Игра в четыре руки или Евразийство в шинели Победы.
Автор: ИАЦ МГУ
Ауезов Е.Х.
Игра в четыре руки или
Евразийство в шинели Победы.
Для меня всегда было неразрешимойзагадкой как пишется вдвоем. Впрочем, И. Ильф и Е.Петров показали, что и здесь я не оригинален. Представляю, надеюсь,снисходительному читателю мои фантазии такого «обобществленного литературногохозяйства». Итак, в лучших традициях интернационализма, соавторов зовут Аман иИван и являясь студентами истфака МГУ им. М.В. Ломоносова они пишут совместныйответ на вопрос их преподавателя - доцента А.В. Власова, который онсформулировал как: «В чем сила Евразийского Союза?», при этом рассуждая вслух.
Аман: Начнем. 5 декабря 1941 года – начало контрнаступления советских войскпод Москвой. 1 января 2012 года – начало действия Единого экономическогопространства.
Иван: И что здесь общего?
Аман: А чтоесть, вообще, общего у Казахстана, России и Белоруссии, кроме автократическихрежимов?
Иван: Советскоепрошлое и евразийское будущее.
Аман: Верно, новокруг чего строить новую идентичность? Нового ничего не придумали, а чтооставили нам советы?
Иван: Т.е. тыспрашиваешь, что из советского прошлого может сегодня объединить элиту ипростых граждан наших стран?
Аман: Именно так! Нашимудрые руководители приводят в пример разные региональные объединения, преждевсего, Европейский Союз. Но они забывают, что ЕС - это не «голая» экономика,она «обута» в понимание «старушкиЕвропы» возможности только коллективного сопротивления гегемонии США и «одета»в общность европейскихценностей и культуры.
Иван: Проблем с гегемонаминет, те же Штаты, Китай, ЕС. Но, что же будет нас защищать в момент очереднойнепогоды на мировых рынках?
Аман: Здесь встает во весь свой внушительный рост ивыходит на первый план тема исторической памяти - памяти о событих, значимыхдля общества, поворотных точек развития страны, главных героев всейвоображаемой картины прошлого.
Иван: Правильно, и тот постулат, что историческоезнание позволяет организовать социальную память, а социальная память,соответственно, социум, общество здесь наполняется реальным содержанием.
Аман: Согласен, но память надо использовать не простокак прошлое в настоящем, но и как основу коллективной идентичности, записанной мерамии метками общего времени.
Иван: Но что же выступит для нас этими мерами и метками?Пожалуй, самые грандиозные события века минувшего. Например, ВеликаяОктябрьская революция.
Аман: Не пойдет. Сейчасее иначе как переворотом не обзывают и празднуется официально она только вБелоруссии.
Иван: Можетколлективизация, индустриализация, электрификация?
Аман: Нет. Сейчас мыможем открыто говорить, что эти процессы привели к миллионам погубленныхжизней. Тогда в 20-30 гг. ХХ века ломался весь тысячелетний уклад жизниказахов, ломался через колено.
Иван: Что же тогда мыможем предложить? Какое событие касалось, если не всех, то большинство «homo soveticus» и воспринимаетсяими как, безусловно, позитивное?
Аман: То с чего я начал -Великая Война и Великая Победа. Все участники нового объединения вышли из«советской шинели», которая, так или иначе, согревала нас. Да, она быластаромодной, тяжелой, сковывала движения, вся пропитана в грязи и крови, но втом месте где бьется сердце на ней все также сияет орден – орден Победы.
Иван: Очень показательнав этом отношении битва за Москву, 70-летие контрнаступления в которой наступит5 декабря. В этой мясорубке плечом к плечу сражались и казах, и русский, ибелорус. Это была первая большая победа, позволившая поверить в свои силы иотстоять Москву.
Аман: Вовсе не случайно ДеньПобеды мы отмечаем не 8 мая как вся Европа, а 9 мая, тем самым Сталин заложилдля нас другую систему координат и точку отсчета.
Иван: И это вовсе неговорит об отмене национальной истории, вовсе нет. Имена Бауыржана Момышулы, Рахимжана Кошкарбаева, Алии Молдагуловой и многих и многих других сыновей идочерей казахского народа вовсе не отходит на второй план. Это герои не толькоКазахстана, это герои для всех нас.
Аман: ВеликаяОтечественная Война – это событие, придающее веку структуру и смысл. Причем и для людей старшего поколения и для молодежи. Ужесейчас для школьников ВОВ, едва ли, не единственный канал передачи,транслирования сведений о советском прошлом.
Иван: Интересно, что черезокуляры официального празднования Дня Победы в постсоветских странах можноговорить и о перспективах расширения стран-участниц Евразийского Союза, за счеттой же Украины и отсутствие такой возможности расширения в сторону странПрибалтики.
Аман: Великая Победа –это ответ тем скептикам, что считают Евразийский Союз клубом государств-неудачников.
Иван: Все же кто являетсяинициатором Евразийского Союза?
Аман: Безусловно, этоидея президента Н.А. Назарбаева, которому давно тесно в Казахстане и которыйсмог увидеть дальше других. Но с другой стороны, ЕвразЭС – это проект Путина.Только у Путина, сегодня, есть достаточно ресурсов и политической воли, чтобыпретворить его в жизнь. Это подчеркивает и Лукашенко.
Иван: Следует такжеучитывать, что уже сегодня коммуникативная память, т.е. живая память участниковвойны уходит вместе с поколением победителей и уступает место т.н. «культурнойисторической памяти» выраженной в мемориальных знаках, в изображениях, книгах,кино. Такая память, создавая и удерживая наиболее важную мифическую историюстановится частью ментальности.
Аман: И Победа выступает как важная компонента самоидентификациинаселения стран-участников Союза, когда память фиксирует некие культурныестереотипы как модели поведения, позволяющие ориентироваться в окружающейдействительности.
Иван: Т.о., решаяприкладные задачи, мы не можем обойтись без понимания фундаментальных аксиомразвития общества и государства. Для решения злободневных проблем не обойтисьбез их научного осмысления.
Аман: Важнопонимать, что сейчас уже не стоит вопрос о нужности или ненужности, выгодностиили невыгодности нашей кооперации. Это уже реальность. Вопрос в другом:как максимально эффективно использовать те возможности, которое оно,безусловно, дает.
Иван: Ужесегодня перед ЕвразЭС стоит много вызовов, и чтобы дать им правильные иквалифицированные ответы, думаю, необходимо поддержать идею создания ИнститутаЕвразийской интеграции с центром в Астане.
Иван: Причем, институт должен быть не толькоэкономического профиля, но он должен такжеисследовать исторические процессы.Ведь, в борьбе за историю призом становится память не только, какпрошлое в настоящем, но и как настоящее формируещее будущее.
Поделиться: