Барсбек каган прототип Манаса

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В ученом мире высказывались различные мнения об эпохе сложения эпоса "Манас" и прототипе Манаса. Например, С.Г. Кляшторный военную экспедицию во главе с генералом Алп Сол Тепеком против уйгуров Восточного Туркестана середине IX века связывал с периодом сложения эпоса "Манас". Он считает Алп Сол Тепека прототипом Манаса в сказании.Однако, более справедливым будет в прототипе Манаса видеть Барсбек кагана, с которым считались практически все: тюрки, карлуки, тюргеши и Китай. Период становления и рассвета Кыргызской государственности на Енисее в эпоху Барсбек кагана и консолидац
Барсбек каган прототип Манаса


В ученом мире высказывались различные мнения об эпохе сложения эпоса "Манас" и прототипе Манаса. Например, С.Г. Кляшторный военную экспедицию во главе с генералом Алп Сол Тепеком против уйгуров Восточного Туркестана середине IX века связывал с периодом сложения эпоса "Манас". Он считает Алп Сол Тепека прототипом Манаса в сказании.

Однако, более справедливым будет в прототипе Манаса видеть Барсбек кагана, с которым считались практически все: тюрки, карлуки, тюргеши и Китай. Период становления и рассвета Кыргызской государственности на Енисее в эпоху Барсбек кагана и консолидация кыргызских племен против Уйгурского каганата в середине IX века сыграли важную роль в истории кыргызского этноса.

В VIII в., в эпоху правления Барсбек кагана кыргызы вступили в стадию рассвета Кыргызской государственности. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. Кыргызы распространили свое влияние на некоторые районы Алтая и Западной Монголии. В VIII-Xвека о Кыргызском каганате знали и считались с ним в Китае, Тибете, Византии, арабо-персидском мире, Тюргешском и Карлукском, Хазарском и Булгарском каганатах и т.д.

В то время енисейскими кыргызами правил аристократический род азов. Барсбек каган и его приемники боролись за гегемонию в Центральной Азии с могущественными в то время племенами тюрками, карлуками и огузами. Предводители тюрков, карлуков и огузов в то время носили титулы "ябгу".

В отдельных сюжетах эпоса "Манас" отражены события VIII-X веков, когда правили кыргызами Барсбек каган и его преемники, которые вели постоянные войны с могущественными карлуками и тогуз огузами. В частности, в эпосе "Манас" титул вождей карлуков и тогуз огузов "ябгу" обнаруживался в форме "жабуу" и применялся в качестве боевого клича основных врагов кыргызов. "Жабуу-жабуу-жабуу!" деп, Жаалдаган кыйын кеп" - говорится в сказании. ("Кричали "Жабуу, жабу, Жабуу!"- Злобное слово такое").

В связи с вышеизложенным привожу свои выводы исследований этнополитических и миграционных процессов в Центральной Азии в VIII-XIV века (автореферат кандидатской диссертации на тему "Роль этнополитических факторов в консолидации кочевых племен Притяньшанья и сопредельных регионов (VIII-XIV века)").

1. В древнетюркский период одним из основных причин миграции восточных кочевников на запад, во-первых, являлась реваншистская политика Второго Тюркского каганата, которая вызвала миграционные тенденции среди восточных племен азов, чиков, карлуков, енисейских кыргызов, жагалбаев и других. Во-вторых, усиление Кыргызского каганата во главе с Барсбек каганом, которое сопровождалось жесткой конкурентной борьбой Вторым Тюркским каганатом и длительными воинами между кыргызами и алчакчынами.

VI-VIII века характеризуется как период консолидации кыргызских племен в Минусинской котловине. Енисейские кыргызы сформировались как этнос. Кыргызы распространили свое влияние на некоторые районы Алтая и Западной Монголии. Кыргызский каганат как один из основных претендентов на лидерство в Центральной Азии сделал безупречную заявку, заключив союз тюргешами, карлуками и Китаем и создав мощную антитюркскую коалицию.

Более справедливо в прототипе Манаса видеть Барсбек кагана, с которым считались практически все: тюрки, карлуки, тюргеши и Китай. В отдельных сюжетах эпоса "Манас" отражены события VIII-X веков, когда правили кыргызами Барсбек каган и его преемники, которые вели постоянные войны с могущественными карлуками и тогуз огузами. В частности, в эпосе "Манас" титул вождей карлуков и тогуз огузов "ябгу" обнаруживался в форме "жабуу" и применялся в качестве боевого клича основных врагов кыргызов. "Жабуу-жабуу-жабуу!" деп, Жаалдаган кыйын кеп" - говорится в сказании.

В данный период началось инкорпорирование кыргызами в свой состав новых этнических групп чиков, табынов, в том числе алакчынов, обитавших на севере Алтая. Осколки алакчынов, имевших европеоидные черты внешности, сохранились в составе одного из крупных кыргызских племен саяк (беш бакачы), саруу (алакчын), чье происхождение связывали с Саяно-Алтаем Согласно легенде, род беш бакачы происходил от пяти прародителей. Представители беш бакачы отличались признаками рябости на теле. Потомками средневековых алакчынов также могли быть лакайцы Таджикистана, которых кыргызы в прошлом называли алакай. Последние имели тесные связи с кыргызскими племенами мундуз, доолос и кушчу. Этноним "лакай" находит свою аналогию в названии рода накай кыргызского племени кушчу.

Стремительный рост влияния Кыргызского кагана был обеспечен тем, что сразу после падения Второго Восточнотюркского каганата в 744 году, все вассалы тюрков признали власть Кыргызского кагана, вступив к нему на службу. Кыргызы включили в свой состав некоторые тюркские племена - толосов, тардушей, канглы, доитов (теитов), кесеков и др.

2. В VIII веке закрепление азов, после событий 716 года в Семиречье, слияние их с племенами нушиби и включение в политические процессы в регионе стали причиной нового витка миграции родственных племен чигилей, кыргызов, карлуков, вовлеченных в борьбу за верховенство на Тянь-Шане. В результате, в VIII веке в Тянь-Шано-Алтайском регионе появилась новая общность родственных племен чигилей, алтайских тюрков, кыргызов, которые вместе продвигались в западном направлении. В Семиречье ими были установлены тесные этногенетические и этнокультурные связи с местными племенами – азами, тухси и ягма. На Тянь-Шане азы, кыргызы слились с западнотюркскими родственными племенами асигами, гешу, хулуу-кюль-чурами (агач эри, кул жыгач), байсаньганами, джагалбаями и др. Последние сохранили свои этнические имена в составе кыргызского народа под названиями азык, кючюк, кылжыр (сары багыш, бугу), итэмген, сютэмген, кулжыгач, черик (чэли), байсогур, басыз и другие.

3. В середине IX века, после того как кыргызы одержали победу над уйгурами и установили свое господство в Центральной Азии, одной из главных задач Кыргызского кагана было выбить карлуков и огузов как можно дальше от торговых путей степной зоны, что заставило последних сменить место проживания и продвинуться на запад. В результате в IX-Х века кыргызы добились полного господства в Саяно-Алтайском крае и Западной Монголии, а чигили, тюрки и кыргызы захватили власть на Тянь-Шане, сформировав Караханидский каганат в 940 году.

В эпоху Кыргызского Великодержавия отдельные кыргызские роды смогли сформировать свои владения Каркырахан (улус Эмке), Табуни (Волга- Урал), Отуз Оглан (Талас-Кара Тоо) на Алтае-Тянь-Шаньском регионе и др. В купе с кыргызами также пришли на Тянь-Шань басмылы и байырку, в последующем окончательно связавшие свою судьбу с ними.

4. Кыргызы сыграли важную роль в возрождении алтайских родственных племен кыпчаков, канглы и кимаков. Позже алтайские кыпчаки объединившись с кимаками, отделились от Кыргызского каганата. В конце IX века алтайские кыргызы, канглы, кыпчаки, кимаки на развалинах владения кангарских племен сформировали новое государство – Кимакский каганат. Господствующее положение имели каи (или илан-змеи), выходцы из кыргызского владения Иланджоу (или койлон). С этого момента алтайские кимаки стали составлять угрозу Кыргызскому государству.

В эпосе "Манас" эпоха активных этнополитических отношений и соперничества между кыргызами и кимаками-канглы отражены в двух основных сюжетах сказания. В первом сюжете канглы и кыпчаки представлены как союзники Манаса и кыргызов, а во втором – в роли родственников-соперников Манаса коз команов (команы).

5. В связи с усилением кара китаев и их миграцией на запад начался очередной этап миграции кыргызов и кыпчаков на Тянь-Шань. В данный период главную роль в процессе консолидации тюркских племен сыграли кыргызы, которые сформировали военно-политический союз с кыпчаками и ябагу во второй половине XI века. В данный период караханидские и сельджукские правители стали принимать на службу кыргызов и кыпчаков, мигрировавших с востока. В XII веке кыргызы вступили в союз с огузами Султана Санджара против нашествия кара китаев в Среднюю Азию. После установления господства кара китаев на Тянь-Шане часть кыргызов скрывалась в горных долинах Ферганы, а другая переселилась на север и с башкирскими кыргызами на Волгу, упоминаемыми Истахри в Х в.

6. При Бату, его приемниках и главном темнике государства князе Ногае кыргызы и мангыты активно сотрудничали с Золотоордынскими ханами. Этому благоприятствовала также сама политическая ситуация в Монгольской империи, где развернулась борьба за власть между Золотой Ордой и империей Хубилая с одной, между Золотой Ордой и империей Амира Тимура с другой стороны. Биография главного темника Золотой Орды Ногая находит полное сходство с Манасом – главным героем эпического произведения кыргызов "Манас", приведенное в книге С.Ахсикенди "Маджму ат-Таварих". Кыргызы участвовали в формировании государства Хайду хана, подстрекаемого Золотой Ордой против всемонгольского хана Хубилая.

Кыргызы еще при жизни Берке хана, и позже в эпоху соперничества Золотой Орды с империей Хубилая с одной стороны, с империей Амира Тимура с другой, возвратились на юг, в районы Андижана, Намангана (древний Аксы) и Оша в Ферганской долине. Основная их часть возвратилась после смерти Ногая в 1300 году. В XIII-XIV века кыргызы имели ряд улусов Инга Торе, Салучи-Булгачи, Угэчи Кашка, которые располагались в Притяньшанье и Восточном Туркестане. Отдельные кыргызские племена смежно проживали с моголами в областях Манглай Субе, в улусах Камар ад-Дина, Худайдата, Абу Бекра и других владениях.

Кыргызы еще при жизни Берке хана, и позже в эпоху соперничества Золотой Орды с империей Хубилая с одной стороны, с империей Амира Тимура с другой, возвратились на юг, в районы Андижана, Намангана (древний Аксы) и Оша в Ферганской долине. Основная их часть возвратилась после смерти Ногая в 1300 году.

В XIII-XIV века кыргызы смежно проживали с моголами в областях Манглай Субе, в улусах Камар ад-Дина, Худайдада, Абу Бекра, расположенных на Тянь-Шане и Восточном Туркестане. Активизация кыргызов в данном регионе началась с образования улусов Инга Торе, Салучи-Булгачи, а также государства Угэчи Кашка в 1399 году, а еще больше после распада ойратского племенного союза в 1468 году, который развязал им руки. Глава кыргызов Абабарцы Чингсанг со своим туменом переселился в окрестности Хами и Баркуля.

К концу XV века кыргызы в данном регионе уже имели свое ханство под предводительством Мухаммеда Кыргыза.

Акеров Табылды,

кандидат исторических наук

Источник - ЦентрАзия

Поделиться: