Война в тылу. Центральная Азия может «похвастаться» собственными брейвиками

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
За пару дней до взрывов в Актау мы провели беседу с коллегами из кыргызстанских изданий на тему происхождения терроризма в нашем регионе. Ведь налицо тенденция переноса проявлений дестабилизации, с которыми уже несколько десятилетий борются на территории соседней республики, на нашу, как оказалось, благодатную почву. Главный редактор «Комсомольской правды в Кыргызстане» Эрлан Сатыбеков и редактор агентства Chalkan.kg Азамат Тынаев (на фото) делятся своим многолетним опытом наблюдения за условно террористическими и террористическими организациями, действующими в Кыргызстане.
Война в тылу. Центральная Азия может «похвастаться» собственными брейвиками


 За пару дней до взрывов в Актау мы провели беседу с коллегами из кыргызстанских изданий на тему происхождения терроризма в нашем регионе.Ведь налицо тенденция переноса проявлений дестабилизации, с которыми уже несколько десятилетий борются на территории соседней республики, на нашу, как оказалось, благодатную почву. Главный редактор «Комсомольской правды в Кыргызстане» Эрлан Сатыбеков и редактор агентства Chalkan.kg Азамат Тынаев (на фото) делятся своим многолетним опытом наблюдения за условно террористическими и террористическими организациями, действующими в Кыргызстане.

 

Э С

 

Мырегулярно получаем рассылки и читаем о том что происходит в последние месяцы в Казахстане. Я понимаю, если бы это было в Таразе или Шымкенте, где традиционно сильны позиции ислама.

 

- Мне кажется, все из-за социалки, которую реально проморгали. Потому что Актобе — регион, который недавно стал «зарабатывать», а раньше был довольно депрессивным.Ну, а люди видят, что рост богатства области никак не отражается на их личном благосостоянии. Видимо, этим воспользовались. Но вот кто — непонятно.

Как мне кажется, есть еще политический фактор. У тела Назарбаева находятся люди, которым хотелось бы оказаться на месте врача Туркменбаши, ставшего новым «драконом». Кое у кого из них предположительно есть свои вооруженные формирования, кто-то ассоциируется с экзотическими для нашего общества течениями ислама (для Казахстана традиционнее течение ханафитского мазхаба). В частности, есливспомнить племянника президента, одного из секретарей «Нур-Отана» и генерала КНБ… Поэтому, я думаю, как раз комитетчики знают, откуда ноги растут.

 

А Т

 

Мнекажется, в такие организации попадают не только люди из бедных семей или после каких-то жизненных драм. Парень приехал из села, работы нет, будущего нет, ходит с клеймом «мырка». Кажется, ему прямая дорога туда, но, как ни странно, на удочку ловятся образованные, у которых есть определенные перспективы и место в социуме.

 

Мотив во-первых, в исламе. Эта религия сама по себе достаточно красивая. Она даже в бытовом смысле очень практичная. Если взять Библию, Новый и Ветхий Заветы, то там есть моралитэ, но в целом это история колен Израилевых и сборник притч. А Коран — это инструкция по жизненному укладу: как надо выстраивать отношения в семье, с соседями и так далее. Иэто правильно, потому что из числа мировых религий это самая молодая. Мы об этом никогда не говорим, но это самая прогрессивная религия. Это, так сказать, рестайлинговая модель, с учетом всех недочетов, обнаруженных в ходе эксплуатации прежних версий — тех же буддизма, христианства, где главенствующий принцип единобожие.

 

- И все же мы приходим к тому, что это не только инструкция к действию на бытовом уровне, но и сложная, многотолкуемая концепция, — а это уже средство манипуляции. То есть, с политологической точки зрения можно констатировать: есть внутренний фактор — социальные проблемы и духовная пустота у многих представителей социума, которую чем-то надо заполнить, иесть какой-то другой, возможно, внешний фактор — то есть те силы, которые хотели бы воспользоваться и эксплуатировать внутренние проблемы страны. Наверное, проще всего использовать в качестве примера юг Кыргызстана

 

Э С

 

Когда мы говорим о юге, надо всегда помнить об этническом факторе. По ту сторону перевала живет огромное количество этнических узбеков. И когда создавались эти организации, они были направлены не против Киргизии, Акаева, а против Каримова. В итоге, и ИДУ, и «хизб-ут-тахрир», и «джамаат» создали своеобразную «пятую колонну» на юге. Семя упало на благодатнейшую почву —обездоленные, безработные, люди, которые не знали, куда себя девать. В результате — Наманганские, Баткенские события, а также то, что в тот период происходило в Таджикистане, — все было направлено против Ислама Абдуганиевича.

 

В начале девяностых началось с Узбекистана,потом перекинулось в Таджикистан. Известно, что Наманганский батальон участвовал в составе Объединенной таджикской оппозиции. Также на стороне«вовчиков» (ваххабитов) воевали и граждане Киргизии.

 

Когда«хизбутовцы» на юг Киргизии, узбеки почувствовали в их идеях близкие для их душ нотки. Им говорили об очевидном — нищете и социальных проблемах и том, что социальные проблемы поможет решить строительство Халифата. Кто мешает этому строительству? Такие продажные лидеры, как Ислам Абдуганиевич, которые позорят ислам. Более того, сам он является евреем (у него мать еврейка), то есть, по одной из версий, он из племенибухарских евреев. «Слуга шайтана правит и подавляет всех нас», — говорили пропагандисты. При этом они имели в виду подавление тех мусульман, которые не желают молиться в мечетях, контролируемых государством в Узбекистане, Таджикистане (не секрет, что Ташкент имеет огромное влияние и на Бишкек, и на Душанбе, и в какой-то мере на территории Казахстана). Как с этим бороться? Давайте бороться идеологически. Но после идеологов появились и более радикальные движения, такие как ИДУ и другие, — почва была создана. И тысячи людей ранее не видели для себя перспектив, вдруг увидели их в светлом будущем,когда будет построен Халифат. Как им говорили, там будет установлен справедливый порядок распределения социальных благ, всеобщее равенство, жизнь по шариату, никакой коррупции, общий порядок и прочие радости жизни. Люди поверили, хотя многие удивляются феномену массовости. Мы в «Вечернем Бишкеке» делали интервью с пресс-атташе «Хизб-ут-Тахрир» и с так называемыми амирами ячеек районного и даже областного уровня, которые выходили с нами на связь. Кстати, интервью с пресс-атташе перепечатали потом и «Вашингтон пост», и «Дойче велле» — мы долго готовили вопросы таким образом, чтобы он не мог уйти от ответа. У них действительно строгая конспирация, серьезно построена иерархия, четкая пирамидальная система. То есть это хорошая организация — хорошая в планесистемности. И я считаю, что именно они создали в девяностых годах основу, подготовили почву, электорат, а потом появились фанатики. Потом это расползлось и в города — у представителей многих социальных слоев они находили струны, за которые можно дергать.

 

Если, допустим, взять организацию «Джамаат Таблиги», то она считается мирной. Если брать по десятибалльной системе, то этой организации можно поставить «пятерочку», поскольку она не переходит к крайним действиям. Но она проигрывает агитаторам «Хихб-ут-Тахрир», которые более грамотны, уних есть какой-то базис. Когда разговариваешь с ними, я не говорю, что начинаешь проникаться идеями хизбутовцев, но они не просто толкуют положения хадисов или сур, а рассказывают о простой жизни, — как человеку вести себя в обществе, что ему делать в той или иной ситуации. Ввопросах мироздания они ссылаются на то, что сказано в таком-то аяте как-то походя, а при этом на простом примере доказывают это положение: «Откуда появилось вот это яблоко? Из семечка…» И так далее, вплоть до объяснения теории Большого взрыва. И им больше доверяют, потому что в отличие от имама, который был вчера сторожем, милиционером или учителем физкультуры, это подкованные люди, хотя, может быть, и без образования. Вам доходчиво разъясняют те вещи, о которых вы догадывались, но никто немог раньше просветить.

 

Еще один важный момент. Люди к нимтянутся потому, что там очень мощная спайка в халках, ячейках по 5-10 человек. Там в хорошем смысле круговая порука. Если человек остался без работы, члены общины дадут ему помощь. При этом остальные обязаны от трех до десяти процентов своей прибыли отдавать в общую казну. Это такаясистема финансовой взаимовыручки. Часто бывает, что когда кто-то из общины попал за решетку, они обеспечат передачу, наймут адвоката. То есть человек чувствует свою востребованность, нужность, он — член клана.

 

И понемногу за эти 15-20 лет они распространились по всем регионам, включая север, который ранее считался не их аудиторией.

 

Наэтом фоне, когда наши силовики заявляют о том, что выявлено некоторое количество террористов, в Бишкеке выявлено женское крыло «Хизб-ут-Тахрир», многие забывают о том, что надо бороться не с симптомами, а с болезнью.

 

Сами силовики, возможно, не видят настоящей опасности. Они видят: человек распространяет листовки, надо его наказать. А если посмотреть глубже, то у них просто нет нормальных грамотных контраргументов. Они говорят, что  «Хизб-ут-Тахрир»— это плохо, а каким-то образом переубедить, переманить на эту сторону уних не получается. Только карательные методы. А человек живет, чем-то помогает «хизбуту», молится и не считает себя преступником. И чем сильнее затягивают гайки, тем больше вероятность протеста. Такие прецеденты были. В Ноокате (Ошская область) в 2008 году возник конфликт между местной властью, милицией и молодежью по поводу того, где проводить Орозо айт. Поначалу горадминистрация пообещала предоставить стадион, а в последний момент там поняли, что допустили промашку, поскольку туда могли прийти тысячи людей и сказали: будете проводить в городском парке на танцплощадке. Молодежь возмутилась, и это вылилось в беспорядки (по сообщениям СМИ в организации праздника и беспорядков активно участвовали «хизбутовцы» — ред), ущерб на 55 млн сомов, разбиты 9машин…

 

Для того, чтобы вести грамотную пропаганду против таких организаций, нужны грамотные пропагандисты. Их практически нет. Сами власти признают, что уровень подготовки наших священнослужителей — ниже плинтуса. Грамотных людей — единицы. А основная масса — среднее звено мулл, которые заучили священные книги и не могут их растолковать. Они читают с амвона свои лекции, но реально противостоять не могут. Муфтий им говорит: «Ведите пропаганду, мы должны разъяснять пагубную сущность  «Хизб-ут-Тахрир»». А кто будет разъяснять, если они сами в этих вопросах «плавают».

 

- Ну хорошо, внешне они хорошие, «зайчики», но выливается-то все в хранение оружия и какие-то экстремистские вещи?

 

Э С

 

Тутсложно понять, что правда, а что — нет. Например, спецслужбы сообщают, что обнаружили у активиста помимо запрещенной литературы наган. А если зайти к соседу, который не «хизбутовец», у него, может быть, граната. Как говорится, тяжело в деревне без нагана, особенно, на Юге. У кого-то горсть патронов, а у кого-то и «калаш». Если из ста у одного что-то такое найдут, силовики преподносят, что  «Хизб-ут-Тахрир» вооружается. Безусловно они опасны, но и нам однозначно вдалбливают, что фанатики готовятся к войне, к так называемому четвертому этапу своей деятельности, когда произойдет захват власти.

 

Я же всегда считал, что все эти организации, в том числе и те, которые в свое время откололись от христианства (пятидесятники, иеговисты и прочие харизматические церкви новой волны), по большому счету — маленькие общины (можно их назвать деструктивными, тайными группами противодействия). Для двух основных религий — христианства и нашего либерального ислама они конкуренты, во многом более успешные. Как они могут бороться? Они призывают на помощь государство и стремятся уничтожить врага чужими руками. Если я не ошибаюсь, в 1998 году было сделано первое совместное заявление РПЦ и муфтията по поводу того, что надо принимать меры.

Тем не менее, я считаю, реальная угроза есть.

 

-Многие ставят знак «равно» между разными течениями ислама. Также как ставят этот знак между многолетней перманентной войной здесь, и тем, чтовдруг проявилось в Казахстане.

 

Э С

 

Большинствосветски ориентированных людей здесь считают так же. Дошло до того, что всписке КНБ оказались Акрамия, салафиты, ваххабиты и вдруг — 65 членов течения суфиев. Исламских мистиков почему-то скопом включили в общий список…

 

Сколько уже поднимался вопрос о том, чтобы создатьнезависимый экспертный центр, который бы существовал не при спецслужбах, и который бы мог выносить независимую экспертную оценку по той или иной брошюре. А то увидят книгу, где все написано по-арабски, и думают: запретить — не запретить.

 

Тем не менее, я считаю, реальная угроза есть. Тем более, факты нашего недавнего прошлого говорято том, что «пятая колонна» наших так называемых ваххабитов может активизироваться. Вначале она формировлась за кордоном — в Узбекистане иТаджикистане, а потом от них начали отпочковываться такие организации, как Союз исламского джихада и другие. Цели у них достаточно реакционные,и есть люди, которые поддерживают их подрывные идеи. Когда в прошлом году на Севере поймали организацию, состоящую чисто из кыргызов, все схватились за головы. Но мне кажется, здесь особый случай. Если Исламское движение Узбекистана действительно имело лагеря на территории Афганистана, его снабжали из-за рубежа оружием, литературой, была мощнаяидеологическая мотивация, то организацию, которую поймали здесь, на мойвзгляд — странная община, принцип существования которой всего лишь — ребячество.

 

- А источник откуда? Не междусобойчик же…

 

Э С

 

Апохоже на то. Собрались двое-трое ребят, привлекли других, которым понравились идеи. Все молодые, жизненного опыта нет, и вот такая игра в конспирацию: давайте что-то натворим, давайте заявим о себе. Последоваловыкладывание видеороликов в Интернет, позерство. Совершенно нелепый ролик: парень вытаскивает из-под кровати сверток и обращается к уже убитому Саиду Бурятскому: «Саид, подскажи, у меня есть бомба, что с ней делать?» Или стоит он автоматом: «Иншалла, мы придем», — а жена с ребенком на руках все снимает на телефон. Это какой-то детский уровень. Да они и попались быстро. Но факт остается фактом: пятеро убитых: погибли милиционеры, спецназовец и один штатский (правда, по-глупому). Оружие они 7 апреля подобрали. Они хотели подорвать УВД. На угнанной у американского гражданина машине (для этого они на него напали) привезли самодельную взрывчатку, госномера закрыли картонкой. И рано утром странным образом именно на нее обратили внимание милиционеры, хотя околоУВД десятки машин. И потом этот взрыв около Дворца спорта, абсолютно несостыковывающийся с временем судебного процесса. Может быть, не побоюсьэтого слова — раздолбайство (теракты в Бишкеке осенью прошлого года были совершены представителями террористической организации "Жаамат Кыргызстана «Жайшуль Махди» (ЖКЖМ) («Армия праведного правителя»). Членыгруппировок взяли на себя ответственность за взрывы у синагоги, Дворца спорта, а так же попытку подрыва джипа у здания УВД столицы), или они незнали точного времени. Настоящий же террорист просчитывает время до секунд…

 

Суд идет, кто-то из них отрицает свою вину, и я непредставляю, что смогут выяснить при нашей судебной системе. Сегодня говорят, что нити ведет в Казахстан и Россию. Мне кажется, что на фоне всеобщего увлечения исламом появился фурункул в виде группы молодых людей, которых, слава богу, быстро выявили.

 

Кроме того, я бы не стал доверять стопроцентно заявлениям наших силовиков. 24 июня 2010 года глава ГКНБ Кенешбек Душебаев заявляет, что в ошских событиях участвовали, нанятые людьми Бакиева, ИДУ, талибан и ОТО, хотя последней организации уже давно нет. Ни одного боевика поймано не было.

 

8-9октября этого года, когда были задержаны люди на Юге и один был застрелен, было заявлено, что они готовили теракты. Я знаю методы работынынешнего руководства ГКНБ и думаю, что операция слишком удачна, зачастую Душебаев выдает желаемое за действительное.

 

А Т

 

Реальныеоперации у нашего ГКНБ были, но во всех случаях удачных операций наших видно участие узбекских спецслужб. Они-то понимают, что все это не шутки, ведь 99,9 процента участников террористических организаций — этнические узбеки.

 

Операции были ювелирные: в центре густонаселенной махали в течение 10 минут выбивали всех «под корень». Новсе аккуратно, работали снайперы. То есть наша «Альфа» реально подготовленная.

 

ЭС

 

Если вспоминать удачные операции по обезвреживанию, то в январе и в мае 2006 года был прорыв двух групп на юге Баткенской области. В мае началась силовая операция, которая длилась до начала октября. В общей сложности погибло около тридцати человек со стороны силовиков «Арыстана» и боевиков. Операцией руководил Джаныш Бакиев, — мочили всех… В том числе был уничтожен имам карасууской мечети Мухаммадрафык Камалов, брат известнейшего в советские времена казы республики (еще в 90-м году он был снят с должности по двум пунктам: разжигание межнациональной розни между выходцами с Кавказа и дунганами и пропаганду ваххабизма, а тогда этого слова никто даже не знал). Мухаммадрафык был очень авторитетным. Один Карасууский район по численности населения больше чем Нарынская и Таласская область вместе взятые. Но так и не сказали, был он с террористами, или просто погиб в ходе операции. Десятки тысяч человек несли его по улицам и говорили, что он — шахид мубарак, то есть святой человек, погибший за веру.

 

А Т

 

Каримовуже много лет не может добиться от руководства Кыргызстана, чтобы ликвидировать «пятую колонну». Несколько лет на Юге журналист Саипов издавал антикаримовскую газету, которую переправляли потом в РУ.

 

Тайниковоружия на Юге немало. Еще с первых ошских событий узбеки стали вооружаться. И парадоксально: помогла революция не допустить серьезных событий, потому что оружие разбрелось по рукам. Кроме того, наши черные,бандиты Севера с началом событий двинулись на Юг, где люди уже начиналиразоружать гарнизоны.

 

Из-за прозрачности границ сюда из Узбекистана просачиваться может кто угодно. Здесь недорого сделать местный паспорт, с которым летят в Эмираты и ли Пакистан. Через два дня человек в лагере. Счет подготовленных людей идет на десятки тысяч. И чтос ними происходит потом — непонятно. И эти узбеки — самое страшное, потому что это организация. Но если сейчас они направлены против Каримова, против кого они могут повернуться завтра?

 

Э С

 

Послеандижанских событий у нас жили 400 беженцев, с которыми просто не знали, что делать. И я желаю тысячу лет жизни Исламу-акя, потому что в первые часы после его смерти на границе будут тысячи беженцев. Надо отдать должное: во время резни он не пустил с той стороны никого, хотя нашлось много защитников этнических узбеков на нашей территории. Все же происходило в соседних кишлаках.

 

 Арсен САИДОВ

 

 http://pulsanet.kz/mnenia/?id=560

 

Теги: взрыв , Актау

Поделиться: