерный мир» и «универсальная цивилизация» – это уже архаические утопии. Политик мирового уровня, Н. Назарбаев прекрасно понимает необходимость встраивания в глобальный мир, но делает это на правах равного. Новое евразийство Нурсултана Назарбаева дало Казахстану исторический шанс стать полноправным автором международной политики, а не ощущать себя провинциальным государством. С каждым годом голос Казахстана в мировой политике звучит все весомей. И страна в сердце Евразии теперь не просто косметически «корректирует» решения ведущих держав, а оказывает существенное воздействие на ход мировой истории.

Мост между Востоком и Западом

Политическоеруководство Казахстана, расположенного одновременно в Европе и Азии, давно осознало свою главную историческую миссию – моста между Западом и Востоком. Молодая республика постоянно ищет новые формы равноправного международного диалога. Широкую известность получили Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) и ставшие уже традиционными Съезды лидеров мировых и традиционных религий. В мировом сообществе хорошо известны вклад Астаны в обеспечение региональной безопасности, а также ее поддержка международных усилий по нормализации ситуации в Афганистане, Ираке и других «горячих точках» планеты.

За 20 лет с момента развала СССР Казахстан из малоизвестной степной страны превратился в одно из ключевых государств Евразии, чье мнение имеет солидный вес в мировой политике. Только за последние два года страна стала председателем сразу трех влиятельных международных организаций – Шанхайской организации сотрудничества, Организации исламского сотрудничества и ОБСЕ. Это весомое доказательство высокого авторитета Казахстана и влиятельности его Лидера на мировой арене.

Председательство в ОБСЕ в 2010 году стало «звездным часом» для Астаны. Оно было названо успешным всеми ведущими державами мира. Огромная работа, проделанная республикой на этом посту, позволила «встряхнуть» Организацию, активизировать работу по решению ряда серьезных проблем евразийской безопасности.

Выбор РК на роль председателя ОБСЕ оказался весьма удачным. Астана как идеальный медиатор между мусульманским и европейским сообществами способна реально помочь разрешению многих конфликтов в Евразии. 

Безъядерный мир

В мире высоко оценивается историческое решение Казахстана добровольно отказаться от четвертого ракетно-ядерного арсенала, закрыть второй крупнейший в мире ядерный испытательный полигон и присоединиться к режиму нераспространения. Решение о добровольном отказе от ядерного оружия стало наглядным проявлением государственной и стратегической мудрости и актом незаурядной политической воли Нурсултана Назарбаева. Зато теперь у республики есть международные гарантии безопасности и колоссальный кредит доверия в такой деликатной сфере, как ядерные технологии. Поэтому именно Казахстан стал главной кандидатурой для размещения Международного банка ядерного топлива.

Страна, испытавшая на себе ужасы атомных экспериментов, имеет полное моральное право требовать более решительных действий в сфере разоруженияи кардинального усиления режима нераспространения оружия массового уничтожения. В частности, Казахстан считает важным скорейшее вступление всилу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Президент республики недавно выступил за разработку нового универсального Договорао всеобщем горизонтальном и вертикальном нераспространении ядерного оружия. По мнению ряда влиятельных международных организаций, Н. Назарбаев давно уже заслуживает присуждения ему Нобелевской премии мира за безъядерные инициативы и практический вклад в атомное разоружение.

Энергетический гигант

Ведущие страны мира понимают и правильно оценивают потенциал Казахстана как крупной энергетической державы. По объему подтвержденных запасов нефти страна занимает 12-е место в мире, причем без учета потенциальных запасов каспийского шельфа. По запасам газа и газового конденсата – 15-е, по запасам угля – 8-е место в мире, в недрах республики содержится4% от общемирового объема «горючего камня». Страна также занимает 2-е место в мире по запасам урана, а по добыче этого стратегического сырья сохраняет лидирующие позиции.

Эти цифры свидетельствуют о том, что Казахстан входит в узкую группу государств, которые оказывают существенное влияние на состояние мировогоэнергетического рынка. Но республика не появилась на свет, как говорят,с «золотой ложкой во рту». К тому моменту, когда Казахстан стал независимым, многие добывающие отрасли и геологоразведка оказались в полном упадке, многое, в том числе и собственные трубопроводы, приходилось создавать с нуля. Не было технологий, кадров, оборудования, капитала и, самое главное, умения выгодно реализовывать энергетическое сырье на мировом рынке. С первых шагов независимости Президент Н. Назарбаев уделял пристальное внимание опережающему развитию энергетической отрасли. Сегодня национальный ТЭК – становой хребет экономики. Казахстан может целиком обеспечить свои топливно-энергетические потребности за счет собственных природных ресурсов и осуществлять экспорт всех видов топлива и передачу электроэнергии за пределы республики. Полная энергетическая независимость – значительное достижение молодого государства.

Продовольственная безопасность

За годы независимости Казахстану удалось решить проблему, над которой 70лет безуспешно бились власти СССР, – продовольственную. Сегодня страна входит в число шести крупнейших экспортеров зерна в мире, а по экспорту муки третий год подряд является мировым лидером. К началу следующего десятилетия Казахстан должен войти в пятерку мировых экспортеров зерна. Такую задачу поставил Президент. Внутри страны также произошли существенные перемены к лучшему – рацион среднего казахстанца за последние 20 лет стал богаче. Выросло среднедушевое потребление мяса имясопродуктов. В 2 раза увеличилось потребление рыбы и морепродуктов. Почти в 3 раза больше жители Казахстана стали употреблять в пищу фруктов, увеличилось потребление яиц, жиров и кондитерских изделий.

Воспоминания о дефиците 70-х, очередях 80-х и голоде 90-х уже выглядят как страшный сон. Но это все было в нашей еще недавней истории!.. Поэтому одной из главных задач независимости Президент Н. Назарбаев назвал обеспечение продовольственной безопасности Казахстана.

К этому подталкивает и обострившаяся глобальная проблема нехватки продуктов питания. Согласно данным Комиссии ООН за 2010 год, в мире уже голодает более миллиарда человек. «Казахстан объективно должен стать ещеболее мощной сельскохозяйственной державой, потенциал и ресурсы для этого у нас есть», – говорит Нурсултан Назарбаев.

И действительно, по оценкам экспертов, потенциал агропромышленного комплекса Казахстана позволяет обеспечить продовольствием до 100 млн. человек. Страна обладает возможностью значительно расширить посевы зерновых культур, увеличить производство мяса, имеет большие резервы по переработке сырья для продовольствия. Президент Казахстана предлагает создать систему продовольственной помощи в рамках Организации исламскогосотрудничества и в перспективе готов разместить в Казахстане региональный банк продовольствия. Это значит, что независимый Казахстан превратился в одну из ведущих аграрных держав мира.

Космическая держава

Человек так устроен, что его мало просто накормить и обогреть – надо дать людям мечту. Извечную мечту полета к звездам. На территории Казахстана находится уникальное сооружение, первая космическая гавань – космодром Байконур. Отсюда в свой исторический полет отправился Юрий Гагарин, затем с этого космодрома стартовали и граждане Казахстана. За годы независимости республика обрела статус полноценной космической державы, став второй страной (после России) среди государств СНГ, запустившей на орбиту собственный спутник. В течение ближайших лет Казахстан намерен отправить в космос еще 2 спутника. Это значит, что страна войдет в элитный клуб 25 государств мира, имеющих 2 и более спутника на орбите.

Указом Президента Назарбаева создано Национальное космическое агентство РК, которое ведет многовекторную работу по созданию космической отрасли страны. Сегодня «Казкосмос» сотрудничает со множеством стран мира, включая Францию, Германию, Японию, Корею, Израиль, Индию и Китай. Однакоего приоритет – отношения с космическими агентствами двух бывших союзных республик – России и Украины. В рамках братского сотрудничества такие проекты, как, например, космический комплекс «Байтерек», создание Центра управления полетами и информации в Астане, авиационный ракетно-космический комплекс «Ишим» для выведения наноспутников. Освоение космоса занимает стратегически важное место в развитии индустриального Казахстана и способствует вхождению республики в ряд мировых космических держав.

Инфраструктурный прорыв

Геополитическое положение Казахстана предопределяет его особую роль в обеспечении евразийских связей. Создание транспортных артерий и международных транзитных коридоров – одна из важнейших задач стратегии независимости страны. После распада СССР многие западные эксперты пророчили Казахстану судьбу континентального захолустья. Скептики иногдадаже говорили про среднеазиатский «геополитический мешок», из которого Казахстану якобы не выбраться вовек. Но дальновидный стратег Н. Назарбаев нашел целый ряд новаторских решений, которые позволили интегрировать Казахстан в мировую систему транзитной инфраструктуры и сделать ключевым игроком мировой геоэкономики.

Прежде всего нужно было построить собственные трубопроводы. Советская система транспортировки не отвечала требованиям суверенного государства иограничивала доступ к международным рынкам. Первой ласточкой стал проект Атасу – Алашанькоу, реализованный национальными нефтяными компаниями Китая и Казахстана. Потом появился нефтепровод Атырау – Самара, открывший путь на рынки Европы и Балтии. Сейчас обсуждаются плюсы и минусы проектов Актау – Баку – Джейхан и Казахстан – Туркменистан – Иран. Глубокой модернизации подвергся порт Актау, ставшиймор­скими воротами Казахстана. По мнению Президента Н. Назарбаева, в инфраструктурном строительстве у Казахстана только один приоритет – экономическая выгода. Геополитика отходит на второй план.

Особое внимание Глава казахстанского государства уделяет стройке XXI века – международному транзитному коридору Западная Европа – Западный Китай. Это уникальный проект, его протяженность 8,5 тыс. км. «В настоящее время грузы в Европу с Дальнего Востока, Китая перевозят черезморя, Тихий и Индийский океаны, а этот транспортный коридор позволит сократить дорогу в 3,5 раза», – подчеркнул Президент Н. Назарбаев. Автобан Западная Европа – Западный Китай станет основным маршрутом грузоперевозок в Центрально-Азиатском регионе. Через 10 лет по нему будет перевозиться около 330 млн. тонн грузов в год. Это значит, что крылатое выражение «Казахстан – золотой мост между Востоком и Западом» станет зримой реальностью.

Знание как национальная идея С первых дней независимости Президент Н. Назарбаев поставил стратегическую задачу формирования интеллектуальной нации как залога успешной конкурентоспособности Казахстана. «Мир вступилв эпоху глобализации, ускоренного развития инноваций и технологий. Новым этапом развития человечества является переход к «экономике знаний». И Казахстан не должен остаться на обочине этих процессов», – считает Н. Назарбаев. По сути, экономика знаний стала национальной идеейКазахстана. По поручению Главы государства разработана Государственная программа развития образования. Перечень достижений в этой сфере за годынезависимости впечатляет: Интеллектуальные школы, Назарбаев Университет– в Астане, Международный университет информационных технологий – в Алматы и многое другое.

Особым явлением стала президентская премия «Болашак», обеспечивающая получение молодежью высшего образования за рубежом. Сегодня свыше 4 500 молодых людей, учившихся в лучших университетах мира, применяют полученный ими опыт во благо государства. Но «Болашак» – только часть единого образовательного проекта. Сейчас Казахстан всерьез занимается созданием первоклассной системы образования в стране. Огромные средства вливаются в дошкольное образование, создаются сотни современных школ, страна подключается к единому Европейскому образовательному пространству. За два десятилетия открылось 780 общеобразовательных школ,а в рамках специальной госпрограммы до 2020 года будет построено еще 522 учебных учреждения. Все это делается для будущего страны. «Главный капитал страны – качественное образование», – в этом уверен Нурсултан Назарбаев.

Недавно в Астане открылся Назарбаев Университет, созданный по инициативеказахстанского Лидера. В этом уникальном вузе самые передовые специальности: информационно-коммуникационные технологии, космические технологии, нанотехнологии и компьютерный инжиниринг. Университет заключил уже 11 соглашений о сотрудничестве с университетами, входящими вчисло 30 лучших вузов мира. Образованное поколение – будущее страны. Именно оно будет решать стратегические задачи очередных 20 лет Независимости: войти в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира,создать «умную» экономику и завоевать для Казахстана статус мирового центра инноваций. 

Спортивные победы

Для любого молодого государства важно, чтобы доказательства его успехов были не только в экономике или в дипломатии. Поистине амбициозные и независимые державы должны побеждать и в политике, и в культуре, и в спорте. Спортивное признание Казахстана началось в далеком 94-м – тогда на зимних Олимпийских играх в норвежском Лиллехамере страна завоевала первое «золото». С тех пор на очередных играх медальный зачет неизменно пополнялся.

На заре независимости в Казахстане была масса насущных проблем, более значимых, чем развитие национального спорта. Но и в этом деле проявиласьдальновидность Первого Президента РК. В то время как многие его коллегипо СНГ махнули рукой на физкультуру и спорт, Н. Назарбаев констатировал: в современном мире спортивные достижения являются верным индикатором здоровья нации. Кроме того, большой спорт – это комплексный показатель способности независимой страны организовывать и принимать у себя масштабные мероприятия.

Для предъюбилейного Казахстана недавнее проведение Азиады-2011 оказалосьхорошим экзаменом на зрелость. Республика отлично справилась с ролью радушной хозяйки престижных соревнований. Не подвела и национальная сборная. В финальном медальном зачете победителем соревнований оказался именно Казахстан – в общей сложности страна завоевала 70 медалей, и 32 из них – золотые. Это невероятный рекорд не только для казахстанского, но и для мирового спорта!

Перенос столицы

Сияющие здания Астаны – наиболее яркое доказательство способности руководства Казахстана реализовывать смелые планы. Всего десятилетие отделяет нас от мечты Президента Назарбаева о новой столице до ее блистательного воплощения в шедевр современной архитектуры. Не секрет, что проект переноса столицы поначалу вызвал некоторое неприятие даже в ближайшем окружении Главы государства. Мол, зачем вместо обжитого уютного Алматы переезжать в продуваемую ветрами Астану!.. Но прошедшее время подтвердило стратегическую точность политического решения Нурсултана Абишевича.

Первый Президент РК использовал конъюнктуру высоких цен на нефть, чтобы заложить основы новой транспортной и технологической структуры независимого Казахстана. Опытный политик понимал, что без масштабного строительства на севере страны не будет решена задача нового индустриального рывка, а без технопарков Астаны не получится создать новую экономику промышленного развития. В этом ключ к реализации стратегии вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

Так, в соответствии со Стратегией «Казахстан-2030» некогда провинциальный городок, служивший в СССР местом политической ссылки, стал суперсовременным мегаполисом и одной из самых красивых столиц мира.Астана – визитная карточка молодой, но амбициозной страны. Во всем миревосхищаются этим великолепным городом-проектом. Политики приводят Казахстан в качестве положительного примера страны, способной эффективноаккумулировать экономический и человеческий потенциал. Эксперты называют Астану «созданием центра геополитического потенциала в голой степи».

Блистательный град в сердце Евразии стал монументом Независимости казахстанского народа и зримым воплощением государственного успеха Первого Президента РК.

Новая индустриализация

Одной из самых значимых вех в новейшей истории Казахстана следует признать взятый Нурсултаном Назарбаевым курс на форсированную реиндустриализацию страны. Этот шаг даст возможность осуществить долгожданный технологический рывок, создаст новые рабочие места и сниметопасную зависимость экономики от сырьевого сектора. По сути, речь идет осоздании в пока еще сырьевой стране принципиально иной, современной структуры производительных сил, дополненной более справедливой системой разделения труда. Основа этого курса – продуманная промышленная политикас опорой на внутренний рынок, которая поможет органично связать экономический рост с повышением уровня и качества жизни. Одним из ключевых элементов программы являются модернизация социальной сферы и приумножение «социального капитала» как главного фактора интенсивного развития страны.

По мнению российских экспертов, стратегия индустриальной модернизации позволит Казахстану решить ряд значимых проблем. Во-первых, преодолеть остаточные явления процесса «деиндустриализации» 90-х годов. Во-вторых, перейти к новой высокотехнологичной экономике, которая повысит конкуренто­способность Казахстана на мировых рынках. В-третьих, модернизация промышленного потенциала даст новый импульс развитию регионов. В-четвертых, будет способствовать решению социально-экономических проблем на новом качественном уровне. В-пятых, позволит отказаться от «сырьевой модели» экспорта. И, наконец, закрепит роль Казахстана как одного из лидеров процесса интеграции в рамках постсоветского пространства на новой, более качественной основе.

Новый десятилетний экономический курс РК нацелен на создание широкого слоя обеспеченных граждан. Этот стратегически выверенный курс не оставляет шанса приверженцам ни политической архаики, ни радикальных «революционных потрясений» под различными флагами и лозунгами. Выполнение программы реиндустриализации приведет к повышению мирового статуса республики и ее конкурентоспособности в современном мире. В итоге это будет способствовать приданию нового качества казахстанской политической нации. Предполагается, что к 2020 году Казахстан станет высокотехнологичным государством и войдет в число 50 наиболее конкурентоспособных экономик мира. Задача, которую поставил перед страной Президент Назарбаев, – стать одним из индустриальных локомотивовновой посткризисной экономики XXI века.

Казахстанский путь

20-летие Независимости – время подведения первых итогов государственногопроекта. Это повод осмыслить, что удалось свершить динамичной стране и ее общенациональному Лидеру. Сегодня Республика Казахстан – признанный эталон наиболее эффективного политического транзита в СНГ, получившего название «Казахстанский путь».

В начале этого пути в стране был детально проанализирован опыт политических преобразований за рубежом – как на Востоке, так и на Западе. Конечный продукт творческого поиска укладывается в слова Н. Назарбаева: «Мы идем своим собственным, казахстанским путем развития, который выбрали однажды и с тех пор ему следуем. Изучая и анализируя мировую практику, мы выбрали эволюционный путь. Мы против форсированноговнедрения демократии, тем более извне. Мы никого не пытаемся копировать, а делаем то, что нужно нашей стране и нашему народу. И у насэто получается».

Этот взвешенный эволюционный подход стал долгосрочным стратегическим ориентиром для независимого Казахстана. Уже в начале пути к политическому руководству пришло ясное понимание необходимости постепенного проведения «сверху» пакета системных реформ – экономических, социальных и политических. Под личным руководством Президента Н. Назарбаева были эффективно проведены трудные, но необходимые экономические сдвиги (банковская, пенсионная и другие реформы), а затем и назревшие политические преобразования. Немаловажно, что казахстанскому обществу удалось сохранить и приумножить позитивные идеалы развития. В итоге республика заняла особое место среди независимых государств, образовавшихся после распада СССР. А сам Президент Назарбаев на основании многолетних социологических опросов считается самым популярным политиком в СНГ.

По словам Нурсултана Абишевича, благополучие его страны зиждется на «трех китах»: вере и доверии народа, высоком уровне развития человека, внутриполитической стабильности и национальном единстве. Получается, чтоглавный секрет «казахстанского чуда» – это прежде всего сами казахстанцы. Активные, работоспособные граждане, верящие в счастливое будущее своей независимой Отчизны. И, разумеется, Первый Президент Нурсултан Назарбаев – дальновидный Отец нации и энергичный мудрый политик. Президент и народ – вместе они сделали Республику Казахстан общепризнанным мировым символом «государственного успеха».

Фактор Назарбаева

На рубеже веков Глава казахстанского государства по праву стал общепризнанным эталоном современного Лидера, который сочетает в себе интеллектуальные инновации и традиционный авторитет. Казахстану повезло втом, что на заре независимости государство возглавил один из самых прозорливых политиков нашего времени. И в этом нет ни грамма преувеличения. После распада СССР многие западные эксперты предсказывалинедолгую жизнь независимому Казахстану. Сильная этническая и региональная неоднородность, неспокойное окружение, казалось бы, оставляли мало шансов на спокойное развитие.

Но жизнь опровергла мрачные прогнозы, и в новейшую историю планеты минувшие два десятилетия вошли под знаком «казахстанского чуда», над истоками которого ломают голову политологи. О нем будут писать целые тома историки, изучающие рубеж XX и XXI веков. Но уже сегодня ясен главный секрет успеха Казахстана – «фактор Назарбаева».

Первый Президент Казахстана чутко уловил направления перемен в позднем Советском Союзе, потребности и чаяния казахстанского народа и начал терпеливо строить в соответствии с этим независимое государство. Мудрость руководителя, исключительный дар политического предвидения и выдающиеся способности стратега позволили Нурсултану Назарбаеву умело направлять стихийные процессы в русло конструктивных перемен.

Управленческое кредо Н. Назарбаева можно сформулировать так: «Не подлаживаться под политические процессы, а направлять их и управлятьбудущим!» Это редкое умение позволило Казахстану пройти сложный период неизбежных перемен без больших потерь и социальных потрясений, которыми отмечено становление других государств СНГ.

Именно наличие «фактора Назарбаева» стало решающей предпосылкой успешного политического транзита страны от среднеазиатской советской республики на стадию независимого государства мирового уровня.

Будущие историки наверняка отметят в деятельности Президента Н. Назарбаева черты сходства с деятельностью трех великих политиков ХХ века – Кемаля Ататюрка, Франклина Рузвельта и Шарля де Голля. При этом они должны будут признать, что каждый из этих троих «отцов нации» лишь частично отразил в своей деятельности те выдающиеся качества, которыми отмечено президентское служение Нурсултана Абишевича. Он как бы воплотилв себе лучшие свойства всех трех великих государственных руководителей инаиболее полно выразил всю сумму качеств подлинного исторического Отца –основателя государства и Лидера Нации.

Нурсултан Назарбаев органично соединил в себе две масштабные исторические роли – основателя государства и одновременно его реформатора. Мало кому в истории выпадала столь сложная и ответст­веннаязадача. И мало кто из политических деятелей так блистательно справился ститанической задачей построения молодого государства!

В современном мире имя Нурсултана Назарбаева уже превратилось в политический супербренд – в своего рода глобальный знак качества принимаемых решений.

***

Вот эти события, изменившие лицо страны и мира, входят в «ТОП-20» главных свершений страны. Образно говоря, это и есть «Двадцать вершин Независимости». Может быть, какой-то другой эксперт изберет другие события или поставит иные акценты. Но как бы то ни было, все части этой грандиозной мозаики неизбежно складываются в единую впечатляющую картинугосударственного успеха Казахстана. Эти достижения не просто фиксируют масштаб грандиозных свершений. Они задают устойчивую траекторию развитияКазахстана на следующие 20 лет. Траекторию нового успеха, которую можносмело назвать так: Курс Назарбаева.

Год назад, на торжественном собрании, посвященном 19-му Дню Независимости республики, Нурсултан Назарбаев справедливо отметил, что для создания развитого государства требуется 40–50 лет. Сегодня Казахстан блистательно прошел первую половину своего исторического пути кпроцветанию. Надежным Назарбаевским курсом стране надлежит теперь двигаться только вперед – к новым вершинам и ярким победам. И есть все основания рассчитывать на успешный ход государственного строительства с таким мудрым Лидером, как Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Поделиться: