Предвыборная Армения: амбиции Царукяна и "психологические" трюки Тер-Петросяна

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
О том, что в разношерстном Армянском национальном Конгрессе (АНК), объединяющем около 20 партий и общественных организаций, существуют тщательно маскируемые латентные противоречия, было известно давно. Однако АНК никогда "не выносил сор из избы", кроме того, непререкаемый авторитет его лидера, первого президента республики Левона Тер-Петросяна обычно помогал эти противоречия минимизировать, поскольку слово и мнение "шефа" в АНК всегда было истиной в последней инстанции.
Предвыборная Армения: амбиции Царукяна и "психологические" трюки Тер-Петросяна


| Ануш Левонян

О том, что в разношерстном Армянском национальном Конгрессе (АНК), объединяющем около 20 партий и общественных организаций, существуют тщательно маскируемые латентные противоречия, было известно давно. Однако АНК никогда "не выносил сор из избы", кроме того, непререкаемый авторитет его лидера, первого президента республики Левона Тер-Петросяна обычно помогал эти противоречия минимизировать, поскольку слово и мнение "шефа" в АНК всегда было истиной в последней инстанции.

Сегодня ситуация стала меняться, причиной чего стало недавнее публичное заявление Тер-Петросяна о возможности - при определенных условиях - составить ситуативный предвыборный союз с партией правящей коалиции "Процветающая Армения"(ПА). По мнению Тер-Петросяна, это вполне представимо, поскольку "противостояние между Республиканской партией Армении (РПА) и ПА является уже свершившимся фактом, который ни одна серьезная политическая сила игнорировать не может. В лице "Процветающей Армении" очерчивается давно ожидаемое в политическом поле формирование третьей силы, что, однако, вопреки всем прогнозам, происходит не в оппозиционном, а в провластном лагере".

Тер-Петросян оговорился, что такая оценка является плодом его "личного анализа", тем самым намекнув, что в АНК с таким подходом согласны далеко не все.

Действительно, его заявление явно шокировало многих политиков из нынешнего окружения экс-президента. О своем несогласии с "шефом" прямо заявил лидер карликовой партии "Демократическая Родина" Петрос Макеян. Отверг идею сотрудничества с "иными политическими силами" и руководитель куда более известной партии "Республика" Арам Саркисян. Судя по ряду признаков, в растерянности и другие видные представители Конгресса. Впрочем, нет сомнений, что "бунт на корабле" вскоре сойдет на нет, потому что несогласие отдельных деятелей АНК со своим лидером продиктовано, в первую очередь, эмоциями. Им просто трудно смириться с мыслью о сотрудничестве с партией, которую еще совсем недавно в Конгрессе называли "одним из столпов бандократического режима" и награждали другими аналогичными эпитетами. Думается, Тер-Петросяну удастся быстро и доходчиво разъяснить своим соратникам, что реальная политика, будучи искусством возможного, сильно отличается от их митинговых лозунгов и выступлений.

Вопрос, однако, в том, насколько верным является содержательный аспект "личного анализа" лидера АНК, насколько он соответствует реальному состоянию дел на политическом поле страны. И тут следует сказать, что на самом деле ни о каком политическом противостоянии РПА-ПА, а стало быть - и о формировании "третьего полюса" с участием ПА речи быть не может. Серьезные трения, время от времени возникающие внутри коалиции власти, объясняются совершенно другими причинами. Чем больший рост рейтинга ПА и лично ее лидера, олигарха и благотворителя Гагика Царукяна демонстрируют социологические опросы, тем больше становятся и политические аппетиты его партии.

Царукяна явно перестало удовлетворять его положение "младшего партнера" в коалиции. И все коллизии последнего времени, сопровождавшиеся полицейским давлением в отношении некоторых представителей партии и людей из окружения Царукяна (впрочем, не слишком близкого окружения) порождены банальным, но очень ожесточенным торгом, который, судя по сведениям, просачивающимся в местные СМИ идет между РПА и ПА относительно распределения мест в будущем парламенте. Гагик Царукян настаивает, что ПА пойдет на выборы самостоятельно, вне коалиционного формата вовсе не по причине своей, якобы, "оппозиционности" или стремления стать во главе "третьей силы". Просто он не без оснований надеется существенно увеличить присутствие своей партии в Национальном собрании республики. После этого ПА, разумеется. подтвердит свою верность коалиционному соглашению, но потребует намного больше постов как в руководстве самого парламента, так и - что куда важнее - в структурах исполнительной власти. В случае крупного успеха на выборах "на кону" может быть, ни много, ни мало, как должность премьер-министра. Последнее особенно тревожит республиканцев, поскольку есть опасения, что ПА отдаст этот пост своему "крестному отцу", экс-президенту Роберту Кочаряну, отношения которого с действующим главой государства Сержем Саргсяном при все желании нельзя назвать безоблачными.

Кроме того, сама РПА находится в процессе "обновления рядов", на смену ее ветеранам, многие из которых давно стали "аллергенами общенационального масштаба", должны придти более молодые, грамотные, не запятнанные сомнительным полукриминальным предпринимательством депутаты. Это повышает уровень напряженности внутри партии. После того, как президент ясно дал понять, что большинству депутатов-бизнесменов от РПА в парламенте нового созыва делать нечего, последние, как пишет одна из местных газет, "пытаются найти выход, протащив в парламент свои креатуры". При этом "олигархи готовы финансировать предвыборную кампанию только при условии, что их выдвиженцы будут включены в предвыборный список", утверждает издание.

Выход, как можно понять, видится руководству РПА том, чтобы всё же уговорить Царукяна пойти на выборы в едином коалиционном списке, где республиканцы и ПА получат равное количество мест - по 40%, а остальные 20% будут отданы третьему партнеру по коалиции - партии "Оринац еркир" во главе с нынешним секретарем Совета нацбезопасности республики Артуром Багдасаряном. В этом случае представительство ПА во властных структурах возрастет, но командные рычаги останутся за РПА, поскольку никаких "неожиданностей" со стороны Багдасаряна ожидать не приходится.

Более того, недовольством бизнесменов, грозящих перекрыть партии источники финансирования, можно будет в целом пренебречь, возложив роль основного спонсора объединенного списка на Царукяна.

Однако выясняется, что этот план вряд ли реализуем. Как утверждает газета "Жоговурд" ("Народ"), Гагик Царукян не прочь войти в единый предвыборный пропорциональный список, но лишь при условии, что получит в нем половину мест. Понятно, что республиканцы на это не согласятся, ибо в таком случае ПА приобретет слишком высокий уровень автономности, а перетянув на свою сторону пару-тройку "колеблющихся" депутатов, сможет проводить в парламенте нужные для себя решения. Уровень "неприкосновенности" партии и лично ее лидера в таком раскладе также сильно возрастет.

Очевидно, что все это не имеет никакого отношения к "анализу" Левона Тер-Петросяна. Царукян не пойдет на альянс с оппозицией, потому что это ему ничего не даст. Более того, столь противоестественный с идеологической точки зрения союз может оттолкнуть определенные электоральные слои как от АНК, так и от ПА. "Сложение сил" на деле способно обернуться потерями голосов.

Зампред РПА Размик Зограбян в этой связи полагает, что своими намеками на возможность сотрудничества с ПА Левон Тер-Петросян "пытается вызвать психологический раскол в коалиции, но ему не удастся это сделать, поскольку РПА владеет всеми политическими технологиями". Однако очень сложно представить, что Гагик Царукян может действовать, исходя из неких "психологических" соображений. Это настолько же невероятно, как и то, что политик уровня Тер-Петросяна может всерьез на это рассчитывать. Цель лидера АНК столь же конкретна, как и задача Царукяна - обеспечить АНК максимальное число мест в парламенте. Растущие подозрения в отношении лояльности ПА, опасения столкнуться в Национальном парламенте с ее слишком многочисленным представительством могут подтолкнуть РПА возобновить прерванный "цивилизованный диалог" с АНК с тем, чтобы Конгресс имел в Национальном собрании такое число мандатов, которое можно сделать противовесом растущим амбициям "Процветающей Армении".

источник: ИА REGNUM

Поделиться: