Официальные праздники суверенного Казахстана: история в контексте политики.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Меньше месяца осталось до наступления 20-летия Независимости Республики Казахстан. Для каждого годовщина, тем более юбилей не просто повод закатить вечеринку, но и причина, чтобы обернуться назад. Обернуться назад, чтобы где-то взгрустнуть, а где-то и улыбнуться вспоминая тот путь, который привел нас к дню сегодняшнему. Обернуться назад, чтобы подумать не обронили ли чего важного и нужного нам по дороге. Обернуться назад, чтобы понять куда же мы все-таки движемся и, может быть, заново наметить маршруты. Обернуться назад, чтобы сравнить то, что видим вокруг сегодня и то, о чем мечтали двадцать лет назад, когда еще вчера «нерушимый союз» вдруг исчез, а сердце переполняла тревога и новое, непонятное тогда еще чувство – чувство Свободы.
Официальные праздники суверенного Казахстана:  история в контексте политики.

Ауезов Е.Х.

 

Официальные праздники суверенного Казахстана:

историяв контексте политики.

 

                           Каждаяэпоха открывает в прошлом,

прежде всего, то, что резонирует в тон

с ее общественным и культурным опытом(настоящего).

                                                                         Г.С. Кнабе

 

 

Меньше месяцаосталось до наступления 20-летия Независимости Республики Казахстан. Длякаждого годовщина, тем более юбилей не просто повод закатить вечеринку, но и причина,чтобы обернуться назад. Обернуться назад,  чтобы где-то взгрустнуть, а где-то иулыбнуться вспоминая тот путь, который привел нас к дню сегодняшнему.Обернуться назад, чтобы подумать не обронили ли чего важного и нужного нам подороге. Обернуться назад, чтобы понять куда же мы все-таки движемся и, можетбыть, заново наметить маршруты. Обернуться назад, чтобы сравнить то, что видимвокруг сегодня и то, о чем мечтали двадцать лет назад, когда еще вчера«нерушимый союз» вдруг исчез, а сердце переполняла тревога и новое, непонятноетогда еще чувство – чувство Свободы.

Задать вопросыпрошлому, чтобы понять настоящее и наметить будущее, мы попытались при помощиконцентрата этого прошлого, в котором оно втиснуто в настоящем – официального праздника.Наш взгляд был преломлен сквозь призму этой «проекции истории на современность»(1 с.3) и со ступенек этого храма истории и идеалов, выстроенного властью. Апраздное разглядывание фасада, жрецов и идолов этого храма как-то незаметно длянас самих привело к этапам его строительства и главному архитектору.

Послеобретения Казахстаном независимости перед национальной элитой и высшим руководством республики встала задачавыстраивания принципиально новойгосударственной идеологии на основе национальной истории и западных ценностей.Советские традиции при этом были отвергнуты и оказались на свалке истории. Ноуже оформляя систему новых ценностей и идеалов независимого Казахстана при помощи праздников власть не смогла отказаться от родимыхпятен советского прошлого, когда многие союзные праздники реинкарнировались и стали формировать настоящее.

Пониманиетого, что такие функции праздника как интегративная, идентификационная иидеологическая необходимы в деле построения нового государства, егоповторяемость и ритуал позволяют внедрить в подсознание определенные ценности,а массовость праздника - конструирование социальной идентичности привело кучастию на всех этапах формирования новой праздничной культуры президентаКазахстана Н.А. Назарбаева. Так в соответствиис законодательной инициативой главы государства было осключено с 2009 года празднование Дня республики, как дня принятияДекларации о государственном суверенитете Республики Казахстана, как неимеющего в своей основе мифа, отражающего «восхождение к идеалу». Тогда как у каждого праздника, темболее у праздника официального, должна быть идея. «Идея праздника – это«нарративное» существование ценности в культуре, это некая легенда, трансляциякоторой актуализирует ценность. Неважно, является ли идея мифом, либо имеетисторическое происхождение – главное, чтобы она демонстрировала путь«восхождения» к идеалу, предлагала алгоритм решения проблемы, несла в себе момент«перелома», «преодоления» (1 с.14).

Отношения,связанные с проведением праздников в Республике Казахстан урегулированыспециальным законом «О праздниках в Республике Казахстан» от13.12.2001 года. До принятия обозначенного выше закона действовал УказПрезидента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 18 октября 1995 г., N 2534 "Опраздничных днях в Республике Казахстан". Принятие указа президента, имеющегосилу закона, отсылает нас к парламентскому кризису 1994 года, роспуску  действовавшего высшего законодательного органа– Верховного Совета РК 13 созыва. Тогда Конституционный суд по иску экс-кандидатав депутаты Т. Квятковской признал незаконнность ряда документов Центризбиркома,по которым были проведены последние выборы, что автоматически сделало весьпарламент нелигитимным. Этот момент стал началом новой конфигурации власти вКазахстане, что верно понял О. Сулейменов остроумно заметив: «Для чего в Россиипонадобились танки, у нас хватило одной Таньки». По решению Конституционного суда всилу вновь вступил Закон «О временном делегировании дополнительных полномочийПрезиденту РК и главам местных администраций», по которому Президент получилфункции законодательной власти.  

Еще допрекращения полномочий Верховного Совета созданная указом президента Ассамблеянародов Казахстана предложила провести референдум по продлению полномочийПрезидента до 2000 года, который подавляющим большинством голосов утвердилрешение АНК. С этого момента можно говорить о построении суперпрезидентскойреспублики в Казахстане, когда в условиях «самораспада» двух парламентов за двагода, жестких, нужных, но непопулярных реформ Н.Назарбаев сосредоточил в своихруках всю полноту власти.

Послепроведения референдума Президент создал комиссию по разработке проекта новойконституции, в которой не оказалось места ни Верховному Совету, ниКонституционному суду. Для характеристики предложенного проекта можно вспомнитьв первую очередь французскую конституцию 1958 года и Закон «О временном делегированииполномочий ...», которые являются в какой-то мере прообразами КонституцииКазахстана 1995 года (2).

 В статье 1 действующего закона «О праздниках вРеспублике Казахстан» закреплено, что «в Республике Казахстан отмечаютсянациональные праздники, государственные праздники, профессиональные и иныепраздники» (3). Дни, в которые отмечаются национальные и государственныепраздники в Казахстане, признаются праздничными и являются нерабочими. На нашвзгляд именно эти группы праздников имеют особую идеалогическую нагрузку и объединив их подобщим названием «официальный праздник» попробуем выявить через их призму и наих примере государственную концепцию национальной истории и систему принятияполитических решений в Республике Казахстан за период ее независимости.

На сегодняшнийдень, единственным национальным праздником в Республике Казахстан является День независимости 16 декабря. С 16декабря в Казахстане связаны, действительно, значимые события. В текущем годумы отмечаем 20-летие Независимости Республики Казахстан и, соответственно, 25лет декабрьским событиям 1986 года.

Отмечаемый 16- 17 декабря День независимости проводится,кроме того, согласно Конституционному закону Республики Казахстан «Огосударственной независимости Республики Казахстан», принятого ВерховнымСоветом Республики Казахстан как раз 16 декабря 1991 года. «Этот момент сталточкой отсчета в новейшей истории Казахстана». Казахстан последней из союзныхреспублик получил окончательное правовое оформление статуса независимогогосударства, что демонстрирует нам слабость сепаратистских настроений унаселения и элиты, несмотря на Декабрь 1986 года, а также амбиции на союзноеруководство у тогдашнего первого секретаря ЦК КПК Н.А.Назарбаева.

16 – 18декабря  1986 г. в г. Алма-Ате (нынег. Алматы) на площади Л.И. Брежнева (ныне площадь Республики) и некоторыхдругих городах Казахстана (Караганда, Павлодар) произошли массовые молодежныеволнения. 16 декабря в Алма-Ате к зданию ЦК КПК вышла молодежь. Поводом длявозмущения стала смена власти в республике когда  на пост первого секретаря ЦК КПК избрали Г.В.Колбина по "рекомендации" из Москвы. Причиной же была тяжелаясоциально-экономическая ситуация, а также обрусительная политика на территорииреспублики. На мирную демонстрацию 17 декабря 1986 года в г. Алма-Ате вышларабочая и учащиеся казахская молодежь с протестом на существующийгосударственный режим дискриминации интересов казахского народа. Демонстрациябыла мирная и носила политический характер. Применение силы 18 декабря дляразгона митинга привело к первой крови в "эпоху Горбачева", закоторым последовала серия аналогичных событийс многочисленными человеческими жертвами Тбилиси (1989), Баку (1990), Душанбе(1990), Вильнюсе (1991) и Риге (1991).

 Поначалу мирные демонстрации студентов перешлив столкновения с милицией и были разогнаны с участием армии и применениемнасилия (операция «Метель»), в основном русской национальности. До сих порнеизвестно точное количество пострадавших (сведения союзных и республиканских правоохранительныхорганов разнятся). По некоторым данным «в результате подавления восстаниясиловыми структурами были задержаны 8500 человек,получили тяжелые телесные повреждения (в основном черепно-мозговая травма), более 1700 человек, подвергнуты допросам в прокуратуре 5324,в КГБ - 850 человек, осуждены приговором судов 99 человек, из них 2 - к высшей мере наказания, 900 человек подвергнуты кадминистративным мерам наказания (аресты, штрафы), предупреждены 1400 человек,уволены с работы 319 участников восстания, отчислены из учебных заведений(только по Миннаробраз) 309 студентов (4). После силового разгона демонстрацииначалась травля в союзной и республиканской печати, было  принято постановление ЦК КПСС «О казахскомнационализме», а участники событий и сочувствующие им были подвергнутыуголовному и административному преследованию. После выступлений и требованийнародного депутата М. Шаханова за трибуной Съезда народных депутатов СССР и сессийВерховного Совета СССР, Президиум Верховного Совета КазАССР организовалКомиссию по окончательной оценке декабрьских событий 1986 года в Алма-Ате идругих областях Казахстана.  УказомПрезидента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева от 12 декабря 1991 года «Ореабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18декабря 1986 года в Казахстане»  быладана частичная правовая и политическая оценка этих событий.

Представляютсяинтересными, исторические параллели между среднеазиатским восстанием 1916 года,как первым симптомом нездоровья империи, скорого ее падения и образования через5 лет СССР и декабрем 1986 в Казахстане, который стал началом сериипоследовавших аналогичных событий, развалом уже Советского Союза и  появлением через 5 лет на политической картемира нового независимого государства – Республики Казахстан. 

Ритуал. Во всех городах, селахпроводятся праздничные концерты. В день праздника по всей стране проходятмассовые гуляния. В преддверии праздника президент награждают выдающихсядеятелей культуры, искусства, спорта и т.д. Традиционно проводятся «праздничныеамнистии».

Государственнымипраздниками в Республике Казахстан являются праздники, отмечаемые в следующиедни:

Новый год - 1 - 2 января. Пожалуй,самый глобальный праздник, что, впрочем, не мешает нам сделать определенныевыводы. Новый год,  отмечаемый всоответствии с юлианским календарем 1 января, берущим за точку отсчета рождениеИисуса Христоса был введен Петром I Великим вРоссии, а значит и в Казахстане как части империи, а затем и Союза республик. Этоуказывает нам на колониальное прошлое, с одной стороны, а с другой – что,несмотря на то, что большинство населения Республики являются мусульманами, исламвсе-таки не играет, пока, определяющего значения и Казахстан находится в орбитеевропейских традиций.

Ритуал: рождественская елка и новогоднеепоздравление президента.

Международный женский день - 8 марта. Ежегодно отмечается ООН как Международный день борьбы за права женщин имеждународный мир. Традиция, уводящая нас в прошлое«первого в мире социалистического государства». Исторически возник как символборьбы трудящихся женщин за равенство прав, эмансипацию и движения суфражисток.Сегодня же, словно в насмешку, вкладываемый в него смысл создает, напротив,традиционный образ женщины как слабого пола, хранительницы домашнего очага,пропагандирует и другие сексисткие стереотипы.

Ритуал – цветы, конфеты и признания в любви женщинам, встреча известныхпредставительниц прекрасного пола республики в Ақ Орде с президентом РК.

Наурыз мейрамы - 21 - 23 марта. Наурыз мейрамы - праздник весеннегообновления, начало нового года по восточному календарю, считается одним издревнейших праздников на земле, который зародился во времена Заратустры.Праздник Нового года, пробуждения Весны и обновления во всем празднуется в техстранах, которые раньше входили в большое арийско-иранское пространство, тоесть от Пакистана до Ирана, и в странах Центральной Азии и Кавказа. 23 февраля2010 года на 64-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН большинством голосов былапринята резолюция об объявлении праздника "Наурыз" международнымпраздником.

В переводе с фарси"Ноу" означает новый, а "Руз" - день. Слово"Наурыз" в казахском языке имеет несколько значений: 1) названиепервого дня Нового года; 2) название первого месяца каждого года животногоцикла (марта); 3) название праздника Нового года; 4) название угощений,приносимых в этот праздник ("Наурыз коже"); 5) название жанра стихови песен.

Официальное признание вреспублике Наурыз приобрел в 1991 году, когда 15 марта вышел указ президентаКазахстана Назарбаева "О народном празднике весны - Наурыз мейрамы". Несмотря на отсутствие религиозногоконтескта был запрещен советской властью с 1926 года как мусульманскийпраздник. Талибы Афганистана такжезапрещали этот праздник, но уже как неисламский. Наурыз – единственныйофициальный праздник, корни которого уходят в традиционную культуру казахов,что, безусловно, последствие колониального прошлого Казахстана. Долгие годы егоотмечали тайно - по-семейному или в узком кругу проверенных друзей. И только в1988 году в результате проводимой политики демократизации и росту национальногосамосознания был возвращен казахскому народу и стал праздноваться массово и публично.Интересно, что произошло это когда первым секретарем ЦК КПК был Г. Колбин,который пытался реабилитироваться в глазах общества после подавленияДекабрьских событий 1986 года. С 2008 года в соответствии с изменениями взаконодательство, внесенными по инициативе президента 21-23 марта в Казахстанеофициально являются нерабочими днями.

Ритуал: «Наурыз» означает «рождение весны». Это наиболее важный идревний фестиваль восточных народов. У него есть и другое название, Улыс Куны(«Первый день Нового Года») или Улыстын Улы Куны («Великий день народа»).. Считатется, что чем щедрее будетотмечен праздник Наурыз, тем благополучнее пройдет год. Накануне праздникавесеннего равноденствия люди приводят в порядок жилье, расплачиваются сдолгами, мирятся. В ночь перед торжеством в знак пожелания изобилия, урожая идождя все емкости наполняют молоком, зерном, ключевой водой, а в день Наурызавсе стараются быть в бодром расположении духа, при встрече заключали друг другав объятия, высказывали самые добрые пожелания, чтобы все невзгоды и бедыминовали их.

Люди заранее готовились к встрече этого праздника. Проводится уборка жилья,окрестностей. Одним из важных ритуалов праздника – поклон солнцу. Встречапервых лучей солнца сопровождается словами "ЗдравствуйМатушка-солнце". В эти дни было важно получить благословение – Бата. Бата– это пожелание, напутствие старших. Можно было услышать такие пожелания:"Желаю успехов всем начинаниям", "Желаю плодородие земленашей" и т.д.

В этот день проводитсяайтыс. Айтыс – это словесное состязание акынов в аккомпонимент домбры.Сопровождается праздник наурыз национальными играми: "Кокпар","Догони девушку", "Байга", "Качели – алты бакан","Попади в монету" и др.

Песни, музыка, веселые шутки слышатся отовсюду, поднимая настроение людей.

Праздничными развлечениями являются различные игры, качели «алтыбакан» (впереводе с казахского - шесть столбов), удалые джигиты принимают участие втрадиционных скачках. В этот день на улицах городов и сел Казахстана ставятсянарядные юрты, в которых любой желающий может отведать праздничное угощение.Казахского «деда Мороза» называют Коркыт Ата. Если в этот деньрождались мальчики, их называли по традиции Наурызбаями или Наурызбеками, адевочек просто Наурыз или Наурызгуль. Если в этот день выпадал снег, то этосчиталось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают сбелым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий пушистый снегс особенной белизной.

ПразднованиеНаурыза начиналось традиционной встречей рассвета, связанного со стариннымритуалом - "Если увидишь родник - расчищай его исток". Встречаярассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки лопаты, кетмени,собирались в условленном месте у родника или арыка и производили его расчистку.Затем все вместе под руководством почтенных стариков производили посадкудеревьев. При этом по установившейся традиции произносились слова: "Пустьостанется в памяти от человека дерево, нежели стадо", "Срубил однодерево - посади десять!".

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в образе жыршы - зазывалы(глашатая) обходили все улицы, площади, дворы и звали всех на праздник.

У казахов припраздновании Наурыза обязательным является присутствие числа "7",которое олицетворяет семь дней недели - единицы времени вселенской вечности:перед аксакалами ставились семь чаш с напитком Наурыз-коже, приготовленным из семисортов семи видов злаков. В состав семи компонентов обычно входили мясо, соль,жир, лук, пшеница, курт, ирим-шик (творог). Все люди, независимо от пола,возраста и социальной принадлежности, освобождались от повседневныхобязанностей и на равных правах принимали активное участие в весельях и играх.В это время снимались всевозможные этические запреты во взаимоотношениях мужчини женщин, даже те, что всегда существовали между старшим деверем (кайын-ага) иневесткой (келин).

Безусловно,современные очертания праздника существенно отличаются от их прежнегосодержания. Это не только театрализованные представления и богато убранныеюрты, вкусно приготовленный наурыз-коже, но и проведение благотворительныхакций, народно-спортивных игр, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев,очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

В наши дни "Наурыз мейрамы" стал общенародным праздником весны, трудаи единства. Сегодня этот праздник одинаково дорог всем народам, живущим вмногонациональном Казахстане. Древний праздник Наурыз гармоничнотрансформировался в современную жизнь, сохранив преемственность традицийдревности (5).

Праздник единства народа Казахстана - 1 мая.Праздник начал отмечаться с 1996 года. Здесь мы опять видим, во-первых,ребрендинг советского праздника, очередное родимое пятно Советского Союза, компромисс между социальной памятью изадачами построения новой государственности, а во-вторых, формулировкаговорит о проводимой политике по созданию единой гражданской «казахстанскойнации».

Интересно, чтоесли проследить возникновение этого советского праздника также как и  праздника 8 марта, то мы увидим, что  он берет свое начало не в СССР илиИнтернационале, а в самом логове империализма – США. Сегодня этот праздникотмечается в 66 государствах мира. В России этот праздник переименовали вПраздник весны и труда  и отмечают с 1997года.

Ритуал: с подачи президента с 2011 годапраздник отмечается митингами и массовыми шествиями.

День Победы - 9 мая. 9 мая 1945 годабыла подписан акт о безоговорочнойкапитуляция Германии и 9 мая отмечаетсякак праздник победы СССР над нацистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Напротяжении всей истории независимого Казахстана никаких официальных попытокпересмотра исторической концепции Великой Победы в отличии, скажем от Украины,не было. Это свидетельствует о стабильности казахстано-российскихмежгосударственных отношений.

Ритуал: Проводятся благотворительныеакции, различные мероприятия по чествованию ветеранов войны, возложения цветов.Однако военного парада не проводится.

День Столицы - 6 июля. 6 июля 1994 года президентН.А. Назарбаев впервые озвучил идею переноса столицы выступив перед депутатамиВерховного Совета Казахстана, которые приняли соответствующее постановление.Следует отметить, что большинством депутатов и населения представлялось, чтореализация этого решения будет отнесена к далекой перспективе. Однако, уже 1997годув соответствии с указом президента Казахстана перенос был осуществлен, а 6мая 1998 года на основании уже другого указа президента, Ақмола была переименована в Астану. Деньстолицы в Астане отмечали с  1998 7года нагородском уровне 10 июня.

В 2006 году взаконодательство были внесены соответствующие изменения, День города былперенесён на 6 июля и отмечается как общереспубликанский праздник. Данноерешение до сих пор вызывает много споров, так как в этот день отмечается нетолько годовщина принятия парламентом решения о переносе столицы в Астану но идень рождения первого президента Казахстана – Н.А. Назарбаева, бесспорного«главного строителя» новой столицы. Интересны в этой связи аналогии с «совпадением»дней рождения президента Чечни Р. Кадырова и ее столицы г. Грозного.

 Ритуал:серия концертов с участием ведущих иностранных артистов, подарки от областейстолице, поздравления в адрес президента.

День Конституции Республики Казахстан - 30августа. Основной ЗаконРеспублики Казахстан была принят на всенародном референдуме30 августа 1995 года.Следует отметить, что это уже вторая Конституция суверенного Казахстана и вотличии от Конституции РК 1993 года она закрепила президентскую форму правления.Для составления текста Конституции была создана специальная комиссия во главе сН. Шайкеновым, который говорил, что авторКонституции вовсе не он, а сам Назарбаев. В  Конституцию РК трижды вносилисьизменения в 1998, 2007 и 2011 годах, которые касались, в первую очередь,расширения полномочий президента страны.

Ритуал. Начиная с 2009 года в столицеКазахстана в этот день проводится военный парад с участием ВерховногоГлавнокомандующего – Президента РК.Понимание потребности у политической элиты Казахстана в проведениивоенного парада и смотра войск как средства повышения боевого духа ипатриотизма, отсутствие единой концепции оценки важнейших сражений, следованиеобщемировому опыту привело к такой оригинальной традиции. Отсутствие вКазахстане Дня юриста делает День конституции его заменителем.

Представляетсяинтересным тот факт, что несмотря на объявленную в Конституции РК светскостьреспублики «к юбилею Ассамблеи народов Казахстана в 2005 г президент Н.А.Назарбаев приготовил своеобразный подарок – «отдавая дань уважения двум крупнымконфессиям», он предложил объявить официальными праздничными днями религиозныепраздники – первый день мусульманского Курбан-айта и православное Рождество» (6).Закрепление же религиозных праздников Курбан-айта и Рождества Христова нашлоотражение не в Законе «О праздниках в Республике Казахстан», а в пункте 4 ст.96 Трудового Кодекса РК и обозначены они просто как выходные дни. Впрочем, этоявляется общим трендом для центральноазиатских государств.

В целом,характеризуя официальную праздничную культуру Казахстана за годы егонезависимости следует отметить, что она (культура) более или менее сформироваласьи в течении ближайшей перспективы в 5 – 10 лет при условии того, что передачавласти в республике состоится без потрясений, значительно не изменится. Ужесегодня, как нам кажется, можно с большой степенью точности говорить о такиххарактерных чертах официальной праздничной культуры, как, во-первых,определенная преемственность советских традиций, что во многом определеносохранением власти у бывших советских руководителей; во-вторых, направленностьна отыскание в национальной истории событий, ценностей и идеалов, на основекоторых проводится социализация населения в рамках построения т.н.«казахстанской нации»; в третьих, прослеживается четкая зависимость официальныхпраздников от политической коньюктуры; в-четвертых, официальные праздники всечаще воспринимаются населением как обычные выходные дни; в пятых, официальныепраздники конкурируют и уступают место корпоративным и неформальным глобальнымпраздникам (День Святого Валентина,   Хэллоуин, восточный Новый год), где Казахстанследует общемировым трендам; в шестых, участие в массовых формах празднования(военный парад, народные гуляния на Наурыз) свидетельствуют об имманентномжелании казахстанского народа в социальной включенности и их (массовых форм)необходимости; в седьмых, наличие лишь одного праздника - Наурыза, уводящегонас в далекое прошлое и отсутствие даже одного собственно национального(казахского) праздника свидетельствует о 260-летнем пребывании Казахстанаколонией; в седьмых, весь суверенный опыт развития Казахстана показывает, что,несмотря на формальное отнесение вопросов, связанных с проведением праздников ккомпетенции парламента Казахстана путем принятия специального закона, напрактике все решения принимаются с подачи президента РК, что свидетельствует обединственном центре принятия политических решений в Казахстане.

 

Литература:

1. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры/ Дисс. насоискание ученой ст.  канд. филос. наук,Саранск, 2001.

2. Кадрырешают все. Данияр Ашимбаев Часть3. От Конституции к Конституции  www.kazbio.info              

3. Закон Республики Казахстан от 13.12.2001 N267-2 "О праздниках в РеспубликеКазахстан" www.egov.kz

4. Резюме пресс-конференции по декабрьскимсобытиям 1986г.  www.libertykz.narod.ru

5. Кенесбай Мусаев. Праздник Наурыз /www.neonomad.kz/

6. Курбан-айт и рождество станутгосударственными праздниками www.kp.kz


Поделиться: