Слово к 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В 2011 г. мировая общественность отмечает 300-летие со дня рождения великогорусского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова. ЮНЕСКО объявил этот год ГодомМ.В. Ломоносова. Правительство РФ создало Организационный комитет по подготовке ипроведению юбилея М.В. Ломоносова и утвердило план основных мероприятий. В нихсамую заметную роль играет Московский государственный университет, носящий имявеликого юбиляра.
Слово к 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова

Слово к 300 летию со дня рождения М.В.Ломоносова


Выступление декана исторического факультета МГУ, чл.-корр. РАН, профессору С.П.Карпова 

 на Пленарном заседании Международной научно-практической конференции в МГУ

«Михаил Ломоносов и современная европейская общеобразовательная традиция» 14 ноября 2011 г.

 

В 2011 г. мировая общественность отмечает 300-летие со дня рождения великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова. ЮНЕСКО объявил этот год Годом М.В. Ломоносова. Правительство РФ создало Организационный комитет по подготовке и проведению юбилея М.В. Ломоносова и утвердило план основных мероприятий. В них самую заметную роль играет Московский государственный университет, носящий имя

великого юбиляра. Нет нужды еще и еще раз описывать известные страницы жизни и деятельности М.В.Ломоносова, прошедшего путь от крестьянина-помора Архангелогородской губернии до первого отечественного ученого-естествоиспытателя мирового значения, поэта, художника, филолога и историка, статского советника, ведущего ученого, внесшего огромный вклад в сокровищницу мирового научного знания, в работу Санкт-Петербургской академии наук. Один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии в Москве, воспитанник Марбургского университета и Фрейбургской научной школы химии и металлургии, М.В. Ломоносов воспринял и затем перенес в Россию передовые традиции тогдашней университетской системы. В созданном по его инициативе и при деятельной поддержке И.И. Шувалова первом университете России - Московском императорском университете - был заложен фундамент современного высшего образования, с опорой на междисциплинарность и уважение к национальным традициям, к русскому языку и культуре при учете и использовании достижений мировой науки.

М.В. Ломоносов замыкает европейский век энциклопедизма, собирания знаний, и открывает в России век Просвещения. Перечисляя области науки и искусства, отмеченные гениальными озарениями Ломоносова, А.С. Пушкин подчеркивал, что «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник».

В основу знания М.В.Ломоносов всегда возводил опыт. «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Особое значение он придавал математике, которую почитал «за высшую степень человеческого познания» с тем, однако, ограничением, «что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно».

Тем самым он постулировал взаимосвязь и эмпирический характер наук, их взаимодействие, то, что мы теперь называем междисциплинарностью. Основываясь на атомно-молекулярной теории строения вещества, Ломоносов анализировал многие физические явления, разработав учение о свете и цветообразовании, о природе

атмосферного электричества. Занимаясь астрономией, он открыл атмосферу на планете Венера, конструировал и создавал новые оптические приборы, новую систему отражательного телескопа. В 1759 г. он пишет большой труд «Рассуждение о большей точности морского пути», внося вклад и в астрономию, и в картографию, в теорию и

практику навигации. В области химии (а именно по этой кафедре он получил в 1745 г.звание профессора и академика Петербургской АН) внес вклад в изучение процессов растворимости, создал Химическую лабораторию Академии наук, изобрел и своими руками производил «составы к мозаичному делу», по сути основал «физическую химию».

В геологии Ломоносов стремился объяснить причины образования гор и материков, полезных ископаемых и способы их обнаружения. Он кропотливо собирал образцы руд, описывал их местонахождение и свойства, создал систему их каталогизации в Берг-коллегии. Подлинной энциклопедией горного дела стал труд Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел». Ему принадлежит используемая и ныне гидравлическая теория движения воздуха в шахтах и рудниках. С 1757 г. Ломоносов руководил Географическим департаментом, сосредоточив усилия на создании нового атласа Российской империи. Для географических исследований он инициировал академические экспедиции, заботясь об их оснащении и финансировании. Проблема Северного морского пути всегда была приоритетом ученого родом из поморов. Он был автором плодотворной теории большого ледяного дрейфа, апробированной в XIX-XX вв. Еще в XVIII вв. Ломоносов предлагал создать международную службу погоды с сетью метереологических станций и обсерваторий.

Век Ломоносова был веком возрождения и процветания риторики. В образы и топы красноречия облекалось все гуманитарное знание, все образование. Отсюда не случайно составление Ломоносовым руководств по риторике, блестящее владение им всем арсеналом красноречия. «К приобретению оного требуется пять следующих средствий, - писал Ломоносов, - первое - природные дарования, второе - наука, третие - подражание

авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - знание других наук». Здесь он пошел дальше античных теоретиков и практиков риторики, обратив внимание на общенаучную подготовку оратора, а не только образность и техничность речи. Хотя Пушкин не считал Ломоносова великим поэтом, он отмечал его «главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным»6. Он понимал, что Ломоносов был, прежде всего, великим реформатором русского языка, проложившим магистральную дорогу российской словесности. В «Письме о правилах российского стихотворства» Ломоносов мудро предостерегал: «российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». В наш век это правило приобретает еще большую значимость, притом не только для поэзии. Язык, вместе с историей, составляет основу самосознания народа. Эта неразрывная связь слова и памяти оберегалась и защищалась Ломоносовым, использовавшим для того свой острый полемический дар и бескомпромиссность суждений. И по реформаторскому духу, и по темпераменту Ломоносов напоминал Петра Великого, которого обожал, и образ которого (портрет 1754 г. и панно «Полтавская баталия» 1762-64 гг.) ярко запечатлел и в мозаике, и в стихах, где упомянул, что Петр «Рожденны к Скипетру простер в работу руки, Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки».

Между прочим, это сходство Петра и Ломоносова отмечали многие выдающиеся деятели культуры, например, столь разные, как С.П. Шевырев и В.Г. Белинский. Исторические работы Ломоносова были призваны служить формированию национального самосознания, воспитанию патриотизма, экономической, политической независимости России, утверждению державности, просвещению народа. Его указания на принципы подбора источников, концептуальные оценки исторического процесса, внимание к хронологической выверенности, позволяют говорить о Ломоносове как об историке-профессионале. Его перу принадлежат «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Перваго или до 1054 года» (1754-1758); «Краткий Российский летописец с родословием» (1760); «Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софии» (1757).

Именно Ломоносов подал в 1761 г. И.И. Шувалову трактат «О сохранении и размножении российского народа», где задолго до А.И. Солженицына и наших дней провидчески сформулировал принцип сбережения народа как одну из главнейших основ политики государства. Ломоносов писал: «Начало сего полагаю самым главным делом: сохранением и размножением российского народа, в чем состоит величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности тесной без обитателей». Ломоносов не противопоставлял науку и веру, как это делали многие его современники эпохи Просвещения. Будучи новатором, он признавал благотворное значение традиции, написал специальный раздел «О пользе книг церковных в российском языке». Отстаивая историческую истину, он вступал в жесткую полемику, например, с Вольтером, сделав весьма критический разбор его «Истории Российской империи при Петре Великом".

Придавая большое значение иллюстративности в истории, в 1754 г. Ломоносов предложил Академии начать работу по составлению «медалической истории» на события жизни и деяний Петра I, Екатерины I, Петра II и Елизаветы Петровны. Сам он представил проекты к трем медалям. Позднее портретная серия медалей от Рюрика до Петра была осуществлена как иллюстрация к «Краткому российскому летописцу». В тех условиях этот замысел Ломоносова, реализованный уже после его кончины, носил ярко выраженный просветительский характер. Это была наглядная иллюстрация хода русской истории через лица правителей и описание их деяний в мире, где не было современных средств быстрого получения достоверной информации. Исторические произведения М.В. Ломоносова - это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и иностранной литературы. Так в академическом отчете о работе над «Древней Российской историей...» он отмечал: «...читал книги для собрания материй к сочинению «Российской истории»: Нестора, Законы Ярославли, большой Летописец Татищева, книги Кромера, Вейселя, Гелмонда, Арнолда и другие, из которых брал нужные эксцерпты или выписки и примечания, всех числом 653 статьи на 15 листах».

М.В. Ломоносов выступал против норманнской теории происхождения Русского государства. Он критиковал мнение ряда иностранных историков об отсталости древнерусского народа, сделав вывод: «Немало имеем свидетельств, что в России столь великой тьмы невежества не было, какую представляют многие внешние писатели».

Исторические работы М.В. Ломоносова, прежде всего - «Летописец», еще при его жизни и вскоре после кончины переводились на немецкий, французский, английский языки. Ломоносов ставил задачу создания национальных кадров ученых, обеспечения междисциплинарности, полной комплектации факультетов. Высказывая в письме к И.И. Шувалову (1754) свои предложения об основании Московского университета, Ломоносов считал необходимым иметь на философском факультете профессора истории, профессора древностей и критики, на медицинском - профессоров химии и натуральной истории, а на юридическом - профессора «политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою, как были в

прешедшие веки и как состоят в нынешнее время».

В проект нового регламента Академии наук (1764) Ломоносов предложил внести специальный параграф о должности историографа с целью собирания исторических сведений о России и издания трудов по русской истории. Он подчеркивал, что этот историограф должен иметь доступ к государственным архивам, быть человеком

«надежным и верным», не склонным в своих исторических сочинениях «ко шпынству и посмеянию».

Большое значение Ломоносов уделял журналистике, прежде всего - изданию научных журналов и научному рецензированию. Он автор трактата «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии». В нем он отмечал: «Журналы могли бы также очень благоприятно влиять на приращение человеческих знаний, если бы их сотрудники были в состоянии выполнить целиком взятую ими на себя задачу и согласились не переступать надлежащих граней, определяемых сей задачей». Цель благородная и в наши дни. Но может быть главнейшим подвигом Ломоносова стало основание Первого Российского университета - Московского, распорядок которого был подготовлен М.В.Ломоносовым и И.И.Шуваловым на демократических основах всесословности и широкой автономии, отстаиванию которой именно Ломоносов уделял много сил и времени, а преподавание велось не на латыни, а на русском языке. Важнейшим положением было соединение Университета и гимназии, обеспечивавшее линейку непрерывного обучения наукам. Развитие Московского университета, его традиции демократизма, открытости, фундаментальности образования связаны с освоением и продолжением предначертаний великого ученого. Изучение жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его научных идей, гражданской позиции, несмотря на дистанцию почти в три века, не теряет и сегодня своего значения.

С его именем связаны горячая любовь к Отечеству, вера в великое будущее России, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества. Переводя Горация, Ломоносов писал: «Я знак бессмертия себе воздвигнул Превыше пирамид и крепче меди...». У монумента его бессмертия мы сейчас и находимся. Это -Московский университет. Позвольте же заключить мою речь стихами кандидата словесных наук Московского университета Ф.И.Тютчева, великого питомца нашей Alma mater, о Ломоносове:

«И мы, признательные внуки,

Его всем подвигам благим

Во имя Правды и Науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье -

Он, верный Русскому уму,

Завоевал нам Просвещенье,

Не нас поработил ему».

Поделиться: