Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Межконфессиональные отношения в современном Кыргызстане.

12.12.2011

Автор:

Теги:

     Искрина Алена- аспирантка

КГУ им. И.Арабаева e-mail: 

alena_iskrina @mail.ru

Межконфессиональные отношения в современном Кыргызстане.

          Кыргызстан на протяжении многих веков является многонациональным регионом. В настоящее время идет процесс религиозного возрождения, который имеет две стороны. С одной стороны, хорошо, что народ приобщается к своей собственной религии, это повышает нравственное воспитание, возрождает  культурные особенности присущие народу. С другой стороны идет процесс радикализации населения, переход в другие религии, и на этой почве происходят межконфессиональные конфликты.

          На сегодняшний день в республике проживают свыше 108 национальностей. Поэтому современную конфессиональную ситуацию в Кыргызской  Республике характеризуют следующие особенности: 1.историческая традиция толерантности, характерная для кыргызского этноса еще со средневековья;

 2.тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождение своей этнической группы; 

3.достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует поликонфессионализм.

До 1991 года в Кыргызской Республике функционировали две традиционные религиозные конфессии - Ислам и Православие. 

С приобретением  суверенитета в Кыргызстане для реализации религиозных прав и свобод граждан была создана  нормативно-правовая база. К числу важнейших  базовых документов  в области свободы совести  и вероисповедания  относится Закон Кыргызской  Республики « О свободе вероисповедания  и религиозных организациях», принятый  16 декабря 1991г

. Он был наиболее демократичным  в сфере религиозной  политики постсоветских государств.

Впервые в истории предусматривалась подлинная  независимость религиозных организаций  от государства, использование и создание  своего  СМИ, наравне с другими  государственными  объединениями, получение религиозного образования, предоставление им статуса юридического лица, уравнение в социальных правах всех работающих в религиозных организациях, распространение на  служителей  культа норм трудового  законодательства и прав  собственности.

Наряду  с положительными моментами правоприменительной практики, в нем  были  также проблемы, вызванные, в том числе, наличием правовых пробелов, они  обуславливали необходимость  дальнейшего  совершенствования нормативно-правового регулирования в области религии, которое, имело  ряд недостатков и упущений.

Во-первых,  в законе  отсутствовало  правовое разграничение между  религиозными организациями, которые пользуются  правоспособностью юридического лица, и теми, которым ею не пользуются.  

Во-вторых, в законе остались совершенно не отрегулированными вопросы религиозного обучения, образования и функционирования религиозных учебных  заведений.

В-третьих, закон не учитывал новое для постсоветских стран явлений как  деятельность  миссионеров зарубежных религиозных центров.

В-четвертых, в законе  совершенно не была  раскрыта  суть государственно-религиозных отношений

   Все вышеперечисленное заставило правительство пойти на усовершенствование закона. Проект обсуждался с мая по декабрь 2008 года при участии религиозных деятелей основных конфессий и был подписан 31 декабря 2008года. 

Новый закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года ужесточил деятельность религиозных организаций

. Согласно ему запрещено распространение литературы, печатных, аудио видеоматериалов религиозного характера в общественных местах (на улицах, бульварах), обход квартир, детских учреждений, школ и высших учебных заведений. Распространение религиозной литературы и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в местах, выделяемых в установленном порядке для этих целей местными государственными администрациями. Главная цель преследуемая законом направлена на обеспечение права человека на свободу вероисповедания, определенного Конституцией Кыргызской Республики, а также на регулирование отношений по осуществлению религиозной деятельности, установление правового положения религиозных организаций, религиозных зарубежных организаций миссий в Кыргызской Республике. Анализ материалов в СМИ по поводу законопроекта свидетельствует о многочисленных  дискуссиях, особенно со  стороны христианских религиозных организаций в вопросах статьи 5 «Государство и религия» пункта 4.о запрете прозелитизма

В Кыргызстане в 2011 году учетную регистрацию в Государственной комиссии по делам религий  прошли более 2200 религиозных объединений и организаций следующих направлений: Ислам 1913 (духовное управление мусульман Кыргызстана, его областные казыяты, другие исламские объединения и организации), Христианство 370( православие, католики, баптисты, христиане-адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране, пресвитериане, харизматы, миссии зарубежных конфессий, неденоминированные организации протестантского направления, Свидетели Иегова)

, Иудаизм-1, Буддизм-1, а также  объединения, относимые новым религиозным течениям –Бахаи -12, Объединенная методическая церковь(методизм)-1, Саентологическая церковь

 1.

 Несмотря на  предпринимаемые усилия  государственных, религиозных и общественных институтов, религиозная ситуация остается не однозначной. В первую очередь  это обусловлено  такими  факторами, как деятельность различных экстремистских, фундаменталистских, тоталитарных, деструктивных сектантских религиозных групп и течений, представляющих различные конфессии стремящиеся пройти  процесс самоидентификации укрепления своих позиций  в умах населения, и являющиеся дестабилизирующим фактором в обществе  и угрозой  национальной безопасности страны

.

Для народов, проживающих в Кыргызской Республике, в целом характерна религиозная толерантность. Но, на сегодняшний день остается нерешенной проблемой  межконфессиональные и межэтнические  нетерпимости  в следствие перехода  граждан из одной веры в другую. Так за 2011 год зафиксировано два конфликта на бытовом уровне  в Иссык- Кульской области. Подобные конфликты возникают  на местах в последние 13 лет. С учетом  этого, Закон КР «О свободе вероисповедания  и религиозных организациях в КР» от 16 января 2009 года попытался решить эту задачу, была выпущена методическая литература и проведены круглые столы для разъяснения нового закона. 

По решению данной проблемы, Госкомиссия по делам религий КР совместно с ОБСЕ в 2010 году выпустила брошюру «Практические рекомендации» для органов местного самоуправления

, а также  Госкомиссия по делам религий КР выпустила сборник при поддержке Местного Бюро Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе  «Международные нормы по обеспечению свободы совести и вероисповедания»

. Эти издания направлены на разрешение проблем возникающих в регионах станы.

 В Кыргызстане  функционируют 10 зарегистрированных высших исламских  учебных заведений, 62 медресе, 14 религиозных учебных заведений христианского направления, которые  проводят  религиозное обучение. Общее  количество  обучающихся в религиозных заведениях исламского толка составляет до 3000 учеников

В настоящее время по количеству религиозных учебных заведений Кыргызстан обогнал своих  исторически более религиозных соседей Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, тогда как  в советское время здесь не было ни одного.  К сожалению существующая  исламская система образования не отвечает современным требованиям т.к материально-техническая оснащенность многих религиозных заведений находится на низком уровне, не хватает образованных и опытных кадров. Полученные по окончанию дипломы не котируются. Выпускники этих вузов остаются, не востребованными на рынке труда и им приходится переучиваться или же идти работать совершенно по другой специальности.

Основная деятельность христианских организаций заключается в миссионерской, проповеднической, благотворительной деятельности, вместе с тем, они занимаются образовательной деятельностью.  Наиболее  крупные учебные заведения христианской конфессии расположены на севере   республике: Библейский колледж в г.Токмок «Свет Азии», Теологический институт «Шелковый путь» в г. Бишкек. В этих учебных заведениях готовят религиозные кадры. Зачастую большинство учебных  заведений имеют  финансовую поддержку из-за рубежа

.

В 2011 году было проведено 11 мероприятий (конференции и круглых столов) при  участии Государственной комиссии  представителей государственных органов, и религиозных  организаций. Эти мероприятия очень важны, их основная цель:

 1.Развитие диалога и сотрудничества заинтересованных сторон для решения вопросов религии на уровне сообществ. 

2.Укрепление среды толерантности подержание и укрепление диалога между государственными структурами, религиозными организациями и гражданским обществом по развитию государственной религиозной политики.

 3.Продвижение институциональных  возможностей по соблюдению прав человека по свободе вероисповедания и стабильному сосуществованию сообществ. 

В ходе проведенных мероприятий решались следующие задачи:

  • Продолжение налаживания устойчивого диалога и дискуссии по вопросу государственно-конфессиональных взаимоотношений, оптимизации правового поля регулирующего сферу религии. Проведение  дискуссии относительно текущей религиозной государственной политики  
  • Повышение информированности и просвещение в вопросах религии структур  МВД КР (ОПЦ) и средств массовой информации, содействие развитию понимания религии и формирование культуры толерантности
  • Поддержание и укрепление усилий государственных органов в сотрудничестве с религиозными организациями, лидерами сообществ, гражданским сектором процесса миростроительства и согласия в Ошской области
  • Повышение роли  женских лидеров в деятельности  религиозных сообществ и процессах мирострительства

Интересны, но сложны процессы, происходящие в поликонфессиональном обществе. На сегодняшний день можно однозначно констатировать, что религиозные общины Кыргызской Республики подтверждают свою приверженность к миру. Однако нельзя безоглядно надеяться на это. Необходимо укреплять этот хрупкий баланс, который образовался между различными религиозными течениями. 

В условиях полиэтничного и поликонфессионального общества важен и такой фактор, как диалог между различными религиозными общинами и терпимость. Особое значение имеет воспитание толерантности в среде учащихся общеобразовательных школ, колледжей и вузов. Одним из главных направлений должна стать реформа в образовании. Программа образования должна быть реформирована так, чтобы молодежь была подготовлена к жизни в меняющемся поликонфессиональном обществе


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение