Россия, Москва

info@ia-centr.ru

К. Газарян: Стратегическое партнерство России и Армении.

20.05.2008

Автор:

Теги:
 

    ИАЦ продолжает  публикацию  материалов по итогам научного семинара "Постсоветское пространство в системе международных отношений". Модератор семинара - генеральный директор ИАЦ Алексей Власов.

 

История дружбы двух народов и государств насчитывает несколько веков. С 1828 г. земли Восточной Армении вошли в состав Российской империи, что еще сильнее укрепило их связи. В советские годы экономика Армянской ССР была полностью интегрирована в единую советскую экономику. После распада Советского Союза накопленный потенциал сотрудничества не был растрачен, а напротив, связи между двумя независимыми странами крепли, достигнув высокой степени. Многие стали говорить о стратегическом партнёрстве. В нашей статье мы попробуем исследовать, насколько объективного можно говорить о таком характере дружбы двух государств, как партнёрство проявляется: в экономических связях, в политической сфере, в вопросах обеспечения безопасности.

Начнём с экономики. Россия - основной торговый партнер Армении. Совместный товарооборот составляет около 20 процентов внешней торговли республики. С 2001 г. ежегодно и заметными темпами растёт товарооборот, который на 1 янв. 2008 г. превысил сумму в 1 млрд.$, что является огромной суммой для маленькой Армении. По показателю торгового оборота Россия уступает только Европейскому Союзу, чья торговля с Арменией,  по данным Национальной службы статистики Республики Армения, составилa в 2007 году $1705,6 млн.

Экспорт из России представлен в основном поставками ядерного топлива и оборудования для Армянской АЭС, энергоносителями, алмазным сырьем, машинами и оборудованием. В структуре импорта из Армении основное место занимают продовольственные товары и сырье, необработанный алюминий, а также спиртные напитки, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы.

Продолжают развиваться прямые торговые связи Армении с российскими регионами. Около 70 субъектов РФ поддерживают двусторонние экономические связи с Арменией. Наиболее тесные связи установлены с теми регионами Российской Федерации, где широко представлена армянская диаспора - в Краснодарском, Ставропольском краями, Московской, Ростовской, Свердловской областями.

Особой статье экономического сотрудничества является тот факт, что Армения смогла полностью погасить свой внешний долг перед Российской Федерацией. В 2002 г. государственный долг Армении перед Россией составлял в 101 млн. долл. /в т.ч. долг за поставленный газ - около 37 млн. долл. Погашение долга проходит путём передачи армянских предприятий под руководство российских предпринимателей. В этой связи экономическое влияние России в Армении только укрепляется.  В ноябре 2002 года были подписаны документы о передаче ряда армянских предприятий в российскую собственность. С завершением в январе 2004 года процесса передачи России пяти армянских промышленных объектов по соглашению "имущество в счет долга" проблема возмещения задолженности Армении по госкредитам России была урегулирована. Среди перешедших объектов есть стратегические - Атомная электростанция «Раздан» (производящая около 30 проц. всех электрогенерирующих мощностей республики), научно-промышленные комплексы, компании телекоммуникаций, инфраструктуры и др.

Россия является также главным инвестором в армянскую экономику, что заметно способствует её росту. Ежегодно объём инвестиций увеличивается. В 2003 г.  сумма инвестированных денег составила 250 млн. долл., а к началу 2008 г. - более 800 млн. долл. В Армении зарегистрировано около 700 компаний с участием российского капитала, в их числе "АрмРосгазпром", "Арменал", "Армавиа". В ближайшее время три крупнейших российских компании ОАО "Вымпелком", "Русал" и ОАО "Газпром" собираются инвестировать еще 600 млн. долл. в армянскую экономику. Особенно сильны его позиции в энергетике и банковском деле. "Внешторгбанк" владеет 70% акций одного из крупнейших банков - "Армсбербанка". Российский капитал присутствует в 9 из 20 банков Армении. В середине 2007 г. глава Росатома Сергей Кириенко заявил о готовности оказать содействие правительству Армении в вопросе строительства новой АЭС мощностью в 1000 МВт, в том числе и финансовым участием в проекте предварительной стоимостью в 2 млрд. долларов.

Все эти факты говорят о том, что уровень экономического сотрудничества достиг очень высокого уровня и с каждым годом растёт. Основы долгосрочного развития нашли отражение в Договоре "О долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 года", подписанном в сентябре 2001 года президентами Владимиром Путиным и Робертом Кочаряном. Армения по-прежнему сильно зависима экономически от северного соседа, и для неё не существует реальной альтернативы российского влияния на экономку. Это связано с изоляцией Армении, отсутствием других стратегических партнеров, отстраненностью от крупных региональных экономических проектов (например, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан), закрытостью границ с двух сторон, состоянием войны с Азербайджаном (до сих не подписано мирного договора). Но в Армении факт российского доминирования в экономике не оспаривается политическим режимом не только из-за отсутствия альтернативы у армян. Во многом благодаря российскому капиталу экономика Армении растёт большими шагами, стабильно показывая двузначный ежегодный рост экономики, темп которого уступает только азербайджанскому из стран СНГ.

Теперь обратимся к сотрудничеству в политической сфере. Дипломатические отношения были установлены  в мае 1992 г. Сотрудничество двух стран развивается на двусторонней и многосторонней основах. С этого времени было заключено около 170 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, включая Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года, а также ряд документов, закрепляющих российское военное присутствие в Армении. Армения, как и Россия, выступает за укрепление СНГ и является членом Организации Договора о коллективной безопасности, что сильно сближает политические позиции.

Сотрудничество в политической сфере не зависело от политической обстановки в обеих странах. Так, например, все кандидаты в президенты Армении 2008 г. в своей предвыборной программе рассматривали отношения с Россией как приоритетные для государства. И сам МИД РФ не раз выступал с заявлениями, что российско-армянские отношения останутся союзническими независимо от политической власти в Армении.

Действительно наиболее близким  политическим союзником для Армении является Российская Федерация. Это обуславливается не только историческими традициями. Россия способствовала частичному выходу страны из полной изоляции, содействовала процессу прекращения огня и подписания перемирия во время Нагорно-Карабахской войны. Она также является ключевым членом и сопредседателем Минской группы ОБСЕ по Карабахскому урегулированию.

Надо отметить, что и для России представляет большой интерес тесные связи с Арменией. Многие аналитики и политики называют Ереван единственным политическим союзником в Закавказье, стратегически важном регионе для России. Грузинское политическое руководство имеет четко выраженную проамериканскую ориентацию, Азербайджан хотя и поддерживает дружеские отношения, но тяготеет больше к Турции и соответственно к НАТО. Армения, у которой больше нет политических союзов, укрепляет связи с Россией. В сложившихся условиях геополитическое значение Армении как стратегического партнера России чрезвычайно возрастает в качестве стабилизирующего регионального фактора. Тем самым, происходит некий политический симбиоз, когда обе стороны заинтересованы друг в друге, хотя мотивов для этого все же больше у Еревана. Поэтому политическое сотрудничество на уровне двух стран мы вправе назвать стратегическим. Оно проявляется также в вопросах обеспечения безопасности и военной политики, о чём речь пойдёт дальше.

Армения, будучи членом ОДКБ, активно сотрудничает с другими членами по вопросам обеспечения безопасности, в наибольшей степени с Россией. Регулярно проводятся боевые учения, на которых отрабатываются общие стратегии ведения боя.

Пожалуй главным аспектом военного сотрудничества между двумя государствами является 102-я российская база, дислоцированная в окрестностях Еревана и города Гюмри. Задачи базы состоят в обеспечении стратегической стабильности внешней границы СНГ, защите интересов России и безопасности Армении, в том числе, путем совместного оперативного применения российских и армянских войск в соответствии с положениями ДКБ от 15 мая 1992 года. Причём для армян эта база - надежный гарант безопасности и защиты суверенитета прежде всего от Турции, с которой отсутствуют дипломатические отношения. После обретения независимости у границ Армении часто поднимались в воздух с турецкой стороны истребители типа «Аякс», после размещения 16 марта 1995 г. 102-й базы такие полеты полностью прекратились.

Общая численность военнослужащих российской базы - 5 тыс. человек. По информации военных источников, база оснащена мощным оборонительным вооружением - 74 танка, 17 БМП, 148 БТР, 84 артиллерийские системы. Авиагруппа включает до 30 истребителей Миг-29, оснащена зенитно-ракетными комплексами С-300 и С-200 большой дальности. Силы базы были значительно дополнены после вывода основной части техники с двух российских военных баз из Грузии в Гюмри.

Помимо военной базы, которая является единственной российской базой во всём Закавказье, российские военные охраняют границы Армении и южные рубежи СНГ. На основании подписанного 30 сентября 1992 года межгосударственного Договора о статусе погранвойск России на территории Армении Москва взяла на себя обязательства по охране рубежей республики с Турцией (345 км) и Ираном (45 км).

Также сотрудничество проявляется в том, что ежегодно армянские офицеры проходят обучение в военных академиях России. С 1992 г. около 2 тысяч армянских офицеров прошли такую подготовку. Армия Республики Армения строится по российскому образцу и с помощью российской техники. Таким образом и военном отношении партнерство достигло высокой отметки. Для Армении военное присутствие России, как уже говорилось, гарант безопасности. В военном отношении Армения сотрудничает и с НАТО, и с США - в 2004 г. была Америкой были предоставлены 7 млн. долл. Для модернизации связи в армянской армии, Армения также участвует в программе НАТО «Партнёрство во имя мира» и уже несколько раз проводила совместные учения с натовскими силами. Но по мнению большинства армянских и российских военных и аналитиков приоритетным направлением развития военных связей у Армении - пророссийские. Даже в далёкой перспективе альтернативы российскому присутствию у Армении нет.

Как мы выяснили, во всёх трёх основных сферах взаимодействия уровень межгосударственных отношений очень высок. Это дополняется тесными культурными связями. В России проживает самая многочисленная армянская диаспора в мире численностью около 2 млн. чел. Через диаспору осуществляются культурные контакты двух народов. Действия многочисленных организаций диаспоры более заметны и де         йственны по сравнению с незаметной ролью, которое играет посольство Республики Армения в Рсосии. Например, самая крпуная организация Союз Армян России, регулярно проводит и спонсирует культурные мероприятия по укреплению российско-армянской дружбы - открывает выставки, проводит форумы им семинары, публикует издания и др. В Армении действуют множество образовательных учреждений, преподавание в которых ведется на русском языке, хотя численность русских в Армении мизерно мала - 10 тыс. чел. 2005 год был Годом Российской Федерации в Армении. Логическим продолжением мероприятия стал Год Армении в России в 2006 году. Главная идея Года - открыть дорогу общественной и деловой инициативе, расширению информационных и культурных обменов, углублению двусторонних контактов, еще большему сближению народов и государств.

Но в Армении не всеми разделяется мнение о реальном сотрудничестве двух государств. Существуют также мнения, что в двусторонних отношениях Армения играет подчинённую роль, являясь придатком для российских интересов. Такие настроения выражают некоторые представители оппозиции. Например, депутат парламента республики, Шаварш Качарян (оппозиционный блок «Справедливость») заявил, что Россия не является другом Армении. Другой оппозиционер, лидер Либеральной прогрессивной партии, Ованнес Ованнисян заметил: "Российские военные вовсе не обеспечивают безопасность, а являются лишь фиктивным отображением армяно-российского стратегического союза». На наш взгляд, однобоко рассматривает российско-армянские отношения, от которых выигрывают в равной степени обе стороны и где учитываются взаимные интересы. Именно поэтому, антироссийские настроения в армянской политической среде крайне редки.

Все вышеперечисленные  факты могут быть подтверждением того, что партнерство между Арменией и Россией действительно достигло уровня на сегодняшний момент всестороннего стратегического партнерства.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение