Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Система нацбезопасности Армении чересчур зависима от личностного фактора»

02.12.2011

Автор:

Теги:


Автор: Беседовал Давид Степанян, Ереван. Специально для «ВК»
«Система нацбезопасности Армении чересчур зависима от личностного фактора»
Эксперт по проблемам военной и национальной безопасности Рачья Арзуманян рассказал «ВК» говорит о проблемах, связанных с внутренней и внешней безопасностью Армении, коллективной безопасности Южного Кавказа.

- Существует ли общая система коллективной безопасности Южного Кавказа. Если да, то перечислите уязвимые точки этой системы. 

- Система коллективной безопасности Южного Кавказа, конечно, существует. Сложилась она естественным образом, так как в случае ее отсутствия наш регион находился бы в условиях перманентных войн и конфликтов. Говоря об уязвимости Южного Кавказа, прежде всего, следует связывать ее с искусственностью границ данного региона, появившегося в результате развала Советского Союза. И в этом смысле важно, что Южный Кавказ является частью Кавказа и Черноморско-каспийского региона, который в фокусе геополитического противоборства между Россией и Западом. Кавказ также является частью Большого Ближнего Востока, по которому сейчас прокатывается мощная волна «арабской весны». В этих условиях Армения, Грузия и Азербайджан, и другие частично признанные государства Южного Кавказа, привыкшие смотреть только внутрь и друг на друга, неожиданно для себя могут оказаться в ситуации, когда необходимо реагировать на внешние угрозы. В этом контексте, Южный Кавказ вполне может обойти вниманием несравненно более серьезные угрозы, нежели те, с которыми его страны сталкивались прежде.
Необходимо примириться с тем, что Южный Кавказ остается регионом, для которого любая сложная проблема имеет простое, ясное и неправильное решение. Южный Кавказ - сложный регион, находящий на перекрестке Востокаи Запада, Севера и Юга. В таких условиях простых решений быть не может,если, конечно, за ними не стоят ресурсы сверхдержавы, как это было начале XX века, при рождении СССР. Возможны ли в начале XXI века аналогичные «простые» решения и прямое вовлечение в регион того или иного геополитического центра силы? Сегодня такой сценарий выглядит невероятным, однако недавний исторический опыт должен был нас приучить ктому, что порой реализуются именно невероятные сценарии.

- Учитываются ли руководством Армении долгосрочные геополитические тренды и перспективы в новых реалиях среды безопасности XXI века. Насколько уверенно вписывается Армения в эту среду?

- К сожалению, система национальной безопасности Армении сегодня жестко связана с личностным фактором, когда очень многое зависит от тех,кто входит в высшее военно-политическое руководство. Система нацбезопасности Армении чересчур зависима от личности. Это неприемлемо, но такова реальность, и ее невозможно изменить «революционными» методами. Такая система оказывается чересчур уязвимой, если во главе ее оказываются слабовольные, неопытные лидеры, смутно представляющие, что представляет собой армянское общество сегодня. Наша республика не может просто и уверенно вписаться в среду безопасности XXI века, учитывая крайнюю степень молодости армянской государственности. Огромное достижение армянского народа в том, что армия стала основным элементом системы нацбезопасности Армении. Однако ее дальнейшее развитие и укрепление требует кропотливой работы, связанной с подготовкой кадров, наработки опыта и т.д.
Что же касается умения учитывать долгосрочные тренды, то для этого впервую очередь необходимо иметь соответствующие кадры, потенциал, - школу, которая не может сложиться за несколько лет или десятилетий. В этих условиях необходимы целенаправленные шаги, которые позволили бы Армении выстроить в будущем собственную систему нацбезопасности. Важно, чтобы эта система была менее зависима от личностного фактора. Это очень иочень сложные задачи, и в мире существует ограниченное число государств, которые в состоянии решать задачи подобного рода. В случае Армении у нас просто нет другого выхода, как нет и естественных союзников, обладающих необходимым опытом и готовых им поделиться. Соответственно, чтобы иметь право на будущее, мы обязаны самостоятельно создавать и развивать систему нацбезопасности, ее теоретические и практические элементы, принимая во внимание чужой опыт, но в любом случае это должно быть самостоятельное строительство.

- Поговорим о возможностях воздействия на среду безопасности Армении извне или внутри республики… 

- Нам надо примириться с тем, что для армянского народа на протяжении многих десятилетий будет существовать внешняя угроза, связанная, как минимум, с намерениями и действиями Турции и Азербайджана. Армения в среднесрочной и долгосрочной перспективе не имеет возможности повлиять на отношение этих государств к армянскому народу и проводимую ими политику. Это своего рода константы армянской среды безопасности, которые нужно принять к сведению, выстраивая системубезопасности. Однако эта среда включает не только внешние, но внутренние аспекты и процессы, которые в отличие от вышеперечисленных, поддаются контролю и могут быть изменены таким образом, чтобы повысить обороноспособность Армении.
Стагнация в экономической жизни, негативные тенденции в социальной ипсихологической сферах общества, безусловно, влияют на систему безопасности. У нашего государства, в силу исторических и геополитических причин не так много возможностей для укрепления системы национальной безопасности. В этих условиях не использование или ненадлежащее использование имеющихся возможностей считаю преступным – нестолько в юридическом, правом смысле, сколько историческом и национальном. Армения не может себе позволить роскошь слабой экономики, социально несправедливого общества.

- Что касается отношений между Арменией и Турцией, можно ли сегодня прогнозировать дальнейший их ход, исходя из существующих исторических, политических и военных реалий региона?

- Прогнозировать что-то всегда очень сложно. В условиях турбулентного мира все, что остается и что ты в состоянии сделать - это четко сформулировать свои позиции, цели и задачи внешней и внутренней политики. Чего хочет Армения в XXI веке, какие цели ставит перед собой, каковы национальные интересы, цели и задачи армянского народа? Какие темы могут быть темой переговоров и компромиссов, а какие априори должныбыть исключены? В условиях спокойный нулевых (2000-2008 гг.) можно былопозволить себе роскошь не формулировать и не отвечать на такого рода вопросы, однако в нынешних условиях надвигающегося шторма, нужна твердость руля и четкое осознание направления, которого ты придерживаешься. Тупик это не худшее, с чем можно столкнуться в XXI веке. Не столько важно, что думает и предполагает Турция, другие страны,сколько то, чего хочет добиться Армения и армянский народ. Именно данные вопросы являются наиболее критическими. Попытки же избежать их вполне могут привести к тому, что мировые процессы опрокинут армянскую государственность.

- К чему может привести Армению и Азербайджан прогрессирующая гонка вооружений, учитывая, что обе страны в той или иной степени жертвуют возможностями социально-экономического развития и укрепления своих обществ?

- Гонка вооружений это многоплановый процесс, который оказывает влияние на социально-экономическую ситуацию в странах, вынужденных выделять значительную часть национального богатства на изнурительную гонку. Международный опыт показывает, что в первую очередь страдает социальная сфера, сфера образования. Однако есть ли у армянской стороны выбор в данном случае? Ответ, к сожалению, отрицательный. Армянский народ достаточно мудр и понимает неизбежность гонки. Армянское общество готово мириться с той ценой, которую приходится платить за право на достойное будущее, независимую государственность. Не думаю, что гонка вооружений и большие затраты на оборону является критическими и болезненными темами для армянского общества. Гораздо более опасны не внутренние, а внешние угрозы. С гонкой вооружений связывается дилемма безопасности системы международных отношений. В условиях отсутствия в регионе международных гарантий безопасности, а также международных систем безопасности, Армения обязана полагаться на себя, в том числе втягиваясь в гонку вооружений, чтобы восстановить баланс. Результатом становится изменение среды безопасности региона. Государства осуществляют новые закупки вооружений для обеспечения преимущества или восстановления баланса. Гонка вооружений становится циклическим и в чем-то автономным процессом со своей внутренней логикой, который может сорваться и стать неуправляемым, вовлекая регион в войну, помимо желанийи намерений политиков, инициировавших ее. Этот аспект гонки вооружений представляется, для меня наиболее тревожным.

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение