Межконфессиональные отношения в современном Кыргызстане.
Автор: ИАЦ МГУ
Искрина Алена- аспирантка
КГУ им. И.Арабаева e-mail:
alena_iskrina @mail.ru
Межконфессиональные отношения в современном Кыргызстане.
Кыргызстан на протяжении многих веков является многонациональным регионом. В настоящее время идет процесс религиозного возрождения, который имеет две стороны. С одной стороны, хорошо, что народ приобщается к своей собственной религии, это повышает нравственное воспитание, возрождает культурные особенности присущие народу. С другой стороны идет процесс радикализации населения, переход в другие религии, и на этой почве происходят межконфессиональные конфликты.
На сегодняшний день в республике проживают свыше 108 национальностей. Поэтому современную конфессиональную ситуацию в Кыргызской Республике характеризуют следующие особенности: 1.историческая традиция толерантности, характерная для кыргызского этноса еще со средневековья;
2.тесная связь религиозных организаций, этноконфессиональных групп с культурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное, религиозное и культурное возрождение своей этнической группы;
3.достаточно тесные межконфессиональные отношения, о которых свидетельствует поликонфессионализм.
До 1991 года в Кыргызской Республике функционировали две традиционные религиозные конфессии - Ислам и Православие.
С приобретением суверенитета в Кыргызстане для реализации религиозных прав и свобод граждан была создана нормативно-правовая база. К числу важнейших базовых документов в области свободы совести и вероисповедания относится Закон Кыргызской Республики « О свободе вероисповедания и религиозных организациях», принятый 16 декабря 1991г
. Он был наиболее демократичным в сфере религиозной политики постсоветских государств.
Впервые в истории предусматривалась подлинная независимость религиозных организаций от государства, использование и создание своего СМИ, наравне с другими государственными объединениями, получение религиозного образования, предоставление им статуса юридического лица, уравнение в социальных правах всех работающих в религиозных организациях, распространение на служителей культа норм трудового законодательства и прав собственности.
Наряду с положительными моментами правоприменительной практики, в нем были также проблемы, вызванные, в том числе, наличием правовых пробелов, они обуславливали необходимость дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования в области религии, которое, имело ряд недостатков и упущений.
Во-первых, в законе отсутствовало правовое разграничение между религиозными организациями, которые пользуются правоспособностью юридического лица, и теми, которым ею не пользуются.
Во-вторых, в законе остались совершенно не отрегулированными вопросы религиозного обучения, образования и функционирования религиозных учебных заведений.
В-третьих, закон не учитывал новое для постсоветских стран явлений как деятельность миссионеров зарубежных религиозных центров.
В-четвертых, в законе совершенно не была раскрыта суть государственно-религиозных отношений
.
Все вышеперечисленное заставило правительство пойти на усовершенствование закона. Проект обсуждался с мая по декабрь 2008 года при участии религиозных деятелей основных конфессий и был подписан 31 декабря 2008года.
Новый закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 года ужесточил деятельность религиозных организаций
. Согласно ему запрещено распространение литературы, печатных, аудио видеоматериалов религиозного характера в общественных местах (на улицах, бульварах), обход квартир, детских учреждений, школ и высших учебных заведений. Распространение религиозной литературы и других материалов религиозного содержания может осуществляться религиозными организациями в местах, выделяемых в установленном порядке для этих целей местными государственными администрациями. Главная цель преследуемая законом направлена на обеспечение права человека на свободу вероисповедания, определенного Конституцией Кыргызской Республики, а также на регулирование отношений по осуществлению религиозной деятельности, установление правового положения религиозных организаций, религиозных зарубежных организаций миссий в Кыргызской Республике. Анализ материалов в СМИ по поводу законопроекта свидетельствует о многочисленных дискуссиях, особенно со стороны христианских религиозных организаций в вопросах статьи 5 «Государство и религия» пункта 4.о запрете прозелитизма
.
В Кыргызстане в 2011 году учетную регистрацию в Государственной комиссии по делам религий прошли более 2200 религиозных объединений и организаций следующих направлений: Ислам 1913 (духовное управление мусульман Кыргызстана, его областные казыяты, другие исламские объединения и организации), Христианство 370( православие, католики, баптисты, христиане-адвентисты седьмого дня, пятидесятники, лютеране, пресвитериане, харизматы, миссии зарубежных конфессий, неденоминированные организации протестантского направления, Свидетели Иегова)
, Иудаизм-1, Буддизм-1, а также объединения, относимые новым религиозным течениям –Бахаи -12, Объединенная методическая церковь(методизм)-1, Саентологическая церковь
1.
Несмотря на предпринимаемые усилия государственных, религиозных и общественных институтов, религиозная ситуация остается не однозначной. В первую очередь это обусловлено такими факторами, как деятельность различных экстремистских, фундаменталистских, тоталитарных, деструктивных сектантских религиозных групп и течений, представляющих различные конфессии стремящиеся пройти процесс самоидентификации укрепления своих позиций в умах населения, и являющиеся дестабилизирующим фактором в обществе и угрозой национальной безопасности страны
.
Для народов, проживающих в Кыргызской Республике, в целом характерна религиозная толерантность. Но, на сегодняшний день остается нерешенной проблемой межконфессиональные и межэтнические нетерпимости в следствие перехода граждан из одной веры в другую. Так за 2011 год зафиксировано два конфликта на бытовом уровне в Иссык- Кульской области. Подобные конфликты возникают на местах в последние 13 лет. С учетом этого, Закон КР «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР» от 16 января 2009 года попытался решить эту задачу, была выпущена методическая литература и проведены круглые столы для разъяснения нового закона.
По решению данной проблемы, Госкомиссия по делам религий КР совместно с ОБСЕ в 2010 году выпустила брошюру «Практические рекомендации» для органов местного самоуправления
, а также Госкомиссия по делам религий КР выпустила сборник при поддержке Местного Бюро Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе «Международные нормы по обеспечению свободы совести и вероисповедания»
. Эти издания направлены на разрешение проблем возникающих в регионах станы.
В Кыргызстане функционируют 10 зарегистрированных высших исламских учебных заведений, 62 медресе, 14 религиозных учебных заведений христианского направления, которые проводят религиозное обучение. Общее количество обучающихся в религиозных заведениях исламского толка составляет до 3000 учеников
.
В настоящее время по количеству религиозных учебных заведений Кыргызстан обогнал своих исторически более религиозных соседей Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, тогда как в советское время здесь не было ни одного. К сожалению существующая исламская система образования не отвечает современным требованиям т.к материально-техническая оснащенность многих религиозных заведений находится на низком уровне, не хватает образованных и опытных кадров. Полученные по окончанию дипломы не котируются. Выпускники этих вузов остаются, не востребованными на рынке труда и им приходится переучиваться или же идти работать совершенно по другой специальности.
Основная деятельность христианских организаций заключается в миссионерской, проповеднической, благотворительной деятельности, вместе с тем, они занимаются образовательной деятельностью. Наиболее крупные учебные заведения христианской конфессии расположены на севере республике: Библейский колледж в г.Токмок «Свет Азии», Теологический институт «Шелковый путь» в г. Бишкек. В этих учебных заведениях готовят религиозные кадры. Зачастую большинство учебных заведений имеют финансовую поддержку из-за рубежа
.
В 2011 году было проведено 11 мероприятий (конференции и круглых столов) при участии Государственной комиссии представителей государственных органов, и религиозных организаций. Эти мероприятия очень важны, их основная цель:
1.Развитие диалога и сотрудничества заинтересованных сторон для решения вопросов религии на уровне сообществ.
2.Укрепление среды толерантности подержание и укрепление диалога между государственными структурами, религиозными организациями и гражданским обществом по развитию государственной религиозной политики.
3.Продвижение институциональных возможностей по соблюдению прав человека по свободе вероисповедания и стабильному сосуществованию сообществ.
В ходе проведенных мероприятий решались следующие задачи:
- Продолжение налаживания устойчивого диалога и дискуссии по вопросу государственно-конфессиональных взаимоотношений, оптимизации правового поля регулирующего сферу религии. Проведение дискуссии относительно текущей религиозной государственной политики
- Повышение информированности и просвещение в вопросах религии структур МВД КР (ОПЦ) и средств массовой информации, содействие развитию понимания религии и формирование культуры толерантности
- Поддержание и укрепление усилий государственных органов в сотрудничестве с религиозными организациями, лидерами сообществ, гражданским сектором процесса миростроительства и согласия в Ошской области
- Повышение роли женских лидеров в деятельности религиозных сообществ и процессах мирострительства
- .
Интересны, но сложны процессы, происходящие в поликонфессиональном обществе. На сегодняшний день можно однозначно констатировать, что религиозные общины Кыргызской Республики подтверждают свою приверженность к миру. Однако нельзя безоглядно надеяться на это. Необходимо укреплять этот хрупкий баланс, который образовался между различными религиозными течениями.
В условиях полиэтничного и поликонфессионального общества важен и такой фактор, как диалог между различными религиозными общинами и терпимость. Особое значение имеет воспитание толерантности в среде учащихся общеобразовательных школ, колледжей и вузов. Одним из главных направлений должна стать реформа в образовании. Программа образования должна быть реформирована так, чтобы молодежь была подготовлена к жизни в меняющемся поликонфессиональном обществе.
Поделиться: