Нагорный Карабах: новые веяния в дипломатической игре Баку

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Стагнация процесса мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха стала уже его привычным состоянием. Диаметрально противоположные, взаимоисключающие подходы Баку и Еревана к проблеме Нагорного Карабаха не дают возможности продвинуться сторонам даже на один шаг вперед. Ясно, что основная дипломатическая игра со стороны Еревана нацелена на то, чтобы вынудить Баку признать независимость Нагорного Карабаха. В качестве предмета торга здесь используется вопрос об освобождении семи оккупированных азербайджанских районов, не входивших в бывшую НКАО (правда, судя по многим косвенным признакам, выводить оттуда войска Ереван не намерен). Азербайджан же хочет, опираясь на бесспорно выигрышную позицию с точки зрения международного права, вывода армянских оккупационных войск со своих территорий - на первой стадии, из районов вокруг Нагорного Карабаха. Ожесточенные дебаты по поводу проведения референдума о статусе Нагорного Карабаха, его рамок и даты проведения, являются отражением ключевого, по сути, вопроса - быть Нагорному Карабаху в составе Азербайджана или нет. В то же время, его непосредственное решение представляется целому ряду экспертов несколько преждевременным. Как подчеркивают сопредседатели Минской группы ОБСЕ, вопрос о статусе НК и путях его определения пока что на переговорах не обсуждается. И куда важнее найти способ сдвинуть переговоры с мертвой точки.
Нагорный Карабах: новые веяния в дипломатической игре Баку

Автор: Орхан Саттаров, руководитель европейского бюро «ВК»

Стагнация процесса мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха стала уже его привычным состоянием. Диаметрально противоположные, взаимоисключающие подходы Баку и Еревана кпроблеме Нагорного Карабаха не дают возможности продвинуться сторонам даже на один шаг вперед. Ясно, что основная дипломатическая игра со стороны Еревана нацелена на то, чтобы вынудить Баку признать независимость Нагорного Карабаха. В качестве предмета торга здесь используется вопрос об освобождении семи оккупированных азербайджанских районов, не входивших в бывшую НКАО (правда, судя по многим косвенным признакам, выводить оттуда войска Ереван не намерен). Азербайджан же хочет, опираясь на бесспорно выигрышную позицию с точки зрения международного права, вывода армянских оккупационных войск со своих территорий - на первой стадии, из районов вокруг Нагорного Карабаха. Ожесточенные дебаты по поводу проведения референдума о статусе НагорногоКарабаха, его рамок и даты проведения, являются отражением ключевого, по сути, вопроса - быть Нагорному Карабаху в составе Азербайджана или нет. В то же время, его непосредственное решение представляется целому ряду экспертов несколько преждевременным. Как подчеркивают сопредседатели Минской группы ОБСЕ, вопрос о статусе НК и путях его определения пока что на переговорах не обсуждается. И куда важнее найти способ сдвинуть переговоры с мертвой точки.

А сделать это будет непросто, прежде всего потому, что и в Ереване, и в Баку стремятся избегать резких и непопулярных шагов. В особенности, это касается Армении, где у руля государства находятся непосредственные выходцы из Нагорного Карабаха, пришедшие к власти "на гребне" карабахской проблемы. Решись они на уступки, на которые был готов их предшественник Левон Тер-Петросян, у населения страны возникнет вполне логичный вопрос: а зачем тогда вообще надо было свергать Тер-Петросяна из-за его готовности пойти на компромисс с Азербайджаном? Плюс ко всему нынешний президент Армении Серж Саргсян, похоже, чувствует себя не оченьуверенно и прекрасно осознает, что в политической «тусовке» Еревана найдется предостаточно лидеров, готовых сместить уже его на почве обвинений в предательстве "интересов Карабаха".

Тем более не пойдут на кардинальные уступки в Азербайджане. Во-первых, на стороне Баку – и нормы международного права, прежде всего принцип территориальной целостности, и четыре резолюции СБ ООН, требующие выводаармянских войск. Плюс ко всему необходимо учитывать и тенденции изменения баланса сил в регионе.

Не согласившись на кардинальные уступки в тяжелые 1990-е, сейчас Баку, значительно окрепший после многомиллиардных нефтедолларовых вливаний, и подавно не пойдет на такой шаг. Более того, для любой правящей элиты такое решение явилось бы политическим суицидом. К тому же, вроде и торопиться некуда. Признавать сепаратистов никто в мире не собирается, включая саму Армению. Заселить оккупированные территории у Армении тоже не получается ввиду тяжелой демографической ситуации. И если не произойдет форс-мажора, как это было в Грузии, то ожидать резких переменв балансе сил в пользу Армении не приходится. Экономический же разрыв между Арменией и Азербайджаном будет увеличиваться в пользу последнего -со сдачей в эксплуатацию газового месторождения "Шахдениз-2" Азербайджан начнет переживать газовый бум.

Позиция Армении в "менеджменте" конфликта схожая. Хоть и есть четыре резолюции Совбеза ООН, требующие немедленного вывода армянских вооруженных формирований, выполнять их никто Ереван не заставляет. Что вызывает возмущение в Азербайджане, где не упускают случая напомнить, что речь идет об агрессии против суверенного государства, на которую мировое сообщество должно было отреагировать соответственно. Военное решение конфликта представляется призрачным, в особенности, после пролонгации срока и расширения полномочий российской военной базы в Гюмри – в Армении и не скрывают, что рассчитывают в случае возобновлениябоевых действий на заступничество России. Речь идет не о прямом участииРоссии в военных действиях на стороне Армении - этого, с большой долей вероятности, не произойдет хотя бы в силу хорошего уровня российско-азербайджанского сотрудничества. К тому же, если театр военныхдействий будет разворачиваться только в Карабахе, являющемся азербайджанской территорией, то у России не будет даже юридических механизмов для военного вмешательства. Но Армения, опираясь на военный договор с Россией о защите ее территории, может сконцентрировать свою армию в Нагорном Карабахе, не опасаясь того, что будет атакована непосредственно сама.

Тяжелое экономическое положение страны армянский народ пока еще терпит. Те же, кто не терпят, покидают страну навсегда. Если к бедственному социально-экономическому положению широких масс в Армении приплюсовать возврат оккупированных территорий вокруг НК без видимой уступки со стороны Азербайджана, то чаша народного терпения, того гляди, может переполниться. И уж наверняка этим воспользуются политические противникидействующей власти. Поэтому "карабахский клан" в Армении продолжает усердно разыгрывать националистическую карту, которая исключает какие-либо уступки в переговорах с Азербайджаном.

Мировое сообщество, регулярно призывающее руководителей двух стран сделать "решающий шаг", не может быть заинтересовано в решении проблемы больше, чем сами страны-участницы конфликта. Но нерешенный нагорно-карабахский конфликт - это не только ключевое препятствие для региональной интеграции на Южном Кавказе, но и бомба замедленного действия для всего региона. Она может взорваться, или же на определенномэтапе ее могут взорвать. Существует вероятность «случайной войны», и с ней считаются даже скептики.

Необходимую разрядку и позитивный импульс мирному процессу дало бы, безусловно, освобождение Арменией территорий вокруг НК с одновременным открытием коммуникаций и, как говорят в Ереване, выводом Армении из азербайджано-турецкой блокады (правда, здесь существует еще одно препятствие: неизвестно, готовы ли в Ереване признать существующую армяно-турецкую границу). Но опыт прошедших безуспешных переговорных раундов между армянским и азербайджанским президентами показывает, что на деоккупацию азербайджанских земель вокруг НК армяне идти все еще не готовы.

На этом фоне Азербайджан наращивает усилия и на дипломатическом фронте, демонстрируя мировому сообществу, что в Баку настроены миролюбиво и конструктивно, даже несмотря на то, что сами являются жертвами оккупации. В беседе с "ВК" эксперт берлинского фонда науки и политики Увэ Хальбах, говорил о том, что «смягчить тон» - в интересах самого Азербайджана. (См. http://www.vestikavkaza.ru/interview/politika/47255.html)Впрочем, другие эксперты уверены, что «дамоклов меч» возобновления войны (где уже расклад сил будет не таким, как в начале 1990-х, не говоря уже о «гонке вооружений», которую армянская экономика просто не выдерживает) может подтолкнуть к смягчению позиции Ереван.

Так или иначе, сегодня Азербайджан активно выдвигает мирные инициативы на различных площадках с тем, чтобы показать себя конструктивной стороной, и мотивировать тем самым международное сообщество усилить давление на Ереван в вопросе освобождения граничащих с НК оккупированныхрайонов. Участие главы Духовного Управления мусульман Кавказа шейх-уль-ислама хаджи Аллахшукюра Пашазаде в заседании совета духовных лидеров стран СНГ в Ереване и совместная декларация по армяно-азербайджанскому конфликту - это только один из примеров.

В ту же тенденцию укладывается и выдвинутое со стороны Баку предложение опроведении регулярных встреч между азербайджанской и армянской общинамиНагорного Карабаха. 28 ноября в Берлине была предпринята попытка организовать такой диалог. Но, увы, от участия в этом диалоге отказалиськарабахские армяне. Представители сепаратистского режима в Берлине так объяснили свою позицию: "Постоянное представительство «НКР» (кавычки наши – Ред.) в ФРГ в своем отказе сообщило о том, что понятие «армянскаяобщина Нагорного Карабаха» равнозначно понятию «немецкая община Германии». Планировать или думать о каких-либо диалогах без уважения и признания права народа на самоопределение в данном случае неуместно".

Несостоявшаяся встреча в Берлине напомнила несостоявшуюся игру между бакинским «Нефтчи» и ереванским «Пюником» несколько лет назад, когда армянские игроки, понимая, что на выигрыш шансов нет, просто не вышли наполе и получили техническое поражение. Встреча в Берлине не состоялось,а политические очки в результате заработал Азербайджан, продемонстрировав, кто в реальности готов к диалогу, а кто выдвигает невыполнимые предусловия. В самом деле, о том, что использование термина"народ Нагорного Карабаха" абсолютно неправомерно, писалось уже неоднократно. С точки зрения международного права, с таким же успехом можно говорить о народе Гянджи, Нахчывана или селения Ивановка в Исмаиллинском районе Азербайджана. Прав называться "народом" у жителей данных населенных пунктов Азербайджана не меньше и не больше, чем у карабахских армян. Конечно же, отказ от диалога вызывает сожаление. Своим предложением о проведении межобщинного диалога азербайджанская дипломатия создала довольно неудобную ситуацию для Армении, или, выражаясь шахматной терминологией, поставила "вилку". Нежелание идти на диалог и обсуждать перспективы совместного мирного проживания в НагорномКарабахе едва ли можно назвать конструктивной позицией. Если же диалог состоится, то сепаратисты, тем самым, автоматически подтвердят, что являются наравне с азербайджанцами общиной Нагорного Карабаха, и уж никак не "народом". Такие неприятные ситуации для армянской дипломатии, однако, вызваны тем, что ее деятельность направлена не на региональную интеграцию и построение мирных отношений с Азербайджаном, а на сецессию его территорий под прикрытием идеи независимости Нагорного Карабаха, которую сама же Армения не признает.

Следующая попытка провести встречу двух общин состоится 8-10 декабря в Париже. Остается лишь надеяться, что карабахские армяне в этот раз не станут отказываться от диалога с теми, с кем они жили раньше и в будущемвновь будут жить бок о бок. В противном случае, Армении будет все труднее представлять себя в качестве конструктивной стороны переговоров.Плюс ко всему нельзя забывать: чем дольше мирный путь, переговоры и т.д. не приносят видимых результатов, тем больше в регионе сторонников войны - причем, с обеих сторон. В Баку не готовы вечно мириться с оккупацией собственных земель, а в Армении некоторые политики прямо призывают «наступать до Евлаха и Мингечаура», чтобы разорвать идущие в обход Армении нефте- и газопроводы и сделать Азербайджан «более сговорчивым».

Так или иначе, без активного и действенного вмешательства мирового сообщества сдвинуть переговорный процесс не представляется возможным. Ноэто вмешательство не должно ограничиваться одними лишь мерами по недопущению новой войны. И для того, чтобы деятельность посредников былаэффективной, необходимо, в первую очередь, открыто призвать агрессора косвобождению оккупированных им земель - на первом этапе, вокруг НК. И новая дипломатическая игра и мирные инициативы Баку нацелены именно на то, чтобы усилить давление международного сообщества на Армению.

Поделиться: